Организация питания населения
Подборка наиболее важных документов по запросу Организация питания населения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
(постатейный)
(Батрова Т.А., Жеребцов А.Н., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Статья 17. Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания населения
(постатейный)
(Батрова Т.А., Жеребцов А.Н., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Статья 17. Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания населения
Статья: Переход на электронные личные медицинские книжки как необходимое условие проактивного надзора
(Воронкова С.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 10)Например, при выявлении подобных нарушений в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения возможно привлечение к административной ответственности за нарушение законодательства в этой области (ст. 6.3 КоАП РФ), нарушение обязательных требований к организации питания населения (ст. 6.6 КоАП РФ) и требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения (ст. 6.7 КоАП РФ). Составление протоколов об административных правонарушениях и привлечение к административной ответственности по ст. 19.23 КоАП РФ "Подделка документов, штампов, печатей или бланков, их использование, передача либо сбыт" входит в полномочия должностных лиц органов внутренних дел.
(Воронкова С.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 10)Например, при выявлении подобных нарушений в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения возможно привлечение к административной ответственности за нарушение законодательства в этой области (ст. 6.3 КоАП РФ), нарушение обязательных требований к организации питания населения (ст. 6.6 КоАП РФ) и требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения (ст. 6.7 КоАП РФ). Составление протоколов об административных правонарушениях и привлечение к административной ответственности по ст. 19.23 КоАП РФ "Подделка документов, штампов, печатей или бланков, их использование, передача либо сбыт" входит в полномочия должностных лиц органов внутренних дел.
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 6.6. Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения
(ред. от 04.11.2025)Статья 6.6. Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения
Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 17. Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания населения
(ред. от 26.12.2024)
"О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 17. Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания населения
Статья: Дискуссионные аспекты присмотра и ухода за ребенком в юридической конструкции конституционного права на дошкольное образование
(Вилачева М.Н.)
("Административное и муниципальное право", 2024, N 4)Вопрос организации питания для воспитанников дошкольных образовательных организаций устанавливается межведомственным приказом Минздравсоцразвития РФ и Минобрнауки РФ (Приказ Минздравсоцразвития России N 213н, Минобрнауки России N 178 от 11.03.2012 "Об утверждении методических рекомендаций по организации питания обучающихся и воспитанников образовательных учреждений"), предусматривает также достаточно жесткие требования к соответствию сырья и продуктов, используемых в питании воспитанников дошкольных образовательных организаций, гигиеническим требованиям к качеству и безопасности продуктов питания, предусмотренным техническим регламентом о безопасности пищевой продукции (решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (вместе с ТР ТС 021/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности пищевой продукции)), техническим регламентом на соковую продукцию из фруктов и овощей (решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 882 "О принятии технического регламента Таможенного союза "Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей" (вместе с "ТР ТС 023/2011. Технический регламент Таможенного союза. Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей")), техническим регламентом на масложировую продукцию (решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 883 "О принятии технического регламента Таможенного союза "Технический регламент на масложировую продукцию" (вместе с "ТР ТС 024/2011. Технический регламент Таможенного союза. Технический регламент на масложировую продукцию")), Едиными требованиями (решение Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 N 299 "О применении санитарных мер в Евразийском экономическом союзе"), СанПиН 2.3/2.4.3590-20 (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 27.10.2020 N 32 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения" (вместе с "СанПиН 2.3/2.4.3590-20. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы...") (зарегистрировано в Минюсте России 11.11.2020 N 60833)), СанПиН 2.3.2.1078-01 (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 14.11.2001 N 36 "О введении в действие Санитарных правил" (вместе с СанПиНом 2.3.2.1078-01. 2.3.2. Продовольственное сырье и пищевые продукты. Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 06.11.2001) (зарегистрировано в Минюсте РФ 22.03.2002 N 3326)).
(Вилачева М.Н.)
("Административное и муниципальное право", 2024, N 4)Вопрос организации питания для воспитанников дошкольных образовательных организаций устанавливается межведомственным приказом Минздравсоцразвития РФ и Минобрнауки РФ (Приказ Минздравсоцразвития России N 213н, Минобрнауки России N 178 от 11.03.2012 "Об утверждении методических рекомендаций по организации питания обучающихся и воспитанников образовательных учреждений"), предусматривает также достаточно жесткие требования к соответствию сырья и продуктов, используемых в питании воспитанников дошкольных образовательных организаций, гигиеническим требованиям к качеству и безопасности продуктов питания, предусмотренным техническим регламентом о безопасности пищевой продукции (решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (вместе с ТР ТС 021/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности пищевой продукции)), техническим регламентом на соковую продукцию из фруктов и овощей (решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 882 "О принятии технического регламента Таможенного союза "Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей" (вместе с "ТР ТС 023/2011. Технический регламент Таможенного союза. Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей")), техническим регламентом на масложировую продукцию (решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 883 "О принятии технического регламента Таможенного союза "Технический регламент на масложировую продукцию" (вместе с "ТР ТС 024/2011. Технический регламент Таможенного союза. Технический регламент на масложировую продукцию")), Едиными требованиями (решение Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 N 299 "О применении санитарных мер в Евразийском экономическом союзе"), СанПиН 2.3/2.4.3590-20 (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 27.10.2020 N 32 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения" (вместе с "СанПиН 2.3/2.4.3590-20. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы...") (зарегистрировано в Минюсте России 11.11.2020 N 60833)), СанПиН 2.3.2.1078-01 (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 14.11.2001 N 36 "О введении в действие Санитарных правил" (вместе с СанПиНом 2.3.2.1078-01. 2.3.2. Продовольственное сырье и пищевые продукты. Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 06.11.2001) (зарегистрировано в Минюсте РФ 22.03.2002 N 3326)).
Статья: Опираемся в суде на письма Роструда. Поможет? "Утопит"?
("Практическая бухгалтерия", 2023, N 4)Федеральной службой по труду и занятости в Письме от 31.03.2020 N 990-ТЗ и Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в Письме от 26.03.2020 N 14-4/10/П-2696 (п. 3) даны аналогичные пояснения, а именно, что "установленные Указом нерабочие дни не относятся к выходным или нерабочим праздничным дням". Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации также были даны разъяснения о том, что в организациях, на которые распространяется режим нерабочих дней и работники не работают, оформление прекращения трудовых отношений в этот период также не осуществляется. В случае сокращения численности или штата работников, если истекает срок уведомления в нерабочие дни, увольнение производится в ближайший следующий за окончанием нерабочего оплачиваемого периода рабочий день. Таким образом, в обратной ситуации в организациях, на которые не распространяется режим нерабочих дней и где сотрудники работают, оформление прекращения трудовых отношений в этот период осуществляется. В рассматриваемом случае ООО "Круглый Год" не относится к организациям, на которые распространяется режим нерабочих дней, поскольку согласно пункту 4 Рекомендаций с учетом Письма Минтруда России от 27.03.2020 N 14-4/10/П-2741 и пункта 4 Указа относится к непрерывно действующим организациям и организациям, обеспечивающим население продуктами питания (организациям, осуществляющим производство сельскохозяйственной продукции). Работники общества в указанный период осуществляли работу в обычном режиме. Таким образом, оформление прекращения трудовых отношений в обществе в этот период могло быть осуществлено, в связи с чем доводы истца о том, что увольнение произведено в нерабочий день и тем самым обществом нарушены положения абзаца 4 статьи 14 ТК РФ, являются необоснованными.
("Практическая бухгалтерия", 2023, N 4)Федеральной службой по труду и занятости в Письме от 31.03.2020 N 990-ТЗ и Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в Письме от 26.03.2020 N 14-4/10/П-2696 (п. 3) даны аналогичные пояснения, а именно, что "установленные Указом нерабочие дни не относятся к выходным или нерабочим праздничным дням". Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации также были даны разъяснения о том, что в организациях, на которые распространяется режим нерабочих дней и работники не работают, оформление прекращения трудовых отношений в этот период также не осуществляется. В случае сокращения численности или штата работников, если истекает срок уведомления в нерабочие дни, увольнение производится в ближайший следующий за окончанием нерабочего оплачиваемого периода рабочий день. Таким образом, в обратной ситуации в организациях, на которые не распространяется режим нерабочих дней и где сотрудники работают, оформление прекращения трудовых отношений в этот период осуществляется. В рассматриваемом случае ООО "Круглый Год" не относится к организациям, на которые распространяется режим нерабочих дней, поскольку согласно пункту 4 Рекомендаций с учетом Письма Минтруда России от 27.03.2020 N 14-4/10/П-2741 и пункта 4 Указа относится к непрерывно действующим организациям и организациям, обеспечивающим население продуктами питания (организациям, осуществляющим производство сельскохозяйственной продукции). Работники общества в указанный период осуществляли работу в обычном режиме. Таким образом, оформление прекращения трудовых отношений в обществе в этот период могло быть осуществлено, в связи с чем доводы истца о том, что увольнение произведено в нерабочий день и тем самым обществом нарушены положения абзаца 4 статьи 14 ТК РФ, являются необоснованными.
"Охрана труда в Российской Федерации. Научно-практический комментарий к разделу X Трудового кодекса Российской Федерации"
(постатейный)
(Серегина Л.В.)
("КОНТРАКТ", 2023)Выдача и употребление молока или равноценных пищевых продуктов должны осуществляться в буфетах, столовых или в помещениях, специально оборудованных в соответствии с утвержденными санитарно-гигиеническими требованиями. Санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека биологических, химических, физических и иных факторов среды обитания и условий деятельности при оказании услуг общественного питания населению, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний, установлены санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения", утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 27.10.2020 N 32.
(постатейный)
(Серегина Л.В.)
("КОНТРАКТ", 2023)Выдача и употребление молока или равноценных пищевых продуктов должны осуществляться в буфетах, столовых или в помещениях, специально оборудованных в соответствии с утвержденными санитарно-гигиеническими требованиями. Санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека биологических, химических, физических и иных факторов среды обитания и условий деятельности при оказании услуг общественного питания населению, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний, установлены санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения", утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 27.10.2020 N 32.
Статья: "Молочные реки, СОУТ-ные берега"
("Практическая бухгалтерия", 2023, N 3)Примечание. Выдавать молоко работникам нужно в буфетах, столовых или в помещениях, специально оборудованных в соответствии с утвержденными санитарно-гигиеническими требованиями. Отметим, СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения" утвержден Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 27.10.2020 N 32.
("Практическая бухгалтерия", 2023, N 3)Примечание. Выдавать молоко работникам нужно в буфетах, столовых или в помещениях, специально оборудованных в соответствии с утвержденными санитарно-гигиеническими требованиями. Отметим, СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения" утвержден Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 27.10.2020 N 32.
Последние изменения: Соблюдение санитарных норм при оказании услуг общественного питания
(КонсультантПлюс, 2025)Утверждены Методические рекомендации к организации общественного питания населения.
(КонсультантПлюс, 2025)Утверждены Методические рекомендации к организации общественного питания населения.
Статья: Due diligence при аренде коммерческой недвижимости
(Науменко Л.С.)
("Арбитражные споры", 2024, N 1)Для предприятий общественного питания необходимо наличие в здании отдельной вытяжки - системы приточно-вытяжной вентиляции (СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения"). Если заведение общепита расположено в многоквартирном доме, то может возникнуть ситуация, когда придется получить согласие на установку необходимого оборудования от каждого собственника (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 28.03.2023 N 5-КГ22-150-К2).
(Науменко Л.С.)
("Арбитражные споры", 2024, N 1)Для предприятий общественного питания необходимо наличие в здании отдельной вытяжки - системы приточно-вытяжной вентиляции (СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения"). Если заведение общепита расположено в многоквартирном доме, то может возникнуть ситуация, когда придется получить согласие на установку необходимого оборудования от каждого собственника (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 28.03.2023 N 5-КГ22-150-К2).
Статья: Организация торговли на ярмарках
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения", утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 27.10.2020 N 32, и т.д.);
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения", утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 27.10.2020 N 32, и т.д.);
Статья: Помогут ли выиграть дело в суде письма и консультации Минтруда и Роструда
(Яковлев Н.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2023, N 4)В рассматриваемом случае ООО "Круглый Год" не относится к организациям, на которые распространяется режим нерабочих дней, поскольку согласно п. 4 Рекомендаций с учетом письма Минтруда России от 27.03.2020 N 14-4/10/П-2741 и п. 4 Указа относится к непрерывно действующим организациям и организациям, обеспечивающим население продуктами питания (организациям, осуществляющим производство сельскохозяйственной продукции). Работники общества в указанный период осуществляли работу в обычном режиме. Таким образом, оформление прекращения трудовых отношений в обществе в этот период могло быть осуществлено, в связи с чем доводы истца о том, что увольнение произведено в нерабочий день и тем самым обществом нарушены положения ч. 4 ст. 14 ТК РФ, являются необоснованными.
(Яковлев Н.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2023, N 4)В рассматриваемом случае ООО "Круглый Год" не относится к организациям, на которые распространяется режим нерабочих дней, поскольку согласно п. 4 Рекомендаций с учетом письма Минтруда России от 27.03.2020 N 14-4/10/П-2741 и п. 4 Указа относится к непрерывно действующим организациям и организациям, обеспечивающим население продуктами питания (организациям, осуществляющим производство сельскохозяйственной продукции). Работники общества в указанный период осуществляли работу в обычном режиме. Таким образом, оформление прекращения трудовых отношений в обществе в этот период могло быть осуществлено, в связи с чем доводы истца о том, что увольнение произведено в нерабочий день и тем самым обществом нарушены положения ч. 4 ст. 14 ТК РФ, являются необоснованными.
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Требования санитарного законодательства также предусмотрены СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения", утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача от 27.10.2020 N 32.
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Требования санитарного законодательства также предусмотрены СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения", утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача от 27.10.2020 N 32.