Организация работы прокуратуры
Подборка наиболее важных документов по запросу Организация работы прокуратуры (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 6.1 "Разумный срок уголовного судопроизводства" УПК РФ"Статьей 6.1 УПК РФ предусмотрено, что уголовное судопроизводство осуществляется в разумный срок. Обстоятельства, связанные с организацией работы органов дознания, следствия, прокуратуры и суда, а также рассмотрение уголовного дела различными инстанциями не может приниматься во внимание в качестве оснований для превышения разумных сроков осуществления уголовного судопроизводства.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 10 "Разумный срок административного судопроизводства и разумный срок исполнения судебных актов по административным делам" КАС РФ"Не могут рассматриваться в качестве оснований, оправдывающих нарушение разумных сроков судопроизводства или исполнения судебного акта, обстоятельства, связанные с организацией работы суда, органов дознания, следствия и прокуратуры, а также органов и должностных лиц, исполняющих судебные акты, например, замена судьи ввиду его болезни, отпуска, прекращения или приостановления его полномочий, отсутствие необходимого штата сотрудников, отсутствие необходимых для исполнения денежных средств (часть 4 статьи 10 КАС РФ, часть 4 статьи 6.1 АПК РФ, часть 4 статьи 6.1 ГПК РФ, часть 4 статьи 6.1 УПК РФ)."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Прокурор: полномочия, основания и порядок деятельности
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно разд. 6 Методических рекомендаций по организации работы прокуратуры по надзору за исполнением законодательства об административных правонарушениях, направленных Письмом Генпрокуратуры РФ от 27.02.2004 N 36-12-2004, принятие мер прокурорского реагирования на нарушения законов является прерогативой прокуроров-руководителей и их заместителей. При этом прокуроры используют средства реагирования, закрепленные как в ст. 22 Закона о прокуратуре, так и в ст. 25.11 и гл. 30 КоАП РФ:
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно разд. 6 Методических рекомендаций по организации работы прокуратуры по надзору за исполнением законодательства об административных правонарушениях, направленных Письмом Генпрокуратуры РФ от 27.02.2004 N 36-12-2004, принятие мер прокурорского реагирования на нарушения законов является прерогативой прокуроров-руководителей и их заместителей. При этом прокуроры используют средства реагирования, закрепленные как в ст. 22 Закона о прокуратуре, так и в ст. 25.11 и гл. 30 КоАП РФ:
Статья: Представление прокурора
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В п. 6.2 Методических рекомендаций по организации работы прокуратуры по надзору за исполнением законодательства об административных правонарушениях, направленных письмом Генпрокуратуры РФ от 27.02.2004 N 36-12-2004, перечислены примеры того, что может стать основанием для принятия соответствующих мер реагирования. Ими, в частности, являются факты неправильного применения норм материального права и (или) несоблюдения должностными лицами процессуальных требований КоАП РФ, в том числе о:
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В п. 6.2 Методических рекомендаций по организации работы прокуратуры по надзору за исполнением законодательства об административных правонарушениях, направленных письмом Генпрокуратуры РФ от 27.02.2004 N 36-12-2004, перечислены примеры того, что может стать основанием для принятия соответствующих мер реагирования. Ими, в частности, являются факты неправильного применения норм материального права и (или) несоблюдения должностными лицами процессуальных требований КоАП РФ, в том числе о:
Нормативные акты
Приказ Генпрокуратуры России от 16.01.2012 N 7
(ред. от 25.11.2022)
"Об организации работы органов прокуратуры Российской Федерации по противодействию преступности"ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(ред. от 25.11.2022)
"Об организации работы органов прокуратуры Российской Федерации по противодействию преступности"ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья: Особенности надзора за исполнением законов в кредитно-банковской сфере в условиях цифровой экономики
(Бут Н.Д., Фомичев А.В.)
("Право и цифровая экономика", 2024, N 1)При ограниченном правовом регулировании цифровых отношений существенно ослабляются возможности по обеспечению законности в данной сфере. Имеются лишь некоторые механизмы противодействия криминальному использованию цифровых валют, снижения рисков, связанных с использованием виртуальных активов в схемах легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, что требует особых подходов к организации работы прокуратуры в условиях цифровой экономики.
(Бут Н.Д., Фомичев А.В.)
("Право и цифровая экономика", 2024, N 1)При ограниченном правовом регулировании цифровых отношений существенно ослабляются возможности по обеспечению законности в данной сфере. Имеются лишь некоторые механизмы противодействия криминальному использованию цифровых валют, снижения рисков, связанных с использованием виртуальных активов в схемах легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, что требует особых подходов к организации работы прокуратуры в условиях цифровой экономики.
Статья: Обеспечение прокурором прав семей участников специальной военной операции
(Ережипалиев Д.И.)
("Право в Вооруженных Силах", 2024, N 9)В целях организации работы органов прокуратуры Российской Федерации в условиях неблагоприятных внешнеполитических и экономических факторов, связанных с недружественными действиями ряда государств в отношении российских граждан, предприятий и организаций, прокурорам предписано обеспечить надежную защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, особое внимание уделять вопросам реализации прав семей, имеющих детей, на получение мер социальной поддержки <4>.
(Ережипалиев Д.И.)
("Право в Вооруженных Силах", 2024, N 9)В целях организации работы органов прокуратуры Российской Федерации в условиях неблагоприятных внешнеполитических и экономических факторов, связанных с недружественными действиями ряда государств в отношении российских граждан, предприятий и организаций, прокурорам предписано обеспечить надежную защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, особое внимание уделять вопросам реализации прав семей, имеющих детей, на получение мер социальной поддержки <4>.
Статья: Мониторинг как важнейший инструмент в деятельности российской прокуратуры
(Ергашев Е.Р., Леготин А.О.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 5)Информационно-аналитическая деятельность в органах прокуратуры также предполагает проведение мониторинга, а именно мониторинга состояния законности и правопорядка. Обязанность по его осуществлению возлагается на все звенья прокурорской системы, а комплексный анализ состояния законности и правопорядка проводится Генеральной прокуратурой РФ, в частности Университетом прокуратуры РФ <2>. Причем оценивается не только состояние законности, но и эффективность работы системы прокуратуры и каждого органа и должностного лица по различным направлениям деятельности. Так, в подп. 1 Приказа Генерального прокурора РФ от 16 июля 2020 г. N 380 (ред. от 25 ноября 2022 г.) требуется "организовать на системной основе сбор, обработку, накопление, обобщение и анализ информации о состоянии законности и правопорядка, о практике надзорной и иной деятельности органов прокуратуры Российской Федерации, о причинах и об условиях, снижающих эффективность организации работы, и о мерах по их устранению". В данном случае мониторинг выступает в качестве специального метода информационно-аналитической деятельности, результаты которой оказывают влияние на планирование и организацию работы прокуратуры.
(Ергашев Е.Р., Леготин А.О.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 5)Информационно-аналитическая деятельность в органах прокуратуры также предполагает проведение мониторинга, а именно мониторинга состояния законности и правопорядка. Обязанность по его осуществлению возлагается на все звенья прокурорской системы, а комплексный анализ состояния законности и правопорядка проводится Генеральной прокуратурой РФ, в частности Университетом прокуратуры РФ <2>. Причем оценивается не только состояние законности, но и эффективность работы системы прокуратуры и каждого органа и должностного лица по различным направлениям деятельности. Так, в подп. 1 Приказа Генерального прокурора РФ от 16 июля 2020 г. N 380 (ред. от 25 ноября 2022 г.) требуется "организовать на системной основе сбор, обработку, накопление, обобщение и анализ информации о состоянии законности и правопорядка, о практике надзорной и иной деятельности органов прокуратуры Российской Федерации, о причинах и об условиях, снижающих эффективность организации работы, и о мерах по их устранению". В данном случае мониторинг выступает в качестве специального метода информационно-аналитической деятельности, результаты которой оказывают влияние на планирование и организацию работы прокуратуры.
"Комментарий к Федеральному закону от 30 апреля 2010 г. N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)не могут рассматриваться в качестве оснований, оправдывающих нарушение разумных сроков судопроизводства или исполнения судебного акта, обстоятельства, связанные с организацией работы суда, органов дознания, следствия и прокуратуры, а также органов и должностных лиц, исполняющих судебные акты, например, замена судьи ввиду его болезни, отпуска, прекращения или приостановления его полномочий, отсутствие необходимого штата сотрудников, отсутствие необходимых для исполнения денежных средств (ч. 4 ст. 10 КАС РФ, ч. 4 ст. 6.1 АПК РФ, ч. 4 ст. 6.1 ГПК РФ, ч. 4 ст. 6.1 УПК РФ) (п. 48);
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)не могут рассматриваться в качестве оснований, оправдывающих нарушение разумных сроков судопроизводства или исполнения судебного акта, обстоятельства, связанные с организацией работы суда, органов дознания, следствия и прокуратуры, а также органов и должностных лиц, исполняющих судебные акты, например, замена судьи ввиду его болезни, отпуска, прекращения или приостановления его полномочий, отсутствие необходимого штата сотрудников, отсутствие необходимых для исполнения денежных средств (ч. 4 ст. 10 КАС РФ, ч. 4 ст. 6.1 АПК РФ, ч. 4 ст. 6.1 ГПК РФ, ч. 4 ст. 6.1 УПК РФ) (п. 48);
Статья: Роль прокуратуры Российской Федерации в обеспечении прав граждан на занятия физической культурой и спортом
(Евсеев Е.В., Козин А.П., Токарев И.С.)
("Современное право", 2024, N 10)Дополнительные аспекты координационной деятельности прокуратуры регламентируются Указом Президента РФ от 18.04.1996 N 567 (ред. от 14.06.2024) "О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью" и соответствующим Приказом Генерального прокурора РФ от 16.01.2012 N 7 (ред. от 25.11.2022) "Об организации работы органов прокуратуры Российской Федерации по противодействию преступности". Эти нормативные акты детализируют механизмы взаимодействия различных ведомств под эгидой прокуратуры для обеспечения правопорядка, в том числе при проведении масштабных спортивных мероприятий.
(Евсеев Е.В., Козин А.П., Токарев И.С.)
("Современное право", 2024, N 10)Дополнительные аспекты координационной деятельности прокуратуры регламентируются Указом Президента РФ от 18.04.1996 N 567 (ред. от 14.06.2024) "О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью" и соответствующим Приказом Генерального прокурора РФ от 16.01.2012 N 7 (ред. от 25.11.2022) "Об организации работы органов прокуратуры Российской Федерации по противодействию преступности". Эти нормативные акты детализируют механизмы взаимодействия различных ведомств под эгидой прокуратуры для обеспечения правопорядка, в том числе при проведении масштабных спортивных мероприятий.
Статья: Прокурорский надзор как средство преодоления пассивного противодействия досудебному уголовному судопроизводству
(Исаенко В.Н.)
("Законность", 2025, N 7)В то же время приведенные примеры наглядно свидетельствуют, что даже имеющиеся в настоящее время у прокуроров надзорные полномочия обеспечивают решение этих задач при активном и продуманном их использовании, проявлении прокурорами должной настойчивости и принципиальности, а при необходимости и взыскательности, как того требуют Приказы Генерального прокурора РФ от 16 января 2012 г. N 7 "Об организации работы органов прокуратуры Российской Федерации по противодействию преступности", от 17 сентября 2021 г. N 544 "Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия", другие организационно-распорядительные документы.
(Исаенко В.Н.)
("Законность", 2025, N 7)В то же время приведенные примеры наглядно свидетельствуют, что даже имеющиеся в настоящее время у прокуроров надзорные полномочия обеспечивают решение этих задач при активном и продуманном их использовании, проявлении прокурорами должной настойчивости и принципиальности, а при необходимости и взыскательности, как того требуют Приказы Генерального прокурора РФ от 16 января 2012 г. N 7 "Об организации работы органов прокуратуры Российской Федерации по противодействию преступности", от 17 сентября 2021 г. N 544 "Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия", другие организационно-распорядительные документы.
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)В соответствии с Положением о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, утвержденным Указом Президента РФ от 18 апреля 1996 г. N 567, руководящая роль в координации возложена на органы прокуратуры. Генеральный прокурор РФ в Приказе от 16 января 2012 г. N 7 "Об организации работы органов прокуратуры по противодействию преступности" отмечает, что координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью является важнейшим направлением в работе прокуратуры.
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)В соответствии с Положением о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, утвержденным Указом Президента РФ от 18 апреля 1996 г. N 567, руководящая роль в координации возложена на органы прокуратуры. Генеральный прокурор РФ в Приказе от 16 января 2012 г. N 7 "Об организации работы органов прокуратуры по противодействию преступности" отмечает, что координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью является важнейшим направлением в работе прокуратуры.
Статья: Экстрадиция. Понятие и порядок ее осуществления
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Рассмотрение запросов компетентных органов иностранных государств об осуществлении уголовного преследования или о возбуждении уголовного дела на территории РФ и контроль за их исполнением возложены на Главное управление международно-правового сотрудничества, являющееся самостоятельным структурным подразделением Генеральной прокуратуры РФ (п. 1.2.1 Указания Генпрокуратуры России от 16.01.2020 N 23/35 "О порядке организации работы органов прокуратуры Российской Федерации по вопросам оказания правовой помощи по уголовным делам").
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Рассмотрение запросов компетентных органов иностранных государств об осуществлении уголовного преследования или о возбуждении уголовного дела на территории РФ и контроль за их исполнением возложены на Главное управление международно-правового сотрудничества, являющееся самостоятельным структурным подразделением Генеральной прокуратуры РФ (п. 1.2.1 Указания Генпрокуратуры России от 16.01.2020 N 23/35 "О порядке организации работы органов прокуратуры Российской Федерации по вопросам оказания правовой помощи по уголовным делам").
Статья: Понятие и правовая сущность международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства
(Клевцов К.К.)
("Мировой судья", 2023, N 4)<19> Об этом свидетельствует как позиция Генеральной прокуратуры, являющейся исторически в Российской Федерации центральным органом в области сотрудничества в борьбе с преступностью (см.: Указания от 16 января 2020 г. N 23/35 "О порядке организации работы органов прокуратуры Российской Федерации по вопросам оказания правовой помощи по уголовным делам" // Законность. 2020. N 2. С. 69 - 74; Указания от 9 марта 2022 г. N 133/35 "О порядке организации международного сотрудничества органов прокуратуры Российской Федерации по вопросам оказания содействия в сфере правоохранительной деятельности" // Законность. 2022. N 5. С. 67 - 69), так и судов (Кассационное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 10 мая 2007 г. N 39-О07-1) // СПС "КонсультантПлюс").
(Клевцов К.К.)
("Мировой судья", 2023, N 4)<19> Об этом свидетельствует как позиция Генеральной прокуратуры, являющейся исторически в Российской Федерации центральным органом в области сотрудничества в борьбе с преступностью (см.: Указания от 16 января 2020 г. N 23/35 "О порядке организации работы органов прокуратуры Российской Федерации по вопросам оказания правовой помощи по уголовным делам" // Законность. 2020. N 2. С. 69 - 74; Указания от 9 марта 2022 г. N 133/35 "О порядке организации международного сотрудничества органов прокуратуры Российской Федерации по вопросам оказания содействия в сфере правоохранительной деятельности" // Законность. 2022. N 5. С. 67 - 69), так и судов (Кассационное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 10 мая 2007 г. N 39-О07-1) // СПС "КонсультантПлюс").
Статья: Экологический паспорт поднадзорной территории как один из способов обобщения сведений о состоянии законности
(Ермаченко С.В.)
("Законность", 2024, N 12)<4> См.: Литвиненко С.И. Информационно-аналитические и организационные аспекты надзорной деятельности в прокуратуре города Санкт-Петербурга и подчиненных районных (специализированных) прокуратурах / Актуальные проблемы организации работы прокуратуры города: Сб. материалов круглого стола / Под общ. ред. С.Г. Кехлерова, О.С. Капинус. М.: Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации, 2013. С. 16.
(Ермаченко С.В.)
("Законность", 2024, N 12)<4> См.: Литвиненко С.И. Информационно-аналитические и организационные аспекты надзорной деятельности в прокуратуре города Санкт-Петербурга и подчиненных районных (специализированных) прокуратурах / Актуальные проблемы организации работы прокуратуры города: Сб. материалов круглого стола / Под общ. ред. С.Г. Кехлерова, О.С. Капинус. М.: Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации, 2013. С. 16.