Организация незаконной миграции
Подборка наиболее важных документов по запросу Организация незаконной миграции (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 322.3 "Фиктивная постановка на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в Российской Федерации" УК РФ"Организация незаконной миграции квалифицируется как оконченное преступление с момента умышленного создания виновным лицом условий для осуществления иностранными гражданами или лицами без гражданства хотя бы одного из незаконных действий, перечисленных в указанной статье, независимо от того, совершены ими такие действия или нет. Если организация незаконной миграции наряду с другими действиями организационного характера включает фиктивную регистрацию (постановку на учет) иностранных граждан или лиц без гражданства по месту жительства или месту пребывания в Российской Федерации, содеянное подлежит квалификации по совокупности преступлений, предусмотренных соответствующей частью статьи 322.1 УК РФ и статьей 322.2 УК РФ или статьей 322.3 УК РФ."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
"Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(ред. от 17.11.2025)Статья 322.1. Организация незаконной миграции
(ред. от 17.11.2025)Статья 322.1. Организация незаконной миграции
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2020 N 18
"О судебной практике по делам о незаконном пересечении Государственной границы Российской Федерации и преступлениях, связанных с незаконной миграцией"7. В статье 322.1 УК РФ под организацией незаконной миграции понимается умышленное совершение действий, создающих условия для осуществления одним или несколькими иностранными гражданами или лицами без гражданства незаконного въезда в Российскую Федерацию, незаконного пребывания в Российской Федерации, незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации, включая въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан по туристическим визам с целью незаконной миграции в другое государство с использованием территории Российской Федерации в качестве транзитной.
"О судебной практике по делам о незаконном пересечении Государственной границы Российской Федерации и преступлениях, связанных с незаконной миграцией"7. В статье 322.1 УК РФ под организацией незаконной миграции понимается умышленное совершение действий, создающих условия для осуществления одним или несколькими иностранными гражданами или лицами без гражданства незаконного въезда в Российскую Федерацию, незаконного пребывания в Российской Федерации, незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации, включая въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан по туристическим визам с целью незаконной миграции в другое государство с использованием территории Российской Федерации в качестве транзитной.
Статья: Владение русским языком, знание российской истории и основ законодательства иностранными гражданами (лицами без гражданства), прибывшими на территорию Российской Федерации: проблемы и перспективы правового регулирования
(Руколеев В.А.)
("Административное и муниципальное право", 2025, N 4)А.В. Степанов пишет, что подразделениями по вопросам миграции регулярно поднимается проблема выдачи сертификатов лицам, не владеющим как устной, так и письменной русской речью. Они не могут самостоятельно разговаривать на русском языке, соответственно, не могут на практике продемонстрировать знания в области российской истории и основ российского законодательства [8, с. 54 - 55]. Тень падает на то или иное государственное учреждение - место проведения экзамена. Отдельные государственные учреждения, отмечает Е.Л. Иванова, превращают экзамен в подобие традиционной модели проверки знаний и умений [12, с. 20]. К примеру, в апреле 2024 г. в средствах массовой информации вещалось, что Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина выдавал сертификаты о владении русским языком, знании истории России, основ законодательства Российской Федерации без контроля степени усвоения. Сотрудник образовательной организации за вознаграждение в размере 5,9 тыс. руб. передавал иностранным гражданам ответы на оценочные материалы и перезаписывал ход экзаменов. Коммерческая предприимчивость сотрудника "пособила" 464 мигрантам (Сотрудников Института русского языка задержали за продажу сертификатов мигрантам. URL: https://www.kommersant.ru/doc/6634530 (дата обращения: 01.08.2025); Обвинение раскрыло детали дела "банды" института Пушкина. URL: https://www.rbc.ru/society/09/04/2024/661573ad9a7947f43262e795 (дата обращения: 01.08.2025); В Москве завершено расследование уголовного дела об организации незаконной миграции и выдаче подложных сертификатов о владении русским языком. URL: https://moscow.sledcom.ru/news/item/1915303 (дата обращения: 01.08.2025)).
(Руколеев В.А.)
("Административное и муниципальное право", 2025, N 4)А.В. Степанов пишет, что подразделениями по вопросам миграции регулярно поднимается проблема выдачи сертификатов лицам, не владеющим как устной, так и письменной русской речью. Они не могут самостоятельно разговаривать на русском языке, соответственно, не могут на практике продемонстрировать знания в области российской истории и основ российского законодательства [8, с. 54 - 55]. Тень падает на то или иное государственное учреждение - место проведения экзамена. Отдельные государственные учреждения, отмечает Е.Л. Иванова, превращают экзамен в подобие традиционной модели проверки знаний и умений [12, с. 20]. К примеру, в апреле 2024 г. в средствах массовой информации вещалось, что Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина выдавал сертификаты о владении русским языком, знании истории России, основ законодательства Российской Федерации без контроля степени усвоения. Сотрудник образовательной организации за вознаграждение в размере 5,9 тыс. руб. передавал иностранным гражданам ответы на оценочные материалы и перезаписывал ход экзаменов. Коммерческая предприимчивость сотрудника "пособила" 464 мигрантам (Сотрудников Института русского языка задержали за продажу сертификатов мигрантам. URL: https://www.kommersant.ru/doc/6634530 (дата обращения: 01.08.2025); Обвинение раскрыло детали дела "банды" института Пушкина. URL: https://www.rbc.ru/society/09/04/2024/661573ad9a7947f43262e795 (дата обращения: 01.08.2025); В Москве завершено расследование уголовного дела об организации незаконной миграции и выдаче подложных сертификатов о владении русским языком. URL: https://moscow.sledcom.ru/news/item/1915303 (дата обращения: 01.08.2025)).
Статья: Актуальные вопросы обеспечения мер безопасности в миграционной сфере
(Комиссаров Е.В., Курышева Н.С.)
("Миграционное право", 2022, N 1)Организация незаконной миграции осуществляется различными фирмами, специализирующимися на оказании юридических услуг в области миграции. Причем они открыто размещают рекламную информацию о своей деятельности в сети Интернет, с указанием номеров телефонов и электронных адресов. И такая практика достаточно распространена в России.
(Комиссаров Е.В., Курышева Н.С.)
("Миграционное право", 2022, N 1)Организация незаконной миграции осуществляется различными фирмами, специализирующимися на оказании юридических услуг в области миграции. Причем они открыто размещают рекламную информацию о своей деятельности в сети Интернет, с указанием номеров телефонов и электронных адресов. И такая практика достаточно распространена в России.
Статья: Проблемы противодействия трансграничной преступности в рамках Содружества Независимых Государств
(Яковец Е.Н.)
("Международное уголовное право и международная юстиция", 2021, N 1)5) ч. 1 ст. 322.1 (Организация незаконной миграции) - в части, касающейся преступлений, выявленных органами федеральной службы безопасности;
(Яковец Е.Н.)
("Международное уголовное право и международная юстиция", 2021, N 1)5) ч. 1 ст. 322.1 (Организация незаконной миграции) - в части, касающейся преступлений, выявленных органами федеральной службы безопасности;
Статья: О реализации территориальными органами полиции на районном уровне правоохранительной функции (на примере сферы миграции)
(Быков К.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 8)Также следует отметить, что в течение 2022 г. на 17% больше установлено фактов организации незаконной миграции и на 11% - случаев фиктивной постановки иностранцев на учет по сравнению с 2021 г. <10>
(Быков К.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 8)Также следует отметить, что в течение 2022 г. на 17% больше установлено фактов организации незаконной миграции и на 11% - случаев фиктивной постановки иностранцев на учет по сравнению с 2021 г. <10>
Статья: Совершенствование уголовно-правовых средств реализации уголовной ответственности военнослужащих (научно-практический комментарий к Федеральному закону "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 23 марта 2024 г. N 64-ФЗ)
(Ермолович Я.Н.)
("Право в Вооруженных Силах", 2024, N 6)Часть 1 ст. 78.1 УК РФ в целом повторяет положения ст. 2 ранее действовавшего Федерального закона от 24 июня 2023 г. N 270-ФЗ, однако следует иметь в виду, что перечни статей о преступлениях, на обвиняемых, подсудимых и осужденных за которые положения об освобождении от уголовной ответственности и наказания не распространяются, в названном Законе и УК РФ не совпадают. Так, в ст. 78.1 УК РФ были добавлены ранее отсутствовавшие составы преступлений, предусмотренных ст. 189 (незаконные экспорт из Российской Федерации или передача товаров или технологий, вооружения или военной техники, незаконное выполнение работ либо незаконное оказание услуг, в отношении которых установлен экспортный контроль), ст. 200.1 (контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов), ст. 209 (бандитизм), ст. 210 (организация преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем (ней), ст. 210.1 (занятие высшего положения в преступной иерархии), п. "б" ч. 2 ст. 215.4 (незаконное проникновение на охраняемый объект, сопряженное с умышленным созданием угрозы распространения сведений, составляющих государственную тайну), ст. 217.1 (нарушение требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса), ст. 226.1 (контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ и т.д.), ст. 229.1 (контрабанда наркотических средств, психотропных веществ и т.д.), ст. 274.1 (неправомерное воздействие на критическую информационную инфраструктуру Российской Федерации), ст. 280.1 (публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации), ст. 280.2 (нарушение территориальной целостности Российской Федерации), ст. 280.4 (публичные призывы к осуществлению деятельности, направленной против безопасности государства), ст. 283 (разглашение государственной тайны), ст. 283.1 (незаконное получение сведений, составляющих государственную тайну), ст. 283.2 (нарушение требований по защите государственной тайны), ст. 284 (утрата документов, содержащих государственную тайну), ч. 2 ст. 322.1 (организация незаконной миграции при отягчающих обстоятельствах), ст. 355 (разработка, производство, накопление, приобретение или сбыт оружия массового поражения), ст. 359 (наемничество).
(Ермолович Я.Н.)
("Право в Вооруженных Силах", 2024, N 6)Часть 1 ст. 78.1 УК РФ в целом повторяет положения ст. 2 ранее действовавшего Федерального закона от 24 июня 2023 г. N 270-ФЗ, однако следует иметь в виду, что перечни статей о преступлениях, на обвиняемых, подсудимых и осужденных за которые положения об освобождении от уголовной ответственности и наказания не распространяются, в названном Законе и УК РФ не совпадают. Так, в ст. 78.1 УК РФ были добавлены ранее отсутствовавшие составы преступлений, предусмотренных ст. 189 (незаконные экспорт из Российской Федерации или передача товаров или технологий, вооружения или военной техники, незаконное выполнение работ либо незаконное оказание услуг, в отношении которых установлен экспортный контроль), ст. 200.1 (контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов), ст. 209 (бандитизм), ст. 210 (организация преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем (ней), ст. 210.1 (занятие высшего положения в преступной иерархии), п. "б" ч. 2 ст. 215.4 (незаконное проникновение на охраняемый объект, сопряженное с умышленным созданием угрозы распространения сведений, составляющих государственную тайну), ст. 217.1 (нарушение требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса), ст. 226.1 (контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ и т.д.), ст. 229.1 (контрабанда наркотических средств, психотропных веществ и т.д.), ст. 274.1 (неправомерное воздействие на критическую информационную инфраструктуру Российской Федерации), ст. 280.1 (публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации), ст. 280.2 (нарушение территориальной целостности Российской Федерации), ст. 280.4 (публичные призывы к осуществлению деятельности, направленной против безопасности государства), ст. 283 (разглашение государственной тайны), ст. 283.1 (незаконное получение сведений, составляющих государственную тайну), ст. 283.2 (нарушение требований по защите государственной тайны), ст. 284 (утрата документов, содержащих государственную тайну), ч. 2 ст. 322.1 (организация незаконной миграции при отягчающих обстоятельствах), ст. 355 (разработка, производство, накопление, приобретение или сбыт оружия массового поражения), ст. 359 (наемничество).
Статья: Противодействие незаконной миграции: проблемы безопасности и правообразования
(Хабибулин А.Г., Мурсалимов К.Р.)
("Миграционное право", 2022, N 1)В этой связи развитие современного миграционного законодательства должно быть направлено на ужесточение ответственности за организацию незаконной миграции, усиление контроля за пребыванием иностранных граждан на территории нашей страны с одновременным упрощением приобретения ими правового статуса пребывания в стране.
(Хабибулин А.Г., Мурсалимов К.Р.)
("Миграционное право", 2022, N 1)В этой связи развитие современного миграционного законодательства должно быть направлено на ужесточение ответственности за организацию незаконной миграции, усиление контроля за пребыванием иностранных граждан на территории нашей страны с одновременным упрощением приобретения ими правового статуса пребывания в стране.
Статья: Правовые средства противодействия миграционной преступности
(Костюк М.Ф., Кунц Е.В.)
("Миграционное право", 2022, N 3)За период с 2010 по 2020 г. число преступлений, зарегистрированных по ст. 322.1 Уголовного кодекса Российской Федерации <3> ("Организация незаконной миграции") сократилось с 1 598 до 737 единиц. За указанный период число лиц, совершивших преступление, возросло с 601 до 873 человек <4>.
(Костюк М.Ф., Кунц Е.В.)
("Миграционное право", 2022, N 3)За период с 2010 по 2020 г. число преступлений, зарегистрированных по ст. 322.1 Уголовного кодекса Российской Федерации <3> ("Организация незаконной миграции") сократилось с 1 598 до 737 единиц. За указанный период число лиц, совершивших преступление, возросло с 601 до 873 человек <4>.
Статья: Роль взаимодействия правоохранительных органов при расследовании преступлений, совершенных мигрантами
(Рябенькая Н.Л.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 2)<7> Худина Т.Ф. Международное взаимодействие правоохранительных органов при расследовании преступлений, связанных с организацией незаконной миграции // Российский следователь. 2008. N 18. С. 38 - 39.
(Рябенькая Н.Л.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 2)<7> Худина Т.Ф. Международное взаимодействие правоохранительных органов при расследовании преступлений, связанных с организацией незаконной миграции // Российский следователь. 2008. N 18. С. 38 - 39.
Статья: Профилактика миграционной преступности: правообразующий аспект
(Хабибулин А.Г., Мурсалимов К.Р.)
("Миграционное право", 2024, N 1)На значения приведенных показателей могли оказать влияние следующие факторы: принимаемые в соответствии с указами Президента Российской Федерации меры по урегулированию правового положения иностранных граждан, находящихся на территории Российской Федерации; применение в практической деятельности Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2020 г. N 18 "О судебной практике по делам о незаконном пересечении Государственной границы Российской Федерации и преступлениях, связанных с незаконной миграцией" <4>, в соответствии с которым при правовой оценке действий, заключающихся в организации незаконной миграции без квалифицирующих признаков (ч. 1 ст. 322.1 Уголовного кодекса РФ; далее - УК РФ) либо в фиктивной регистрации (постановке на учет) по месту пребывания или месту жительства, судам необходимо принимать во внимание положения ч. 2 ст. 14 УК РФ, предусматривающие, что не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного уголовным законом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности; проводимая профилактическая работа по разъяснению иностранным гражданам, лицам, выступающим в качестве принимающей стороны, положений, касающихся фиктивной регистрации гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации и фиктивной регистрации иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации.
(Хабибулин А.Г., Мурсалимов К.Р.)
("Миграционное право", 2024, N 1)На значения приведенных показателей могли оказать влияние следующие факторы: принимаемые в соответствии с указами Президента Российской Федерации меры по урегулированию правового положения иностранных граждан, находящихся на территории Российской Федерации; применение в практической деятельности Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2020 г. N 18 "О судебной практике по делам о незаконном пересечении Государственной границы Российской Федерации и преступлениях, связанных с незаконной миграцией" <4>, в соответствии с которым при правовой оценке действий, заключающихся в организации незаконной миграции без квалифицирующих признаков (ч. 1 ст. 322.1 Уголовного кодекса РФ; далее - УК РФ) либо в фиктивной регистрации (постановке на учет) по месту пребывания или месту жительства, судам необходимо принимать во внимание положения ч. 2 ст. 14 УК РФ, предусматривающие, что не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного уголовным законом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности; проводимая профилактическая работа по разъяснению иностранным гражданам, лицам, выступающим в качестве принимающей стороны, положений, касающихся фиктивной регистрации гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации и фиктивной регистрации иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации.
Статья: Правовое обеспечение противодействия незаконной миграции
(Мельников Е.А.)
("Миграционное право", 2025, N 1)Ключевые слова: гражданство, незаконная миграция, организация незаконной миграции, фиктивная постановка на миграционный учет, фиктивная регистрация по месту пребывания, преступление.
(Мельников Е.А.)
("Миграционное право", 2025, N 1)Ключевые слова: гражданство, незаконная миграция, организация незаконной миграции, фиктивная постановка на миграционный учет, фиктивная регистрация по месту пребывания, преступление.