Организационно правовая форма это
Подборка наиболее важных документов по запросу Организационно правовая форма это (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Корпоративное право: Устав ТСН
(КонсультантПлюс, 2025)Перечень сведений, которые должны быть отражены в уставе товарищества, закреплен в статье 8 Закона N 217-ФЗ. Согласно пункту 2 статьи 8 Закона N 217-ФЗ в уставе товарищества в обязательном порядке указывается организационно-правовая форма товарищества.
(КонсультантПлюс, 2025)Перечень сведений, которые должны быть отражены в уставе товарищества, закреплен в статье 8 Закона N 217-ФЗ. Согласно пункту 2 статьи 8 Закона N 217-ФЗ в уставе товарищества в обязательном порядке указывается организационно-правовая форма товарищества.
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 143 "Нарушение требований охраны труда" УК РФ"Допущенные судом нарушения уголовного закона являются существенными, повлиявшими на исход дела, влекут исключение из приговора указание на назначение М.П. по ч. 3 ст. 143 УК РФ дополнительного наказания в виде лишения права заниматься деятельностью, связанной с выполнением обязанностей по обеспечению соблюдения требований безопасности труда и охраны труда в организациях независимо от их организационно-правовой формы, на срок 2 года. В связи с этим кассационное представление заместителя Южного транспортного прокурора Рахматуллина И.Г. подлежит удовлетворению."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Понятие и виды юридических лиц
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Под организационно-правовой формой юридического лица понимается способ закрепления (формирования) и использования организацией имущества и вытекающие из этого ее правовое положение и цели предпринимательской деятельности (абз. 10 Введения ОК 028-2012 "Общероссийский классификатор организационно-правовых форм", утв. Приказом Росстандарта от 16.10.2012 N 505-ст). Исходя из способа закрепления имущества и целей предпринимательской деятельности юридические лица разделяются на коммерческие и некоммерческие организации, о чем сказано ранее.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Под организационно-правовой формой юридического лица понимается способ закрепления (формирования) и использования организацией имущества и вытекающие из этого ее правовое положение и цели предпринимательской деятельности (абз. 10 Введения ОК 028-2012 "Общероссийский классификатор организационно-правовых форм", утв. Приказом Росстандарта от 16.10.2012 N 505-ст). Исходя из способа закрепления имущества и целей предпринимательской деятельности юридические лица разделяются на коммерческие и некоммерческие организации, о чем сказано ранее.
Готовое решение: Как заполнить форму N П-4 (НЗ) (до 10.01.2025 включительно)
(КонсультантПлюс, 2025)Форму N П-4 (НЗ) должны заполнять организации со средней численностью работников за предыдущий год более 15 человек (с учетом совместителей и работающих по ГПД). Субъекты малого предпринимательства и юрлица некоторых организационно-правовых форм этот документ не представляют.
(КонсультантПлюс, 2025)Форму N П-4 (НЗ) должны заполнять организации со средней численностью работников за предыдущий год более 15 человек (с учетом совместителей и работающих по ГПД). Субъекты малого предпринимательства и юрлица некоторых организационно-правовых форм этот документ не представляют.
Нормативные акты
"ОК 028-2012. Общероссийский классификатор организационно-правовых форм"
(утв. Приказом Росстандарта от 16.10.2012 N 505-ст)
(ред. от 30.07.2025)
(вместе с "Пояснениями к позициям ОКОПФ")Под организационно-правовой формой понимается способ закрепления (формирования) и использования организацией имущества и вытекающие из этого ее правовое положение и цели предпринимательской деятельности.
(утв. Приказом Росстандарта от 16.10.2012 N 505-ст)
(ред. от 30.07.2025)
(вместе с "Пояснениями к позициям ОКОПФ")Под организационно-правовой формой понимается способ закрепления (формирования) и использования организацией имущества и вытекающие из этого ее правовое положение и цели предпринимательской деятельности.
Статья: Имущественная обособленность как признак юридического лица: теория и практика (по страницам классики и судебных актов)
(Филиппова С.Ю., Шиткина И.С.)
("Закон", 2024, N 8)К примеру, согласно п. 3 ст. 37 Закона об Уполномоченном по правам человека <21> Уполномоченный и его рабочий аппарат являются государственным органом с правом юридического лица, имеющим расчетный и иные счета, печать и бланки со своим наименованием и с изображением Государственного герба Российской Федерации. То есть для индивидуализации уполномоченный по правам человека использует символику Российской Федерации, поэтому для окружающих он идентифицируется с Российской Федерацией. Неочевидно, какова организационно-правовая форма этого юридического лица, на каком праве ему принадлежит имущество, как финансируется его деятельность, кто отвечает по его обязательствам. Как следует из п. 5 ст. 38 указанного Закона, имущество, необходимое Уполномоченному и его рабочему аппарату для осуществления их деятельности, находится в их оперативном управлении и является государственной собственностью. Можно было бы предположить, что Уполномоченный по правам человека является юридическим лицом в форме бюджетного учреждения или казенного предприятия, но четкого указания на организационную форму в законодательстве мы не видим. Аналогичная неопределенность обнаруживается и в отношении других государственных органов.
(Филиппова С.Ю., Шиткина И.С.)
("Закон", 2024, N 8)К примеру, согласно п. 3 ст. 37 Закона об Уполномоченном по правам человека <21> Уполномоченный и его рабочий аппарат являются государственным органом с правом юридического лица, имеющим расчетный и иные счета, печать и бланки со своим наименованием и с изображением Государственного герба Российской Федерации. То есть для индивидуализации уполномоченный по правам человека использует символику Российской Федерации, поэтому для окружающих он идентифицируется с Российской Федерацией. Неочевидно, какова организационно-правовая форма этого юридического лица, на каком праве ему принадлежит имущество, как финансируется его деятельность, кто отвечает по его обязательствам. Как следует из п. 5 ст. 38 указанного Закона, имущество, необходимое Уполномоченному и его рабочему аппарату для осуществления их деятельности, находится в их оперативном управлении и является государственной собственностью. Можно было бы предположить, что Уполномоченный по правам человека является юридическим лицом в форме бюджетного учреждения или казенного предприятия, но четкого указания на организационную форму в законодательстве мы не видим. Аналогичная неопределенность обнаруживается и в отношении других государственных органов.
Статья: Классификация юридических лиц в современном корпоративном праве: организационно-правовые формы и критерии их разграничения
(Гутников О.В.)
("Право. Журнал Высшей школы экономики", 2022, N 2)На наш взгляд, организационно-правовая форма - это имеющий собственное наименование и предусмотренный Гражданским кодексом уникальный набор существенных гражданско-правовых признаков, которые характеризуют внутреннее имущественное и организационное устройство юридического лица.
(Гутников О.В.)
("Право. Журнал Высшей школы экономики", 2022, N 2)На наш взгляд, организационно-правовая форма - это имеющий собственное наименование и предусмотренный Гражданским кодексом уникальный набор существенных гражданско-правовых признаков, которые характеризуют внутреннее имущественное и организационное устройство юридического лица.
Статья: Реализация правомочий лиц, не являющихся членами потребительских жилищных кооперативов индивидуальных застройщиков (ПЖКИЗ), при отсутствии договорных отношений
(Закупень Т.В.)
("Хозяйство и право", 2025, N 4)Исходя из изложенного следует, что ПЖКИЗ в силу специфики и многоплановости их деятельности в решении стоящих перед кооперативом задач и целей представляют собой особый вид юридических лиц некоммерческих организаций, образованных в организационно-правовой форме - потребительский кооператив. При этом эффективно действующий нормативно-правовой механизм регулирования этой организационно-правовой формы юридического лица в современном российском законодательстве отсутствует. Не выработаны унифицированные правила, устанавливающие взаимодействие членов и не членов ПЖКИЗ, не предусмотрен однозначный порядок внесения взносов и определяющие их особенности применительно к данному виду потребительского кооператива, отсутствуют единые положения, регламентирующие участие не членов ПЖКИЗ в принятии решений, затрагивающих непосредственные права и интересы лиц, не являющихся членами кооператива, общим собранием членов кооператива, и, главное, не определен и не конкретизирован правовой статус данного вида юридического лица в форме потребительского кооператива среди иных видов юридических лиц потребительской кооперации в целом.
(Закупень Т.В.)
("Хозяйство и право", 2025, N 4)Исходя из изложенного следует, что ПЖКИЗ в силу специфики и многоплановости их деятельности в решении стоящих перед кооперативом задач и целей представляют собой особый вид юридических лиц некоммерческих организаций, образованных в организационно-правовой форме - потребительский кооператив. При этом эффективно действующий нормативно-правовой механизм регулирования этой организационно-правовой формы юридического лица в современном российском законодательстве отсутствует. Не выработаны унифицированные правила, устанавливающие взаимодействие членов и не членов ПЖКИЗ, не предусмотрен однозначный порядок внесения взносов и определяющие их особенности применительно к данному виду потребительского кооператива, отсутствуют единые положения, регламентирующие участие не членов ПЖКИЗ в принятии решений, затрагивающих непосредственные права и интересы лиц, не являющихся членами кооператива, общим собранием членов кооператива, и, главное, не определен и не конкретизирован правовой статус данного вида юридического лица в форме потребительского кооператива среди иных видов юридических лиц потребительской кооперации в целом.
"Вещное право: научно-познавательный очерк"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)Субъектами права оперативного управления являются и частные (в том числе общественные) учреждения (ср. подп. 8 п. 3 ст. 50, ст. 123.23 и п. 1 ст. 296 ГК РФ), а согласно п. 5 ст. 6 Федерального закона от 30 ноября 1994 г. N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" на имущество индивидуальных частных предприятий (ИЧП), сохранявшихся в этой организационно-правовой форме до 1 июля 1999 г., распространялся режим имущества казенных предприятий, т.е. право оперативного управления (вместо права полного хозяйственного ведения).
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)Субъектами права оперативного управления являются и частные (в том числе общественные) учреждения (ср. подп. 8 п. 3 ст. 50, ст. 123.23 и п. 1 ст. 296 ГК РФ), а согласно п. 5 ст. 6 Федерального закона от 30 ноября 1994 г. N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" на имущество индивидуальных частных предприятий (ИЧП), сохранявшихся в этой организационно-правовой форме до 1 июля 1999 г., распространялся режим имущества казенных предприятий, т.е. право оперативного управления (вместо права полного хозяйственного ведения).
Путеводитель по корпоративным спорам. Вопросы судебной практики: Крупные сделки общества с ограниченной ответственностьюПримечание: Суд исходит из того, что указанное информационное письмо содержит общие разъяснения по применению норм законов, связанных с заключением хозяйственными обществами крупных сделок. При этом организационно-правовая форма общества значения не имеет.
Статья: Проблемы соотношения предпринимательской и иной приносящей доход деятельности
(Будникова Ю.Е.)
("Хозяйство и право", 2023, N 7)Вместе с тем Пленум Верховного Суда Российской Федерации также разъяснил, что в тех случаях, когда не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя лицо приобрело для личных нужд жилое помещение или иное недвижимое имущество либо получило его по наследству или по договору дарения, но в связи с отсутствием необходимости в использовании этого имущества временно сдало его в аренду или внаем и в результате такой гражданско-правовой сделки получило доход (в том числе в крупном или особо крупном размере), содеянное им не влечет уголовной ответственности за незаконное предпринимательство. Таким образом, данная деятельность не может квалифицироваться как незаконное предпринимательство, поскольку отсутствует сама предпринимательская деятельность, а нарушение закона будет иметь место, если указанное лицо уклоняется от уплаты налогов или сборов с полученного дохода (ст. 198 УК РФ) <13>. Как видим, получение дохода физическим лицом, не являющимся предпринимателем, от использования своего имущества - как раз и есть тот вид деятельности, которая приносит доход, но не является предпринимательской. А вот если юридическое лицо занимается хозяйственной деятельностью, которая приносит ему доход, то по своей сути такая деятельность и есть предпринимательская независимо от коммерческой либо некоммерческой организационно-правовой формы этого лица и, соответственно, облагается налогом на прибыль.
(Будникова Ю.Е.)
("Хозяйство и право", 2023, N 7)Вместе с тем Пленум Верховного Суда Российской Федерации также разъяснил, что в тех случаях, когда не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя лицо приобрело для личных нужд жилое помещение или иное недвижимое имущество либо получило его по наследству или по договору дарения, но в связи с отсутствием необходимости в использовании этого имущества временно сдало его в аренду или внаем и в результате такой гражданско-правовой сделки получило доход (в том числе в крупном или особо крупном размере), содеянное им не влечет уголовной ответственности за незаконное предпринимательство. Таким образом, данная деятельность не может квалифицироваться как незаконное предпринимательство, поскольку отсутствует сама предпринимательская деятельность, а нарушение закона будет иметь место, если указанное лицо уклоняется от уплаты налогов или сборов с полученного дохода (ст. 198 УК РФ) <13>. Как видим, получение дохода физическим лицом, не являющимся предпринимателем, от использования своего имущества - как раз и есть тот вид деятельности, которая приносит доход, но не является предпринимательской. А вот если юридическое лицо занимается хозяйственной деятельностью, которая приносит ему доход, то по своей сути такая деятельность и есть предпринимательская независимо от коммерческой либо некоммерческой организационно-правовой формы этого лица и, соответственно, облагается налогом на прибыль.
Статья: К вопросу об оценке эффективности внутреннего финансового контроля в государственных (муниципальных) учреждениях
(Спиридонова Н.Э.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 4)В-пятых, отдельные исследования посвящены оценке эффективности внутреннего контроля экономических субъектов различных сфер деятельности и организационно-правовых форм, при этом отмечается недостаточность работ, затрагивающих проблемы оценки эффективности внутреннего финансового контроля для государственных (муниципальных) учреждений.
(Спиридонова Н.Э.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 4)В-пятых, отдельные исследования посвящены оценке эффективности внутреннего контроля экономических субъектов различных сфер деятельности и организационно-правовых форм, при этом отмечается недостаточность работ, затрагивающих проблемы оценки эффективности внутреннего финансового контроля для государственных (муниципальных) учреждений.
Готовое решение: Как составить трудовой договор с руководителем (генеральным директором) организации
(КонсультантПлюс, 2025)2. Место работы генерального директора рекомендуем указывать следующим образом: приведите ваше наименование, организационно-правовую форму, место нахождения (место госрегистрации на территории РФ). Это следует из анализа ч. 1, 4 ст. 20 ТК РФ, абз. 1 п. 1, п. 2 ст. 54 ГК РФ и подтверждается, в частности, позицией из Обзора практики, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 26.02.2014. В самом трудовом законодательстве нет определения места работы. Какие-либо официальные разъяснения госорганов по данному вопросу также отсутствуют.
(КонсультантПлюс, 2025)2. Место работы генерального директора рекомендуем указывать следующим образом: приведите ваше наименование, организационно-правовую форму, место нахождения (место госрегистрации на территории РФ). Это следует из анализа ч. 1, 4 ст. 20 ТК РФ, абз. 1 п. 1, п. 2 ст. 54 ГК РФ и подтверждается, в частности, позицией из Обзора практики, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 26.02.2014. В самом трудовом законодательстве нет определения места работы. Какие-либо официальные разъяснения госорганов по данному вопросу также отсутствуют.
Статья: О правовой природе и сущности негосударственной пенсии
(Маматказин И.Р.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 4)Несколько иначе происходит взаимодействие сторон в публичных правоотношениях по обязательному пенсионному страхованию. Права и обязанности сторон правоотношений устанавливаются нормативными актами. В основе правоотношения лежит публичная обязанность государства предоставить социальное обеспечение в рамках определенной организационно-правовой формы. При этом исключается возможность правопритязающей стороне реализовать свой интерес, договорившись с правообязанной стороной по поводу будущего объекта правоотношений - накопительной пенсии. И порядок формирования пенсионных прав, и порядок назначения накопительной пенсии определены нормативно. Законодатель допускает значительную вариативность в пенсионных правоотношениях, предусматривая различные виды выплат пенсионных накоплений, различные пенсионные основания, даже различные способы формирования пенсионных прав. Но эта вариативность основана на законодательно установленных положениях, которые определяют соответствующую обязанность государства по предоставлению пенсий, и ее нельзя характеризовать как проявление диспозитивности в публичных правоотношениях. Она действительно делает правовое регулирование пенсионных отношений более гибким, предоставляя возможность индивидам планировать будущие пенсионные права в зависимости от условий работы или социальных условий, но не меняет природу правоотношений. В некоторых случаях порядок формирования пенсионных прав основывается на применении договора <15>.
(Маматказин И.Р.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 4)Несколько иначе происходит взаимодействие сторон в публичных правоотношениях по обязательному пенсионному страхованию. Права и обязанности сторон правоотношений устанавливаются нормативными актами. В основе правоотношения лежит публичная обязанность государства предоставить социальное обеспечение в рамках определенной организационно-правовой формы. При этом исключается возможность правопритязающей стороне реализовать свой интерес, договорившись с правообязанной стороной по поводу будущего объекта правоотношений - накопительной пенсии. И порядок формирования пенсионных прав, и порядок назначения накопительной пенсии определены нормативно. Законодатель допускает значительную вариативность в пенсионных правоотношениях, предусматривая различные виды выплат пенсионных накоплений, различные пенсионные основания, даже различные способы формирования пенсионных прав. Но эта вариативность основана на законодательно установленных положениях, которые определяют соответствующую обязанность государства по предоставлению пенсий, и ее нельзя характеризовать как проявление диспозитивности в публичных правоотношениях. Она действительно делает правовое регулирование пенсионных отношений более гибким, предоставляя возможность индивидам планировать будущие пенсионные права в зависимости от условий работы или социальных условий, но не меняет природу правоотношений. В некоторых случаях порядок формирования пенсионных прав основывается на применении договора <15>.
Статья: Развитие системы юридических лиц в Гражданском кодексе РФ 1994 года
(Суханов Е.А.)
("Закон", 2025, N 1)<7> "Народными предприятиями" нередко считаются не только юридические лица, созданные в этой организационно-правовой форме, но и другие корпорации, в которых акции или доли принадлежат их работникам по трудовым договорам, что в действительности характерно для производственных кооперативов.
(Суханов Е.А.)
("Закон", 2025, N 1)<7> "Народными предприятиями" нередко считаются не только юридические лица, созданные в этой организационно-правовой форме, но и другие корпорации, в которых акции или доли принадлежат их работникам по трудовым договорам, что в действительности характерно для производственных кооперативов.