Организационно распорядительные функции
Подборка наиболее важных документов по запросу Организационно распорядительные функции (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Признание должностным лицом для целей привлечения к административной ответственности лица, представляющего орган власти, учреждение, предприятие
(КонсультантПлюс, 2025)1. Выполнение организационно-распорядительных функций как признак должностного лица для целей привлечения к административной ответственности
(КонсультантПлюс, 2025)1. Выполнение организационно-распорядительных функций как признак должностного лица для целей привлечения к административной ответственности
Позиции судов по спорным вопросам. Трудовое право: Последствия невыдачи СИЗ работнику (сторожу, уборщице, электрику и др.)
(КонсультантПлюс, 2025)Не привлекают к административной ответственности за невыдачу СИЗ шеф-повару, если согласно должностной инструкции он выполняет организационно-распорядительные функции, не задействован на производстве, связанном с загрязнением
(КонсультантПлюс, 2025)Не привлекают к административной ответственности за невыдачу СИЗ шеф-повару, если согласно должностной инструкции он выполняет организационно-распорядительные функции, не задействован на производстве, связанном с загрязнением
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проблемы эффективности организационно-распорядительных функций и полномочий судебной власти РФ
(Шаманский Д.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 7)"Актуальные проблемы российского права", 2025, N 7
(Шаманский Д.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 7)"Актуальные проблемы российского права", 2025, N 7
Готовое решение: Как уволить руководителя (генерального директора) организации
(КонсультантПлюс, 2025)При этом само по себе наличие у руководителя организационно-распорядительных функций в отношении имущества организации, заключение с ним договора о полной индивидуальной материальной ответственности не свидетельствуют о возможности его увольнения по п. 7 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Важен в том числе факт выполнения трудовых обязанностей, непосредственно связанных с обслуживанием денежных или товарных ценностей (наличие полномочий по распоряжению денежными и иными материальными ценностями организации еще не свидетельствует об отнесении руководителя организации к категории работников, которые непосредственно обслуживают денежные или товарные ценности). В законе нет исчерпывающего списка должностей, при замещении которых виновные работники могут быть уволены за утрату доверия.
(КонсультантПлюс, 2025)При этом само по себе наличие у руководителя организационно-распорядительных функций в отношении имущества организации, заключение с ним договора о полной индивидуальной материальной ответственности не свидетельствуют о возможности его увольнения по п. 7 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Важен в том числе факт выполнения трудовых обязанностей, непосредственно связанных с обслуживанием денежных или товарных ценностей (наличие полномочий по распоряжению денежными и иными материальными ценностями организации еще не свидетельствует об отнесении руководителя организации к категории работников, которые непосредственно обслуживают денежные или товарные ценности). В законе нет исчерпывающего списка должностей, при замещении которых виновные работники могут быть уволены за утрату доверия.
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 N 19
(ред. от 11.06.2020)
"О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий"4. Под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п.
(ред. от 11.06.2020)
"О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий"4. Под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п.
Статья: Фиктивное трудоустройство - анализ споров
(Бойкова Т.)
("Трудовое право", 2023, N 7)Судом было установлено что именно в силу своего служебного положения должностное лицо, выполняя организационно-распорядительные функции в государственном учреждении, действуя из корыстных побуждений, организовало фиктивное трудоустройство двух работников, составило от их имени заявления о приеме на работу, как ответственное лицо согласовало их трудоустройство с руководством организации и отделом кадров, после чего, достоверно зная, что оба работника не выполняют свои трудовые обязанности, умышленно составляло и подписывало графики учета их рабочего времени, которые передавало в отдел кадров, на основании чего работникам начислялись и выплачивались на банковские карты заработная плата и премии, указанными денежными средствами должностное лицо распорядилось по своему усмотрению.
(Бойкова Т.)
("Трудовое право", 2023, N 7)Судом было установлено что именно в силу своего служебного положения должностное лицо, выполняя организационно-распорядительные функции в государственном учреждении, действуя из корыстных побуждений, организовало фиктивное трудоустройство двух работников, составило от их имени заявления о приеме на работу, как ответственное лицо согласовало их трудоустройство с руководством организации и отделом кадров, после чего, достоверно зная, что оба работника не выполняют свои трудовые обязанности, умышленно составляло и подписывало графики учета их рабочего времени, которые передавало в отдел кадров, на основании чего работникам начислялись и выплачивались на банковские карты заработная плата и премии, указанными денежными средствами должностное лицо распорядилось по своему усмотрению.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 N 19 (ред. от 11.06.2020) "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий" отмечено, что под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 N 19 (ред. от 11.06.2020) "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий" отмечено, что под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п.
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Следует особо отметить, что президиумы апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции не участвуют в осуществлении правосудия, а выполняют исключительно организационно-распорядительные функции. Таким образом исключается возможность коррупционного воздействия на судей при принятии ими процессуальных решений со стороны руководящих судебных структур.
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Следует особо отметить, что президиумы апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции не участвуют в осуществлении правосудия, а выполняют исключительно организационно-распорядительные функции. Таким образом исключается возможность коррупционного воздействия на судей при принятии ими процессуальных решений со стороны руководящих судебных структур.
Статья: Должностное лицо или управленец в организации?
(Яни П.С.)
("Законность", 2024, N 12)3. В п. 1 примечаний к ст. 201 УК упоминаются некоммерческие организации, не являющиеся государственным или муниципальным учреждением, что учитывает положения позитивного законодательства, согласно которым возможна и такая организационно-правовая форма некоммерческой организации, как государственное или муниципальное учреждение. А работники таких учреждений, наделенные организационно-распорядительными функциями, отнесены в п. 1 примечаний к ст. 285 УК к числу должностных лиц.
(Яни П.С.)
("Законность", 2024, N 12)3. В п. 1 примечаний к ст. 201 УК упоминаются некоммерческие организации, не являющиеся государственным или муниципальным учреждением, что учитывает положения позитивного законодательства, согласно которым возможна и такая организационно-правовая форма некоммерческой организации, как государственное или муниципальное учреждение. А работники таких учреждений, наделенные организационно-распорядительными функциями, отнесены в п. 1 примечаний к ст. 285 УК к числу должностных лиц.
Статья: Общественное место
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Вместе с тем Постановлением Московского городского суда от 20.02.2017 N 4а-7686/2016 отменено постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.2.2 КоАП РФ, в отношении лица, игравшего на музыкальном инструменте в общественном месте и собравшего тем самым вокруг себя группу людей. Суд указал, что факт одновременного пребывания граждан в количестве примерно 10 человек на улице около дома по указанному в протоколе адресу сам по себе не свидетельствует о затруднении перемещения пешеходов и ограничении их доступа к объектам социальной инфраструктуры. Суд отметил отсутствие у лица умысла именно на организацию массового одновременного пребывания граждан в общественном месте, равно как и доказательств фактического выполнения им организационно-распорядительных функций по организации такого мероприятия.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Вместе с тем Постановлением Московского городского суда от 20.02.2017 N 4а-7686/2016 отменено постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.2.2 КоАП РФ, в отношении лица, игравшего на музыкальном инструменте в общественном месте и собравшего тем самым вокруг себя группу людей. Суд указал, что факт одновременного пребывания граждан в количестве примерно 10 человек на улице около дома по указанному в протоколе адресу сам по себе не свидетельствует о затруднении перемещения пешеходов и ограничении их доступа к объектам социальной инфраструктуры. Суд отметил отсутствие у лица умысла именно на организацию массового одновременного пребывания граждан в общественном месте, равно как и доказательств фактического выполнения им организационно-распорядительных функций по организации такого мероприятия.
Статья: Виды ответственности должностных лиц в российском законодательстве
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п.
Статья: Получение взятки руководителем выпускной квалификационной работы
(Борков В.Н.)
("Уголовное право", 2024, N 1)Существует позиция, согласно которой "преподаватель, проводя занятия со студентами, осуществляя руководство написанием письменных работ, принимая у них экзамены и зачеты и отражая их результаты в ведомостях и зачетных книжках, выполняет сугубо профессиональные обязанности" <4>. Но суды исходят из того, что в отдельных случаях преподаватель осуществляет организационно-распорядительные функции, к которым "...относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия..." <5>. В обоснование наличия таких полномочий у получившего взятку профессора Верховный Суд РФ указал: он "...должен был принимать зачет по математике у студентов вуза, что в дальнейшем определяло наличие или отсутствие у студентов академической задолженности, возможность их обучения в следующем семестре, перевода на следующий курс или отчисления" <6>. В другом судебном решении разъяснялось, что преподаватель "...в силу занимаемой должности была наделена полномочиями по приему экзаменов. В соответствии с действующими приказами и инструкциями несдача студентом экзамена хотя бы по одному предмету, входящему в программу обучения, влечет определенные правовые последствия, в том числе отчисление обучающегося" <7>.
(Борков В.Н.)
("Уголовное право", 2024, N 1)Существует позиция, согласно которой "преподаватель, проводя занятия со студентами, осуществляя руководство написанием письменных работ, принимая у них экзамены и зачеты и отражая их результаты в ведомостях и зачетных книжках, выполняет сугубо профессиональные обязанности" <4>. Но суды исходят из того, что в отдельных случаях преподаватель осуществляет организационно-распорядительные функции, к которым "...относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия..." <5>. В обоснование наличия таких полномочий у получившего взятку профессора Верховный Суд РФ указал: он "...должен был принимать зачет по математике у студентов вуза, что в дальнейшем определяло наличие или отсутствие у студентов академической задолженности, возможность их обучения в следующем семестре, перевода на следующий курс или отчисления" <6>. В другом судебном решении разъяснялось, что преподаватель "...в силу занимаемой должности была наделена полномочиями по приему экзаменов. В соответствии с действующими приказами и инструкциями несдача студентом экзамена хотя бы по одному предмету, входящему в программу обучения, влечет определенные правовые последствия, в том числе отчисление обучающегося" <7>.
Статья: К вопросу об ответственности специального субъекта за преступления, предусмотренные статьями 159 - 159.6 Уголовного кодекса Российской Федерации
(Суворова С.В.)
("Мировой судья", 2024, N 1)К специальным субъектам мошенничества можно со всей определенностью отнести лицо, использующее свое служебное положение. Этот особо квалифицирующий признак получил широкое распространение в действующем УК РФ, но его содержание уголовный закон не раскрывает. Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 30 ноября 2017 г. N 48 перечисляет категории лиц, относящихся к данной разновидности специального субъекта: 1) должностные лица, обладающие признаками, предусмотренными п. 1 примечаний к ст. 285 УК РФ; 2) государственные и муниципальные служащие, не являющиеся должностными лицами; 3) лица, осуществляющие управленческие функции в коммерческих и иных организациях, отвечающие требованиям п. 1 примечания к ст. 201 УК РФ. Таким образом, ключевыми признаками лица, использующего свое служебное положение при совершении мошенничества, согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, являются наличие у данного лица управленческих, организационно-распорядительных или административно-хозяйственных полномочий, что находит отражение в решениях судов по уголовным делам. Так, приговором Яшкульского районного суда Республики Калмыкия от 30 июля 2021 г. Г. признана виновной в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 159 УК РФ. Занимая должность главного экономиста одной из больниц и будучи наделенной служебными полномочиями по осуществлению организационно-распорядительных функций, она оформила приказ о предоставлении ей отпуска, следствием чего явилось перечисление ей денежных средств в виде отпускных выплат.
(Суворова С.В.)
("Мировой судья", 2024, N 1)К специальным субъектам мошенничества можно со всей определенностью отнести лицо, использующее свое служебное положение. Этот особо квалифицирующий признак получил широкое распространение в действующем УК РФ, но его содержание уголовный закон не раскрывает. Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 30 ноября 2017 г. N 48 перечисляет категории лиц, относящихся к данной разновидности специального субъекта: 1) должностные лица, обладающие признаками, предусмотренными п. 1 примечаний к ст. 285 УК РФ; 2) государственные и муниципальные служащие, не являющиеся должностными лицами; 3) лица, осуществляющие управленческие функции в коммерческих и иных организациях, отвечающие требованиям п. 1 примечания к ст. 201 УК РФ. Таким образом, ключевыми признаками лица, использующего свое служебное положение при совершении мошенничества, согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, являются наличие у данного лица управленческих, организационно-распорядительных или административно-хозяйственных полномочий, что находит отражение в решениях судов по уголовным делам. Так, приговором Яшкульского районного суда Республики Калмыкия от 30 июля 2021 г. Г. признана виновной в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 159 УК РФ. Занимая должность главного экономиста одной из больниц и будучи наделенной служебными полномочиями по осуществлению организационно-распорядительных функций, она оформила приказ о предоставлении ей отпуска, следствием чего явилось перечисление ей денежных средств в виде отпускных выплат.
Статья: Коррупционные преступления
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Основанием для отнесения должностного лица к субъекту ответственности как по ст. 290 УК РФ, так и по ст. 285 УК РФ могут являться лишь такие полномочия по руководству коллективом или отдельными работниками, которые позволяют осуществлять организационно-распорядительные функции (Кассационное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 07.08.2025 N 15-УДП25-2-К1).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Основанием для отнесения должностного лица к субъекту ответственности как по ст. 290 УК РФ, так и по ст. 285 УК РФ могут являться лишь такие полномочия по руководству коллективом или отдельными работниками, которые позволяют осуществлять организационно-распорядительные функции (Кассационное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 07.08.2025 N 15-УДП25-2-К1).
Статья: Фактические основания и условия административной ответственности юридических лиц
(Мрыхина Д.В.)
("Современное право", 2025, N 8)Организационная связь заключается в том, что субъект правонарушения, влекущего административную ответственность юридического лица, является элементом структуры: ее учредителем, работником, должностным лицом, руководителем, а также лицом, выполняющим по заказу организации работу по гражданско-правовому договору либо без договора, но состоящим с организацией в фактически трудовых отношениях, - а также если противоправные действия совершены по указанию (распоряжению) органа управления юридического лица или лица, выполняющего организационно-распорядительные функции, или вследствие неисполнения (ненадлежащего) их исполнения. Мотивационная связь заключается в том, что правонарушение совершается в интересах юридического лица.
(Мрыхина Д.В.)
("Современное право", 2025, N 8)Организационная связь заключается в том, что субъект правонарушения, влекущего административную ответственность юридического лица, является элементом структуры: ее учредителем, работником, должностным лицом, руководителем, а также лицом, выполняющим по заказу организации работу по гражданско-правовому договору либо без договора, но состоящим с организацией в фактически трудовых отношениях, - а также если противоправные действия совершены по указанию (распоряжению) органа управления юридического лица или лица, выполняющего организационно-распорядительные функции, или вследствие неисполнения (ненадлежащего) их исполнения. Мотивационная связь заключается в том, что правонарушение совершается в интересах юридического лица.