Оптимизация НДС статья
Подборка наиболее важных документов по запросу Оптимизация НДС статья (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Распоряжение Правительства РФ от 21.02.2020 N 381-р
<Об утверждении Концепции развития и функционирования в Российской Федерации системы налогового мониторинга>включение возможности вынесения решений налогового органа непосредственно в рамках проведения налогового мониторинга, в том числе в целях обеспечения возмещения сумм налога на добавленную стоимость и акцизов непосредственно в рамках налогового мониторинга, а также вынесение решения налогового органа на основании мотивированного мнения налогового органа в рамках налогового мониторинга без проведения выездной налоговой проверки;
<Об утверждении Концепции развития и функционирования в Российской Федерации системы налогового мониторинга>включение возможности вынесения решений налогового органа непосредственно в рамках проведения налогового мониторинга, в том числе в целях обеспечения возмещения сумм налога на добавленную стоимость и акцизов непосредственно в рамках налогового мониторинга, а также вынесение решения налогового органа на основании мотивированного мнения налогового органа в рамках налогового мониторинга без проведения выездной налоговой проверки;
<Информация> ФНС России
"Верховный Суд РФ признал правомерным доначисление НДС организации, образованной путем слияния двух обществ"Не согласившись с этим решением, организация обратилась в суд. Она посчитала, что ст. 162.1 НК РФ не указывает на обязанность правопреемника реорганизованной организации восстановить и уплатить в бюджет НДС. Также ЗАО, которое ранее применило соответствующий налоговый вычет и использовало имущество в деятельности, облагаемой НДС, уже не существует. Налогоплательщик же применял УСН с момента своего создания. При этом реорганизация была не средством достижения налоговой экономии, а способом оптимизации бизнеса собственника, который состоял из нескольких самостоятельных юрлиц.
"Верховный Суд РФ признал правомерным доначисление НДС организации, образованной путем слияния двух обществ"Не согласившись с этим решением, организация обратилась в суд. Она посчитала, что ст. 162.1 НК РФ не указывает на обязанность правопреемника реорганизованной организации восстановить и уплатить в бюджет НДС. Также ЗАО, которое ранее применило соответствующий налоговый вычет и использовало имущество в деятельности, облагаемой НДС, уже не существует. Налогоплательщик же применял УСН с момента своего создания. При этом реорганизация была не средством достижения налоговой экономии, а способом оптимизации бизнеса собственника, который состоял из нескольких самостоятельных юрлиц.
Статья: Создание новой технологии: учет и налогообложение
(Крупин Е.В.)
("Бухгалтерский учет", 2023, N 1)- законная оптимизация НДС;
(Крупин Е.В.)
("Бухгалтерский учет", 2023, N 1)- законная оптимизация НДС;
"Борьба с пробелами в Налоговом кодексе Российской Федерации и фиксированными идеями в налоговых спорах: монография"
(Султанов А.Р.)
("Статут", 2022)При этом по тексту Постановления Пленума ВАС N 53 не уточняется, какие нормы Налогового кодекса РФ или иных законов подверглись интерпретации <1>: как упоминалось, интерпретационные акты производны от норм действующего права, а в данном случае отсутствует упоминание о первоисточнике, объекте/предмете интерпретации. По крайней мере, этот вопрос важен в том плане, чтобы определить, действительно ли Постановление Пленума ВАС N 53 интерпретирует какие-либо нормы закона, а, скажем, не заменяет, дополняет их или, более того, является результатом правотворчества. И если учесть, что в Налоговом кодексе РФ хотя и предусмотрены механизмы налоговой оптимизации и получение некоторых преимуществ (например, через систему налоговых вычетов по НДС - ст. 172 НК РФ или уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль на сумму экономически обоснованных и документально подтвержденных расходов - ст. 252 НК РФ и т.п.), но отсутствуют категории добросовестности, налоговой выгоды (обоснованной и необоснованной), должной осмотрительности и т.д., то возникают обоснованные сомнения относительно того, не вышел ли Суд за пределы интерпретации и не создал ли он новые нормы или не изменил ли существующие? Указанные сомнения не разрешаются ни в самом Постановлении Пленума ВАС РФ N 53, ни в иных актах высших судебных инстанций.
(Султанов А.Р.)
("Статут", 2022)При этом по тексту Постановления Пленума ВАС N 53 не уточняется, какие нормы Налогового кодекса РФ или иных законов подверглись интерпретации <1>: как упоминалось, интерпретационные акты производны от норм действующего права, а в данном случае отсутствует упоминание о первоисточнике, объекте/предмете интерпретации. По крайней мере, этот вопрос важен в том плане, чтобы определить, действительно ли Постановление Пленума ВАС N 53 интерпретирует какие-либо нормы закона, а, скажем, не заменяет, дополняет их или, более того, является результатом правотворчества. И если учесть, что в Налоговом кодексе РФ хотя и предусмотрены механизмы налоговой оптимизации и получение некоторых преимуществ (например, через систему налоговых вычетов по НДС - ст. 172 НК РФ или уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль на сумму экономически обоснованных и документально подтвержденных расходов - ст. 252 НК РФ и т.п.), но отсутствуют категории добросовестности, налоговой выгоды (обоснованной и необоснованной), должной осмотрительности и т.д., то возникают обоснованные сомнения относительно того, не вышел ли Суд за пределы интерпретации и не создал ли он новые нормы или не изменил ли существующие? Указанные сомнения не разрешаются ни в самом Постановлении Пленума ВАС РФ N 53, ни в иных актах высших судебных инстанций.
Готовое решение: Трансфертное ценообразование и контролируемые сделки, доходы (расходы) по которым признаны до 31 декабря 2023 г. включительно
(КонсультантПлюс, 2023)По результатам соответствующих проверок ФНС России может скорректировать налоговые базы по следующим налогам (п. п. 4, 5 ст. 105.3 НК РФ):
(КонсультантПлюс, 2023)По результатам соответствующих проверок ФНС России может скорректировать налоговые базы по следующим налогам (п. п. 4, 5 ст. 105.3 НК РФ):
Статья: Роль выемки документов и предметов при проведении камеральных налоговых проверок по НДС в повышении финансовой безопасности государства
(Анофриков С.П., Голубкова Н.А.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 5)Налог на добавленную стоимость (НДС) является одним из наиболее значимых источников пополнения бюджета Российской Федерации. В настоящее время за счет поступлений от НДС формируется 35 - 40% доходов федерального бюджета. Данный налог все чаще используется при незаконной оптимизации налогообложения, что снижает уровень финансовой безопасности государства. Именно с НДС связана большая часть налоговых споров, рассматриваемых арбитражными судами.
(Анофриков С.П., Голубкова Н.А.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 5)Налог на добавленную стоимость (НДС) является одним из наиболее значимых источников пополнения бюджета Российской Федерации. В настоящее время за счет поступлений от НДС формируется 35 - 40% доходов федерального бюджета. Данный налог все чаще используется при незаконной оптимизации налогообложения, что снижает уровень финансовой безопасности государства. Именно с НДС связана большая часть налоговых споров, рассматриваемых арбитражными судами.
Статья: Комментарий к Постановлению Арбитражного суда Центрального округа от 22.05.2025 по делу N А54-622/2024 <Бизнес вправе поставить "входной" налог к вычету в пределах трехлетнего срока>
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 13)Бизнес-субъект вправе поставить "входной" налог к вычету в пределах трехлетнего срока. Причем вне зависимости от того, какая в результате возникнет разница - положительная или отрицательная (то есть сумма налога к возмещению или к уплате). В фискальном законодательстве нет норм, ограничивающих право компании на применение вычета в более позднем периоде, чем когда товар получен и оприходован. Но это не означает, что фирма может произвольно изъять уже поставленные к вычету суммы НДС из одного налогового периода (в данном случае - I квартала 2021 года) и заявить их к вычету в другом (II квартале 2022 г.).
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 13)Бизнес-субъект вправе поставить "входной" налог к вычету в пределах трехлетнего срока. Причем вне зависимости от того, какая в результате возникнет разница - положительная или отрицательная (то есть сумма налога к возмещению или к уплате). В фискальном законодательстве нет норм, ограничивающих право компании на применение вычета в более позднем периоде, чем когда товар получен и оприходован. Но это не означает, что фирма может произвольно изъять уже поставленные к вычету суммы НДС из одного налогового периода (в данном случае - I квартала 2021 года) и заявить их к вычету в другом (II квартале 2022 г.).
"Налоговое планирование: более 60 законных схем"
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Митюкова Э.С.)
("АйСи Групп", 2023)Можно ли оптимизировать НДС бесспорно? Конечно, используя рассрочку в уплате налога либо при переносе вычетов.
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Митюкова Э.С.)
("АйСи Групп", 2023)Можно ли оптимизировать НДС бесспорно? Конечно, используя рассрочку в уплате налога либо при переносе вычетов.
Статья: Упрощенная система налогообложения как инструмент налогового демпинга в публичных закупках
(Кикавец В.В.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 4)Учет соотношения НДС и УСН при расчете и формировании цены конкурентной закупки, а также в процессе оценки заявок участников закупок (с учетом или без учета НДС) позволяет заказчикам реализовать политику минимизации финансовых затрат путем налоговой оптимизации в части НДС. Активная работа в рамках подобной налоговой оптимизации проводится заказчиками по Закону N 223-ФЗ (использование налогового вычета и налоговой оптимизации при последующей реализации продукции), в то время как заказчики по Закону N 44-ФЗ не проявляют должную заинтересованность, что обусловлено жестким императивом Закона N 44-ФЗ, а также правилами бюджетного процесса, прямо не стимулирующими к экономии бюджета.
(Кикавец В.В.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 4)Учет соотношения НДС и УСН при расчете и формировании цены конкурентной закупки, а также в процессе оценки заявок участников закупок (с учетом или без учета НДС) позволяет заказчикам реализовать политику минимизации финансовых затрат путем налоговой оптимизации в части НДС. Активная работа в рамках подобной налоговой оптимизации проводится заказчиками по Закону N 223-ФЗ (использование налогового вычета и налоговой оптимизации при последующей реализации продукции), в то время как заказчики по Закону N 44-ФЗ не проявляют должную заинтересованность, что обусловлено жестким императивом Закона N 44-ФЗ, а также правилами бюджетного процесса, прямо не стимулирующими к экономии бюджета.
Статья: Показания генерального директора как доказательство реальности сделки по ст. 54.1 НК РФ
(Шишкин Р.)
("Юридический справочник руководителя", 2021, N 1)Примечание. См.: интервью с Павлом Андрейкиным "Налоговые инспекции боятся статьи 54.1 НК РФ" в N 1 2019 г. на стр. 14, а также интервью с Анастасией Кучереной "Безопасно оптимизировать НДС не получится ни у одного консультанта!" в N 7 2019 г. на стр. 10.
(Шишкин Р.)
("Юридический справочник руководителя", 2021, N 1)Примечание. См.: интервью с Павлом Андрейкиным "Налоговые инспекции боятся статьи 54.1 НК РФ" в N 1 2019 г. на стр. 14, а также интервью с Анастасией Кучереной "Безопасно оптимизировать НДС не получится ни у одного консультанта!" в N 7 2019 г. на стр. 10.
"Правовые аспекты разработки и коммерциализации программного обеспечения"
(Савельев А.И.)
("Статут", 2024)3. Налоговые соображения. Отношения по предоставлению удаленного доступа к программе посредством Интернета также нередко становятся предметом налоговой оптимизации и оформляются лицензионным договором с целью применения льготы по НДС. Однако она действует лишь в отношении тех программ, предоставляемых по модели SaaS, которые внесены в реестр отечественного ПО. Это вытекает из положений подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ, согласно которым не облагаются НДС операции по реализации исключительных прав на программы для электронных вычислительных машин и базы данных, включенные в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, прав на использование таких программ и баз данных (включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности), в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет. К предоставляемым по модели SaaS компьютерным программам, не внесенным в реестр отечественного ПО, применяются положения п. 1 ст. 174.2 НК РФ, согласно которым предоставление прав на использование программного обеспечения, баз данных через сеть Интернет, в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности, является услугой в электронной форме <1>.
(Савельев А.И.)
("Статут", 2024)3. Налоговые соображения. Отношения по предоставлению удаленного доступа к программе посредством Интернета также нередко становятся предметом налоговой оптимизации и оформляются лицензионным договором с целью применения льготы по НДС. Однако она действует лишь в отношении тех программ, предоставляемых по модели SaaS, которые внесены в реестр отечественного ПО. Это вытекает из положений подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ, согласно которым не облагаются НДС операции по реализации исключительных прав на программы для электронных вычислительных машин и базы данных, включенные в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, прав на использование таких программ и баз данных (включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности), в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет. К предоставляемым по модели SaaS компьютерным программам, не внесенным в реестр отечественного ПО, применяются положения п. 1 ст. 174.2 НК РФ, согласно которым предоставление прав на использование программного обеспечения, баз данных через сеть Интернет, в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности, является услугой в электронной форме <1>.
Статья: Амбивалентность цифровой трансформации в налоговом администрировании
(Шаститко А.Е., Морозов А.Н.)
("Закон", 2021, N 4)Основная идея такого подхода к контролю заключается в том, что ФНС надеется найти среди контрагентов допустивших разрыв компаний (а значит, потенциально связанных с уклонением от налогов), бенефициаров незаконной схемы. Однако в реальности среди их контрагентов (особенно второго, третьего и т.д. уровней) могут оказаться и добросовестные компании. Какие пояснения они могут дать в такой ситуации - вопрос, скорее, риторический. При этом бремя доказывания наличия деловой цели или факта реального исполнения обязательства по сделке лежит на самом налогоплательщике <16>. Между тем добросовестный налогоплательщик, не являющийся участником незаконной схемы, не может обладать требуемой информацией о лице, фактически исполнявшем обязательство, и о фактически понесенных им расходах. Возможности налогоплательщика по проверке контрагентов также весьма ограниченны. Несмотря на то что ФНС предоставляет сервисы для проверки контрагентов, на практике они позволяют лишь определить, является ли компания легально зарегистрированной, сдает ли отчетность и не имеет ли задолженности, направленной на взыскание, имеют ли ее руководители право на осуществление соответствующей деятельности. Транзитные компании, как правило, всем этим требованиям удовлетворяют, и для их определения нужно знать связи и финансовые потоки контрагента, что составляет коммерческую и банковскую тайну. Вот почему о факте участия контрагента в незаконной оптимизации становится известно лишь в процессе налоговой проверки, постфактум. В результате добросовестная компания встает перед выбором: либо подготовить уточненную отчетность и отказаться от части возмещенного НДС, либо готовиться к судебному процессу.
(Шаститко А.Е., Морозов А.Н.)
("Закон", 2021, N 4)Основная идея такого подхода к контролю заключается в том, что ФНС надеется найти среди контрагентов допустивших разрыв компаний (а значит, потенциально связанных с уклонением от налогов), бенефициаров незаконной схемы. Однако в реальности среди их контрагентов (особенно второго, третьего и т.д. уровней) могут оказаться и добросовестные компании. Какие пояснения они могут дать в такой ситуации - вопрос, скорее, риторический. При этом бремя доказывания наличия деловой цели или факта реального исполнения обязательства по сделке лежит на самом налогоплательщике <16>. Между тем добросовестный налогоплательщик, не являющийся участником незаконной схемы, не может обладать требуемой информацией о лице, фактически исполнявшем обязательство, и о фактически понесенных им расходах. Возможности налогоплательщика по проверке контрагентов также весьма ограниченны. Несмотря на то что ФНС предоставляет сервисы для проверки контрагентов, на практике они позволяют лишь определить, является ли компания легально зарегистрированной, сдает ли отчетность и не имеет ли задолженности, направленной на взыскание, имеют ли ее руководители право на осуществление соответствующей деятельности. Транзитные компании, как правило, всем этим требованиям удовлетворяют, и для их определения нужно знать связи и финансовые потоки контрагента, что составляет коммерческую и банковскую тайну. Вот почему о факте участия контрагента в незаконной оптимизации становится известно лишь в процессе налоговой проверки, постфактум. В результате добросовестная компания встает перед выбором: либо подготовить уточненную отчетность и отказаться от части возмещенного НДС, либо готовиться к судебному процессу.