Организационно-Правовые формы венчурного инвестирования
Подборка наиболее важных документов по запросу Организационно-Правовые формы венчурного инвестирования (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовое регулирование венчурного инвестирования в Китае и России
(Конюшкевич В.Д.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 2)25. Янковский Р.М. Организационно-правовые формы венчурного инвестирования (часть 2): венчурные фонды в форме товариществ // Право и экономика. 2017. N 7. С. 58 - 65.
(Конюшкевич В.Д.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 2)25. Янковский Р.М. Организационно-правовые формы венчурного инвестирования (часть 2): венчурные фонды в форме товариществ // Право и экономика. 2017. N 7. С. 58 - 65.
Статья: Основания применения ликвидационной привилегии в хозяйственных обществах как механизма защиты прав и интересов инвесторов в российской правовой системе
(Филатов А.А.)
("Гражданское право", 2024, N 3)<13> Янковский Р.М. Организационно-правовые формы венчурного инвестирования (часть 3): проблема организационно-правовой формы проектной компании // Право и экономика. 2017. N 9 (355). С. 24.
(Филатов А.А.)
("Гражданское право", 2024, N 3)<13> Янковский Р.М. Организационно-правовые формы венчурного инвестирования (часть 3): проблема организационно-правовой формы проектной компании // Право и экономика. 2017. N 9 (355). С. 24.
Нормативные акты
Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2022 N 4355-р
(ред. от 21.12.2023)
<Об утверждении Стратегии развития финансового рынка РФ до 2030 года>В целях повышения инвестиционной привлекательности российской юрисдикции для венчурных инвестиций необходимо совершенствование существующей организационно-правовой формы инвестиционного товарищества, являющейся аналогом международной практики (Limited Partnership, ограниченное партнерство).
(ред. от 21.12.2023)
<Об утверждении Стратегии развития финансового рынка РФ до 2030 года>В целях повышения инвестиционной привлекательности российской юрисдикции для венчурных инвестиций необходимо совершенствование существующей организационно-правовой формы инвестиционного товарищества, являющейся аналогом международной практики (Limited Partnership, ограниченное партнерство).
Постановление Правительства РФ от 03.05.2019 N 549
(ред. от 02.07.2020)
"О государственной поддержке компаний-лидеров, разрабатывающих и обеспечивающих внедрение продуктов, сервисов и платформенных решений преимущественно на основе российских технологий и решений для цифровой трансформации приоритетных отраслей экономики и социальной сферы в рамках реализации дорожных карт по направлениям развития "сквозных" цифровых технологий"
(вместе с "Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку компаний-лидеров, разрабатывающих и обеспечивающих внедрение продуктов, сервисов и платформенных решений преимущественно на основе российских технологий и решений для цифровой трансформации приоритетных отраслей экономики и социальной сферы в рамках реализации дорожных карт по направлениям развития "сквозных" цифровых технологий", "Положением о проведении конкурсного отбора на предоставление государственной поддержки компаний-лидеров, разрабатывающих и обеспечивающих внедрение продуктов, сервисов и платформенных решений преимущественно на основе российских технологий и решений для цифровой трансформации приоритетных отраслей экономики и социальной сферы в рамках реализации дорожных карт по направлениям развития "сквозных" цифровых технологий")3. Субсидии предоставляются оператору, созданному в организационно-правовой форме акционерного общества, признаваемого в соответствии со статьей 66.3 Гражданского кодекса Российской Федерации непубличным, единственным акционером (собственником 100 процентов акций) которого является Российская Федерации и к целям деятельности которого относятся стимулирование в Российской Федерации собственной индустрии венчурного инвестирования и исполнение функций проектного офиса Национальной технологической инициативы с правом участвовать в реализации государственных программ развития инновационной инфраструктуры, стимулирования развития инноваций и спроса на инновации, создания благоприятной среды для инновационно-технологического предпринимательства.
(ред. от 02.07.2020)
"О государственной поддержке компаний-лидеров, разрабатывающих и обеспечивающих внедрение продуктов, сервисов и платформенных решений преимущественно на основе российских технологий и решений для цифровой трансформации приоритетных отраслей экономики и социальной сферы в рамках реализации дорожных карт по направлениям развития "сквозных" цифровых технологий"
(вместе с "Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку компаний-лидеров, разрабатывающих и обеспечивающих внедрение продуктов, сервисов и платформенных решений преимущественно на основе российских технологий и решений для цифровой трансформации приоритетных отраслей экономики и социальной сферы в рамках реализации дорожных карт по направлениям развития "сквозных" цифровых технологий", "Положением о проведении конкурсного отбора на предоставление государственной поддержки компаний-лидеров, разрабатывающих и обеспечивающих внедрение продуктов, сервисов и платформенных решений преимущественно на основе российских технологий и решений для цифровой трансформации приоритетных отраслей экономики и социальной сферы в рамках реализации дорожных карт по направлениям развития "сквозных" цифровых технологий")3. Субсидии предоставляются оператору, созданному в организационно-правовой форме акционерного общества, признаваемого в соответствии со статьей 66.3 Гражданского кодекса Российской Федерации непубличным, единственным акционером (собственником 100 процентов акций) которого является Российская Федерации и к целям деятельности которого относятся стимулирование в Российской Федерации собственной индустрии венчурного инвестирования и исполнение функций проектного офиса Национальной технологической инициативы с правом участвовать в реализации государственных программ развития инновационной инфраструктуры, стимулирования развития инноваций и спроса на инновации, создания благоприятной среды для инновационно-технологического предпринимательства.
"Корпоративное право современной России: монография"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Андреев В.К., Лаптев В.А.)
("Проспект", 2023)Организационно-правовые формы инновационных компаний в зарубежных правопорядках различаются в зависимости от разных критериев, в частности при наличии государственной поддержки в виде субсидированного участия в инновационных проектах с самых ранних этапов. В США, Канаде и в ряде других стран реализуются различные государственные инвестиционные программы по поддержке малого бизнеса в сфере инноваций. Так, Лернер в своих работах пишет о необходимости государственных программ в дополнение к частным инвестициям в предприятия с обязательным условием отсутствия конкуренции правительственных и частных инвестиций <1>.
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Андреев В.К., Лаптев В.А.)
("Проспект", 2023)Организационно-правовые формы инновационных компаний в зарубежных правопорядках различаются в зависимости от разных критериев, в частности при наличии государственной поддержки в виде субсидированного участия в инновационных проектах с самых ранних этапов. В США, Канаде и в ряде других стран реализуются различные государственные инвестиционные программы по поддержке малого бизнеса в сфере инноваций. Так, Лернер в своих работах пишет о необходимости государственных программ в дополнение к частным инвестициям в предприятия с обязательным условием отсутствия конкуренции правительственных и частных инвестиций <1>.
Статья: Актуальные вопросы квалификации отношений инвестиционного товарищества в нотариальной и судебной практике
(Наземцев Д.М.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2024, N 2)<19> Янковский Р.М. Организационно-правовые формы венчурного инвестирования (часть 2): венчурные фонды в форме товариществ // Право и экономика. 2017. N 7. С. 58.
(Наземцев Д.М.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2024, N 2)<19> Янковский Р.М. Организационно-правовые формы венчурного инвестирования (часть 2): венчурные фонды в форме товариществ // Право и экономика. 2017. N 7. С. 58.
Статья: Организационно-правовые формы включения высоких технологий в промышленное производство
(Андреев В.К.)
("Юрист", 2023, N 9)Одним из инструментов реализации крупных инновационных проектов в Концепции названо, как уже отмечалось, создание исследовательских консорциумов. Последнее в доктрине определяется как временное объединение коммерческих организаций и (или) индивидуальных предпринимателей с целью осуществления какого-либо финансового или промышленного проекта по контракту с третьим лицом <7>. Обычно консорциум рассматривается как субъект, участвующий в предпринимательской деятельности, хотя такие его признаки, как временный характер существования и предназначение для осуществления определенного проекта для третьего лица, вызывают сомнение при рассмотрении его в качестве новой организационно-правовой формы юридического лица. Тем более что в Концепции назван такой правовой инструмент, как договор инвестиционного товарищества для осуществления прямых и (или) венчурных инвестиций. Представляется, что исследовательский консорциум следует предусмотреть в законодательстве как юридическое лицо, созданное на определенный срок научно-исследовательскими организациями, выразившими желание объединить свои усилия для реализации предпринимательского проекта, финансируемого третьей стороной.
(Андреев В.К.)
("Юрист", 2023, N 9)Одним из инструментов реализации крупных инновационных проектов в Концепции названо, как уже отмечалось, создание исследовательских консорциумов. Последнее в доктрине определяется как временное объединение коммерческих организаций и (или) индивидуальных предпринимателей с целью осуществления какого-либо финансового или промышленного проекта по контракту с третьим лицом <7>. Обычно консорциум рассматривается как субъект, участвующий в предпринимательской деятельности, хотя такие его признаки, как временный характер существования и предназначение для осуществления определенного проекта для третьего лица, вызывают сомнение при рассмотрении его в качестве новой организационно-правовой формы юридического лица. Тем более что в Концепции назван такой правовой инструмент, как договор инвестиционного товарищества для осуществления прямых и (или) венчурных инвестиций. Представляется, что исследовательский консорциум следует предусмотреть в законодательстве как юридическое лицо, созданное на определенный срок научно-исследовательскими организациями, выразившими желание объединить свои усилия для реализации предпринимательского проекта, финансируемого третьей стороной.
Статья: Корпоративные венчурные стратегии для стимулирования инноваций
(Сушкова О.В.)
("Гражданское право", 2023, N 3)Так, О.А. Тарасенко, рассматривая венчурных инвесторов, утверждает, что "с юридической точки зрения наличие собственных средств снижает требования к гарантированной доходности, что позволяет осуществлять более рискованное инвестирование и упрощает внутреннюю структуру инвестора. Инвестирование же средств третьих лиц требует определенной организационно-правовой формы и осуществляется на профессиональной основе, однако позволяет собрать значительно больший объем средств для инвестирования. В результате венчурные фонды являются основным источником венчурного капитала в инновационной сфере" <5>.
(Сушкова О.В.)
("Гражданское право", 2023, N 3)Так, О.А. Тарасенко, рассматривая венчурных инвесторов, утверждает, что "с юридической точки зрения наличие собственных средств снижает требования к гарантированной доходности, что позволяет осуществлять более рискованное инвестирование и упрощает внутреннюю структуру инвестора. Инвестирование же средств третьих лиц требует определенной организационно-правовой формы и осуществляется на профессиональной основе, однако позволяет собрать значительно больший объем средств для инвестирования. В результате венчурные фонды являются основным источником венчурного капитала в инновационной сфере" <5>.
Статья: Договор конвертируемого займа: правовая природа и квалификация
(Ломакин Д.В.)
("Вестник Арбитражного суда Московского округа", 2025, N 1)Законодатель же нашей страны для правового оформления венчурной деятельности не совсем удачно обратился к поиску новых организационно-правовых форм юридических лиц. В частности, как следовало из пояснительной записки к проектам Законов "О хозяйственных партнерствах" и "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О хозяйственных партнерствах", особенности подготовки, реализации и прекращения инновационного бизнес-проекта определяются специфическими требованиями, которые предъявляются к организационно-правовой форме юридического лица, используемого в качестве проектной компании участниками инновационной (в том числе венчурной) предпринимательской деятельности. Но уже изначально было ясно, что для целей опосредования венчурного инвестирования хозяйственные партнерства являются, если воспользоваться уголовно-правовой терминологией, негодным средством <3>.
(Ломакин Д.В.)
("Вестник Арбитражного суда Московского округа", 2025, N 1)Законодатель же нашей страны для правового оформления венчурной деятельности не совсем удачно обратился к поиску новых организационно-правовых форм юридических лиц. В частности, как следовало из пояснительной записки к проектам Законов "О хозяйственных партнерствах" и "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О хозяйственных партнерствах", особенности подготовки, реализации и прекращения инновационного бизнес-проекта определяются специфическими требованиями, которые предъявляются к организационно-правовой форме юридического лица, используемого в качестве проектной компании участниками инновационной (в том числе венчурной) предпринимательской деятельности. Но уже изначально было ясно, что для целей опосредования венчурного инвестирования хозяйственные партнерства являются, если воспользоваться уголовно-правовой терминологией, негодным средством <3>.
Статья: К вопросу о необходимости исследования правового статуса реципиентов венчурных инвестиций в целях создания эффективного механизма охраны их прав и законных интересов с учетом наличия риска не только на стороне инвестора, но и на стороне реципиента
(Михайлова А.С.)
("Нотариус", 2021, N 2)Анализ инвестиционных циклов показывает, что в "посевной" стадии стартап остро нуждается в сопровождении. Специалисты отмечают, что уже на начальном этапе должен проводиться предынвестиционный мониторинг (как правило, посредством привлечения консалтинговых компаний), целью которого является правовая, налоговая, финансовая экспертиза <11>. В этой связи следует отметить, что в настоящий период времени большинство бизнес-акселераторов и объединений бизнес-ангелов формируются стихийно, по собственной инициативе, для реализации своих потребностей в инвестировании. Полагаем, что сложность "посевной" стадии прослеживается в следующем: с одной стороны, у потенциального стартапа имеется лишь прототип (напомним, по выражению Р.М. Янковского) при отсутствии достаточных ресурсов для его реализации, соответственно, любой риск становится весьма ощутимым (например, потеря времени, финансовых средств, самих разработок, в том числе из-за ненадлежаще оказанной консалтинговой услуги), что говорит об объективно не развитых конкурентных преимуществах на этом этапе; с другой стороны, банкротство стартапа или его потеря до того, как он смог вообще оформить свою деятельность, может быть чревата потерей важных разработок, которые из-за несовершенства механизма выявления перспективных стартапов так и не были реализованы, притом что любая инновация - это вклад в общественное производство и потребление. Исходя из этого стратегически важно создание не только негосударственных платформ, способных вывести стартап на рынок, но и государственной унифицированной системы. Важным шагом в этом направлении может стать создание государственной информационной базы стартапов (в структуре Министерства экономического развития РФ), представленных потенциальными реципиентами инвестиций, находящимися на начальных стадиях - "посевной" (на нее должен быть сделан особый акцент) и "стартующей". Базы, позволяющей осуществлять так называемый питчинг - презентации стартапов (от англ. "to pitch" - выставлять на продажу) посредством телекоммуникационных технологий с использованием защищенных каналов связи, что немаловажно - в дистанционном формате (это позволит формирующемуся стартапу получить удаленный доступ к инвесторам иного региона, нежели тот, в котором он изначально расположен. При этом представляется целесообразным участие в обозначенном государственном проекте и иных структур, таких как Роспатент, Федеральная нотариальная палата, Федеральная палата адвокатов. Полагаем, что государственная информационная система стартапов должна являться частью общей системы, включающей и негосударственный сегмент. Однако единая государственная цифровая платформа нового порядка может стать удобным средством для презентации стартапов в первую очередь на начальном этапе выхода на инвестирование, где порой важна инициатива физического лица, так как такая платформа может создать гарантии защиты самой инновационной разработки, а также обеспечить участие представителей адвокатуры и нотариата в консультировании и правовом сопровождении сделок. Последнее замечание, полагаем, является существенным ввиду того, что и адвокат, и нотариус являются лицами, оказывающими юридические услуги на профессиональной основе; к которым предъявляются высокие требования относительно образования и опыта; которые включены в систему гарантий обеспечения имущественных интересов клиентов, в частности, это касается страхования их профессиональной <12> ответственности; которые связаны обязанностью хранить адвокатскую тайну и тайну нотариальных действий, что создает условия для повышенной степени охраны коммерческой тайны и прочей охраняемой законом (без соблюдения максимальной конфиденциальности развитие инноваций невозможно). Для стартапа в период формирования (на стадии разработки идеи, первичной ее апробации) весьма важно консультирование по экономическим (в том числе касающимся минимизации рисков) и правовым вопросам, от этого зависит и какую модель инвестирования изберет для себя потенциальный реципиент инвестиций, и какую организационно-правовую форму, и какие правовые (в том числе договорные) средства. К тому же создание обозначенной унифицированной цифровой платформы, обеспечивающей условия для максимально эффективного взаимодействия привлекающих инвестиции стартапов и инвесторов позволит правительственным структурам получить дополнительный источник статистической информации, позволяющий строить более точные прогнозы в сфере венчурного инвестирования, а также дополнительно создаст предпосылки для более прозрачной базы сторон инвестирования. В заключение хотелось бы привести еще одну цитату С.М. Каминского: "применительно к венчурной системе" может быть обозначено "тройное пространство", в которое включаются "компонента "государство", посредством которой формируется пространство взаимосвязей, компонента "бизнес" - пространство венчурного инвестирования, компонента "наука" - пространство знаний" <13>. Резюмируя все вышесказанное, подчеркнем, что государство должно создавать экономические и правовые гарантии для осуществления инвестирования с максимальным учетом интересов как инвестора, так и потенциального реципиента инвестиций, соответственно, полагаем, что перспективным должно стать детальное изучение статуса и роли такого реципиента на всех этапах процесса инвестирования в стартап, важно не забывать о необходимости создания эффективного механизма охраны его прав и законных интересов, ведь в конечном итоге за любым стартапом стоит личность, ее уникальные знания, умения, навыки, выражающиеся в ценнейших для общества инновационных разработках.
(Михайлова А.С.)
("Нотариус", 2021, N 2)Анализ инвестиционных циклов показывает, что в "посевной" стадии стартап остро нуждается в сопровождении. Специалисты отмечают, что уже на начальном этапе должен проводиться предынвестиционный мониторинг (как правило, посредством привлечения консалтинговых компаний), целью которого является правовая, налоговая, финансовая экспертиза <11>. В этой связи следует отметить, что в настоящий период времени большинство бизнес-акселераторов и объединений бизнес-ангелов формируются стихийно, по собственной инициативе, для реализации своих потребностей в инвестировании. Полагаем, что сложность "посевной" стадии прослеживается в следующем: с одной стороны, у потенциального стартапа имеется лишь прототип (напомним, по выражению Р.М. Янковского) при отсутствии достаточных ресурсов для его реализации, соответственно, любой риск становится весьма ощутимым (например, потеря времени, финансовых средств, самих разработок, в том числе из-за ненадлежаще оказанной консалтинговой услуги), что говорит об объективно не развитых конкурентных преимуществах на этом этапе; с другой стороны, банкротство стартапа или его потеря до того, как он смог вообще оформить свою деятельность, может быть чревата потерей важных разработок, которые из-за несовершенства механизма выявления перспективных стартапов так и не были реализованы, притом что любая инновация - это вклад в общественное производство и потребление. Исходя из этого стратегически важно создание не только негосударственных платформ, способных вывести стартап на рынок, но и государственной унифицированной системы. Важным шагом в этом направлении может стать создание государственной информационной базы стартапов (в структуре Министерства экономического развития РФ), представленных потенциальными реципиентами инвестиций, находящимися на начальных стадиях - "посевной" (на нее должен быть сделан особый акцент) и "стартующей". Базы, позволяющей осуществлять так называемый питчинг - презентации стартапов (от англ. "to pitch" - выставлять на продажу) посредством телекоммуникационных технологий с использованием защищенных каналов связи, что немаловажно - в дистанционном формате (это позволит формирующемуся стартапу получить удаленный доступ к инвесторам иного региона, нежели тот, в котором он изначально расположен. При этом представляется целесообразным участие в обозначенном государственном проекте и иных структур, таких как Роспатент, Федеральная нотариальная палата, Федеральная палата адвокатов. Полагаем, что государственная информационная система стартапов должна являться частью общей системы, включающей и негосударственный сегмент. Однако единая государственная цифровая платформа нового порядка может стать удобным средством для презентации стартапов в первую очередь на начальном этапе выхода на инвестирование, где порой важна инициатива физического лица, так как такая платформа может создать гарантии защиты самой инновационной разработки, а также обеспечить участие представителей адвокатуры и нотариата в консультировании и правовом сопровождении сделок. Последнее замечание, полагаем, является существенным ввиду того, что и адвокат, и нотариус являются лицами, оказывающими юридические услуги на профессиональной основе; к которым предъявляются высокие требования относительно образования и опыта; которые включены в систему гарантий обеспечения имущественных интересов клиентов, в частности, это касается страхования их профессиональной <12> ответственности; которые связаны обязанностью хранить адвокатскую тайну и тайну нотариальных действий, что создает условия для повышенной степени охраны коммерческой тайны и прочей охраняемой законом (без соблюдения максимальной конфиденциальности развитие инноваций невозможно). Для стартапа в период формирования (на стадии разработки идеи, первичной ее апробации) весьма важно консультирование по экономическим (в том числе касающимся минимизации рисков) и правовым вопросам, от этого зависит и какую модель инвестирования изберет для себя потенциальный реципиент инвестиций, и какую организационно-правовую форму, и какие правовые (в том числе договорные) средства. К тому же создание обозначенной унифицированной цифровой платформы, обеспечивающей условия для максимально эффективного взаимодействия привлекающих инвестиции стартапов и инвесторов позволит правительственным структурам получить дополнительный источник статистической информации, позволяющий строить более точные прогнозы в сфере венчурного инвестирования, а также дополнительно создаст предпосылки для более прозрачной базы сторон инвестирования. В заключение хотелось бы привести еще одну цитату С.М. Каминского: "применительно к венчурной системе" может быть обозначено "тройное пространство", в которое включаются "компонента "государство", посредством которой формируется пространство взаимосвязей, компонента "бизнес" - пространство венчурного инвестирования, компонента "наука" - пространство знаний" <13>. Резюмируя все вышесказанное, подчеркнем, что государство должно создавать экономические и правовые гарантии для осуществления инвестирования с максимальным учетом интересов как инвестора, так и потенциального реципиента инвестиций, соответственно, полагаем, что перспективным должно стать детальное изучение статуса и роли такого реципиента на всех этапах процесса инвестирования в стартап, важно не забывать о необходимости создания эффективного механизма охраны его прав и законных интересов, ведь в конечном итоге за любым стартапом стоит личность, ее уникальные знания, умения, навыки, выражающиеся в ценнейших для общества инновационных разработках.