Организация стоков ливневых вод
Подборка наиболее важных документов по запросу Организация стоков ливневых вод (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 15.10.2024 по делу N 33-13831/2024 (УИД 52RS0004-01-2023-003810-73)
Категория спора: Причинение вреда имуществу.
Требования потерпевшего: О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Установлено бездействие ответчика по принятию своевременных мер по предотвращению затопления жилого дома истцов, нарушение их права со стороны ответчика на безопасную окружающую среду и комфортные условия проживания, доказано наличие причинно-следственной связи между бездействием и моральными страданиями истцов.
Решение: Удовлетворено в части.С учетом требований п. 11 ч. 2 ст. 45.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в силу которого организации стоков ливневых вод регулируется органами местного самоуправления, ссылка в апелляционной жалобе на положения ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации не свидетельствует о неправильном применении в обжалуемом решении норм материального права и не может быть положена в основу для возложения на собственников всех негативных последствий, обусловленных подтоплением территорий, на которых они проживают.
Категория спора: Причинение вреда имуществу.
Требования потерпевшего: О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Установлено бездействие ответчика по принятию своевременных мер по предотвращению затопления жилого дома истцов, нарушение их права со стороны ответчика на безопасную окружающую среду и комфортные условия проживания, доказано наличие причинно-следственной связи между бездействием и моральными страданиями истцов.
Решение: Удовлетворено в части.С учетом требований п. 11 ч. 2 ст. 45.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в силу которого организации стоков ливневых вод регулируется органами местного самоуправления, ссылка в апелляционной жалобе на положения ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации не свидетельствует о неправильном применении в обжалуемом решении норм материального права и не может быть положена в основу для возложения на собственников всех негативных последствий, обусловленных подтоплением территорий, на которых они проживают.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)11) организации стоков ливневых вод;
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)11) организации стоков ливневых вод;
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Законом N 131-ФЗ определено понятие правил благоустройства - муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства РФ и иных нормативных правовых актов РФ, а также нормативных правовых актов субъектов РФ требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения. Закон устанавливает содержание правил благоустройства территории муниципального образования, включая: 1) содержание территорий общего пользования и порядка пользования такими территориями; 2) внешний вид фасадов и ограждающих конструкций зданий, строений, сооружений; 3) проектирование, размещение, содержание и восстановление элементов благоустройства, в том числе после проведения земляных работ; 4) организацию освещения и архитектурную подсветку зданий, строений, сооружений; 5) организацию озеленения территории; 6) размещение информации на территории, в том числе установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, вывесок; 7) размещение и содержание детских и спортивных площадок, площадок для выгула животных, парковок (парковочных мест), малых архитектурных форм; 8) организацию пешеходных коммуникаций; 9) обустройство территории муниципального образования в целях обеспечения беспрепятственного передвижения по указанной территории инвалидов и других маломобильных групп населения; 10) уборку территории; 11) организацию стоков ливневых вод; 12) порядок проведения земляных работ; 13) участие, в том числе финансовое, собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) в содержании прилегающих территорий; 14) определение границ прилегающих территорий в соответствии с порядком, установленным законом субъекта РФ; 15) праздничное оформление территории; 16) порядок участия граждан и организаций в реализации мероприятий по благоустройству территории муниципального образования. Законом субъекта РФ могут быть предусмотрены иные вопросы, регулируемые правилами благоустройства территории муниципального образования, исходя из природно-климатических, географических, социально-экономических и иных особенностей отдельных муниципальных образований.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Законом N 131-ФЗ определено понятие правил благоустройства - муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства РФ и иных нормативных правовых актов РФ, а также нормативных правовых актов субъектов РФ требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения. Закон устанавливает содержание правил благоустройства территории муниципального образования, включая: 1) содержание территорий общего пользования и порядка пользования такими территориями; 2) внешний вид фасадов и ограждающих конструкций зданий, строений, сооружений; 3) проектирование, размещение, содержание и восстановление элементов благоустройства, в том числе после проведения земляных работ; 4) организацию освещения и архитектурную подсветку зданий, строений, сооружений; 5) организацию озеленения территории; 6) размещение информации на территории, в том числе установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, вывесок; 7) размещение и содержание детских и спортивных площадок, площадок для выгула животных, парковок (парковочных мест), малых архитектурных форм; 8) организацию пешеходных коммуникаций; 9) обустройство территории муниципального образования в целях обеспечения беспрепятственного передвижения по указанной территории инвалидов и других маломобильных групп населения; 10) уборку территории; 11) организацию стоков ливневых вод; 12) порядок проведения земляных работ; 13) участие, в том числе финансовое, собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) в содержании прилегающих территорий; 14) определение границ прилегающих территорий в соответствии с порядком, установленным законом субъекта РФ; 15) праздничное оформление территории; 16) порядок участия граждан и организаций в реализации мероприятий по благоустройству территории муниципального образования. Законом субъекта РФ могут быть предусмотрены иные вопросы, регулируемые правилами благоустройства территории муниципального образования, исходя из природно-климатических, географических, социально-экономических и иных особенностей отдельных муниципальных образований.
Нормативные акты
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ
(ред. от 20.03.2025)
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"Глава 7. МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ
(ред. от 20.03.2025)
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"Глава 7. МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ
Федеральный закон от 20.03.2025 N 33-ФЗ
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"11) организации стоков ливневых вод;
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"11) организации стоков ливневых вод;
Статья: Особенности правового режима использования и застройки земельных участков в зонах затопления и подтопления
(Винницкий А.В., Харинов И.Н.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 6)<29> Подтверждение этому находим в судебно-арбитражной практике. См., например: Определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 3 августа 2017 г. N 18-КГПР17-99 ("...организация в границах городского округа отведения ливневых сточных вод и принятие соответствующих этому действенных, результативных мер, направленных на надлежащее функционирование ливневой канализации и обеспечивающих предотвращение подтопления территории городского округа, является вопросом непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения городского округа, решение которого осуществляется органами местного самоуправления городского округа в пределах своих полномочий"); Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 8 августа 2023 г. N 88-14695/2023 ("именно на кассатора [Департамент городского хозяйства администрации города Красноярска] возложены определенная судом обязанность по организации в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, защита населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
(Винницкий А.В., Харинов И.Н.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 6)<29> Подтверждение этому находим в судебно-арбитражной практике. См., например: Определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 3 августа 2017 г. N 18-КГПР17-99 ("...организация в границах городского округа отведения ливневых сточных вод и принятие соответствующих этому действенных, результативных мер, направленных на надлежащее функционирование ливневой канализации и обеспечивающих предотвращение подтопления территории городского округа, является вопросом непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения городского округа, решение которого осуществляется органами местного самоуправления городского округа в пределах своих полномочий"); Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 8 августа 2023 г. N 88-14695/2023 ("именно на кассатора [Департамент городского хозяйства администрации города Красноярска] возложены определенная судом обязанность по организации в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, защита населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").