Организации коммунального комплекса
Подборка наиболее важных документов по запросу Организации коммунального комплекса (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 39.41 "Ходатайство об установлении публичного сервитута" ЗК РФ"Суды исходили из того, что требования подпункта 3 пункта 2 статьи 39.41 Земельного кодекса Российской Федерации распространяются на случаи подачи ходатайства об установлении публичного сервитута в целях строительства или реконструкции инженерного сооружения на основании решения об утверждении программы комплексного развития систем коммунальной либо на основании инвестиционной программы субъектов естественных монополий, организаций коммунального комплекса, которыми предусмотрены мероприятия по строительству, реконструкции инженерного сооружения. В данном случае строительство ЛЭП-0,4 кВ Общество планировало осуществлять на основании заявки физического лица, а не на основании решения об утверждении программы комплексного развития систем коммунальной либо инвестиционной программы, в связи с чем не требовалось указание сведений, предусмотренных подпунктом 3 пункта 2 статьи 39.41 Земельного кодекса Российской Федерации.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 9 "Общие положения о документах территориального планирования" Градостроительного кодекса РФ"Анализ положений статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации позволяет прийти к выводу, что при утверждении документов территориального планирования муниципальных образований следует учитывать стратегию социально-экономического развития данных муниципальных образований и планов мероприятий по их реализации, государственные программы Российской Федерации, национальные проекты, государственные программы субъектов Российской Федерации, муниципальные программы, инвестиционные программы субъектов естественных монополий, организаций коммунального комплекса, решений органов местного самоуправления, иных главных распорядителей средств соответствующих бюджетов, предусматривающих создание объектов местного значения, а также сведения, содержащиеся в информационной системе территориального планирования.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Организация коммунального комплекса - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы коммунальной инфраструктуры, используемой для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Организация коммунального комплекса - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы коммунальной инфраструктуры, используемой для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
Готовое решение: Облагаются ли НДС коммунальные услуги, которые предоставляют управляющие компании, ТСЖ
(КонсультантПлюс, 2025)Например, организация коммунального комплекса продает коммунальную услугу ТСЖ, которому предъявляются тариф и сумма НДС (предположим, 100 руб. и НДС - 20 руб.). Далее ТСЖ учитывает сумму НДС в стоимости приобретенных коммунальных услуг. Потребителям эти услуги продают уже за 120 руб. с учетом НДС.
(КонсультантПлюс, 2025)Например, организация коммунального комплекса продает коммунальную услугу ТСЖ, которому предъявляются тариф и сумма НДС (предположим, 100 руб. и НДС - 20 руб.). Далее ТСЖ учитывает сумму НДС в стоимости приобретенных коммунальных услуг. Потребителям эти услуги продают уже за 120 руб. с учетом НДС.
Нормативные акты
"Постатейный комментарий к главе 21 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на добавленную стоимость"
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В письме Минфина России от 11.03.2024 N 03-07-14/21515 также сообщается, что от налогообложения НДС освобождается предоставление коммунальных услуг управляющими организациями по стоимости, соответствующей стоимости приобретения этих коммунальных услуг, в том числе с учетом НДС, у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций, организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В письме Минфина России от 11.03.2024 N 03-07-14/21515 также сообщается, что от налогообложения НДС освобождается предоставление коммунальных услуг управляющими организациями по стоимости, соответствующей стоимости приобретения этих коммунальных услуг, в том числе с учетом НДС, у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций, организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Статья: Порядок строительства объектов электросетевого хозяйства
(Скрыпник Д.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)- субъектами естественных монополий и организациями коммунального комплекса при подготовке документации по планировке территории для размещения объектов федерального, регионального и местного значения, за исключением случая, указанного в ч. 12.12 ст. 45 ГрК РФ.
(Скрыпник Д.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)- субъектами естественных монополий и организациями коммунального комплекса при подготовке документации по планировке территории для размещения объектов федерального, регионального и местного значения, за исключением случая, указанного в ч. 12.12 ст. 45 ГрК РФ.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В этом случае заявителями могут выступить правообладатели существующих линейных объектов, подлежащих реконструкции, в случае подготовки документации по планировке территории в целях их реконструкции, субъекты естественных монополий, организации коммунального комплекса в случае подготовки документации по планировке территории для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением случая, указанного в п. 12.12 ст. 45 ГрК РФ), а также лица, заинтересованные в строительстве, реконструкции объекта федерального значения или межрегионального объекта капитального строительства, а именно инициаторы разработки документации по планировке территории, решение о разработке которой принято Минстроем России.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В этом случае заявителями могут выступить правообладатели существующих линейных объектов, подлежащих реконструкции, в случае подготовки документации по планировке территории в целях их реконструкции, субъекты естественных монополий, организации коммунального комплекса в случае подготовки документации по планировке территории для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением случая, указанного в п. 12.12 ст. 45 ГрК РФ), а также лица, заинтересованные в строительстве, реконструкции объекта федерального значения или межрегионального объекта капитального строительства, а именно инициаторы разработки документации по планировке территории, решение о разработке которой принято Минстроем России.
Готовое решение: Для чего нужен проект межевания территории и в каком порядке проводится его подготовка
(КонсультантПлюс, 2025)субъект естественной монополии или организация коммунального комплекса и вам нужно разместить объекты федерального, регионального или местного значения (за исключением случая, предусмотренного ч. 12.12 ст. 45 ГрК РФ);
(КонсультантПлюс, 2025)субъект естественной монополии или организация коммунального комплекса и вам нужно разместить объекты федерального, регионального или местного значения (за исключением случая, предусмотренного ч. 12.12 ст. 45 ГрК РФ);
"НДС: практика исчисления и уплаты"
(9-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)В соответствии с подп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ от НДС освобождена реализация коммунальных услуг, предоставляемых управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги (далее - управляющие компании), при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций, организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, региональных операторов по обращению с ТКО.
(9-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)В соответствии с подп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ от НДС освобождена реализация коммунальных услуг, предоставляемых управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги (далее - управляющие компании), при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций, организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, региональных операторов по обращению с ТКО.
Статья: Влияние антимонопольного законодательства на условия концессионных соглашений в сфере жилищно-коммунального хозяйства
(Замескин Л.М.)
("Хозяйство и право", 2022, N 12)Антимонопольные органы играют существенную роль при заключении, изменении и реализации концессионных соглашений в отношении объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения (далее - коммунальные концессии) согласно Федеральному закону "О концессионных соглашениях" <1> (далее - Закон о концессиях). Такая роль, по мнению экспертного совета по рынку долгосрочных инвестиций при Банке России, обусловлена тем, что "значительная часть отношений, связанных с созданием новых инфраструктурных объектов, подпадает под регулирование смежного с концессионным законодательства о госзакупках, тарифного законодательства в различных отраслях экономики" <2>. Применительно к коммунальным концессиям, в рамках которых концессионер осуществляет свою деятельность по тарифам, устанавливаемым на основании долгосрочных параметров регулирования, содержащихся в концессионном соглашении, указанная роль также предопределена тем, что в 2015 г. Федеральная служба по тарифам была упразднена <3> и ее полномочия в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на услуги организаций коммунального комплекса переданы Федеральной антимонопольной службе России (далее - ФАС России).
(Замескин Л.М.)
("Хозяйство и право", 2022, N 12)Антимонопольные органы играют существенную роль при заключении, изменении и реализации концессионных соглашений в отношении объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения (далее - коммунальные концессии) согласно Федеральному закону "О концессионных соглашениях" <1> (далее - Закон о концессиях). Такая роль, по мнению экспертного совета по рынку долгосрочных инвестиций при Банке России, обусловлена тем, что "значительная часть отношений, связанных с созданием новых инфраструктурных объектов, подпадает под регулирование смежного с концессионным законодательства о госзакупках, тарифного законодательства в различных отраслях экономики" <2>. Применительно к коммунальным концессиям, в рамках которых концессионер осуществляет свою деятельность по тарифам, устанавливаемым на основании долгосрочных параметров регулирования, содержащихся в концессионном соглашении, указанная роль также предопределена тем, что в 2015 г. Федеральная служба по тарифам была упразднена <3> и ее полномочия в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на услуги организаций коммунального комплекса переданы Федеральной антимонопольной службе России (далее - ФАС России).
Статья: Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства в сфере снабжения энергоресурсами: правоприменительная практика
(Салиева Р.Н., Салиев И.Р.)
("Конкурентное право", 2022, N 1)Так, можно выделить регулируемые виды деятельности в сфере снабжения энергоресурсами, осуществляемые субъектами естественных монополий, организациями коммунального комплекса, организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется регулирование цен (тарифов).
(Салиева Р.Н., Салиев И.Р.)
("Конкурентное право", 2022, N 1)Так, можно выделить регулируемые виды деятельности в сфере снабжения энергоресурсами, осуществляемые субъектами естественных монополий, организациями коммунального комплекса, организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется регулирование цен (тарифов).
"НДС: практика исчисления и уплаты"
(8-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2023)В соответствии с подп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ от НДС освобождена реализация коммунальных услуг, предоставляемых управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги (далее - управляющие компании), при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций, организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
(8-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2023)В соответствии с подп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ от НДС освобождена реализация коммунальных услуг, предоставляемых управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги (далее - управляющие компании), при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций, организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.