Определение категории риска
Подборка наиболее важных документов по запросу Определение категории риска (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Как понизить категорию риска работодателя?
(Бекетова Н.А.)
("Кадровик-практик", 2024, N 4)Что учитывается при определении категории риска?
(Бекетова Н.А.)
("Кадровик-практик", 2024, N 4)Что учитывается при определении категории риска?
Нормативные акты
Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)
"О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации"Статья 23. Категории риска причинения вреда (ущерба) и индикаторы риска нарушения обязательных требований
(ред. от 24.06.2025)
"О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации"Статья 23. Категории риска причинения вреда (ущерба) и индикаторы риска нарушения обязательных требований
Статья: Система профилактических мероприятий, применяемых при осуществлении государственного контроля (надзора): оценка регулирующего воздействия
(Евдокимов А.С., Сергун П.П.)
("Административное право и процесс", 2023, N 7)Однако все данные критерии являются неотъемлемой частью расчетной методики, используемой при определении категории риска объекта. Чем выше добросовестность, тем реже проводятся контрольные (надзорные) мероприятия. Каким образом осуществлять нематериальное стимулирование добросовестности при этом остается не до конца понятным.
(Евдокимов А.С., Сергун П.П.)
("Административное право и процесс", 2023, N 7)Однако все данные критерии являются неотъемлемой частью расчетной методики, используемой при определении категории риска объекта. Чем выше добросовестность, тем реже проводятся контрольные (надзорные) мероприятия. Каким образом осуществлять нематериальное стимулирование добросовестности при этом остается не до конца понятным.
Последние изменения: Обеспечение пожарной безопасности
(КонсультантПлюс, 2025)По итогам определения категории риска можно пройти самопроверку на соблюдение требований в области пожарной безопасности, гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС на объекте защиты.
(КонсультантПлюс, 2025)По итогам определения категории риска можно пройти самопроверку на соблюдение требований в области пожарной безопасности, гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС на объекте защиты.
Статья: Процедуры и документирование контроля рисков в коммерческих организациях: практический аспект
(Сафонова М.Ф., Тимошенко А.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 6)В определении категории "риск" заложены вероятность возникновения опасности и серьезность ее последствий. В связи с этим можно воспользоваться методикой по идентификации опасностей, оценке рисков и определению мер управления разд. 4.2 ГОСТ Р 12.0.010-2009 "Системы управления охраной труда. Определение опасностей и оценка рисков" с учетом предложенных ранее трех этапов действий: формулирование общей идеологической политики; установка единой методологической основы; унификация, автоматизация контрольных процедур <1>.
(Сафонова М.Ф., Тимошенко А.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 6)В определении категории "риск" заложены вероятность возникновения опасности и серьезность ее последствий. В связи с этим можно воспользоваться методикой по идентификации опасностей, оценке рисков и определению мер управления разд. 4.2 ГОСТ Р 12.0.010-2009 "Системы управления охраной труда. Определение опасностей и оценка рисков" с учетом предложенных ранее трех этапов действий: формулирование общей идеологической политики; установка единой методологической основы; унификация, автоматизация контрольных процедур <1>.
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 2)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2023)Сфера строительства обладает собственным пониманием категории риска, которое различается в зависимости от избранного подхода. Во-первых, риск рассматривается как совокупность неблагоприятных последствий, обладающих неопределенным характером и способствующих несвоевременному завершению или незавершению строительных работ <1>, что актуализирует учет и оценку рисков проектирования и рисков незавершения строительства. Во-вторых, риск представляет собой вероятную стоимость имущественных потерь при реализации опасности, свойственной для строительных работ <2>. В данном случае отмечается, что участник строительства при вхождении в проект определяет перечень приемлемых для себя рисков, а также перечень рисков, которые он рассматривает для себя в качестве неприемлемых, вследствие чего концепция риска как неопределенности оказывается ошибочной <3>. В-третьих, риск определяется в договоре страхования как случай, в отношении которого предоставляется страховая защита <4>. Иначе говоря, страхование мыслится как один из основных способов элиминирования рисков, возникающих в ходе организации строительства и проведения строительных работ, поскольку не существует иных сопоставимых по эффективности механизмов элиминирования строительных рисков. Таким образом, понимание риска в сфере организации строительства определяется избранным подходом к определению категории риска. На наш взгляд, целесообразно интегрировать различные подходы в единое понимание риска в сфере строительства, которое сводилось бы к наличию внешней и внутренней сторон риска в сфере строительства. Подобное решение позволит адаптировать категорию риска под потребности договорной практики, а также упростит механизм управления рисками, подразумевающий идентификацию, оценку и элиминирование потенциально возникающих рисков при проведении строительных работ.
(выпуск 2)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2023)Сфера строительства обладает собственным пониманием категории риска, которое различается в зависимости от избранного подхода. Во-первых, риск рассматривается как совокупность неблагоприятных последствий, обладающих неопределенным характером и способствующих несвоевременному завершению или незавершению строительных работ <1>, что актуализирует учет и оценку рисков проектирования и рисков незавершения строительства. Во-вторых, риск представляет собой вероятную стоимость имущественных потерь при реализации опасности, свойственной для строительных работ <2>. В данном случае отмечается, что участник строительства при вхождении в проект определяет перечень приемлемых для себя рисков, а также перечень рисков, которые он рассматривает для себя в качестве неприемлемых, вследствие чего концепция риска как неопределенности оказывается ошибочной <3>. В-третьих, риск определяется в договоре страхования как случай, в отношении которого предоставляется страховая защита <4>. Иначе говоря, страхование мыслится как один из основных способов элиминирования рисков, возникающих в ходе организации строительства и проведения строительных работ, поскольку не существует иных сопоставимых по эффективности механизмов элиминирования строительных рисков. Таким образом, понимание риска в сфере организации строительства определяется избранным подходом к определению категории риска. На наш взгляд, целесообразно интегрировать различные подходы в единое понимание риска в сфере строительства, которое сводилось бы к наличию внешней и внутренней сторон риска в сфере строительства. Подобное решение позволит адаптировать категорию риска под потребности договорной практики, а также упростит механизм управления рисками, подразумевающий идентификацию, оценку и элиминирование потенциально возникающих рисков при проведении строительных работ.
Готовое решение: Как снизить категорию риска деятельности организации, чтобы сократить плановые проверки ГИТ
(КонсультантПлюс, 2025)На наш взгляд, обратиться с заявлением можно и в случае, если изменились факторы, с учетом которых ранее была определена категория риска вашей деятельности. Например, это можно сделать, если поменялся вид вашей деятельности. Дело в том, что в критериях определения категории риска наряду с другими факторами учитываются также вид, сфера деятельности. Установлены специальные показатели в зависимости от экономической деятельности. Соответственно, изменение факторов, влияющих на формулу расчета категории риска, может иметь значение для снижения этой категории.
(КонсультантПлюс, 2025)На наш взгляд, обратиться с заявлением можно и в случае, если изменились факторы, с учетом которых ранее была определена категория риска вашей деятельности. Например, это можно сделать, если поменялся вид вашей деятельности. Дело в том, что в критериях определения категории риска наряду с другими факторами учитываются также вид, сфера деятельности. Установлены специальные показатели в зависимости от экономической деятельности. Соответственно, изменение факторов, влияющих на формулу расчета категории риска, может иметь значение для снижения этой категории.
Статья: Контрольно-надзорная деятельность в сфере образования: основные направления и контуры цифровой трансформации
(Кирилловых А.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 4)Стоит отметить, что цифровизация коснулась такой сферы контрольно-надзорной деятельности Рособрнадзора, как аккредитационный мониторинг (ст. 73 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" <13>), являющийся инструментом оценки соответствия образовательных программ аккредитационным показателям. В общем вопросы мониторинга системы образования регламентированы Постановлением Правительства РФ от 5 августа 2013 г. N 662 <14>, а совместным Приказом Рособрнадзора N 660, Минпросвещения России N 306, Минобрнауки России N 448 от 24 апреля 2023 г. <15> определены механизмы осуществления указанными органами исполнительной власти аккредитационного мониторинга системы образования. Однако при реализации аккредитационного мониторинга отмечаются отдельные проблемы, например осуществление анализа реализации отдельных образовательных программ в рамках процесса определения категории риска относительно всей образовательной деятельности учебного заведения.
(Кирилловых А.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 4)Стоит отметить, что цифровизация коснулась такой сферы контрольно-надзорной деятельности Рособрнадзора, как аккредитационный мониторинг (ст. 73 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" <13>), являющийся инструментом оценки соответствия образовательных программ аккредитационным показателям. В общем вопросы мониторинга системы образования регламентированы Постановлением Правительства РФ от 5 августа 2013 г. N 662 <14>, а совместным Приказом Рособрнадзора N 660, Минпросвещения России N 306, Минобрнауки России N 448 от 24 апреля 2023 г. <15> определены механизмы осуществления указанными органами исполнительной власти аккредитационного мониторинга системы образования. Однако при реализации аккредитационного мониторинга отмечаются отдельные проблемы, например осуществление анализа реализации отдельных образовательных программ в рамках процесса определения категории риска относительно всей образовательной деятельности учебного заведения.
"Комментарий к Федеральному закону от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)критерии и правила отнесения деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, к определенной категории риска определяются уполномоченным федеральным органом по контролю и надзору;
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)критерии и правила отнесения деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, к определенной категории риска определяются уполномоченным федеральным органом по контролю и надзору;
Статья: Риск-ориентированный подход в антимонопольном контроле в Российской Федерации как предмет научного исследования
(Писенко К.А., Славинский П.В.)
("Административное право и процесс", 2021, N 3)- сформирована в федеральных органах исполнительной власти - участниках программы система сбора объективных данных, позволяющая автоматически собирать данные об индикаторах риска и показателях, в том числе отслеживать их изменение, и учитывать при определении категории риска (класса опасности) причиненный вред и характеристики поведения подконтрольных субъектов, определены показатели для внедрения "динамической модели";
(Писенко К.А., Славинский П.В.)
("Административное право и процесс", 2021, N 3)- сформирована в федеральных органах исполнительной власти - участниках программы система сбора объективных данных, позволяющая автоматически собирать данные об индикаторах риска и показателях, в том числе отслеживать их изменение, и учитывать при определении категории риска (класса опасности) причиненный вред и характеристики поведения подконтрольных субъектов, определены показатели для внедрения "динамической модели";
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)1. Часть 1 ст. 6 комментируемого Федерального закона определяет, что необходимыми условиями установления обязательных требований являются наличие риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, на устранение которого направлено установление обязательных требований, и возможность и достаточность установления обязательных требований в качестве мер защиты охраняемых законом ценностей. Федеральный закон не содержит определение понятия "охраняемые законом ценности". В данном случае следует опираться на основополагающий закон Российской Федерации - Конституцию Российской Федерации, которая в ст. 2 и иных закрепляет, что высшей ценностью являются человек, его права и свободы. Понятия "конституционные ценности", "конституционно защищаемые ценности" были упомянуты в Постановлении Конституционного Суда РФ от 14 июля 2015 г. N 21-П <1>. Права человека как конституционно защищаемые ценности не ограничены юрисдикцией государства, они являются универсальными международными правовыми ценностями. Конституционный Суд Российской Федерации подчеркивал, что именно права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, а следовательно, на государство возлагается обязанность признавать, соблюдать, защищать эти права и свободы и охранять достоинство личности <2>. Базовой моделью определения критериев и категорий риска, утвержденной протоколом заседания проектного комитета от 31 марта 2017 г. N 19 (3) <3>, к охраняемым законом ценностям были отнесены: жизнь и здоровье граждан, права, свободы и законные интересы граждан и организаций, их имущество, сохранность животных, растений, иных объектов окружающей среды, объектов, имеющих историческое, научное, культурное значение, поддержание общественной нравственности, обеспечение установленного порядка осуществления государственного управления и местного самоуправления, обеспечение обороны страны и безопасности государства, стабильности финансового сектора, единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)1. Часть 1 ст. 6 комментируемого Федерального закона определяет, что необходимыми условиями установления обязательных требований являются наличие риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, на устранение которого направлено установление обязательных требований, и возможность и достаточность установления обязательных требований в качестве мер защиты охраняемых законом ценностей. Федеральный закон не содержит определение понятия "охраняемые законом ценности". В данном случае следует опираться на основополагающий закон Российской Федерации - Конституцию Российской Федерации, которая в ст. 2 и иных закрепляет, что высшей ценностью являются человек, его права и свободы. Понятия "конституционные ценности", "конституционно защищаемые ценности" были упомянуты в Постановлении Конституционного Суда РФ от 14 июля 2015 г. N 21-П <1>. Права человека как конституционно защищаемые ценности не ограничены юрисдикцией государства, они являются универсальными международными правовыми ценностями. Конституционный Суд Российской Федерации подчеркивал, что именно права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, а следовательно, на государство возлагается обязанность признавать, соблюдать, защищать эти права и свободы и охранять достоинство личности <2>. Базовой моделью определения критериев и категорий риска, утвержденной протоколом заседания проектного комитета от 31 марта 2017 г. N 19 (3) <3>, к охраняемым законом ценностям были отнесены: жизнь и здоровье граждан, права, свободы и законные интересы граждан и организаций, их имущество, сохранность животных, растений, иных объектов окружающей среды, объектов, имеющих историческое, научное, культурное значение, поддержание общественной нравственности, обеспечение установленного порядка осуществления государственного управления и местного самоуправления, обеспечение обороны страны и безопасности государства, стабильности финансового сектора, единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
Последние изменения: Проверки Ростехнадзора (осуществление Ростехнадзором контроля (надзора))
(КонсультантПлюс, 2025)Периодичность плановых проверок в сфере энергонадзора определяется категорией риска деятельности поднадзорного субъекта.
(КонсультантПлюс, 2025)Периодичность плановых проверок в сфере энергонадзора определяется категорией риска деятельности поднадзорного субъекта.