Определение взаимозависимых лиц
Подборка наиболее важных документов по запросу Определение взаимозависимых лиц (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 252 "Расходы. Группировка расходов" главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил налог на прибыль, сделав вывод о создании налогоплательщиком схемы "дробления бизнеса" с использованием взаимозависимых и подконтрольных лиц, применяющих упрощенную систему налогообложения, необоснованном включении в состав расходов денежных средств, выведенных за рубеж. Налогоплательщик оспорил доначисление. Суд, удовлетворяя требования частично, признал доказанным факт создания налогоплательщиком схемы "дробления бизнеса" и правомерным объединение результатов хозяйственной деятельности всех взаимозависимых лиц. Также суд пришел к выводу о неверном определении инспекцией размера действительных налоговых обязательств общества, в том числе о необоснованности исключения из состава расходов, учитываемых при расчете налоговой базы по налогу на прибыль организаций, денежных средств, перечисленных налогоплательщиком на оплату внешнеторговых контрактов, и квалификации этих средств как выведенных за границу. Суд указал, что налоговый орган не представил достаточных доказательств того, что денежные средства, перечисленные налогоплательщиком иностранным поставщикам, являлись выведенными за границу и не были обеспечены встречным предоставлением. Налоговый орган не мотивировал причины, по которым часть расходов из перечисленных налогоплательщиком в пользу иностранных компаний была учтена, а часть исключена из расчета. Из содержания решения невозможно установить, какие суммы расходов не приняты по данному основанию, определить их состав и относимость к конкретным получателям и контрактам.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил налог на прибыль, сделав вывод о создании налогоплательщиком схемы "дробления бизнеса" с использованием взаимозависимых и подконтрольных лиц, применяющих упрощенную систему налогообложения, необоснованном включении в состав расходов денежных средств, выведенных за рубеж. Налогоплательщик оспорил доначисление. Суд, удовлетворяя требования частично, признал доказанным факт создания налогоплательщиком схемы "дробления бизнеса" и правомерным объединение результатов хозяйственной деятельности всех взаимозависимых лиц. Также суд пришел к выводу о неверном определении инспекцией размера действительных налоговых обязательств общества, в том числе о необоснованности исключения из состава расходов, учитываемых при расчете налоговой базы по налогу на прибыль организаций, денежных средств, перечисленных налогоплательщиком на оплату внешнеторговых контрактов, и квалификации этих средств как выведенных за границу. Суд указал, что налоговый орган не представил достаточных доказательств того, что денежные средства, перечисленные налогоплательщиком иностранным поставщикам, являлись выведенными за границу и не были обеспечены встречным предоставлением. Налоговый орган не мотивировал причины, по которым часть расходов из перечисленных налогоплательщиком в пользу иностранных компаний была учтена, а часть исключена из расчета. Из содержания решения невозможно установить, какие суммы расходов не приняты по данному основанию, определить их состав и относимость к конкретным получателям и контрактам.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 105.1 "Взаимозависимые лица" НК РФ"То есть, налоговый орган должен представить доказательства, подтверждающие, что контрагенты налогоплательщика (взаимозависимые с ними лица) или налогоплательщик имели возможность влиять на определение условий совершаемых ими друг с другом сделок, а контрагент налогоплательщика или сам налогоплательщик действовал в общих экономических интересах группы, к которой они принадлежат, были связаны в полноте свободы принятия решений в сфере своей финансово-хозяйственной деятельности, что должно было сказаться на условиях и результатах исполнения соответствующих сделок."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Об определении цены сделки между взаимозависимыми лицами при определении дохода одной из сторон - нерезидента в целях НДФЛ и налога на прибыль.
(Письмо Минфина России от 06.02.2024 N 03-12-11/1/9673)Вопрос: Об определении цены сделки между взаимозависимыми лицами при определении дохода одной из сторон - нерезидента в целях НДФЛ и налога на прибыль.
(Письмо Минфина России от 06.02.2024 N 03-12-11/1/9673)Вопрос: Об определении цены сделки между взаимозависимыми лицами при определении дохода одной из сторон - нерезидента в целях НДФЛ и налога на прибыль.
Нормативные акты
Разъяснения Минфина РФ от 06.02.2006 N 03-10-05/10
"Об определении таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации взаимозависимыми лицами"МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"Об определении таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации взаимозависимыми лицами"МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с применением отдельных положений раздела V.1 и статьи 269 Налогового кодекса Российской Федерации"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017)Федеральным законом от 18.07.2011 N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения" начиная с 01.01.2012 часть первая НК РФ дополнена разделом V.1 "Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании". По этой причине к налоговым периодам после 01.01.2012 не применяются положения статей 20 и 40 Кодекса, ранее закреплявшие основания для признания лиц взаимозависимыми и устанавливавшие принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017)Федеральным законом от 18.07.2011 N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения" начиная с 01.01.2012 часть первая НК РФ дополнена разделом V.1 "Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании". По этой причине к налоговым периодам после 01.01.2012 не применяются положения статей 20 и 40 Кодекса, ранее закреплявшие основания для признания лиц взаимозависимыми и устанавливавшие принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения.
Статья: О статусе группы лиц в конкурентном праве
(Башлаков-Николаев И.В.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2024, N 3)К.Ю. Тотьев [7] говорит о публично-правовой правосубъектности группы лиц, основанной не на гражданско-правовой правосубъектности, а на рассмотрении группы лиц как единого лица, например, при выдаче предписания антимонопольным органом. Автор отмечает, что формально независимые юридические и (или) физические лица, выступающие участниками группы лиц, являются составными частями этой общей структуры, управляются из единого центра и осуществляют предпринимательскую деятельность для удовлетворения интересов группы лиц. Поэтому зависимые участники группы лиц несвободны в определении своего поведения на рынке, поскольку действуют под контролем другого субъекта. Особенность антимонопольного законодательства, по мнению данного автора, заключается в том, что содержащиеся в нем положения позволяют игнорировать "оболочку" юридического лица в публично-правовых отношениях, складывающихся по поводу исполнения предписаний антимонопольных органов и пресечения нарушений правил о добросовестной конкуренции.
(Башлаков-Николаев И.В.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2024, N 3)К.Ю. Тотьев [7] говорит о публично-правовой правосубъектности группы лиц, основанной не на гражданско-правовой правосубъектности, а на рассмотрении группы лиц как единого лица, например, при выдаче предписания антимонопольным органом. Автор отмечает, что формально независимые юридические и (или) физические лица, выступающие участниками группы лиц, являются составными частями этой общей структуры, управляются из единого центра и осуществляют предпринимательскую деятельность для удовлетворения интересов группы лиц. Поэтому зависимые участники группы лиц несвободны в определении своего поведения на рынке, поскольку действуют под контролем другого субъекта. Особенность антимонопольного законодательства, по мнению данного автора, заключается в том, что содержащиеся в нем положения позволяют игнорировать "оболочку" юридического лица в публично-правовых отношениях, складывающихся по поводу исполнения предписаний антимонопольных органов и пресечения нарушений правил о добросовестной конкуренции.
Статья: Налогово-правовые меры поддержки семей
(Журавлева О.О.)
("Журнал российского права", 2021, N 5)<20> Выбранный исследовательский ракурс совпадает с реализованным при определении взаимозависимых лиц для целей налогообложения (к таковым отнесены состоящие в зарегистрированном браке, отношениях родства или свойства, усыновления, попечительства и опеки). Во всех подобных случаях между людьми могут возникать отношения, оказывающие влияние на экономические результаты их деятельности. См.: Кучеров И.И. Теория налогов и сборов (правовые аспекты): монография. М., 2009. С. 273.
(Журавлева О.О.)
("Журнал российского права", 2021, N 5)<20> Выбранный исследовательский ракурс совпадает с реализованным при определении взаимозависимых лиц для целей налогообложения (к таковым отнесены состоящие в зарегистрированном браке, отношениях родства или свойства, усыновления, попечительства и опеки). Во всех подобных случаях между людьми могут возникать отношения, оказывающие влияние на экономические результаты их деятельности. См.: Кучеров И.И. Теория налогов и сборов (правовые аспекты): монография. М., 2009. С. 273.
"Цена гражданско-правового договора: монография"
(Томтосов А.А.)
("Юстицинформ", 2023)При этом указанная в договорах цена продажи объектов недвижимости была многократно (в десятки раз) занижена относительно рыночного уровня, что ставит под сомнение возможность отчуждения дорогостоящего имущества на таких ценовых условиях и при отсутствии разумных экономических причин к установлению цены в заниженном размере позволяет сделать вывод, что поведение налогоплательщика и взаимозависимого с ним лица при определении условий сделок было продиктовано целью получения налоговой экономии. Следовательно, у налогового органа имелись основания для определения прав и обязанностей общества исходя из уровня дохода, который был бы получен налогоплательщиком в случае реализации недвижимости на обычных (рыночных) условиях.
(Томтосов А.А.)
("Юстицинформ", 2023)При этом указанная в договорах цена продажи объектов недвижимости была многократно (в десятки раз) занижена относительно рыночного уровня, что ставит под сомнение возможность отчуждения дорогостоящего имущества на таких ценовых условиях и при отсутствии разумных экономических причин к установлению цены в заниженном размере позволяет сделать вывод, что поведение налогоплательщика и взаимозависимого с ним лица при определении условий сделок было продиктовано целью получения налоговой экономии. Следовательно, у налогового органа имелись основания для определения прав и обязанностей общества исходя из уровня дохода, который был бы получен налогоплательщиком в случае реализации недвижимости на обычных (рыночных) условиях.
Статья: Оценка свободы дизайнера в спорах о правах на промышленные образцы
(Королева А.Г.)
("ИС. Промышленная собственность", 2025, N 3)С учетом названных особенностей свобода дизайнера подлежит оценке именно с точки зрения информированного, а не среднего потребителя. Из этого следует, что обоснованность вывода об ограничениях творчества автора промышленного образца напрямую зависит от определения лица, выступающего информированным потребителем.
(Королева А.Г.)
("ИС. Промышленная собственность", 2025, N 3)С учетом названных особенностей свобода дизайнера подлежит оценке именно с точки зрения информированного, а не среднего потребителя. Из этого следует, что обоснованность вывода об ограничениях творчества автора промышленного образца напрямую зависит от определения лица, выступающего информированным потребителем.
Готовое решение: Какие ставки применяются по налогу на прибыль
(КонсультантПлюс, 2025)Работы считаются выполненными (услуги оказанными) на территории РФ, если их покупатель осуществляет деятельность на территории РФ. Место осуществления деятельности такого покупателя определяется по месту государственной регистрации организации (месту нахождения постоянного представительства, если работы выполнены (услуги оказаны) постоянному представительству). Взаимозависимое лицо определяется на основании ст. 105.1 НК РФ (пп. 9.4 п. 1 ст. 309 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Работы считаются выполненными (услуги оказанными) на территории РФ, если их покупатель осуществляет деятельность на территории РФ. Место осуществления деятельности такого покупателя определяется по месту государственной регистрации организации (месту нахождения постоянного представительства, если работы выполнены (услуги оказаны) постоянному представительству). Взаимозависимое лицо определяется на основании ст. 105.1 НК РФ (пп. 9.4 п. 1 ст. 309 НК РФ).
"Актуальная судебно-арбитражная практика по налогам за 2024 год"
(Головкин А.)
("Филинъ", 2025)Однако само определение взаимозависимых лиц основано на любом способе влияния, а не только на родственных связях или на участии в капитале компании.
(Головкин А.)
("Филинъ", 2025)Однако само определение взаимозависимых лиц основано на любом способе влияния, а не только на родственных связях или на участии в капитале компании.
"Реестр требований кредиторов и его формирование в процессе несостоятельности (банкротства)"
(Ходаковский А.П.)
("Статут", 2023)<1> В частности, не признается обоснованной уплата задолженности по налогам зависимым лицом (см.: Определение Верховного Суда РФ от 8 августа 2017 по делу N 303-ЭС17-10124 // СПС "КонсультантПлюс").
(Ходаковский А.П.)
("Статут", 2023)<1> В частности, не признается обоснованной уплата задолженности по налогам зависимым лицом (см.: Определение Верховного Суда РФ от 8 августа 2017 по делу N 303-ЭС17-10124 // СПС "КонсультантПлюс").
"Выплата доходов иностранным компаниям: налоги у источника выплаты"
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2024)Взаимозависимые лица определяются в соответствии со ст. 105.1 НК РФ.
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2024)Взаимозависимые лица определяются в соответствии со ст. 105.1 НК РФ.
Вопрос: О признании сделок, доходы и (или) расходы по которым признаны в 2023 г., контролируемыми; об определении цен по сделкам между взаимозависимыми лицами, предметом которых являются ценные бумаги и ПФИ.
(Письмо Минфина России от 16.02.2024 N 03-12-11/1/13629)Вопрос: О признании сделок, доходы и (или) расходы по которым признаны в 2023 г., контролируемыми; об определении цен по сделкам между взаимозависимыми лицами, предметом которых являются ценные бумаги и ПФИ.
(Письмо Минфина России от 16.02.2024 N 03-12-11/1/13629)Вопрос: О признании сделок, доходы и (или) расходы по которым признаны в 2023 г., контролируемыми; об определении цен по сделкам между взаимозависимыми лицами, предметом которых являются ценные бумаги и ПФИ.
Статья: Вопросы применения медианного значения рыночного интервала в регулировании трансфертных цен
(Князева А.В.)
("Налоги" (журнал), 2024, N 2)Зарубежный опыт показывает, что настройка системы налогового регулирования трансфертного ценообразования занимает до пяти лет <1>. Для российской налоговой системы этот срок следует отсчитывать с 1 января 2012 г. Фактически нормы налогового законодательства построены с учетом этого переходного периода, окончание которого совпадает с началом применения штрафных санкций по трансфертному ценообразованию (ТЦО) в полном объеме, а также с полноценным внедрением в 2017 г. Международной многосторонней конвенции по взаимодействию по налоговым вопросам (Convention on Mutual Administrative Assistance in Tax Matters. OECD (2014), Standard for Automatic Exchange of Financial Account Information. OECD (2015)) и международного стандарта обмена информацией по вопросам трансфертного ценообразования (County-by-Country report, Annex III to Chapter V 'Transfer pricing documentation - Country-by Country Report', Transfer Pricing Guidelines for Multinational Enterprises and Tax Administrations. OECD (2015)) <2>. Анализ решений российских судов показывает, что они не отражают все показатели, формирующие интервал рыночных цен или рентабельности, указывая в некоторых случаях только на минимальные и максимальные значения интерквартиля, либо ограничиваются указанием на несоответствие цены сделки рыночному интервалу. Эти исходные данные затрудняют оценку последствий введения с 2024 г. медианного значения интервала в целях определения цены сделки между взаимозависимыми лицами. Кроме того, невозможно изучить причины, обоснование этого нововведения и ожидаемый экономический эффект от нововведения, которые не раскрыты в сопроводительных документах к соответствующему законопроекту от 29 сентября 2023 г. N 448566-8 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации". "Мотивирование налогоплательщиков к самостоятельной корректировке цены в сделках" <3> через инструмент медианного значения сомнительно, поскольку является односторонним и применяется исключительно в интересах бюджета и не может быть использовано, если корректировка приведет к уменьшению налога к уплате или увеличению убытка; скорее новый инструмент позволяет резко сократить для налоговых органов бремя доказывания и облегчить доначисления при отсутствии инструментов защиты налогоплательщика.
(Князева А.В.)
("Налоги" (журнал), 2024, N 2)Зарубежный опыт показывает, что настройка системы налогового регулирования трансфертного ценообразования занимает до пяти лет <1>. Для российской налоговой системы этот срок следует отсчитывать с 1 января 2012 г. Фактически нормы налогового законодательства построены с учетом этого переходного периода, окончание которого совпадает с началом применения штрафных санкций по трансфертному ценообразованию (ТЦО) в полном объеме, а также с полноценным внедрением в 2017 г. Международной многосторонней конвенции по взаимодействию по налоговым вопросам (Convention on Mutual Administrative Assistance in Tax Matters. OECD (2014), Standard for Automatic Exchange of Financial Account Information. OECD (2015)) и международного стандарта обмена информацией по вопросам трансфертного ценообразования (County-by-Country report, Annex III to Chapter V 'Transfer pricing documentation - Country-by Country Report', Transfer Pricing Guidelines for Multinational Enterprises and Tax Administrations. OECD (2015)) <2>. Анализ решений российских судов показывает, что они не отражают все показатели, формирующие интервал рыночных цен или рентабельности, указывая в некоторых случаях только на минимальные и максимальные значения интерквартиля, либо ограничиваются указанием на несоответствие цены сделки рыночному интервалу. Эти исходные данные затрудняют оценку последствий введения с 2024 г. медианного значения интервала в целях определения цены сделки между взаимозависимыми лицами. Кроме того, невозможно изучить причины, обоснование этого нововведения и ожидаемый экономический эффект от нововведения, которые не раскрыты в сопроводительных документах к соответствующему законопроекту от 29 сентября 2023 г. N 448566-8 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации". "Мотивирование налогоплательщиков к самостоятельной корректировке цены в сделках" <3> через инструмент медианного значения сомнительно, поскольку является односторонним и применяется исключительно в интересах бюджета и не может быть использовано, если корректировка приведет к уменьшению налога к уплате или увеличению убытка; скорее новый инструмент позволяет резко сократить для налоговых органов бремя доказывания и облегчить доначисления при отсутствии инструментов защиты налогоплательщика.