Оптимизация бюджетных расходов
Подборка наиболее важных документов по запросу Оптимизация бюджетных расходов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовое регулирование надзорной функции в современной российской государственности: проблемы и пути их решения
(Михайлов А.Е.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 3)Существенной проблемой остается ограниченный доступ к полному перечню критериев, используемых ФНС для назначения выездных налоговых проверок. Знание этих критериев позволит налогоплательщикам проводить самодиагностику, своевременно выявлять и исправлять недостатки в налоговом учете, что, в свою очередь, может привести к снижению числа выездных проверок и, как следствие, к оптимизации бюджетных расходов на их проведение. Более того, существующий перечень критериев не является статичным и должен подвергаться регулярному анализу и корректировке с целью замены устаревших или неэффективных показателей. Перспективным направлением в данном контексте является внедрение элементов риск-ориентированного подхода, основанного на анализе финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика и отраслевой специфики. Дифференциация подходов к налоговому контролю с учетом уровня налоговых рисков, присущих различным категориям налогоплательщиков, позволит более эффективно распределять ресурсы налоговых органов и создаст стимулы для добросовестного ведения бизнеса. Кроме того, следует рассмотреть возможность внедрения механизмов превентивного взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков, включая консультации и разъяснения по сложным вопросам налогового законодательства.
(Михайлов А.Е.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 3)Существенной проблемой остается ограниченный доступ к полному перечню критериев, используемых ФНС для назначения выездных налоговых проверок. Знание этих критериев позволит налогоплательщикам проводить самодиагностику, своевременно выявлять и исправлять недостатки в налоговом учете, что, в свою очередь, может привести к снижению числа выездных проверок и, как следствие, к оптимизации бюджетных расходов на их проведение. Более того, существующий перечень критериев не является статичным и должен подвергаться регулярному анализу и корректировке с целью замены устаревших или неэффективных показателей. Перспективным направлением в данном контексте является внедрение элементов риск-ориентированного подхода, основанного на анализе финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика и отраслевой специфики. Дифференциация подходов к налоговому контролю с учетом уровня налоговых рисков, присущих различным категориям налогоплательщиков, позволит более эффективно распределять ресурсы налоговых органов и создаст стимулы для добросовестного ведения бизнеса. Кроме того, следует рассмотреть возможность внедрения механизмов превентивного взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков, включая консультации и разъяснения по сложным вопросам налогового законодательства.
Статья: Особенности организации местного самоуправления в единой системе публичной власти Российской Федерации
(Пиценко А.И.)
("Современное право", 2025, N 7)В концепции первого чтения проект Федерального закона, провозгласив принцип "привязки к населению", предусматривал обязательный переход всех субъектов Российской Федерации на одноуровневую систему организации местного самоуправления в целях устранения дублирования функций, оптимизации бюджетных расходов и укрепления финансовых основ.
(Пиценко А.И.)
("Современное право", 2025, N 7)В концепции первого чтения проект Федерального закона, провозгласив принцип "привязки к населению", предусматривал обязательный переход всех субъектов Российской Федерации на одноуровневую систему организации местного самоуправления в целях устранения дублирования функций, оптимизации бюджетных расходов и укрепления финансовых основ.
Нормативные акты
Справочная информация: "Правовой календарь на IV квартал 2025 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Соответствующим образом расширен предмет регулирования Постановления Правительства РФ от 13.02.2023 N 209, а также скорректированы функции Правительственной комиссии по вопросам оптимизации и повышения эффективности бюджетных расходов.
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Соответствующим образом расширен предмет регулирования Постановления Правительства РФ от 13.02.2023 N 209, а также скорректированы функции Правительственной комиссии по вопросам оптимизации и повышения эффективности бюджетных расходов.
Статья: Правовое обеспечение принципа прозрачности бюджетного процесса современной России: актуальные вопросы интерпретации и реализации
(Михайлов Д.Л., Семерина Е.И., Субочев В.В.)
("Финансовое право", 2020, N 12)Принцип прозрачности бюджетного процесса не имеет ценности, если в результате его реализации не достигается целевое и эффективное расходование бюджетных средств. Бюджетные процедуры формально могут отвечать всем требованиям прозрачности, что, однако, не гарантирует результативности и оптимизации бюджетных расходов. В подобном случае принцип прозрачности бюджетного процесса существует лишь ради его формального наличия в системе иных принципов российской бюджетной системы.
(Михайлов Д.Л., Семерина Е.И., Субочев В.В.)
("Финансовое право", 2020, N 12)Принцип прозрачности бюджетного процесса не имеет ценности, если в результате его реализации не достигается целевое и эффективное расходование бюджетных средств. Бюджетные процедуры формально могут отвечать всем требованиям прозрачности, что, однако, не гарантирует результативности и оптимизации бюджетных расходов. В подобном случае принцип прозрачности бюджетного процесса существует лишь ради его формального наличия в системе иных принципов российской бюджетной системы.
Статья: Правовые коллизии механизмов реализации мер бюджетного принуждения в условиях финансовой нестабильности
(Лапина М.А., Завьялов М.М.)
("Финансовое право", 2022, N 6)К правовым коллизиям также следует отнести фрагментированный характер оснований применения мер бюджетного принуждения в совокупности с широкой субъективной составляющей формальных признаков бюджетного нарушения. Особо необходимо отметить, что под бюджетным нарушением следует понимать комплексное нарушение требований нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность, подлежащую контролю в финансово-бюджетной сфере <14>, и не всегда сопровождается мерами административного принуждения по различным вопросам управления <15>, в том числе на основании механизма корректировки и оптимизации бюджетных расходов <16>. Открытый перечень оснований применения мер бюджетного принуждения создает казус возникновения составов бюджетного нарушения смешанного и косвенного характера. Примером проявления указанной фрагментации является обобщенный классификатор нарушений (рисков), выявляемых должностными лицами Федерального казначейства <17>, в котором нашло отражение 55 направлений (объектов) бюджетных нарушений, при выявлении которых должностные лица имеют право реализовывать меры бюджетного принуждения. Существуют также иные ведомственные и локальные нормативные акты, которые наравне с федеральным законодательством дополняют и расширяют толкование перечня бюджетных нарушений. Для целей систематизации и упрощения реализации мер бюджетного принуждения уполномоченными органами неоднократно издавались разъяснения по вопросу осуществления процедур <18> и их отдельных аспектов <19>, а также порядка применения, отмены и исполнения <20>, однако указанные толкования лишь расширяли поле правоприменительной практики. В целях определения правовой природы указанных нормативных правовых актов необходимо отметить, что на основании позиции Верховного Суда Российской Федерации <21> акты, разъясняющие законодательство, имеют общеобязательный характер для целей правоприменительной деятельности. При этом в бюджетном законодательстве на уровне ведомственного и локального нормотворчества происходит не процесс разъяснения действующего законодательства, а введение и стигматизация новых спорных составов и оснований применения мер бюджетного принуждения.
(Лапина М.А., Завьялов М.М.)
("Финансовое право", 2022, N 6)К правовым коллизиям также следует отнести фрагментированный характер оснований применения мер бюджетного принуждения в совокупности с широкой субъективной составляющей формальных признаков бюджетного нарушения. Особо необходимо отметить, что под бюджетным нарушением следует понимать комплексное нарушение требований нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность, подлежащую контролю в финансово-бюджетной сфере <14>, и не всегда сопровождается мерами административного принуждения по различным вопросам управления <15>, в том числе на основании механизма корректировки и оптимизации бюджетных расходов <16>. Открытый перечень оснований применения мер бюджетного принуждения создает казус возникновения составов бюджетного нарушения смешанного и косвенного характера. Примером проявления указанной фрагментации является обобщенный классификатор нарушений (рисков), выявляемых должностными лицами Федерального казначейства <17>, в котором нашло отражение 55 направлений (объектов) бюджетных нарушений, при выявлении которых должностные лица имеют право реализовывать меры бюджетного принуждения. Существуют также иные ведомственные и локальные нормативные акты, которые наравне с федеральным законодательством дополняют и расширяют толкование перечня бюджетных нарушений. Для целей систематизации и упрощения реализации мер бюджетного принуждения уполномоченными органами неоднократно издавались разъяснения по вопросу осуществления процедур <18> и их отдельных аспектов <19>, а также порядка применения, отмены и исполнения <20>, однако указанные толкования лишь расширяли поле правоприменительной практики. В целях определения правовой природы указанных нормативных правовых актов необходимо отметить, что на основании позиции Верховного Суда Российской Федерации <21> акты, разъясняющие законодательство, имеют общеобязательный характер для целей правоприменительной деятельности. При этом в бюджетном законодательстве на уровне ведомственного и локального нормотворчества происходит не процесс разъяснения действующего законодательства, а введение и стигматизация новых спорных составов и оснований применения мер бюджетного принуждения.
"Нормативно-правовая регламентация бюджетного процесса в России: учебное пособие"
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)17. Иные направления деятельности по решению Правительственной комиссии по вопросам оптимизации и повышения эффективности бюджетных расходов.
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)17. Иные направления деятельности по решению Правительственной комиссии по вопросам оптимизации и повышения эффективности бюджетных расходов.
Статья: Проблемы реализации механизма бюджетного финансирования
(Васянина Е.Л.)
("Финансовое право", 2021, N 4)В статье исследуются проблемы реализации механизма бюджетного финансирования. Автор акцентирует внимание на двойственной природе финансовых обязательств расходного типа и приходит к выводу о том, что оптимизации бюджетных расходов будет способствовать обособление на законодательном уровне режима управления бюджетными доходами, полученными от коммерческой деятельности государства.
(Васянина Е.Л.)
("Финансовое право", 2021, N 4)В статье исследуются проблемы реализации механизма бюджетного финансирования. Автор акцентирует внимание на двойственной природе финансовых обязательств расходного типа и приходит к выводу о том, что оптимизации бюджетных расходов будет способствовать обособление на законодательном уровне режима управления бюджетными доходами, полученными от коммерческой деятельности государства.
Статья: Злоупотребление правом в социально-обеспечительных правоотношениях: проблема определения понятийной составляющей
(Антонова Н.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 1)На практике исполнению государством такой обязанности нередко препятствует оптимизация бюджетных расходов, что может выражаться как в выборе ненадлежащего социального стандарта (норматива) обеспечения, так и в произвольном установлении суммы социальных выплат, не достигающей даже минимальных, избранных законодателем стандартов (нормативов) социального обеспечения <16>.
(Антонова Н.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 1)На практике исполнению государством такой обязанности нередко препятствует оптимизация бюджетных расходов, что может выражаться как в выборе ненадлежащего социального стандарта (норматива) обеспечения, так и в произвольном установлении суммы социальных выплат, не достигающей даже минимальных, избранных законодателем стандартов (нормативов) социального обеспечения <16>.
Статья: Алгоритмы в механизме реализации конституционных прав и свобод: вызовы цифровой эпохи
(Пибаев И.А., Симонова С.В.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2020, N 6)По мнению докладчика, глубинные основания вскрытых проблем преимущественно упираются в желание национальных правительств поставить цифровые инструменты на службу оптимизации бюджетных расходов. Подобная экономия потенциально достижима за счет снижения объема социальных выплат через уменьшение количества их получателей. Это, в свою очередь, приводит к использованию цифровых инструментов для решения узкополитических задач и бьет по имиджу социального государства <22>.
(Пибаев И.А., Симонова С.В.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2020, N 6)По мнению докладчика, глубинные основания вскрытых проблем преимущественно упираются в желание национальных правительств поставить цифровые инструменты на службу оптимизации бюджетных расходов. Подобная экономия потенциально достижима за счет снижения объема социальных выплат через уменьшение количества их получателей. Это, в свою очередь, приводит к использованию цифровых инструментов для решения узкополитических задач и бьет по имиджу социального государства <22>.
Статья: Проблемы правового регулирования понятия и оценки эффективности государственных информационных систем
(Иванов Н.Ю.)
("Юрист", 2024, N 2)Хотя этот подход и соответствует требованиям, установленным ГОСТом <8>, представляется, что отнесение вопроса постановки критериев оценки эффективности ГИС к компетенции государственного органа, который одновременно является заказчиком и оператором системы, тем более на такой низкий уровень правового регулирования, - не самый эффективный способ достижения результатов целей создания ГИС и оптимизации бюджетных расходов на ее эксплуатацию.
(Иванов Н.Ю.)
("Юрист", 2024, N 2)Хотя этот подход и соответствует требованиям, установленным ГОСТом <8>, представляется, что отнесение вопроса постановки критериев оценки эффективности ГИС к компетенции государственного органа, который одновременно является заказчиком и оператором системы, тем более на такой низкий уровень правового регулирования, - не самый эффективный способ достижения результатов целей создания ГИС и оптимизации бюджетных расходов на ее эксплуатацию.
Статья: Финансовый контроль в эпоху цифровизации
(Запольский С.В., Васянина Е.Л.)
("Финансовое право", 2022, N 7)Информационные системы, обеспечивающие осуществление финансового контроля, призваны гарантировать финансовую дисциплину и исключить незапланированные правовым актом о бюджете расходы. Однако с помощью внедряемых цифровых технологий невозможно разрешить вопросы оптимизации бюджетных расходов, вызванные отсутствием эффективных правовых инструментов воздействия на экономику и неспособностью государства вовремя предотвратить нарушения, препятствующие стабильному экономическому развитию. В современных экономических условиях складывается ситуация, при которой недостатки государственного регулирования экономики компенсируются бюджетным финансированием мероприятий, направленных на предотвращение негативных экономических последствий, вызванных неэффективной денежно-кредитной, фискальной или бюджетной политикой. Об этом свидетельствуют возрастающие объемы бюджетных средств, выделяемых из резервных фондов органов исполнительной власти. Например, по состоянию на 1 января 2021 г. принято порядка 153 решений Правительства Российской Федерации (далее - Правительство РФ) о выделении средств резервного фонда Правительства РФ на решение вопросов, связанных с финансовым обеспечением мероприятий, направленных на предотвращение влияния ухудшения экономической ситуации на развитие отраслей экономики, с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации. По экспертной оценке Счетной палаты РФ, в соответствии со сводной росписью бюджетные ассигнования на указанные цели выделены в размере 2 855 592,5 млн руб. <6>. Очевидно, что применяемый подход в регулировании экономики не нацелен на обеспечение оптимизации бюджетных расходов.
(Запольский С.В., Васянина Е.Л.)
("Финансовое право", 2022, N 7)Информационные системы, обеспечивающие осуществление финансового контроля, призваны гарантировать финансовую дисциплину и исключить незапланированные правовым актом о бюджете расходы. Однако с помощью внедряемых цифровых технологий невозможно разрешить вопросы оптимизации бюджетных расходов, вызванные отсутствием эффективных правовых инструментов воздействия на экономику и неспособностью государства вовремя предотвратить нарушения, препятствующие стабильному экономическому развитию. В современных экономических условиях складывается ситуация, при которой недостатки государственного регулирования экономики компенсируются бюджетным финансированием мероприятий, направленных на предотвращение негативных экономических последствий, вызванных неэффективной денежно-кредитной, фискальной или бюджетной политикой. Об этом свидетельствуют возрастающие объемы бюджетных средств, выделяемых из резервных фондов органов исполнительной власти. Например, по состоянию на 1 января 2021 г. принято порядка 153 решений Правительства Российской Федерации (далее - Правительство РФ) о выделении средств резервного фонда Правительства РФ на решение вопросов, связанных с финансовым обеспечением мероприятий, направленных на предотвращение влияния ухудшения экономической ситуации на развитие отраслей экономики, с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации. По экспертной оценке Счетной палаты РФ, в соответствии со сводной росписью бюджетные ассигнования на указанные цели выделены в размере 2 855 592,5 млн руб. <6>. Очевидно, что применяемый подход в регулировании экономики не нацелен на обеспечение оптимизации бюджетных расходов.
Статья: Формы и виды финансового контроля в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
(Федченко К.И.)
("Административное и муниципальное право", 2023, N 6)Представляется, что с учетом значения профильной деятельности ФАС России для оптимизации бюджетных расходов всех бюджетов Российской Федерации она вполне может быть отнесена к органам вторичного (опосредованного) финансового контроля, которые исполняют соответствующие контрольные полномочия в финансовой сфере в рамках более общих полномочий (в отличие от специализированных органов прямого финансового контроля, для которых его осуществление является основным полномочием [10]). Иными словами, ФАС России следует воспринимать как участника контрактной системы, обладающего опосредованным финансово-правовым статусом.
(Федченко К.И.)
("Административное и муниципальное право", 2023, N 6)Представляется, что с учетом значения профильной деятельности ФАС России для оптимизации бюджетных расходов всех бюджетов Российской Федерации она вполне может быть отнесена к органам вторичного (опосредованного) финансового контроля, которые исполняют соответствующие контрольные полномочия в финансовой сфере в рамках более общих полномочий (в отличие от специализированных органов прямого финансового контроля, для которых его осуществление является основным полномочием [10]). Иными словами, ФАС России следует воспринимать как участника контрактной системы, обладающего опосредованным финансово-правовым статусом.
Статья: Становление и развитие системы оценки налоговых расходов
(Домбровский Е.А., Кочетков Н.Д.)
("Финансы", 2024, N 4)Результаты оценки эффективности налоговых расходов учитываются при формировании Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации, а также при проведении оценки эффективности реализации государственных программ Российской Федерации. Обобщенные результаты оценки эффективности налоговых расходов представляются в Правительственную комиссию по вопросам оптимизации и повышения эффективности бюджетных расходов.
(Домбровский Е.А., Кочетков Н.Д.)
("Финансы", 2024, N 4)Результаты оценки эффективности налоговых расходов учитываются при формировании Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации, а также при проведении оценки эффективности реализации государственных программ Российской Федерации. Обобщенные результаты оценки эффективности налоговых расходов представляются в Правительственную комиссию по вопросам оптимизации и повышения эффективности бюджетных расходов.