Организация рабочих мест для инвалидов
Подборка наиболее важных документов по запросу Организация рабочих мест для инвалидов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Обязана ли организация заключать соглашение со сторонней организацией об организации рабочих мест для инвалидов, если у себя организация уже выделила 1 квотируемое рабочее место для трудоустройства инвалидов в соответствии с действующим законодательством, но пока это рабочее место вакантно?
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)"Сайт проекта "Открытая Инспекция Труда" https://онлайнинспекция.рф", 2025
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)"Сайт проекта "Открытая Инспекция Труда" https://онлайнинспекция.рф", 2025
Вопрос: В организации предусмотрены два рабочих места для инвалидов. Вправе ли один работник-инвалид занять оба этих места - по основному месту работы и по внутреннему совместительству?
(Консультация эксперта, Роструд, 2024)Вопрос: В организации предусмотрены два рабочих места для инвалидов. Вправе ли один работник-инвалид занять оба этих места - по основному месту работы и по внутреннему совместительству?
(Консультация эксперта, Роструд, 2024)Вопрос: В организации предусмотрены два рабочих места для инвалидов. Вправе ли один работник-инвалид занять оба этих места - по основному месту работы и по внутреннему совместительству?
Нормативные акты
Справочная информация: "Календарь представления статистической отчетности на 2025 год"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Сведения о количестве занятых инвалидов, трудоустроенных при поддержке общественных организаций инвалидов, получающих субсидию из федерального бюджета на поддержку программ общественных организаций инвалидов по содействию трудоустройству инвалидов на рынке труда, в том числе созданию рабочих мест и обеспечению доступности рабочих мест (форма N 1-инвалиды (занятость), ОКУД 0609301)
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Сведения о количестве занятых инвалидов, трудоустроенных при поддержке общественных организаций инвалидов, получающих субсидию из федерального бюджета на поддержку программ общественных организаций инвалидов по содействию трудоустройству инвалидов на рынке труда, в том числе созданию рабочих мест и обеспечению доступности рабочих мест (форма N 1-инвалиды (занятость), ОКУД 0609301)
Справочная информация: "Формы федерального статистического наблюдения и иные статистические формы"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Сведения о количестве занятых инвалидов, трудоустроенных при поддержке общественных организаций инвалидов, получающих субсидию из федерального бюджета на поддержку программ общественных организаций инвалидов по содействию трудоустройству инвалидов на рынке труда, в том числе созданию рабочих мест и обеспечению доступности рабочих мест
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Сведения о количестве занятых инвалидов, трудоустроенных при поддержке общественных организаций инвалидов, получающих субсидию из федерального бюджета на поддержку программ общественных организаций инвалидов по содействию трудоустройству инвалидов на рынке труда, в том числе созданию рабочих мест и обеспечению доступности рабочих мест
"Охрана труда в Российской Федерации. Научно-практический комментарий к разделу X Трудового кодекса Российской Федерации"
(постатейный)
(Серегина Л.В.)
("КОНТРАКТ", 2023)При организации рабочего места для инвалида работодателю необходимо следовать рекомендациям ИПРА и учитывать степень выраженности ограничения способности к трудовой деятельности. Так, например, если в ИПРА указано, что у работника сохранена способность к выполнению элементарной трудовой деятельности со значительной помощью других лиц, то работодателю необходимо обеспечить предоставление такой помощи.
(постатейный)
(Серегина Л.В.)
("КОНТРАКТ", 2023)При организации рабочего места для инвалида работодателю необходимо следовать рекомендациям ИПРА и учитывать степень выраженности ограничения способности к трудовой деятельности. Так, например, если в ИПРА указано, что у работника сохранена способность к выполнению элементарной трудовой деятельности со значительной помощью других лиц, то работодателю необходимо обеспечить предоставление такой помощи.
Статья: Какие субсидии может получить работодатель при трудоустройстве участников СВО?
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 10)При этом не забывайте, что на законодательном уровне введено квотирование рабочих мест для инвалидов: организации, в которых числится более 35 сотрудников, обязаны предоставить квоту для инвалидов: от 2 до 4% на федеральном уровне, но регионы могут устанавливать свои нормативы. Для компаний с численностью работников меньше 35 человек установленного размера квот нет.
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 10)При этом не забывайте, что на законодательном уровне введено квотирование рабочих мест для инвалидов: организации, в которых числится более 35 сотрудников, обязаны предоставить квоту для инвалидов: от 2 до 4% на федеральном уровне, но регионы могут устанавливать свои нормативы. Для компаний с численностью работников меньше 35 человек установленного размера квот нет.
Статья: Обеспечение законности при реализации национальных проектов
(Раскина Т.В., Шекк Е.А.)
("Законность", 2023, N 10)В частности, г. Москва - единственный субъект Федерации, которому в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 18 октября 2019 г. N 2468-р не выделяются средства федерального бюджета на реализацию национальных проектов. В целях реализации Указа Президента РФ от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" в Москве утверждены региональные проекты национального проекта "Демография", которые интегрированы в Государственную программу города Москвы "Социальная поддержка жителей города Москвы" (утв. Постановлением правительства Москвы от 6 сентября 2011 г. N 420-ПП). Отдельно предусмотрены квотирование рабочих мест для инвалидов и молодежи, поддержка организаций, создающих рабочие места и применяющих труд инвалидов, со 100-процентным финансированием из бюджета города в объеме 91 972,4 тыс. руб. ежегодно.
(Раскина Т.В., Шекк Е.А.)
("Законность", 2023, N 10)В частности, г. Москва - единственный субъект Федерации, которому в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 18 октября 2019 г. N 2468-р не выделяются средства федерального бюджета на реализацию национальных проектов. В целях реализации Указа Президента РФ от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" в Москве утверждены региональные проекты национального проекта "Демография", которые интегрированы в Государственную программу города Москвы "Социальная поддержка жителей города Москвы" (утв. Постановлением правительства Москвы от 6 сентября 2011 г. N 420-ПП). Отдельно предусмотрены квотирование рабочих мест для инвалидов и молодежи, поддержка организаций, создающих рабочие места и применяющих труд инвалидов, со 100-процентным финансированием из бюджета города в объеме 91 972,4 тыс. руб. ежегодно.
Типовая ситуация: Квота рабочих мест для инвалидов: обязанности работодателя
(Издательство "Главная книга", 2025)Для выполнения квоты надо принять на работу инвалидов. Другой вариант - арендовать для них рабочие места - трудоустроить у другого работодателя в своем регионе и возмещать расходы на оплату их труда и оборудование рабочих мест. В этом случае с работодателем инвалида - организацией или ИП - заключают типовое соглашение о трудоустройстве. Третий вариант - заключить договор с посредником, трудоустраивающим инвалидов (п. 3 Правил выполнения квоты).
(Издательство "Главная книга", 2025)Для выполнения квоты надо принять на работу инвалидов. Другой вариант - арендовать для них рабочие места - трудоустроить у другого работодателя в своем регионе и возмещать расходы на оплату их труда и оборудование рабочих мест. В этом случае с работодателем инвалида - организацией или ИП - заключают типовое соглашение о трудоустройстве. Третий вариант - заключить договор с посредником, трудоустраивающим инвалидов (п. 3 Правил выполнения квоты).
Готовое решение: Оказание каких услуг освобождено от НДС
(КонсультантПлюс, 2025)Облагаются ли НДС услуги по организации рабочих мест для инвалидов
(КонсультантПлюс, 2025)Облагаются ли НДС услуги по организации рабочих мест для инвалидов
Вопрос: Организация заключила с другой организацией соглашение о трудоустройстве инвалидов в целях выполнения установленной квоты. Организация компенсирует другой организации расходы на зарплату инвалидов и на оборудование специальных рабочих мест. Вправе ли организация учесть эту компенсацию в расходах по налогу на прибыль?
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос: Организация заключила с другой организацией соглашение о трудоустройстве инвалидов в целях выполнения установленной квоты для приема на работу инвалидов. В рамках заключенного соглашения организация компенсирует другой организации расходы на зарплату инвалидов, трудоустроенных в счет квоты, и затраты на оборудование специальных рабочих мест. Вправе ли организация учесть компенсацию таких расходов при расчете налога на прибыль?
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос: Организация заключила с другой организацией соглашение о трудоустройстве инвалидов в целях выполнения установленной квоты для приема на работу инвалидов. В рамках заключенного соглашения организация компенсирует другой организации расходы на зарплату инвалидов, трудоустроенных в счет квоты, и затраты на оборудование специальных рабочих мест. Вправе ли организация учесть компенсацию таких расходов при расчете налога на прибыль?
Готовое решение: Как регулируется резервирование (квотирование) рабочих мест для молодежи
(КонсультантПлюс, 2025)Перечень таких работодателей может быть определен в нормативных правовых актах субъектов РФ и федеральных территорий. На федеральном уровне он не установлен. Например, в Москве это работодатели, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности организаций, которые осуществляют деятельность на территории г. Москвы и среднесписочная численность работников которых составляет более 100 человек. Исключение есть, например, для хозяйственных товариществ и обществ, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов. На такие организации не распространяется требование о квотировании рабочих мест для молодежи (ч. 1 ст. 5, п. п. 1, 7 ч. 1 ст. 10 Закона о занятости N 565-ФЗ, ч. 2 ст. 2, ч. 1 ст. 3 Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 90).
(КонсультантПлюс, 2025)Перечень таких работодателей может быть определен в нормативных правовых актах субъектов РФ и федеральных территорий. На федеральном уровне он не установлен. Например, в Москве это работодатели, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности организаций, которые осуществляют деятельность на территории г. Москвы и среднесписочная численность работников которых составляет более 100 человек. Исключение есть, например, для хозяйственных товариществ и обществ, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов. На такие организации не распространяется требование о квотировании рабочих мест для молодежи (ч. 1 ст. 5, п. п. 1, 7 ч. 1 ст. 10 Закона о занятости N 565-ФЗ, ч. 2 ст. 2, ч. 1 ст. 3 Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 90).
Статья: О влиянии цифровых технологий на правовое регулирование труда и занятости уязвимых групп работников
(Шуралева С.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 4)Возникают проблемы и с организацией дистанционных рабочих мест для инвалидов. По мнению Н.В. Черных, ключевым фактором здесь является то, что дистанционная работа не должна быть противопоказана инвалиду по состоянию здоровья, хотя прохождение предварительного медицинского освидетельствования при приеме инвалида на дистанционную работу не предусмотрено, а формулировки, содержащиеся в рекомендации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, не позволят сделать однозначный вывод о том, подходит дистанционная работа инвалиду или нет [21, с. 111 - 112].
(Шуралева С.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 4)Возникают проблемы и с организацией дистанционных рабочих мест для инвалидов. По мнению Н.В. Черных, ключевым фактором здесь является то, что дистанционная работа не должна быть противопоказана инвалиду по состоянию здоровья, хотя прохождение предварительного медицинского освидетельствования при приеме инвалида на дистанционную работу не предусмотрено, а формулировки, содержащиеся в рекомендации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, не позволят сделать однозначный вывод о том, подходит дистанционная работа инвалиду или нет [21, с. 111 - 112].
Статья: Правовая основа трудоустройства граждан, имеющих ограничения по здоровью
(Серегина Л.В.)
("Журнал российского права", 2022, N 6)<40> Так, согласно ч. 3 ст. 7 Закона Тюменской области от 31 марта 2000 г. N 168 "О квотировании рабочих мест в Тюменской области" в случае невозможности резервирования или создания на своем производстве рабочих мест в счет установленной для данной организации квоты работодатель вправе профинансировать выделение рабочих мест в другой организации. Согласно ст. 6 Закона Архангельской области от 27 мая 1998 г. N 74-16-ОЗ "О государственных гарантиях трудовой занятости инвалидов на территории Архангельской области" обязанность организации по трудоустройству инвалидов в счет установленной квоты для приема на работу инвалидов считается выполненной при заключении: между организацией и другими организациями соглашений об организации рабочих мест для трудоустройства инвалидов в совместных специализированных цехах (участках) для трудоустройства инвалидов, созданных в одной из организаций; между организацией и специализированной организацией договора о создании и содержании рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов; между организацией и специализированной организацией договора о размещении производственного заказа. Законом Иркутской области от 1 ноября 2016 г. N 85-ОЗ "О внесении изменений в статьи 2 и 3 Закона Иркутской области "Об отдельных вопросах квотирования рабочих мест для инвалидов в Иркутской области" установлены альтернативные способы выполнения квоты (создание или выделение рабочих мест путем их аренды у другого работодателя).
(Серегина Л.В.)
("Журнал российского права", 2022, N 6)<40> Так, согласно ч. 3 ст. 7 Закона Тюменской области от 31 марта 2000 г. N 168 "О квотировании рабочих мест в Тюменской области" в случае невозможности резервирования или создания на своем производстве рабочих мест в счет установленной для данной организации квоты работодатель вправе профинансировать выделение рабочих мест в другой организации. Согласно ст. 6 Закона Архангельской области от 27 мая 1998 г. N 74-16-ОЗ "О государственных гарантиях трудовой занятости инвалидов на территории Архангельской области" обязанность организации по трудоустройству инвалидов в счет установленной квоты для приема на работу инвалидов считается выполненной при заключении: между организацией и другими организациями соглашений об организации рабочих мест для трудоустройства инвалидов в совместных специализированных цехах (участках) для трудоустройства инвалидов, созданных в одной из организаций; между организацией и специализированной организацией договора о создании и содержании рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов; между организацией и специализированной организацией договора о размещении производственного заказа. Законом Иркутской области от 1 ноября 2016 г. N 85-ОЗ "О внесении изменений в статьи 2 и 3 Закона Иркутской области "Об отдельных вопросах квотирования рабочих мест для инвалидов в Иркутской области" установлены альтернативные способы выполнения квоты (создание или выделение рабочих мест путем их аренды у другого работодателя).