Опрос несовершеннолетнего с участием педагога
Подборка наиболее важных документов по запросу Опрос несовершеннолетнего с участием педагога (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Участие педагога, педагогического работника и психолога в судебной деятельности: вопросы унификации процессуального законодательства
(Тетюев С.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 3)Кроме случаев обязательного участия педагога или психолога в опросе несовершеннолетнего свидетеля в производстве по делам об административных правонарушениях, КоАП РФ иные вопросы не регламентирует. Видимо, это обусловлено тем, что в указанном производстве педагог (психолог) является специалистом. Поэтому на основании ч. 4 ст. 25.8 КоАП РФ педагог (психолог) вправе знакомиться с материалами дела, относящимися к предмету действий, совершаемых с его участием; с разрешения судьи, должностного лица, лица, председательствующего в заседании коллегиального органа, задавать вопросы, относящиеся к предмету соответствующих действий, потерпевшему и свидетелям; делать подлежащие занесению в протокол заявления и замечания по поводу совершаемых им действий.
(Тетюев С.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 3)Кроме случаев обязательного участия педагога или психолога в опросе несовершеннолетнего свидетеля в производстве по делам об административных правонарушениях, КоАП РФ иные вопросы не регламентирует. Видимо, это обусловлено тем, что в указанном производстве педагог (психолог) является специалистом. Поэтому на основании ч. 4 ст. 25.8 КоАП РФ педагог (психолог) вправе знакомиться с материалами дела, относящимися к предмету действий, совершаемых с его участием; с разрешения судьи, должностного лица, лица, председательствующего в заседании коллегиального органа, задавать вопросы, относящиеся к предмету соответствующих действий, потерпевшему и свидетелям; делать подлежащие занесению в протокол заявления и замечания по поводу совершаемых им действий.
Статья: Учет мнения ребенка по спорам между родителями о месте его жительства
(Зыков С.В.)
("Семейное и жилищное право", 2022, N 4)Как уже говорилось, согласие ребенка не требуется в случае определения его места жительства у одного из раздельно проживающих родителей - спора, к сожалению, очень распространенного, разрешение которого имеет самые серьезные последствия в жизни несовершеннолетнего. В связи с этим предлагается изменить положения СК РФ, предусмотрев обязательное согласие ребенка (и снизить возраст его получения до 7 лет) <8>. На первый взгляд такое решение самоочевидно, однако не случайно в той же статье ставится вопрос об обязательности участия в опросе несовершеннолетнего именно психолога (а не просто педагога или представителя органов опеки и попечительства), назначении судебно-психиатрической или судебно-психологической экспертизы. Дело здесь не только в указанной автором неспособности ребенком самостоятельно сформулировать свое мнение <9>, а в опасности воздействия на его волю одним из родителей. На необходимость привлечения психолога, проведения судебно-психологической экспертизы при выяснении мнения ребенка указывается и в других работах <10>. Интересен опыт Казахстана, в котором обязательно участие психолога или педагога в определении мнения ребенка, достигшего десяти лет, что с 2016 г. закреплено непосредственно в Гражданском процессуальном кодексе <11>.
(Зыков С.В.)
("Семейное и жилищное право", 2022, N 4)Как уже говорилось, согласие ребенка не требуется в случае определения его места жительства у одного из раздельно проживающих родителей - спора, к сожалению, очень распространенного, разрешение которого имеет самые серьезные последствия в жизни несовершеннолетнего. В связи с этим предлагается изменить положения СК РФ, предусмотрев обязательное согласие ребенка (и снизить возраст его получения до 7 лет) <8>. На первый взгляд такое решение самоочевидно, однако не случайно в той же статье ставится вопрос об обязательности участия в опросе несовершеннолетнего именно психолога (а не просто педагога или представителя органов опеки и попечительства), назначении судебно-психиатрической или судебно-психологической экспертизы. Дело здесь не только в указанной автором неспособности ребенком самостоятельно сформулировать свое мнение <9>, а в опасности воздействия на его волю одним из родителей. На необходимость привлечения психолога, проведения судебно-психологической экспертизы при выяснении мнения ребенка указывается и в других работах <10>. Интересен опыт Казахстана, в котором обязательно участие психолога или педагога в определении мнения ребенка, достигшего десяти лет, что с 2016 г. закреплено непосредственно в Гражданском процессуальном кодексе <11>.
Нормативные акты
"Обзор практики рассмотрения в 2023 году областными и равными им судами дел об усыновлении детей иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.05.2024)При рассмотрении Московским городским судом двух гражданских дел об усыновлении (удочерении) в судебном заседании были опрошены с участием педагога дети, достигшие возраста семнадцати лет. В обоих случаях несовершеннолетние выразили свою волю на усыновление (удочерение).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.05.2024)При рассмотрении Московским городским судом двух гражданских дел об усыновлении (удочерении) в судебном заседании были опрошены с участием педагога дети, достигшие возраста семнадцати лет. В обоих случаях несовершеннолетние выразили свою волю на усыновление (удочерение).
"Обзор практики рассмотрения в 2022 году областными и равными им судами дел об усыновлении детей иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 31.05.2023)Например, при рассмотрении Кемеровским областным судом одного из дел о международном усыновлении опрошенный в судебном заседании в присутствии социального педагога несовершеннолетний, достигший возраста одиннадцати лет, пояснил, что ему нравится общаться с заявителями и есть желание изучать иностранный язык. Ребенок подтвердил свое согласие на усыновление его конкретными иностранными гражданами, а также на переезд в другую страну и на перемену фамилии.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 31.05.2023)Например, при рассмотрении Кемеровским областным судом одного из дел о международном усыновлении опрошенный в судебном заседании в присутствии социального педагога несовершеннолетний, достигший возраста одиннадцати лет, пояснил, что ему нравится общаться с заявителями и есть желание изучать иностранный язык. Ребенок подтвердил свое согласие на усыновление его конкретными иностранными гражданами, а также на переезд в другую страну и на перемену фамилии.
"Стадия возбуждения гражданского дела"
(Бортникова Н.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)22. Обеспечить участие в предварительном судебном заседании в качестве специалистов с целью опроса ребенка, не достигшего 14 лет, а при необходимости и не достигшего 16 лет (ст. 179 ГПК РФ), инспекторов по делам несовершеннолетних; специалистов органов управления образованием; специалистов по охране прав детства; педагогов (классных руководителей, социальных педагогов, педагогов-психологов); врачей (психологов, психиатров, врачей иных специальностей), других.
(Бортникова Н.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)22. Обеспечить участие в предварительном судебном заседании в качестве специалистов с целью опроса ребенка, не достигшего 14 лет, а при необходимости и не достигшего 16 лет (ст. 179 ГПК РФ), инспекторов по делам несовершеннолетних; специалистов органов управления образованием; специалистов по охране прав детства; педагогов (классных руководителей, социальных педагогов, педагогов-психологов); врачей (психологов, психиатров, врачей иных специальностей), других.
"Очерки современного цивилистического процесса: In Memoriam заслуженного деятеля науки Российской Федерации, доктора юридических наук, профессора Тамары Евгеньевны Абовой"
(под ред. Е.И. Носыревой, И.Н. Лукьяновой, Д.Г. Фильченко)
("Статут", 2023)В отсутствие нормативного регулирования и внятных разъяснений Пленума Верховного Суда РФ суды при выяснении мнения ребенка по спорам о детях применяют порядок (процедуру), установленный для допроса несовершеннолетнего свидетеля (ст. 179 ГПК РФ). При этом возможность применения отдельных положений ст. 179 ГПК РФ не вызывает возражений. Так, по аналогии с допросом несовершеннолетнего свидетеля в возрасте до четырнадцати лет, а по усмотрению суда - и с допросом свидетеля в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет опрос ребенка производится с участием педагогического работника, либо социального педагога, либо школьного психолога.
(под ред. Е.И. Носыревой, И.Н. Лукьяновой, Д.Г. Фильченко)
("Статут", 2023)В отсутствие нормативного регулирования и внятных разъяснений Пленума Верховного Суда РФ суды при выяснении мнения ребенка по спорам о детях применяют порядок (процедуру), установленный для допроса несовершеннолетнего свидетеля (ст. 179 ГПК РФ). При этом возможность применения отдельных положений ст. 179 ГПК РФ не вызывает возражений. Так, по аналогии с допросом несовершеннолетнего свидетеля в возрасте до четырнадцати лет, а по усмотрению суда - и с допросом свидетеля в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет опрос ребенка производится с участием педагогического работника, либо социального педагога, либо школьного психолога.
Статья: Актуальные проблемы судебной защиты прав несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет
(Ионова Д.Ю., Казиханова С.С.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2021, N 8)С учетом положений названных норм ребенок, достигший возраста 10 лет либо в возрасте младше 10 лет (если суд придет к выводу о том, что он способен сформулировать свои взгляды по вопросам, затрагивающим его права <9>), может быть опрошен судом непосредственно в судебном заседании в целях выяснения его мнения по рассматриваемому вопросу. При этом следует обратить внимание, что в ГПК РФ не установлен порядок выяснения мнения несовершеннолетнего, не достигшего 14 лет. Отдельные разъяснения содержатся в абз. 2 п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. N 10 "О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей" <10>, в соответствии с которыми опрос следует производить с учетом возраста и развития ребенка, в присутствии педагога, в обстановке, исключающей влияние на него заинтересованных лиц. Поэтому на практике судьи опрашивают несовершеннолетних в присутствии представителя органа опеки и попечительства, имеющего педагогическое образование, без участия родителей, опекунов, усыновителей. Автором данных строк уже неоднократно указывалось, что правила, регулирующие порядок выяснения в судебном заседании мнения несовершеннолетнего, не достигшего 14 лет, следует включить в гл. 15 ГПК РФ, посвященную судебному разбирательству. Такие правила должны основываться на том, что суд выясняет мнение несовершеннолетнего, не достигшего 14 лет, при участии педагогического работника или психолога; в целях исключения влияния на несовершеннолетнего родителей, опекунов, усыновителей, на время опроса несовершеннолетнего они могут быть удалены из зала судебного заседания <11>.
(Ионова Д.Ю., Казиханова С.С.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2021, N 8)С учетом положений названных норм ребенок, достигший возраста 10 лет либо в возрасте младше 10 лет (если суд придет к выводу о том, что он способен сформулировать свои взгляды по вопросам, затрагивающим его права <9>), может быть опрошен судом непосредственно в судебном заседании в целях выяснения его мнения по рассматриваемому вопросу. При этом следует обратить внимание, что в ГПК РФ не установлен порядок выяснения мнения несовершеннолетнего, не достигшего 14 лет. Отдельные разъяснения содержатся в абз. 2 п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. N 10 "О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей" <10>, в соответствии с которыми опрос следует производить с учетом возраста и развития ребенка, в присутствии педагога, в обстановке, исключающей влияние на него заинтересованных лиц. Поэтому на практике судьи опрашивают несовершеннолетних в присутствии представителя органа опеки и попечительства, имеющего педагогическое образование, без участия родителей, опекунов, усыновителей. Автором данных строк уже неоднократно указывалось, что правила, регулирующие порядок выяснения в судебном заседании мнения несовершеннолетнего, не достигшего 14 лет, следует включить в гл. 15 ГПК РФ, посвященную судебному разбирательству. Такие правила должны основываться на том, что суд выясняет мнение несовершеннолетнего, не достигшего 14 лет, при участии педагогического работника или психолога; в целях исключения влияния на несовершеннолетнего родителей, опекунов, усыновителей, на время опроса несовершеннолетнего они могут быть удалены из зала судебного заседания <11>.
Статья: Самостоятельный процессуальный статус несовершеннолетнего
(Туманова Л.В.)
("Российская юстиция", 2023, N 1)Соответственно, мнение ребенка должно быть отражено в мотивировочной части решения как мнение стороны. Важным представляется четкое разграничение процесса получения мнения ребенка и того, что определено в статье 179 ГПК РФ как допрос несовершеннолетнего свидетеля. В данной норме содержатся два различных правила, и одно действительно относится к допросу несовершеннолетнего свидетеля: если лицо достигло возраста шестнадцати лет, то оно может быть привлечено к уголовной ответственности за лжесвидетельство, следовательно, его необходимо предупредить об уголовной ответственности, хотя такого указания в названной статье нет, а это главный отличительный признак такого процессуального действия, как допрос. Несовершеннолетний, который не достиг возраста уголовной ответственности, строго говоря, подлежит не допросу, а опросу, и это процессуальное действие требует самостоятельного правового регулирования. Вызывает определенные сомнения и указание в статье 179 ГПК РФ на участие в допросе педагогического работника - этот термин сам по себе требует уточнения и разъяснения, а главное, участие такого специалиста является малоэффективным, ведь в таких ситуациях более полезен психолог. Кроме того, если привлекается педагог несовершеннолетнего, то далеко не всегда его участие будет полезным, скорее наоборот: ребенок будет более скован, ведь отношения "учитель - ученик", по сути, можно отнести к отношениям власти и подчинения.
(Туманова Л.В.)
("Российская юстиция", 2023, N 1)Соответственно, мнение ребенка должно быть отражено в мотивировочной части решения как мнение стороны. Важным представляется четкое разграничение процесса получения мнения ребенка и того, что определено в статье 179 ГПК РФ как допрос несовершеннолетнего свидетеля. В данной норме содержатся два различных правила, и одно действительно относится к допросу несовершеннолетнего свидетеля: если лицо достигло возраста шестнадцати лет, то оно может быть привлечено к уголовной ответственности за лжесвидетельство, следовательно, его необходимо предупредить об уголовной ответственности, хотя такого указания в названной статье нет, а это главный отличительный признак такого процессуального действия, как допрос. Несовершеннолетний, который не достиг возраста уголовной ответственности, строго говоря, подлежит не допросу, а опросу, и это процессуальное действие требует самостоятельного правового регулирования. Вызывает определенные сомнения и указание в статье 179 ГПК РФ на участие в допросе педагогического работника - этот термин сам по себе требует уточнения и разъяснения, а главное, участие такого специалиста является малоэффективным, ведь в таких ситуациях более полезен психолог. Кроме того, если привлекается педагог несовершеннолетнего, то далеко не всегда его участие будет полезным, скорее наоборот: ребенок будет более скован, ведь отношения "учитель - ученик", по сути, можно отнести к отношениям власти и подчинения.
Статья: К вопросу об обязательности присутствия законного представителя при получении объяснения несовершеннолетнего в ходе проверки сообщения о преступлении
(Артемова В.В., Уханова Н.В.)
("Российский следователь", 2021, N 2)Интересно, что при этом 26% опрошенных инспекторов ПДН сделали дополнение о том, что в случае невозможности законного представителя присутствовать при получении объяснения они "заменяют" его одним педагогом (в то время как в других случаях получают объяснения в присутствии обоих - и законного представителя, и педагога).
(Артемова В.В., Уханова Н.В.)
("Российский следователь", 2021, N 2)Интересно, что при этом 26% опрошенных инспекторов ПДН сделали дополнение о том, что в случае невозможности законного представителя присутствовать при получении объяснения они "заменяют" его одним педагогом (в то время как в других случаях получают объяснения в присутствии обоих - и законного представителя, и педагога).
Статья: Состязательность в гражданских делах с "детским" элементом: между Сциллой и Харибдой
(Сергеева Е.С.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2024, N 9)Выяснение мнения ребенка вне судебного заседания сотрудниками органа опеки и попечительства или дистанционно судом нужно допускать только в исключительных случаях (к примеру, если ребенок - инвалид или находится на лечении). В первом случае возникает вопрос, каким образом суд должен дать оценку мнению ребенка, если лично его не заслушал. Органы опеки и попечительства опрашивают ребенка в отсутствие психолога и даже педагога, сами сотрудники данных органов зачастую не имеют психологического образования, потому мнение опрошенного ребенка не может быть оценено профессионально. Кроме того, не во все споры, где затрагиваются интересы детей, вообще привлекается орган опеки и попечительства. Думается, что их привлечение по всем категориям дел с участием несовершеннолетних и не требуется, это необходимо, помимо тех ситуаций, которые уже закреплены в законе, в случае выявления судом разногласий между интересами законных представителей и детей. Суды, как правило, придерживаются данной позиции. Как видно из анализа судебной практики, ввиду отсутствия законодательного регулирования в таких случаях делаются ссылки на п. 2 ст. 64 СК РФ <17>, хотя данная норма не определяет основания привлечения в процесс органа опеки и попечительства, ее содержание говорит скорее об установлении конфликта интересов и назначении представителя во внесудебном порядке.
(Сергеева Е.С.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2024, N 9)Выяснение мнения ребенка вне судебного заседания сотрудниками органа опеки и попечительства или дистанционно судом нужно допускать только в исключительных случаях (к примеру, если ребенок - инвалид или находится на лечении). В первом случае возникает вопрос, каким образом суд должен дать оценку мнению ребенка, если лично его не заслушал. Органы опеки и попечительства опрашивают ребенка в отсутствие психолога и даже педагога, сами сотрудники данных органов зачастую не имеют психологического образования, потому мнение опрошенного ребенка не может быть оценено профессионально. Кроме того, не во все споры, где затрагиваются интересы детей, вообще привлекается орган опеки и попечительства. Думается, что их привлечение по всем категориям дел с участием несовершеннолетних и не требуется, это необходимо, помимо тех ситуаций, которые уже закреплены в законе, в случае выявления судом разногласий между интересами законных представителей и детей. Суды, как правило, придерживаются данной позиции. Как видно из анализа судебной практики, ввиду отсутствия законодательного регулирования в таких случаях делаются ссылки на п. 2 ст. 64 СК РФ <17>, хотя данная норма не определяет основания привлечения в процесс органа опеки и попечительства, ее содержание говорит скорее об установлении конфликта интересов и назначении представителя во внесудебном порядке.
Статья: Современные формы насилия в молодежной среде: степень распространения и меры профилактики
(Волчецкая Т.С., Осипова Е.В., Авакьян М.В.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 5)В анонимном анкетировании первых двух целевых групп приняли участие 323 педагога и 1 649 учащихся школ Калининграда и Калининградской области. Им были заданы вопросы о различных формах проявления насилия в образовательной среде. Существенно, что свыше 70% проанкетированных учителей имеют десять и более лет педагогического стажа. Помимо этого, для 76% опрошенных педагогов характерна высокая степень информатизации: они имеют профили и в социальных сетях, и в мессенджерах. Краткая характеристика учащихся, принявших участие в опросе: возраст от 14 до 18 лет; 55% опрошенных женского пола; 58% проживают в своем населенном пункте с рождения, 32% прибыли недавно; 60% воспитываются в полной семье. Выбор возрастной категории учащихся для анкетирования обусловлен возрастом уголовной ответственности несовершеннолетних в России, их возможностью при ответах на вопросы анкеты учесть обобщенный опыт более семи лет общения в среде сверстников.
(Волчецкая Т.С., Осипова Е.В., Авакьян М.В.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 5)В анонимном анкетировании первых двух целевых групп приняли участие 323 педагога и 1 649 учащихся школ Калининграда и Калининградской области. Им были заданы вопросы о различных формах проявления насилия в образовательной среде. Существенно, что свыше 70% проанкетированных учителей имеют десять и более лет педагогического стажа. Помимо этого, для 76% опрошенных педагогов характерна высокая степень информатизации: они имеют профили и в социальных сетях, и в мессенджерах. Краткая характеристика учащихся, принявших участие в опросе: возраст от 14 до 18 лет; 55% опрошенных женского пола; 58% проживают в своем населенном пункте с рождения, 32% прибыли недавно; 60% воспитываются в полной семье. Выбор возрастной категории учащихся для анкетирования обусловлен возрастом уголовной ответственности несовершеннолетних в России, их возможностью при ответах на вопросы анкеты учесть обобщенный опыт более семи лет общения в среде сверстников.
Статья: Участие педагога в гражданском судопроизводстве России и других стран СНГ
(Тетюев С.В.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 4)В отличие от России, в Казахстане данные вопросы регулируются законом. В соответствии с ч. 5, 7 ст. 77 ГПК РК в опросе несовершеннолетнего ребенка, достигшего возраста десяти лет, с целью определения его мнения по предмету спора обязательно участвуют педагог и (или) психолог. Очевидно, что в ряде случаев помощь психолога в таких ситуациях может быть гораздо полезнее, чем помощь педагога, и практика рассмотрения российскими судами гражданских дел по спорам, связанным с воспитанием детей, требует корректировки хотя бы на уровне разъяснений Пленума Верховного Суда РФ.
(Тетюев С.В.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 4)В отличие от России, в Казахстане данные вопросы регулируются законом. В соответствии с ч. 5, 7 ст. 77 ГПК РК в опросе несовершеннолетнего ребенка, достигшего возраста десяти лет, с целью определения его мнения по предмету спора обязательно участвуют педагог и (или) психолог. Очевидно, что в ряде случаев помощь психолога в таких ситуациях может быть гораздо полезнее, чем помощь педагога, и практика рассмотрения российскими судами гражданских дел по спорам, связанным с воспитанием детей, требует корректировки хотя бы на уровне разъяснений Пленума Верховного Суда РФ.
Статья: Проверка сообщения о преступлении, совершенном несовершеннолетним осужденным
(Босак Е.Е., Холопова Е.Н.)
("Российский следователь", 2021, N 10)Учитывая, что первоначальные проверочные действия проводятся на территории исправительного учреждения его сотрудниками, с учетом вероятной неблагополучной эпидемиологической ситуации в регионе либо в самом учреждении, в условиях цифровизации возможно было бы осуществить проведение официального опроса с участием законного представителя, защитника, специалиста в режиме онлайн посредством использования Zoom - приложения для видеоконференций на компьютере.
(Босак Е.Е., Холопова Е.Н.)
("Российский следователь", 2021, N 10)Учитывая, что первоначальные проверочные действия проводятся на территории исправительного учреждения его сотрудниками, с учетом вероятной неблагополучной эпидемиологической ситуации в регионе либо в самом учреждении, в условиях цифровизации возможно было бы осуществить проведение официального опроса с участием законного представителя, защитника, специалиста в режиме онлайн посредством использования Zoom - приложения для видеоконференций на компьютере.
Статья: О совершенствовании законодательства, регулирующего участие педагога и психолога в уголовном процессе
(Галдин М.В., Костенко К.А.)
("Российский судья", 2021, N 5)Практические работники констатируют, что присутствие педагога или психолога в ряде случаев сводится к пассивному наблюдению за происходящим, без оказания какой-либо значимой помощи в расследовании. Кроме личных наблюдений, об этом свидетельствуют результаты опроса слушателей Новосибирского филиала Московской академии Следственного комитета, часть из которых невысоко оценивают вклад педагога или психолога в результаты получения пояснений от несовершеннолетнего <10>. На данное обстоятельство указывают и другие исследователи. Например, в ходе проведенного С.В. Тетюевым анкетирования 18% опрошенных следователей и дознавателей находят педагога и психолога близкими по своему процессуальному статусу к понятому <11>.
(Галдин М.В., Костенко К.А.)
("Российский судья", 2021, N 5)Практические работники констатируют, что присутствие педагога или психолога в ряде случаев сводится к пассивному наблюдению за происходящим, без оказания какой-либо значимой помощи в расследовании. Кроме личных наблюдений, об этом свидетельствуют результаты опроса слушателей Новосибирского филиала Московской академии Следственного комитета, часть из которых невысоко оценивают вклад педагога или психолога в результаты получения пояснений от несовершеннолетнего <10>. На данное обстоятельство указывают и другие исследователи. Например, в ходе проведенного С.В. Тетюевым анкетирования 18% опрошенных следователей и дознавателей находят педагога и психолога близкими по своему процессуальному статусу к понятому <11>.