Опыт строительная госзакупка
Подборка наиболее важных документов по запросу Опыт строительная госзакупка (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Интервью: Ответственность участников госзакупок за недостоверные сведения: разъяснение антимонопольной службы (интервью с О.В. Горбачевой, начальником Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Поскольку стройка - это самая капиталоемкая сфера государственных закупок, то наиболее высокий процент такого "нарисованного" опыта мы наблюдали в закупках на строительно-монтажные работы (СМР).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Поскольку стройка - это самая капиталоемкая сфера государственных закупок, то наиболее высокий процент такого "нарисованного" опыта мы наблюдали в закупках на строительно-монтажные работы (СМР).
"Обзор судебной практики в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд (январь 2022 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Кроме того, порядок оценки с условием об отсутствии применения штрафа за нарушение условий контракта (договора), представленного участником к оценке, не является надлежащим подтверждением отсутствия у участника закупки опыта, соответствующего объекту закупки, ограничивает возможность таким участникам закупки получить максимальное количество баллов по Показателю N 1 Критерия N 1 и не позволяет выявить лучшие условия исполнения государственного контракта. Участником закупки в качестве подтверждения опыта может быть представлен контракт (договор), например, по строительству объекта капитального строительства стоимостью 10 млрд руб. При этом при исполнении такого контракта (договора) заказчиком к подрядчику применены требования об уплате неустойки (штрафов, пеней) в размере 5 тыс. руб.
(Управление контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Кроме того, порядок оценки с условием об отсутствии применения штрафа за нарушение условий контракта (договора), представленного участником к оценке, не является надлежащим подтверждением отсутствия у участника закупки опыта, соответствующего объекту закупки, ограничивает возможность таким участникам закупки получить максимальное количество баллов по Показателю N 1 Критерия N 1 и не позволяет выявить лучшие условия исполнения государственного контракта. Участником закупки в качестве подтверждения опыта может быть представлен контракт (договор), например, по строительству объекта капитального строительства стоимостью 10 млрд руб. При этом при исполнении такого контракта (договора) заказчиком к подрядчику применены требования об уплате неустойки (штрафов, пеней) в размере 5 тыс. руб.
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.06.2021 N 21
"О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против интересов службы в коммерческих и иных организациях (статьи 201, 201.1, 202, 203 Уголовного кодекса Российской Федерации)"4. При рассмотрении уголовных дел о злоупотреблении полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа (статья 201.1 УК РФ) судам следует учитывать, что данное преступление совершается в ходе выполнения такого заказа коммерческой или иной организацией (за исключением коммерческих и иных организаций, указанных в пункте 1 примечаний к статье 285 УК РФ), являющейся головным исполнителем или исполнителем, входящим в кооперацию головного исполнителя. При этом в состав государственного оборонного заказа могут включаться научно-исследовательские, опытно-конструкторские или иные работы (например, по созданию, модернизации вооружения, военной и специальной техники, утилизации и уничтожению выводимых из эксплуатации вооружения, военной и специальной техники, по уничтожению химического оружия, по строительству, реконструкции, техническому перевооружению объектов, предназначенных для нужд обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации), осуществление поставок определенных предметов для федеральных нужд (например, вооружения, военной и специальной техники, сырья, материалов и комплектующих изделий, военного имущества, продовольственных и непродовольственных товаров), а равно поставок продукции в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации, иных поставок продукции в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации (часть 2 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (далее - Федеральный закон "О государственном оборонном заказе").
"О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против интересов службы в коммерческих и иных организациях (статьи 201, 201.1, 202, 203 Уголовного кодекса Российской Федерации)"4. При рассмотрении уголовных дел о злоупотреблении полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа (статья 201.1 УК РФ) судам следует учитывать, что данное преступление совершается в ходе выполнения такого заказа коммерческой или иной организацией (за исключением коммерческих и иных организаций, указанных в пункте 1 примечаний к статье 285 УК РФ), являющейся головным исполнителем или исполнителем, входящим в кооперацию головного исполнителя. При этом в состав государственного оборонного заказа могут включаться научно-исследовательские, опытно-конструкторские или иные работы (например, по созданию, модернизации вооружения, военной и специальной техники, утилизации и уничтожению выводимых из эксплуатации вооружения, военной и специальной техники, по уничтожению химического оружия, по строительству, реконструкции, техническому перевооружению объектов, предназначенных для нужд обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации), осуществление поставок определенных предметов для федеральных нужд (например, вооружения, военной и специальной техники, сырья, материалов и комплектующих изделий, военного имущества, продовольственных и непродовольственных товаров), а равно поставок продукции в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации, иных поставок продукции в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации (часть 2 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (далее - Федеральный закон "О государственном оборонном заказе").
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2025)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 18.06.2025)
(ред. от 19.11.2025)Дополнительные требования, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким требованиям, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2021 г. N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства N 2571).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 18.06.2025)
(ред. от 19.11.2025)Дополнительные требования, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким требованиям, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2021 г. N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства N 2571).
"Анализ практики проведения внеплановых проверок действий заказчиков при осуществлении закупок на соответствие требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (ноябрь 2020 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)Согласно пункту 2(1) приложения N 1 к Постановлению Правительства N 99 к участникам закупки на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн рублей, устанавливается требование о наличии за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейного объекта либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)Согласно пункту 2(1) приложения N 1 к Постановлению Правительства N 99 к участникам закупки на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн рублей, устанавливается требование о наличии за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейного объекта либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог.
Статья: Особенности реализации государственной политики по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках системы закупок: вопросы теории и практики
(Бит-Шабо И.В.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 5)При этом объективности исследования будет способствовать указание на весьма неоднозначный опыт предоставления преференций СМСП в рамках закупок в зарубежных государствах. Анализ зарубежных научных исследований, проведенных Ионкиной К.А. и Коновцевым А.А., показал следующее. Согласно анализу данных о контрактах по строительству дорог в Калифорнии, где малые предприятия имеют преференции в размере 5% по сравнению с большими, если в проекте используются средства из бюджета штата, но отсутствуют преференции в случае, когда проекты осуществляются на средства из федерального бюджета, затраты в рамках таких проектов в среднем оказываются выше на 3,8% в случае, когда есть преференции для малых фирм. Кроме того, вероятность участия в отборе уменьшается для фирм, которые готовы осуществить проект с меньшими затратами, но не входящими в группу с преференциями <20>. При этом опыт Японии доказал, что "снижение уровня конкуренции увеличило бы стоимость государственных закупок таким образом, что этот негативный эффект при отсутствии МСП при отсутствии программы перевесил бы рост стоимости за счет более высоких издержек МСП" <21>.
(Бит-Шабо И.В.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 5)При этом объективности исследования будет способствовать указание на весьма неоднозначный опыт предоставления преференций СМСП в рамках закупок в зарубежных государствах. Анализ зарубежных научных исследований, проведенных Ионкиной К.А. и Коновцевым А.А., показал следующее. Согласно анализу данных о контрактах по строительству дорог в Калифорнии, где малые предприятия имеют преференции в размере 5% по сравнению с большими, если в проекте используются средства из бюджета штата, но отсутствуют преференции в случае, когда проекты осуществляются на средства из федерального бюджета, затраты в рамках таких проектов в среднем оказываются выше на 3,8% в случае, когда есть преференции для малых фирм. Кроме того, вероятность участия в отборе уменьшается для фирм, которые готовы осуществить проект с меньшими затратами, но не входящими в группу с преференциями <20>. При этом опыт Японии доказал, что "снижение уровня конкуренции увеличило бы стоимость государственных закупок таким образом, что этот негативный эффект при отсутствии МСП при отсутствии программы перевесил бы рост стоимости за счет более высоких издержек МСП" <21>.
"Обзор судебной практики в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд (март 2022 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Кроме того, такой порядок оценки ограничивает возможность таким участникам закупки получить максимальное количество баллов и не позволяет выявить лучшие условия исполнения государственного контракта.
(Управление контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Кроме того, такой порядок оценки ограничивает возможность таким участникам закупки получить максимальное количество баллов и не позволяет выявить лучшие условия исполнения государственного контракта.
Статья: Проблемы взаимодействия заказчика и строительного подрядчика при исполнении государственного (муниципального) контракта
(Капитонова Е.А.)
("Юрист", 2021, N 4)В статье делается вывод о привилегированном положении публичной стороны сделки в некоторых видах гражданско-правовых отношений (включая контрактную систему в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд). На основе десятилетнего опыта работы в сфере госзакупок и анализа судебной практики последних лет автор выделяет наиболее проблемные аспекты взаимодействия сторон контракта, регулирующего отношения строительного подряда: 1) вопросы передачи технической документации; 2) выход за пределы сметы; 3) затруднительность оперативного решения вопросов в ходе выполнения работ; 4) подписание необходимых документов при приемке работ. Проанализированы пути решения проблем, входящих в каждую из этих категорий. Приводятся сведения о решениях антимонопольных и финансовых органов власти, затрагивающих названные сферы. Особое внимание уделяется аргументам, способным доказать правоту добросовестного подрядчика (в том числе в контексте просрочки кредитора, невыполнения заказчиком обязанности по сотрудничеству в рамках исполнения контракта).
(Капитонова Е.А.)
("Юрист", 2021, N 4)В статье делается вывод о привилегированном положении публичной стороны сделки в некоторых видах гражданско-правовых отношений (включая контрактную систему в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд). На основе десятилетнего опыта работы в сфере госзакупок и анализа судебной практики последних лет автор выделяет наиболее проблемные аспекты взаимодействия сторон контракта, регулирующего отношения строительного подряда: 1) вопросы передачи технической документации; 2) выход за пределы сметы; 3) затруднительность оперативного решения вопросов в ходе выполнения работ; 4) подписание необходимых документов при приемке работ. Проанализированы пути решения проблем, входящих в каждую из этих категорий. Приводятся сведения о решениях антимонопольных и финансовых органов власти, затрагивающих названные сферы. Особое внимание уделяется аргументам, способным доказать правоту добросовестного подрядчика (в том числе в контексте просрочки кредитора, невыполнения заказчиком обязанности по сотрудничеству в рамках исполнения контракта).
Вопрос: Можно ли при оценке конкурсных заявок в соответствии с п. 31 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604, учитывать опыт участника закупки по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта) в качестве застройщика?
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 3)Ответ: Подпункт "г" п. 31 Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд <1> (далее - Положение) в случае закупки работ по строительству <2> не предусматривает возможность оценки опыта выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 3)Ответ: Подпункт "г" п. 31 Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд <1> (далее - Положение) в случае закупки работ по строительству <2> не предусматривает возможность оценки опыта выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).
"Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (февраль 2021 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)"Содержание: Оценивается заявка участника закупки по наличию опыта выполнения подрядных работ по строительству объектов капитального строительства за три года, предшествующих дате осуществления закупки. Договор (контракт) должен быть заключен в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18.07.2011 N 223-ФЗ.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)"Содержание: Оценивается заявка участника закупки по наличию опыта выполнения подрядных работ по строительству объектов капитального строительства за три года, предшествующих дате осуществления закупки. Договор (контракт) должен быть заключен в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18.07.2011 N 223-ФЗ.
Статья: Некоторые аспекты обеспечения исполнения государственного (муниципального) контракта на выполнение подрядных работ в Российской Федерации
(Ефимцева Т.В., Шевлякова И.М.)
("Юрист", 2021, N 7)<1> Демидова Г.С., Осипов А.А. О некоторых правовых проблемах, возникающих при выполнении строительно-монтажных работ для государственных (муниципальных) нужд // Законы России: опыт, анализ, практика. 2016. N 10. С. 42 - 48.
(Ефимцева Т.В., Шевлякова И.М.)
("Юрист", 2021, N 7)<1> Демидова Г.С., Осипов А.А. О некоторых правовых проблемах, возникающих при выполнении строительно-монтажных работ для государственных (муниципальных) нужд // Законы России: опыт, анализ, практика. 2016. N 10. С. 42 - 48.
"Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (январь 2022 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Оценка заявок по показателю "общее количество исполненных контрактов (договоров)" осуществляется по количеству исполненных участником закупки контрактов (договоров), соответствующих виду контракта, заключаемого по результатам закупки. К такому виду контракта относится контракт (договор) по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейного объекта капитального строительства.
(Управление контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Оценка заявок по показателю "общее количество исполненных контрактов (договоров)" осуществляется по количеству исполненных участником закупки контрактов (договоров), соответствующих виду контракта, заключаемого по результатам закупки. К такому виду контракта относится контракт (договор) по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейного объекта капитального строительства.