Организационно-правовая форма тсж
Подборка наиболее важных документов по запросу Организационно-правовая форма тсж (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Корпоративное право: Государственная регистрация ТСН
(КонсультантПлюс, 2025)Признается незаконным отказ в регистрации создания ТСЖ, мотивированный тем, что его наименование содержит аббревиатуру "ТСЖ" без указания организационно-правовой формы, а в уставе указано, что ТСЖ является разновидностью ТСН
(КонсультантПлюс, 2025)Признается незаконным отказ в регистрации создания ТСЖ, мотивированный тем, что его наименование содержит аббревиатуру "ТСЖ" без указания организационно-правовой формы, а в уставе указано, что ТСЖ является разновидностью ТСН
Позиции судов по спорным вопросам. Корпоративное право: Наименование юрлица
(КонсультантПлюс, 2025)В наименовании товарищества собственников недвижимости можно указывать аббревиатуру "ТСЖ" без указания организационно-правовой формы, если она указана в уставе
(КонсультантПлюс, 2025)В наименовании товарищества собственников недвижимости можно указывать аббревиатуру "ТСЖ" без указания организационно-правовой формы, если она указана в уставе
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О будущем права собственности
(Рыбалов А.О.)
("Закон", 2023, N 7)Другой, не столь очевидный, возможно, пример - это товарищества собственников недвижимости. На мой взгляд, наиболее ярко и концентрированно их правовое положение показано в Постановлении Конституционного Суда РФ от 10 ноября 2016 года N 23-П. Там отмечено следующее. Товарищество собственников жилья (ТСЖ) как вид товарищества собственников недвижимого имущества является правовой формой совместной реализации ими имущественных прав и удовлетворения общих интересов, позволяющей оптимизировать формирование общей воли и исключить необходимость индивидуального участия в гражданском обороте каждого из множества собственников по поводу единого предмета общего интереса благодаря самостоятельной правосубъектности товарищества, что предполагает совпадение его хозяйственных интересов с общими интересами собственников жилой недвижимости. Аналогичного подхода придерживается и судебная практика, не признающая ТСЖ хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов его членов <8>. В силу п. 1 ст. 123.13 ГК РФ, ч. 4 ст. 136 и ч. 1 ст. 151 Жилищного кодекса РФ в собственности созданного собственниками индивидуальных жилых домов ТСЖ может находиться недвижимое и движимое имущество. Следовательно, если стороной сделки по созданию или приобретению объектов обслуживающей жилые дома инфраструктуры в интересах домовладельцев выступает ТСЖ, оно же и указывается в ЕГРН в качестве собственника имущества общего пользования. Вместе с тем указание в ЕГРН на принадлежность недвижимого имущества, представляющего собой объекты инфраструктуры, предназначенной для обслуживания индивидуальных жилых домов, т.е. имущества общего пользования, юридическому лицу, действующему в организационно-правовой форме "товарищество собственников жилья", предполагает, что у него как собственника такого имущества отсутствует самостоятельный интерес в нем, отличный от интересов его участников, и что данное юридическое лицо распоряжается им в интересах своих участников.
(Рыбалов А.О.)
("Закон", 2023, N 7)Другой, не столь очевидный, возможно, пример - это товарищества собственников недвижимости. На мой взгляд, наиболее ярко и концентрированно их правовое положение показано в Постановлении Конституционного Суда РФ от 10 ноября 2016 года N 23-П. Там отмечено следующее. Товарищество собственников жилья (ТСЖ) как вид товарищества собственников недвижимого имущества является правовой формой совместной реализации ими имущественных прав и удовлетворения общих интересов, позволяющей оптимизировать формирование общей воли и исключить необходимость индивидуального участия в гражданском обороте каждого из множества собственников по поводу единого предмета общего интереса благодаря самостоятельной правосубъектности товарищества, что предполагает совпадение его хозяйственных интересов с общими интересами собственников жилой недвижимости. Аналогичного подхода придерживается и судебная практика, не признающая ТСЖ хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов его членов <8>. В силу п. 1 ст. 123.13 ГК РФ, ч. 4 ст. 136 и ч. 1 ст. 151 Жилищного кодекса РФ в собственности созданного собственниками индивидуальных жилых домов ТСЖ может находиться недвижимое и движимое имущество. Следовательно, если стороной сделки по созданию или приобретению объектов обслуживающей жилые дома инфраструктуры в интересах домовладельцев выступает ТСЖ, оно же и указывается в ЕГРН в качестве собственника имущества общего пользования. Вместе с тем указание в ЕГРН на принадлежность недвижимого имущества, представляющего собой объекты инфраструктуры, предназначенной для обслуживания индивидуальных жилых домов, т.е. имущества общего пользования, юридическому лицу, действующему в организационно-правовой форме "товарищество собственников жилья", предполагает, что у него как собственника такого имущества отсутствует самостоятельный интерес в нем, отличный от интересов его участников, и что данное юридическое лицо распоряжается им в интересах своих участников.
Статья: Некоторые проблемы правового регулирования осуществления капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома за счет средств, находящихся на специальном счете
(Бажина М.А., Звездина Т.М.)
("Семейное и жилищное право", 2022, N 6)Иная ситуация видится с управляющими организациями, созданными в организационно-правовой форме товарищества собственников жилья (недвижимости) или ТСЖ. В силу ст. 135 ЖК РФ ТСЖ, обладая целевой правоспособностью (п. 1 ст. 49 ГК РФ), создается для решения задач, четко определенных в законе, а именно: совместное управление общим имуществом в МКД и осуществление деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, оказание коммунальных услуг, осуществление иной деятельности, направленной на достижение целей управления МКД. Исходя из этого сотрудники ТСЖ не обладают соответствующей квалификацией для компетентного выбора подрядной организации, отвечающей установленным требованиям, согласования условий договора подряда, которые гарантировали бы собственникам проведение качественного капитального ремонта общего имущества МКД. Кроме того, ТСЖ не может обеспечить надлежащий контроль качества выполненных работ. Заключение договора некомпетентным субъектом влечет нарушение прав собственников помещений МКД, создает угрозу причинения вреда жизни, здоровью, имуществу собственников МКД.
(Бажина М.А., Звездина Т.М.)
("Семейное и жилищное право", 2022, N 6)Иная ситуация видится с управляющими организациями, созданными в организационно-правовой форме товарищества собственников жилья (недвижимости) или ТСЖ. В силу ст. 135 ЖК РФ ТСЖ, обладая целевой правоспособностью (п. 1 ст. 49 ГК РФ), создается для решения задач, четко определенных в законе, а именно: совместное управление общим имуществом в МКД и осуществление деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, оказание коммунальных услуг, осуществление иной деятельности, направленной на достижение целей управления МКД. Исходя из этого сотрудники ТСЖ не обладают соответствующей квалификацией для компетентного выбора подрядной организации, отвечающей установленным требованиям, согласования условий договора подряда, которые гарантировали бы собственникам проведение качественного капитального ремонта общего имущества МКД. Кроме того, ТСЖ не может обеспечить надлежащий контроль качества выполненных работ. Заключение договора некомпетентным субъектом влечет нарушение прав собственников помещений МКД, создает угрозу причинения вреда жизни, здоровью, имуществу собственников МКД.
Нормативные акты
Федеральный закон от 29.07.2017 N 217-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"12. Некоммерческая организация, созданная гражданами до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства или дачного хозяйства, вправе внести изменения в свой устав, указав в нем организационно-правовую форму "товарищество собственников недвижимости" и вид "товарищество собственников жилья" в случае соответствия нормам жилищного законодательства Российской Федерации, регулирующего создание товарищества собственников жилья, и одновременного соответствия следующим условиям:
(ред. от 31.07.2025)
"О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"12. Некоммерческая организация, созданная гражданами до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства или дачного хозяйства, вправе внести изменения в свой устав, указав в нем организационно-правовую форму "товарищество собственников недвижимости" и вид "товарищество собственников жилья" в случае соответствия нормам жилищного законодательства Российской Федерации, регулирующего создание товарищества собственников жилья, и одновременного соответствия следующим условиям:
Ситуация: Какие есть способы управления многоквартирным домом?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Обратите внимание! В настоящее время ТСЖ создается в организационно-правовой форме юридического лица - товарищество собственников недвижимости (далее - ТСН). При этом перерегистрация ранее созданных ТСЖ в ТСН не требуется (пп. 4 п. 3 ст. 50, ст. 123.12 ГК РФ; Письмо Минстроя России от 10.04.2015 N 10407-АЧ/04).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Обратите внимание! В настоящее время ТСЖ создается в организационно-правовой форме юридического лица - товарищество собственников недвижимости (далее - ТСН). При этом перерегистрация ранее созданных ТСЖ в ТСН не требуется (пп. 4 п. 3 ст. 50, ст. 123.12 ГК РФ; Письмо Минстроя России от 10.04.2015 N 10407-АЧ/04).
Статья: Управление многоквартирным домом с привлечением иных управляющих субъектов, формы управления многоквартирным домом
(Курочкин И.В.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2025, N 2)Стоит обратить внимание на особенности нормативного закрепления статуса товарищества собственников жилья в Гражданском кодексе. Статья 291 ГК РФ, формулируя дефиницию ТСЖ, воспроизводит ключевые элементы, аналогичные используемым в Жилищном кодексе, однако исключает из перечня функций объединения обеспечение владения, пользования и распоряжения общим имуществом. Примечательно, что данный аспект получает детализацию применительно к товариществу собственников недвижимости - более широкой организационно-правовой форме, в которую ТСЖ входит в качестве специализированного вида. Как следует из положений ст. 123.12 ГК РФ, ТСН наделяется полномочиями по управлению объектами общего пользования, включая право распоряжения в установленных законом пределах, что создает правовую асимметрию: функция, исключенная из определения ТСЖ в ГК РФ, фактически сохраняется через отсылку к статусу ТСН. Подобный законодательный подход порождает терминологическую неоднозначность, поскольку правовая природа ТСЖ как разновидности ТСН требует согласования дефиниций в обоих Кодексах, особенно в части распределения компетенций по управлению имущественным комплексом.
(Курочкин И.В.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2025, N 2)Стоит обратить внимание на особенности нормативного закрепления статуса товарищества собственников жилья в Гражданском кодексе. Статья 291 ГК РФ, формулируя дефиницию ТСЖ, воспроизводит ключевые элементы, аналогичные используемым в Жилищном кодексе, однако исключает из перечня функций объединения обеспечение владения, пользования и распоряжения общим имуществом. Примечательно, что данный аспект получает детализацию применительно к товариществу собственников недвижимости - более широкой организационно-правовой форме, в которую ТСЖ входит в качестве специализированного вида. Как следует из положений ст. 123.12 ГК РФ, ТСН наделяется полномочиями по управлению объектами общего пользования, включая право распоряжения в установленных законом пределах, что создает правовую асимметрию: функция, исключенная из определения ТСЖ в ГК РФ, фактически сохраняется через отсылку к статусу ТСН. Подобный законодательный подход порождает терминологическую неоднозначность, поскольку правовая природа ТСЖ как разновидности ТСН требует согласования дефиниций в обоих Кодексах, особенно в части распределения компетенций по управлению имущественным комплексом.
"Годовой отчет. Жилищно-коммунальное хозяйство - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Управляющие организации (созданные в организационно-правовой форме ООО, АО, УП) и ТСЖ являются экономическими субъектами, на которых распространяются требования Закона о бухучете, в том числе требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности. Бухгалтерскую отчетность за 2021 год УК и ТСЖ должны составить и представить соответствующим лицам с учетом изменений, внесенных в указанный Закон Федеральным законом от 30.12.2021 N 435-ФЗ.
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Управляющие организации (созданные в организационно-правовой форме ООО, АО, УП) и ТСЖ являются экономическими субъектами, на которых распространяются требования Закона о бухучете, в том числе требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности. Бухгалтерскую отчетность за 2021 год УК и ТСЖ должны составить и представить соответствующим лицам с учетом изменений, внесенных в указанный Закон Федеральным законом от 30.12.2021 N 435-ФЗ.
"Жилищный кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий: учебное пособие"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)С появлением с 1 сентября 2014 г. новой организационно-правовой формы юридических лиц - ТСН законодатель не отменяет понятия "товарищество собственников жилья". Создание и деятельность ТСЖ, правовое положение его участников по-прежнему регулируются нормами жилищного законодательства, которые являются специальными по отношению к общим положениям гражданского законодательства о ТСН (п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)С появлением с 1 сентября 2014 г. новой организационно-правовой формы юридических лиц - ТСН законодатель не отменяет понятия "товарищество собственников жилья". Создание и деятельность ТСЖ, правовое положение его участников по-прежнему регулируются нормами жилищного законодательства, которые являются специальными по отношению к общим положениям гражданского законодательства о ТСН (п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Статья: Основные тенденции современного реформирования гражданского законодательства РФ: общая характеристика, онтологические и гносеологические основания, отдельные виды
(Бублик В.А., Семякин М.Н.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2020, N 4)6. Критерий системности в правоконкретизирующей деятельности. При внесении дополнений, изменений и иных конкретизирующих актов необходимо также учитывать системный характер функционирования норм гражданского законодательства, их тесную взаимосвязь и взаимодействие в процессе регулирования общественных отношений. Причем это касается системности норм не только в рамках Гражданского кодекса РФ, но и его связей с иным отраслевым законодательством, а также со многими комплексными нормативными образованиями. Так, Верховный Суд РФ в своем Постановлении N 25 разъяснил, что в связи с изменением организационно-правовой формы товариществ собственников жилья нормы Жилищного кодекса РФ о товариществах собственников жилья (в настоящее время - товарищества собственников недвижимости) продолжают применяться к ним и являются специальными по отношению к общим положениям Гражданского кодекса РФ о товариществах собственников недвижимости (пункт 21).
(Бублик В.А., Семякин М.Н.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2020, N 4)6. Критерий системности в правоконкретизирующей деятельности. При внесении дополнений, изменений и иных конкретизирующих актов необходимо также учитывать системный характер функционирования норм гражданского законодательства, их тесную взаимосвязь и взаимодействие в процессе регулирования общественных отношений. Причем это касается системности норм не только в рамках Гражданского кодекса РФ, но и его связей с иным отраслевым законодательством, а также со многими комплексными нормативными образованиями. Так, Верховный Суд РФ в своем Постановлении N 25 разъяснил, что в связи с изменением организационно-правовой формы товариществ собственников жилья нормы Жилищного кодекса РФ о товариществах собственников жилья (в настоящее время - товарищества собственников недвижимости) продолжают применяться к ним и являются специальными по отношению к общим положениям Гражданского кодекса РФ о товариществах собственников недвижимости (пункт 21).
Ситуация: Что такое ТСН и чем оно отличается от ТСЖ?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Учитывая, что ТСЖ создается как вид ТСН, указание в наименовании ТСЖ на вид его организационно-правовой формы не требуется. В наименовании указывается только вид - товарищество собственников жилья. Таким образом, при заполнении заявления о госрегистрации юрлица при создании ТСЖ либо для внесения изменений в сведения о юрлице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, для представления в регистрирующий орган необходимо указывать: "товарищество собственников жилья (наименование)" (Письмо Минстроя России от 22.01.2016 N 1367-ЕС/04).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Учитывая, что ТСЖ создается как вид ТСН, указание в наименовании ТСЖ на вид его организационно-правовой формы не требуется. В наименовании указывается только вид - товарищество собственников жилья. Таким образом, при заполнении заявления о госрегистрации юрлица при создании ТСЖ либо для внесения изменений в сведения о юрлице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, для представления в регистрирующий орган необходимо указывать: "товарищество собственников жилья (наименование)" (Письмо Минстроя России от 22.01.2016 N 1367-ЕС/04).