Организатор массового мероприятия
Подборка наиболее важных документов по запросу Организатор массового мероприятия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 7 "Уведомление о проведении публичного мероприятия" Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях""Таким образом, гражданин К., осознавая противоправный характер своих действий, заранее зная и предвидя их вредные последствия, желая наступления таких последствий или сознательно их допуская, либо относясь к ним безразлично, заранее зная об отсутствии согласования с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации адрес о проведении 24 февраля 2022 года публичного массового мероприятия, добровольно приняв на себя и исполняя функции организатора публичного массового мероприятия, в нарушение требований статей 4, 5, 7 и 10 закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, шествиях и пикетированиях", агитировал граждан к участию в публичном массовом мероприятии, тем самым совершил организацию несогласованного с органами исполнительной власти адрес массовую публичную акцию."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Административно-правовой механизм обеспечения безопасности граждан при проведении публичных и иных массовых мероприятий
(Ефимов А.А.)
("Юрист", 2023, N 2)Наиболее значимой проблемой в рассматриваемой сфере видится факт недостаточной информированности органов внутренних дел о порядке проведения, времени и основных событий данных мероприятий. На наш взгляд, во многом это вызвано отсутствием четко проработанного механизма получения органами внутренних дел информации о предстоящем мероприятии. Фактически сложилась такая ситуация, при которой полиция является третьим лицом в указанных мероприятиях, хотя на самом деле играет важнейшую, возможно определяющую, роль в том, чтобы массовые мероприятия происходили без эксцессов, в рамках установленных законов. Такая ситуация крайне негативно сказывается на итоговых результатах работы, поскольку органы внутренних дел тратят существенную часть времени на сбор информации, которая могла бы быть предоставлена им в процессе согласования проведения массового мероприятия. Авторы практически единогласно признают наличие указанной проблематики, однако по-разному оценивают варианты ее разрешения. Например, С.В. Новиков предлагает обязать организаторов массового мероприятия направлять информацию органам внутренних дел <6>; А.В. Семенистый полагает, что необходимо вменить в обязанности самих органов внутренних дел запрашивать необходимую (соответствующую) информацию у организаторов мероприятия <7>. Представляется, что согласиться с тем или иным мнением вряд ли возможно. В первом случае - это прямое и искусственное усиление императивного воздействия на организаторов массовых мероприятий, что напрямую противоречит конституционной свободе соответствующего характера. Вторая не имеет практического смысла своего закрепления, поскольку касается тактики действий органов внутренних дел. На наш взгляд, решение данной проблемы должно быть осуществлено следующим образом. Необходимо в Федеральном законе от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" <8> (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) закрепить обязанность органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления направлять в органы внутренних дел копию уведомления о проведении массового мероприятия, а также все приложенные к нему документы. Тем самым будет решена проблема отсутствия информированности органов внутренних дел. При этом очевидно, что полученная информация должна быть проанализирована и проверена.
(Ефимов А.А.)
("Юрист", 2023, N 2)Наиболее значимой проблемой в рассматриваемой сфере видится факт недостаточной информированности органов внутренних дел о порядке проведения, времени и основных событий данных мероприятий. На наш взгляд, во многом это вызвано отсутствием четко проработанного механизма получения органами внутренних дел информации о предстоящем мероприятии. Фактически сложилась такая ситуация, при которой полиция является третьим лицом в указанных мероприятиях, хотя на самом деле играет важнейшую, возможно определяющую, роль в том, чтобы массовые мероприятия происходили без эксцессов, в рамках установленных законов. Такая ситуация крайне негативно сказывается на итоговых результатах работы, поскольку органы внутренних дел тратят существенную часть времени на сбор информации, которая могла бы быть предоставлена им в процессе согласования проведения массового мероприятия. Авторы практически единогласно признают наличие указанной проблематики, однако по-разному оценивают варианты ее разрешения. Например, С.В. Новиков предлагает обязать организаторов массового мероприятия направлять информацию органам внутренних дел <6>; А.В. Семенистый полагает, что необходимо вменить в обязанности самих органов внутренних дел запрашивать необходимую (соответствующую) информацию у организаторов мероприятия <7>. Представляется, что согласиться с тем или иным мнением вряд ли возможно. В первом случае - это прямое и искусственное усиление императивного воздействия на организаторов массовых мероприятий, что напрямую противоречит конституционной свободе соответствующего характера. Вторая не имеет практического смысла своего закрепления, поскольку касается тактики действий органов внутренних дел. На наш взгляд, решение данной проблемы должно быть осуществлено следующим образом. Необходимо в Федеральном законе от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" <8> (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) закрепить обязанность органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления направлять в органы внутренних дел копию уведомления о проведении массового мероприятия, а также все приложенные к нему документы. Тем самым будет решена проблема отсутствия информированности органов внутренних дел. При этом очевидно, что полученная информация должна быть проанализирована и проверена.
Статья: К вопросу о взаимодействии органов внутренних дел с иными органами публичной власти в сфере обеспечения конституционного правопорядка (на примере Челябинской области)
(Безруков А.В., Гиздатов А.Р.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 4)2. В соответствии с п. 6 ст. 12 Федерального закона "О полиции" сотрудники полиции обязаны обеспечивать правопорядок и общественную безопасность в рамках проводимых публичных манифестаций. Этот функционал полиции реализуется совместно с представителями органов публичной власти на региональном и муниципальном уровне. Кроме того, законодатель обязывает полицию оказывать содействие организаторам массовых мероприятий в обеспечении безопасности граждан и правопорядка в местах проведения этих мероприятий. Естественно, взаимодействующими субъектами здесь определены организаторы таких массовых, в том числе публичных, мероприятий. Сложная социальная и экономическая обстановка, связанная в том числе с применяемыми противоэпидемическими мерами, значительно актуализирует данное направление деятельности полиции. Так, на территории Челябинской области в 2020 г. было проведено 6 818 массовых мероприятий, в том числе 3 805 публичных мероприятий общественно-политического характера, что почти в 3 раза больше, чем в 2019 г. В качестве результата этой совместной и эффективной работы полиции во взаимодействии с органами публичной власти и организациями групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков не допущено <10>.
(Безруков А.В., Гиздатов А.Р.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 4)2. В соответствии с п. 6 ст. 12 Федерального закона "О полиции" сотрудники полиции обязаны обеспечивать правопорядок и общественную безопасность в рамках проводимых публичных манифестаций. Этот функционал полиции реализуется совместно с представителями органов публичной власти на региональном и муниципальном уровне. Кроме того, законодатель обязывает полицию оказывать содействие организаторам массовых мероприятий в обеспечении безопасности граждан и правопорядка в местах проведения этих мероприятий. Естественно, взаимодействующими субъектами здесь определены организаторы таких массовых, в том числе публичных, мероприятий. Сложная социальная и экономическая обстановка, связанная в том числе с применяемыми противоэпидемическими мерами, значительно актуализирует данное направление деятельности полиции. Так, на территории Челябинской области в 2020 г. было проведено 6 818 массовых мероприятий, в том числе 3 805 публичных мероприятий общественно-политического характера, что почти в 3 раза больше, чем в 2019 г. В качестве результата этой совместной и эффективной работы полиции во взаимодействии с органами публичной власти и организациями групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков не допущено <10>.
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Примечание. Организатором не являющегося публичным мероприятием массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах для целей настоящей статьи признается лицо, фактически выполнявшее организационно-распорядительные функции по организации или проведению не являющегося публичным мероприятием массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах.
(ред. от 04.11.2025)Примечание. Организатором не являющегося публичным мероприятием массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах для целей настоящей статьи признается лицо, фактически выполнявшее организационно-распорядительные функции по организации или проведению не являющегося публичным мероприятием массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах.
Обзор: "Перечень мер в связи с коронавирусом (COVID-19)"
(КонсультантПлюс, 2025)ВОЗ выпустила Временное руководство Основные рекомендации по планированию массовых мероприятий в контексте текущей вспышки COVID-19. Целью данного документа является предоставление руководящих указаний правительствам принимающих стран, органам здравоохранения и национальным или международным организаторам массовых мероприятий по сдерживанию рисков передачи COVID-19, связанных с массовыми мероприятиями.
(КонсультантПлюс, 2025)ВОЗ выпустила Временное руководство Основные рекомендации по планированию массовых мероприятий в контексте текущей вспышки COVID-19. Целью данного документа является предоставление руководящих указаний правительствам принимающих стран, органам здравоохранения и национальным или международным организаторам массовых мероприятий по сдерживанию рисков передачи COVID-19, связанных с массовыми мероприятиями.
Статья: Государственная политика в сфере культуры, направленная на обеспечение сохранения и укрепления традиционных российских духовно-нравственных ценностей: правовой взгляд
(Мохов А.А.)
("Современное право", 2024, N 6)В статье 9-1 Закона о культуре, посвященной порядку организации проведения зрелищных культурно-массовых мероприятий, закреплена обязанность организатора мероприятия не использовать контент, направленный на пропаганду или агитацию насильственного изменения конституционного строя, подрыва безопасности государства, войны, социального, расового, национального, религиозного, сословного и родового превосходства, культа жестокости и насилия, а также противоречащий общепринятым нормам морали и нравственности. Кроме того, именно организатор мероприятия обязан обеспечить надлежащее поведение артистов при обращении со зрителями до проведения зрелищных культурно-массовых мероприятий и во время их проведения, в том числе недопущение их аморального, неэтичного поведения, которое может выражаться в ненормативной лексике, употреблении алкогольных напитков, наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров. Требование о недопущении аморального, неэтичного поведения в силу ст. 29 Закона о культуре также распространяется на исполнителей.
(Мохов А.А.)
("Современное право", 2024, N 6)В статье 9-1 Закона о культуре, посвященной порядку организации проведения зрелищных культурно-массовых мероприятий, закреплена обязанность организатора мероприятия не использовать контент, направленный на пропаганду или агитацию насильственного изменения конституционного строя, подрыва безопасности государства, войны, социального, расового, национального, религиозного, сословного и родового превосходства, культа жестокости и насилия, а также противоречащий общепринятым нормам морали и нравственности. Кроме того, именно организатор мероприятия обязан обеспечить надлежащее поведение артистов при обращении со зрителями до проведения зрелищных культурно-массовых мероприятий и во время их проведения, в том числе недопущение их аморального, неэтичного поведения, которое может выражаться в ненормативной лексике, употреблении алкогольных напитков, наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров. Требование о недопущении аморального, неэтичного поведения в силу ст. 29 Закона о культуре также распространяется на исполнителей.
Статья: Культурно-массовое мероприятие: понятие и порядок проведения
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, проведение культурно-массовых мероприятий регулируется региональными и местными нормативными актами. К примеру, согласно п. п. 3, 6, 7 Временного положения о порядке организации и проведения массовых культурно-просветительных, театрально-зрелищных, спортивных и рекламных мероприятий в г. Москве, утв. Распоряжением Мэра Москвы от 05.10.2000 N 1054-РМ, о проведении массового мероприятия его организаторы обязаны уведомлять органы исполнительной власти и соответствующие территориальные органы внутренних дел не менее чем за месяц до даты проведения намечаемого массового мероприятия с количеством участников до 5 тысяч человек и не менее чем за 45 дней до даты проведения массового мероприятия с количеством участников свыше 5 тысяч человек и предоставлять информацию о его названии, программе с указанием места, времени, условий организационного, финансового и иного обеспечения его проведения, предполагаемого количества участников, своего адреса и номеров контактных телефонов. По результатам рассмотрения уведомления принимается мотивированное распоряжение о согласии либо отказе в согласии на проведение массового мероприятия. Массовые мероприятия, проведение которых связано с получением организаторами прибыли, обеспечиваются нарядами милиции, неотложной медицинской, противопожарной и иной необходимой помощью на договорной основе.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, проведение культурно-массовых мероприятий регулируется региональными и местными нормативными актами. К примеру, согласно п. п. 3, 6, 7 Временного положения о порядке организации и проведения массовых культурно-просветительных, театрально-зрелищных, спортивных и рекламных мероприятий в г. Москве, утв. Распоряжением Мэра Москвы от 05.10.2000 N 1054-РМ, о проведении массового мероприятия его организаторы обязаны уведомлять органы исполнительной власти и соответствующие территориальные органы внутренних дел не менее чем за месяц до даты проведения намечаемого массового мероприятия с количеством участников до 5 тысяч человек и не менее чем за 45 дней до даты проведения массового мероприятия с количеством участников свыше 5 тысяч человек и предоставлять информацию о его названии, программе с указанием места, времени, условий организационного, финансового и иного обеспечения его проведения, предполагаемого количества участников, своего адреса и номеров контактных телефонов. По результатам рассмотрения уведомления принимается мотивированное распоряжение о согласии либо отказе в согласии на проведение массового мероприятия. Массовые мероприятия, проведение которых связано с получением организаторами прибыли, обеспечиваются нарядами милиции, неотложной медицинской, противопожарной и иной необходимой помощью на договорной основе.
"Памятки по трудовым правам и обязанностям работника и работодателя, разъясняющие требования трудового законодательства Российской Федерации: Сборник памяток для работодателя"
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Перечень работ и массовых мероприятий, перед выполнением которых проводится целевой инструктаж, устанавливается организатором обучения самостоятельно с учетом специфики его производственной деятельности и соответствующих национальных нормативных требований.
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Перечень работ и массовых мероприятий, перед выполнением которых проводится целевой инструктаж, устанавливается организатором обучения самостоятельно с учетом специфики его производственной деятельности и соответствующих национальных нормативных требований.
Тематический выпуск: Сложные операции и сделки: бухгалтерский учет, документооборот, применение ККТ
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 11)Авторами рассмотрены вопросы бухгалтерского и налогового учета спонсорской помощи организатору массового спортивного мероприятия. Условием оказания такой помощи является размещение рекламной информации о спонсоре на наружных средствах наглядной информации.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 11)Авторами рассмотрены вопросы бухгалтерского и налогового учета спонсорской помощи организатору массового спортивного мероприятия. Условием оказания такой помощи является размещение рекламной информации о спонсоре на наружных средствах наглядной информации.