Организатор сервиса обмена мгновенными сообщениями
Подборка наиболее важных документов по запросу Организатор сервиса обмена мгновенными сообщениями (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовое регулирование рекламной деятельности в России: анализ действующего законодательства
(Голубкина К.В.)
("Право и экономика", 2024, N 5)Более того, к числу таких лиц относятся и рекламораспространители, которые являются владельцами социальных сетей, аудиовизуальных сервисов, новостных агрегаторов, организаторы сервиса обмена мгновенными сообщениями, а также операторы поисковых систем <2>.
(Голубкина К.В.)
("Право и экономика", 2024, N 5)Более того, к числу таких лиц относятся и рекламораспространители, которые являются владельцами социальных сетей, аудиовизуальных сервисов, новостных агрегаторов, организаторы сервиса обмена мгновенными сообщениями, а также операторы поисковых систем <2>.
"Доступ к цифровой информации: правовое регулирование: учебное пособие"
(Вершинин А.П.)
("ИНФРА-М", 2024)В административном и уголовном законодательстве предусмотрены меры ответственности за нарушения в сфере информации. Так, в гл. 13 КоАП РФ предусмотрена ответственность за административные правонарушения в области связи и информации (ст. 13.1 - 13.39 КоАП). В частности, ст. 13.11 КоАП РФ предусматривает административное наказание за нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных); ст. 13.12 КоАП РФ - за нарушение правил защиты информации; ст. 13.13 КоАП РФ - за незаконную деятельность в области защиты информации; ст. 13.14 КоАП РФ - за разглашение информации с ограниченным доступом; ст. 13.15 КоАП РФ - за злоупотребление свободой массовой информации; ст. 13.16 КоАП РФ - за воспрепятствование распространению продукции средства массовой информации; ст. 13.17 КоАП РФ - за нарушение правил распространения обязательных сообщений; ст. 13.18 КоАП РФ - за воспрепятствование уверенному приему радио- и телепрограмм путем создания искусственных помех; ст. 13.19 КоАП РФ - за нарушение порядка предоставления статистической информации; ст. 13.27.1 КоАП РФ - за нарушение требования о размещении на территории Российской Федерации технических средств информационных систем; ст. 13.28 КоАП РФ - за нарушение порядка предоставления информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; ст. 13.29 КоАП РФ - за заключение договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи неуполномоченным лицом; ст. 13.30 КоАП РФ - за невыполнение предусмотренных законом требований лицом, действующим от имени оператора связи, или несоблюдение оператором связи установленного порядка идентификации абонентов; ст. 13.31 КоАП РФ - за неисполнение обязанностей организатором распространения информации в сети Интернет; ст. 13.32 КоАП РФ - за неисполнение обязанностей владельцем новостного агрегатора; ст. 13.33 КоАП РФ - за нарушение обязанностей, предусмотренных законодательством РФ в области электронной подписи; ст. 13.35 КоАП РФ - за распространение владельцем аудиовизуального сервиса незарегистрированных средств массовой информации; ст. 13.39 КоАП РФ - за неисполнение обязанностей организатором сервиса обмена мгновенными сообщениями; ст. 13.50 КоАП РФ - за неисполнение обязанностей владельцем социальной сети и т.д.
(Вершинин А.П.)
("ИНФРА-М", 2024)В административном и уголовном законодательстве предусмотрены меры ответственности за нарушения в сфере информации. Так, в гл. 13 КоАП РФ предусмотрена ответственность за административные правонарушения в области связи и информации (ст. 13.1 - 13.39 КоАП). В частности, ст. 13.11 КоАП РФ предусматривает административное наказание за нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных); ст. 13.12 КоАП РФ - за нарушение правил защиты информации; ст. 13.13 КоАП РФ - за незаконную деятельность в области защиты информации; ст. 13.14 КоАП РФ - за разглашение информации с ограниченным доступом; ст. 13.15 КоАП РФ - за злоупотребление свободой массовой информации; ст. 13.16 КоАП РФ - за воспрепятствование распространению продукции средства массовой информации; ст. 13.17 КоАП РФ - за нарушение правил распространения обязательных сообщений; ст. 13.18 КоАП РФ - за воспрепятствование уверенному приему радио- и телепрограмм путем создания искусственных помех; ст. 13.19 КоАП РФ - за нарушение порядка предоставления статистической информации; ст. 13.27.1 КоАП РФ - за нарушение требования о размещении на территории Российской Федерации технических средств информационных систем; ст. 13.28 КоАП РФ - за нарушение порядка предоставления информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; ст. 13.29 КоАП РФ - за заключение договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи неуполномоченным лицом; ст. 13.30 КоАП РФ - за невыполнение предусмотренных законом требований лицом, действующим от имени оператора связи, или несоблюдение оператором связи установленного порядка идентификации абонентов; ст. 13.31 КоАП РФ - за неисполнение обязанностей организатором распространения информации в сети Интернет; ст. 13.32 КоАП РФ - за неисполнение обязанностей владельцем новостного агрегатора; ст. 13.33 КоАП РФ - за нарушение обязанностей, предусмотренных законодательством РФ в области электронной подписи; ст. 13.35 КоАП РФ - за распространение владельцем аудиовизуального сервиса незарегистрированных средств массовой информации; ст. 13.39 КоАП РФ - за неисполнение обязанностей организатором сервиса обмена мгновенными сообщениями; ст. 13.50 КоАП РФ - за неисполнение обязанностей владельцем социальной сети и т.д.
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 13.39. Неисполнение обязанностей организатором сервиса обмена мгновенными сообщениями
(ред. от 04.11.2025)Статья 13.39. Неисполнение обязанностей организатором сервиса обмена мгновенными сообщениями
Статья: Роль идентификации в институте тайны связи
(Изотова А.Н.)
("Закон", 2022, N 3)Идентификация пользователей вменена в качестве обязанности лишь российским организаторам сервиса обмена мгновенными сообщениями (далее - организаторы СОМС) и сведена к установлению абонентского номера подвижной связи пользователя сервиса и проверке на основании договора об идентификации наличия сведений о пользователе такого номера у оператора связи <16>. Сами сведения о пользователе не передаются оператором связи организатору СОМС. Такой подход позволяет уйти от избыточной обработки данных пользователей организаторами СОМС, сохраняя при этом возможность установления личности пользователя для уполномоченных государственных органов с помощью оператора связи.
(Изотова А.Н.)
("Закон", 2022, N 3)Идентификация пользователей вменена в качестве обязанности лишь российским организаторам сервиса обмена мгновенными сообщениями (далее - организаторы СОМС) и сведена к установлению абонентского номера подвижной связи пользователя сервиса и проверке на основании договора об идентификации наличия сведений о пользователе такого номера у оператора связи <16>. Сами сведения о пользователе не передаются оператором связи организатору СОМС. Такой подход позволяет уйти от избыточной обработки данных пользователей организаторами СОМС, сохраняя при этом возможность установления личности пользователя для уполномоченных государственных органов с помощью оператора связи.
"Собирание электронных доказательств по уголовным делам на территории России и зарубежных стран: опыт и проблемы: монография"
(под общ. и науч. ред. С.П. Щербы)
("Проспект", 2022)Изданы постановления Правительства РФ о соответствующих обязанностях поставщиков ИКТ-услуг и организаторов распространения информации в Интернете <1>. Кроме того, действует Постановление Правительства РФ от 20.10.2021 N 1801 "Об утверждении Правил идентификации пользователей информационно-телекоммуникационной сети Интернет организатором сервиса обмена мгновенными сообщениями".
(под общ. и науч. ред. С.П. Щербы)
("Проспект", 2022)Изданы постановления Правительства РФ о соответствующих обязанностях поставщиков ИКТ-услуг и организаторов распространения информации в Интернете <1>. Кроме того, действует Постановление Правительства РФ от 20.10.2021 N 1801 "Об утверждении Правил идентификации пользователей информационно-телекоммуникационной сети Интернет организатором сервиса обмена мгновенными сообщениями".
Статья: Надлежащее извещение в эпоху цифровизации правосудия по гражданским делам
(Луконина Ю.А.)
("Администратор суда", 2022, N 1)Двадцатого октября 2021 г. Правительство приняло Постановление N 1801, с 1 марта 2022 г. обязав организаторов сервиса обмена мгновенными сообщениями идентифицировать пользователей своего ресурса через оператора связи <13>. На наш взгляд, данное нововведение способно исключить вероятность признания извещения с помощью мессенджеров не достоверным, создав своего рода процессуальную презумпцию. В нашем понимании это позволит участнику судебного процесса выбрать удобный для него способ извещения, в частности, указав в тексте обращения номер телефона и соответствующий способ связи. При этом, если отправитель не сможет установить факт того, что сообщение было доставлено, он не лишится права повторного направления извещения, но уже в бумажной форме, поскольку цифровизация отправления правосудия в России, по аналогии с немецкой и финской системой судебного извещения, не исключает функционал традиционного документооборота, а лишь упрощает его реализацию.
(Луконина Ю.А.)
("Администратор суда", 2022, N 1)Двадцатого октября 2021 г. Правительство приняло Постановление N 1801, с 1 марта 2022 г. обязав организаторов сервиса обмена мгновенными сообщениями идентифицировать пользователей своего ресурса через оператора связи <13>. На наш взгляд, данное нововведение способно исключить вероятность признания извещения с помощью мессенджеров не достоверным, создав своего рода процессуальную презумпцию. В нашем понимании это позволит участнику судебного процесса выбрать удобный для него способ извещения, в частности, указав в тексте обращения номер телефона и соответствующий способ связи. При этом, если отправитель не сможет установить факт того, что сообщение было доставлено, он не лишится права повторного направления извещения, но уже в бумажной форме, поскольку цифровизация отправления правосудия в России, по аналогии с немецкой и финской системой судебного извещения, не исключает функционал традиционного документооборота, а лишь упрощает его реализацию.
Последние изменения: Правила размещения рекламы в Интернете
(КонсультантПлюс, 2025)организаторы распространения информации в сети Интернет, включая организаторов сервисов обмена мгновенными сообщениями;
(КонсультантПлюс, 2025)организаторы распространения информации в сети Интернет, включая организаторов сервисов обмена мгновенными сообщениями;
"Комментарий к Федеральному закону от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
(постатейный)
(Чурилов А.Ю.)
("Юстицинформ", 2024)4.2 - 4.4. В комментируемых частях закон вводит субъекты - "организатор сервиса обмена мгновенными сообщениями" и "пользователи сервиса обмена мгновенными сообщениями", закрепляя для первого ряд обязанностей. В частности, ОРИ в случае осуществления деятельности по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для обмена электронными сообщениями исключительно между пользователями этих информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, при котором отправитель электронного сообщения определяет получателя или получателей электронного сообщения, не предусматриваются размещение пользователями сети Интернет общедоступной информации в сети Интернет и передача электронных сообщений неопределенному кругу лиц обязан:
(постатейный)
(Чурилов А.Ю.)
("Юстицинформ", 2024)4.2 - 4.4. В комментируемых частях закон вводит субъекты - "организатор сервиса обмена мгновенными сообщениями" и "пользователи сервиса обмена мгновенными сообщениями", закрепляя для первого ряд обязанностей. В частности, ОРИ в случае осуществления деятельности по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для обмена электронными сообщениями исключительно между пользователями этих информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, при котором отправитель электронного сообщения определяет получателя или получателей электронного сообщения, не предусматриваются размещение пользователями сети Интернет общедоступной информации в сети Интернет и передача электронных сообщений неопределенному кругу лиц обязан:
Статья: Трансформация круга субъектов тайны связи: влияние цифровизации
(Изотова А.Н.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 3)На законодательном уровне были сделаны шаги в сторону расширения перечня субъектов, обеспечивающих тайну связи. Так, в Федеральном законе "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" появилась статья 10.1, регулирующая деятельность организаторов распространения информации в сети Интернет. Однако законодатель выделил из категории организаторов распространения информации в сети Интернет организаторов сервисов обмена мгновенными сообщениями и возложил обязанность по защите конфиденциальности сообщений только на последних. Такой подход представляется неоднозначным, поскольку под категорию организаторов сервиса обмена мгновенными сообщениями подпадают не все коммуникационные сервисы, а лишь те, которые позволяют обмениваться сообщениями только внутри сервиса. В частности, это ставит под вопрос защиту тайны связи в сервисах электронной почты.
(Изотова А.Н.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 3)На законодательном уровне были сделаны шаги в сторону расширения перечня субъектов, обеспечивающих тайну связи. Так, в Федеральном законе "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" появилась статья 10.1, регулирующая деятельность организаторов распространения информации в сети Интернет. Однако законодатель выделил из категории организаторов распространения информации в сети Интернет организаторов сервисов обмена мгновенными сообщениями и возложил обязанность по защите конфиденциальности сообщений только на последних. Такой подход представляется неоднозначным, поскольку под категорию организаторов сервиса обмена мгновенными сообщениями подпадают не все коммуникационные сервисы, а лишь те, которые позволяют обмениваться сообщениями только внутри сервиса. В частности, это ставит под вопрос защиту тайны связи в сервисах электронной почты.