ОратОрское искусство
Подборка наиболее важных документов по запросу ОратОрское искусство (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Суд присяжных в Российской империи: осмысление первого опыта в период контрреформ 1880 - 1890-х гг. (к 160-летию судебной реформы)
(Жолобова Г.А., Курамшин Д.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 12)Во-вторых, вердикт присяжных заседателей нередко являлся реакцией на эмоциональные выступления стороны защиты, облеченные в форму ораторского искусства, что шло в ущерб тщательному анализу материалов дела самими заседателями.
(Жолобова Г.А., Курамшин Д.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 12)Во-вторых, вердикт присяжных заседателей нередко являлся реакцией на эмоциональные выступления стороны защиты, облеченные в форму ораторского искусства, что шло в ущерб тщательному анализу материалов дела самими заседателями.
Статья: Дело Коракса против Тисиаса, Квинтилиан и его последователи: к вопросу об истории формирования принципов построения судебной речи
(Деханов С.А.)
("Адвокатская практика", 2024, N 3)А между тем риторика как культурный феномен насчитывает уже более 2 500 лет. Согласно легенде формальное изучение риторики началось в г. Сиракузы на острове Сицилия в начале пятого века до н. э. при следующих обстоятельствах. В результате социальных изменений земли, когда-то незаконно переданные "тиранам", постепенно стали возвращаться прежним владельцам. Результатом этой ситуации стал шквал судебных дел по урегулированию земельных споров. Понимая, что в этом смысле перед ним "непаханное поле", примерно в 467 г. до н. э. некто Коракс начал сам изучать ораторское искусство и обучать судебной риторике и других за плату. Таким образом, была создана первая школа риторики, появился первый признанный преподаватель, а деятельность, связанная с обучением риторике, стала прибыльной и уважаемой обществом.
(Деханов С.А.)
("Адвокатская практика", 2024, N 3)А между тем риторика как культурный феномен насчитывает уже более 2 500 лет. Согласно легенде формальное изучение риторики началось в г. Сиракузы на острове Сицилия в начале пятого века до н. э. при следующих обстоятельствах. В результате социальных изменений земли, когда-то незаконно переданные "тиранам", постепенно стали возвращаться прежним владельцам. Результатом этой ситуации стал шквал судебных дел по урегулированию земельных споров. Понимая, что в этом смысле перед ним "непаханное поле", примерно в 467 г. до н. э. некто Коракс начал сам изучать ораторское искусство и обучать судебной риторике и других за плату. Таким образом, была создана первая школа риторики, появился первый признанный преподаватель, а деятельность, связанная с обучением риторике, стала прибыльной и уважаемой обществом.
Нормативные акты
"Концепция информационной политики судебной системы на 2020 - 2030 годы"
(одобрена Советом судей РФ 05.12.2019)4) создание курсов повышения квалификации, отделений дополнительного образования для работников суда по связи с общественностью по направлению подготовки пресс-секретарей, обладающих навыками в области ораторского искусства, журналистики, дачи интервью для СМИ, написания статей для печатных изданий;
(одобрена Советом судей РФ 05.12.2019)4) создание курсов повышения квалификации, отделений дополнительного образования для работников суда по связи с общественностью по направлению подготовки пресс-секретарей, обладающих навыками в области ораторского искусства, журналистики, дачи интервью для СМИ, написания статей для печатных изданий;
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 30.03.2011 N 251н
"Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 24.05.2011 N 20835)Должностные обязанности. Разрабатывает темы лекций-концертов, проводя необходимую исследовательскую работу. Создает оригинальные тексты лекций, композиции и программы лекций-концертов. Подбирает состав исполнителей, выступает режиссером концертных программ. Руководит работой творческо-производственной группы по подготовке и выпуску лекции-концерта. Выступает в лекциях-концертах: исполнителем лекций, комментатором исполняемых произведений, ведущим концертной части программы как по месту базирования концертной организации, так и на гастролях и выездах. Участвует в обсуждении репертуарных планов, новых работ, а также вопросов творческо-производственной деятельности концертной организации. Владеет элементами актерской техники, приемами ораторского искусства, культурой сценической речи, искусством импровизации. Сохраняет и поддерживает внешнюю сценическую форму. Постоянно совершенствует свое мастерство, пополняет репертуар лекций-концертов. Проводит работу по пропаганде достижений музыкального и других видов искусства.
"Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 24.05.2011 N 20835)Должностные обязанности. Разрабатывает темы лекций-концертов, проводя необходимую исследовательскую работу. Создает оригинальные тексты лекций, композиции и программы лекций-концертов. Подбирает состав исполнителей, выступает режиссером концертных программ. Руководит работой творческо-производственной группы по подготовке и выпуску лекции-концерта. Выступает в лекциях-концертах: исполнителем лекций, комментатором исполняемых произведений, ведущим концертной части программы как по месту базирования концертной организации, так и на гастролях и выездах. Участвует в обсуждении репертуарных планов, новых работ, а также вопросов творческо-производственной деятельности концертной организации. Владеет элементами актерской техники, приемами ораторского искусства, культурой сценической речи, искусством импровизации. Сохраняет и поддерживает внешнюю сценическую форму. Постоянно совершенствует свое мастерство, пополняет репертуар лекций-концертов. Проводит работу по пропаганде достижений музыкального и других видов искусства.
Статья: Дискуссия о методе древнеримской юриспруденции и его основателе: краткий исторический очерк
(Пестов М.М.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2022, N 4)Нетрудно заметить, что все приведенные позиции, за исключением разве что интуитивной теории Казера, исходят из культурного обмена греческой и римской цивилизаций. Но можем ли мы найти подтверждение пересечения эллинистической культуры и римской юриспруденции в источниках? И если да, то какое положение занимает это пересечение на временной шкале? Немногие биографические свидетельства действительно могут указать на первых реципиентов древнегреческой мысли из числа республиканских юристов. Так, например, Цицерон устами Квинта Муция Сцеволы излагает историю о том, как последний в должности претора ездил на Родос и общался с философом Панетием Родосским <8>. Входя в кружок Сципиона, Сцевола был подвержен значительному влиянию стоицизма, порою проявлявшемуся в его речах <9>. В этот же кружок входил и Публий Рутилий Руф, консул 105 г., также учившийся у Панетия и, по всей видимости, удачно сочетавший ораторское искусство со знанием права <10>. Однако куда больших успехов достиг Сервий Сульпиций Руф, современник Цицерона, ездивший вместе с ним на Родос и, по словам последнего, освоивший искусство диалектического деления до такой степени, что в познании теории гражданского права он превзошел даже Квинта Муция Сцеволу <11>.
(Пестов М.М.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2022, N 4)Нетрудно заметить, что все приведенные позиции, за исключением разве что интуитивной теории Казера, исходят из культурного обмена греческой и римской цивилизаций. Но можем ли мы найти подтверждение пересечения эллинистической культуры и римской юриспруденции в источниках? И если да, то какое положение занимает это пересечение на временной шкале? Немногие биографические свидетельства действительно могут указать на первых реципиентов древнегреческой мысли из числа республиканских юристов. Так, например, Цицерон устами Квинта Муция Сцеволы излагает историю о том, как последний в должности претора ездил на Родос и общался с философом Панетием Родосским <8>. Входя в кружок Сципиона, Сцевола был подвержен значительному влиянию стоицизма, порою проявлявшемуся в его речах <9>. В этот же кружок входил и Публий Рутилий Руф, консул 105 г., также учившийся у Панетия и, по всей видимости, удачно сочетавший ораторское искусство со знанием права <10>. Однако куда больших успехов достиг Сервий Сульпиций Руф, современник Цицерона, ездивший вместе с ним на Родос и, по словам последнего, освоивший искусство диалектического деления до такой степени, что в познании теории гражданского права он превзошел даже Квинта Муция Сцеволу <11>.
Статья: Принципы адвокатской деятельности
(Дорошева А.А.)
("Адвокатская практика", 2022, N 1)Принцип равноправия адвокатов, отраженный как в Законе об адвокатуре, так и в Хартии, означает, что ни один адвокат не имеет какого-либо превосходства над другими адвокатами; ни один адвокат не может быть ущемлен в своих профессиональных правах в сравнении с другими адвокатами. К достоинству Хартии следует отнести блок этических принципов - принцип соблюдения этических норм и защиты достоинства, чести и репутации профессии, принцип соблюдения правил профессионального поведения, принцип взаимного профессионального сотрудничества. На наш взгляд, данных принципов не хватает действующему законодательству, регулирующему адвокатуру. Если проанализировать нормы, изложенные в Кодексе профессиональной этики адвоката, то можно обнаружить, что большинство норм содержат императивное долженствование по сохранению чести и достоинства адвоката (п. 1 ст. 4), в целом обязательства адвоката (ст. 8) и др. Необходимость соблюдения этических норм вытекает и из сути, и смысла самой присяги адвоката (п. 2.1 ст. 4), а также, что не менее значимо, адвокат должен соблюдать обычаи и традиции, сложившиеся в адвокатуре (п. 3 ст. 4). Можно дополнить, что к источникам регулирования адвокатской деятельности, кроме закона, международных норм и норм этических, относятся также традиции и обычаи адвокатуры. Интересно обозначить традиции адвокатуры, выделенные М.С. Шайхуллиным: традиция принесения присяги, традиция уважительного отношения к противникам и суду, традиция ведения дел по праву бедности, традиция выполнять обещания, данные гражданам и должностным лицам, традиции ораторского искусства, традиция награждения адвокатов, традиции взаимоотношений с товарищами по профессии <10>.
(Дорошева А.А.)
("Адвокатская практика", 2022, N 1)Принцип равноправия адвокатов, отраженный как в Законе об адвокатуре, так и в Хартии, означает, что ни один адвокат не имеет какого-либо превосходства над другими адвокатами; ни один адвокат не может быть ущемлен в своих профессиональных правах в сравнении с другими адвокатами. К достоинству Хартии следует отнести блок этических принципов - принцип соблюдения этических норм и защиты достоинства, чести и репутации профессии, принцип соблюдения правил профессионального поведения, принцип взаимного профессионального сотрудничества. На наш взгляд, данных принципов не хватает действующему законодательству, регулирующему адвокатуру. Если проанализировать нормы, изложенные в Кодексе профессиональной этики адвоката, то можно обнаружить, что большинство норм содержат императивное долженствование по сохранению чести и достоинства адвоката (п. 1 ст. 4), в целом обязательства адвоката (ст. 8) и др. Необходимость соблюдения этических норм вытекает и из сути, и смысла самой присяги адвоката (п. 2.1 ст. 4), а также, что не менее значимо, адвокат должен соблюдать обычаи и традиции, сложившиеся в адвокатуре (п. 3 ст. 4). Можно дополнить, что к источникам регулирования адвокатской деятельности, кроме закона, международных норм и норм этических, относятся также традиции и обычаи адвокатуры. Интересно обозначить традиции адвокатуры, выделенные М.С. Шайхуллиным: традиция принесения присяги, традиция уважительного отношения к противникам и суду, традиция ведения дел по праву бедности, традиция выполнять обещания, данные гражданам и должностным лицам, традиции ораторского искусства, традиция награждения адвокатов, традиции взаимоотношений с товарищами по профессии <10>.
Статья: Конкуренция греческого логоса и римского рацио: идея кодификации в римском правоведении
(Пономарев Д.Е.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 1)<23> Цицерон Марк Туллий. Три трактата об ораторском искусстве. М.: Наука, 1972. С. 86, 96, 119.
(Пономарев Д.Е.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 1)<23> Цицерон Марк Туллий. Три трактата об ораторском искусстве. М.: Наука, 1972. С. 86, 96, 119.
Интервью: Без перемен в судебной системе повышение роли адвокатуры невозможно
("Закон", 2023, N 2)- Как обстоят дела с ораторским искусством у адвокатов сегодня? Кажется, сейчас оно упало в сравнении с эпохой Судебных уставов, в том числе и потому, что у нас суд присяжных играет незначительную роль, а тогда адвокат апеллировал не столько к суду, сколько к суду присяжных.
("Закон", 2023, N 2)- Как обстоят дела с ораторским искусством у адвокатов сегодня? Кажется, сейчас оно упало в сравнении с эпохой Судебных уставов, в том числе и потому, что у нас суд присяжных играет незначительную роль, а тогда адвокат апеллировал не столько к суду, сколько к суду присяжных.
Статья: Основные тенденции развития состязательной и инквизиционной форм судебного процесса в исторической парадигме: к поиску идеального судебного процесса
(Фесик П.Ю.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2023, N 4)Развитие состязательного процесса в период существования Римской республики показывает, что известностью пользовались римские юристы, демонстрирующие ораторское искусство, которое приводило либо к оправданию, либо к осуждению участников процесса. Марк Антоний Оратор известен тем, что выступил обвинителем консуляра Гнея Папирия Карбона только из-за желания прославиться и довел того до самоубийства страхом осуждения.
(Фесик П.Ю.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2023, N 4)Развитие состязательного процесса в период существования Римской республики показывает, что известностью пользовались римские юристы, демонстрирующие ораторское искусство, которое приводило либо к оправданию, либо к осуждению участников процесса. Марк Антоний Оратор известен тем, что выступил обвинителем консуляра Гнея Папирия Карбона только из-за желания прославиться и довел того до самоубийства страхом осуждения.
Статья: Предпосылки появления и значение понятия лица в римской юриспруденции классического периода
(Пестов М.М.)
("Вестник гражданского права", 2023, N 3)Итак, мы видим, что ораторское искусство в сочетании с театральной деятельностью внесло значительный вклад в содержание понятия persona. Я не буду подробно останавливаться на текстах Сенеки и Квинтилиана, заключающих в себе не менее яркие примеры использования данного слова <35>. Важнее отметить другое. Обращение к сценической постановке как к универсальной умозрительной конструкции - довольно давняя традиция, восходящая к Платону <36> и идущая по нисходящей линии к Панетию Родосскому, а от него и к самому Цицерону. При этом на пути к римскому оратору подобный образ представления меняется и обогащается. Панетий разрабатывает учение о четырех точках зрения, на основе которых можно производить суждения об отдельных людях и том месте, которое они занимают в мире <37>. Сочинения его, полностью утраченные, произвели тем не менее необычайное влияние на римскую интеллигенцию <38>.
(Пестов М.М.)
("Вестник гражданского права", 2023, N 3)Итак, мы видим, что ораторское искусство в сочетании с театральной деятельностью внесло значительный вклад в содержание понятия persona. Я не буду подробно останавливаться на текстах Сенеки и Квинтилиана, заключающих в себе не менее яркие примеры использования данного слова <35>. Важнее отметить другое. Обращение к сценической постановке как к универсальной умозрительной конструкции - довольно давняя традиция, восходящая к Платону <36> и идущая по нисходящей линии к Панетию Родосскому, а от него и к самому Цицерону. При этом на пути к римскому оратору подобный образ представления меняется и обогащается. Панетий разрабатывает учение о четырех точках зрения, на основе которых можно производить суждения об отдельных людях и том месте, которое они занимают в мире <37>. Сочинения его, полностью утраченные, произвели тем не менее необычайное влияние на римскую интеллигенцию <38>.
Статья: Causa Curiana как пример влияния риторики на толкование завещаний в римском праве
(Пестов М.М.)
("Вестник гражданского права", 2022, N 3)Внимание к шутливому тону Красса не случайно. В римской теории ораторского искусства смешное (risus) играло весьма значительную роль, находясь как бы на пересечении разных частей выступления. Если в "Риторике для Геренния" (Rhet. Her. 1.10) остроумие обсуждается в рамках пролога, то у Цицерона оно уже становится средством контраргументации (Orator 26.97) <25>. Так, устами Юлия Цезаря Цицерон раскрывает его значение: оно не только вызывает восхищение говорящим и запугивает оппонента, но главным образом разгоняет тоску, позволяя разрешить запутанное дело, не поддающееся с легкостью доказательствам <26>.
(Пестов М.М.)
("Вестник гражданского права", 2022, N 3)Внимание к шутливому тону Красса не случайно. В римской теории ораторского искусства смешное (risus) играло весьма значительную роль, находясь как бы на пересечении разных частей выступления. Если в "Риторике для Геренния" (Rhet. Her. 1.10) остроумие обсуждается в рамках пролога, то у Цицерона оно уже становится средством контраргументации (Orator 26.97) <25>. Так, устами Юлия Цезаря Цицерон раскрывает его значение: оно не только вызывает восхищение говорящим и запугивает оппонента, но главным образом разгоняет тоску, позволяя разрешить запутанное дело, не поддающееся с легкостью доказательствам <26>.
Статья: Является ли адвокат-защитник субъектом криминалистической деятельности?
(Степаненко Д.А., Митрофанова А.А.)
("Адвокатская практика", 2022, N 1)Функциональное предназначение указанных субъектов существенно отличается от функций субъекта, уполномоченного на производство предварительного расследования. Так, суд в общем и целом должен всесторонне исследовать представленные доказательства (как писал А.Ф. Кони, разобрать исследованное) <21>, осуществить контроль за качеством предварительного расследования, проверку доказательств на соответствие предъявляемым требованиям, разрешить дело по существу и вынести итоговое решение. Государственный обвинитель и адвокат-защитник на стадии судебного разбирательства исследуют доказательства, представляют суду свои позиции по делу, но они не раскрывают, не расследуют преступления, их деятельность носит в гораздо меньшей степени поисково-познавательный характер, а в большей степени удостоверительный и коммуникативный (важное значение здесь приобретает ораторское искусство).
(Степаненко Д.А., Митрофанова А.А.)
("Адвокатская практика", 2022, N 1)Функциональное предназначение указанных субъектов существенно отличается от функций субъекта, уполномоченного на производство предварительного расследования. Так, суд в общем и целом должен всесторонне исследовать представленные доказательства (как писал А.Ф. Кони, разобрать исследованное) <21>, осуществить контроль за качеством предварительного расследования, проверку доказательств на соответствие предъявляемым требованиям, разрешить дело по существу и вынести итоговое решение. Государственный обвинитель и адвокат-защитник на стадии судебного разбирательства исследуют доказательства, представляют суду свои позиции по делу, но они не раскрывают, не расследуют преступления, их деятельность носит в гораздо меньшей степени поисково-познавательный характер, а в большей степени удостоверительный и коммуникативный (важное значение здесь приобретает ораторское искусство).
Статья: Судебная риторика Геренния (лат. Rhetoricon ad Herennium)
(Деханов С.А.)
("Адвокатская практика", 2024, N 2)<4> См.: Стрельникова И.П. "Риторика для Геренния" // Ораторское искусство в Древнем Риме / Т.И. Кузнецова, И.П. Стрельникова; отв. ред. М.Л. Гаспаров. М.: Наука, 1976. С. 62 - 91; Первая судебная риторика. "Риторика для Геренния" ("Ad Herennium").
(Деханов С.А.)
("Адвокатская практика", 2024, N 2)<4> См.: Стрельникова И.П. "Риторика для Геренния" // Ораторское искусство в Древнем Риме / Т.И. Кузнецова, И.П. Стрельникова; отв. ред. М.Л. Гаспаров. М.: Наука, 1976. С. 62 - 91; Первая судебная риторика. "Риторика для Геренния" ("Ad Herennium").
Статья: Умысел (dolus) и "природа человека" в системе критериев договорной ответственности
(Дождев Д.В.)
("Вестник гражданского права", 2023, N 5)В работе 1955 г. Ханс Юлиус Вольф, опираясь на эллинистическую линию в биографии Гая, возводил изучаемую категорию к восточно-эллинистической философии, привлекая притчу Ев. Иоанна (Ioann. 1, 11) о пастыре, самоотверженно защищающем свое стадо, в отличие от торговца, обращающегося в бегство при виде волка <26>. Заметим, однако, что в притче не проводится сопоставление различных видов осторожности, но заботе о стаде противостоит забота о себе. О единой риторико-философской матрице говорит и Герберт Хаусманингер, но единственный источник, который он может привести, - это безымянный старший современник Цицерона (Auct. ad Herenn, 4, 25: adcurata conservado suorum). Современник Прокула и Цельса-отца ритор Квинтилиан в обширнейших "Institutiones oratoriae" ("Наставлениях в ораторском искусстве"), к сожалению, не оставил подобных высказываний. Разнородные хронологически и географически, обрывочные свидетельства явно не желают складываться в сколь-нибудь определенную картину, тогда как идея заботы о своем как естественном критерии осмотрительности представляется вполне универсальной. Об универсальной "природе человека" говорит и Цельс, переходя от интуитивной очевидности на уровень философского обобщения.
(Дождев Д.В.)
("Вестник гражданского права", 2023, N 5)В работе 1955 г. Ханс Юлиус Вольф, опираясь на эллинистическую линию в биографии Гая, возводил изучаемую категорию к восточно-эллинистической философии, привлекая притчу Ев. Иоанна (Ioann. 1, 11) о пастыре, самоотверженно защищающем свое стадо, в отличие от торговца, обращающегося в бегство при виде волка <26>. Заметим, однако, что в притче не проводится сопоставление различных видов осторожности, но заботе о стаде противостоит забота о себе. О единой риторико-философской матрице говорит и Герберт Хаусманингер, но единственный источник, который он может привести, - это безымянный старший современник Цицерона (Auct. ad Herenn, 4, 25: adcurata conservado suorum). Современник Прокула и Цельса-отца ритор Квинтилиан в обширнейших "Institutiones oratoriae" ("Наставлениях в ораторском искусстве"), к сожалению, не оставил подобных высказываний. Разнородные хронологически и географически, обрывочные свидетельства явно не желают складываться в сколь-нибудь определенную картину, тогда как идея заботы о своем как естественном критерии осмотрительности представляется вполне универсальной. Об универсальной "природе человека" говорит и Цельс, переходя от интуитивной очевидности на уровень философского обобщения.