Опоздание на стыковочный рейс
Подборка наиболее важных документов по запросу Опоздание на стыковочный рейс (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Самарского областного суда от 04.07.2024 по делу N 33-6998/2024 (УИД 63RS0031-01-2023-006307-91)
Категория спора: Перевозка.
Требования пассажира: 1) О взыскании убытков; 2) О взыскании неустойки; 3) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истцы ссылаются на ненадлежащее исполнение ответчиком договорных обязательств.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части; 3) Удовлетворено в части.Выводы суда о том, что в данном случае ответчик не может нести ответственность за опоздание истцов на иной рейс, который не является стыковочным в том смысле, который заложен действующим законодательством, и в условиях, когда перевозка пассажиров оформлялась не единым маршрутом следования и состыковка рейсов осуществлялась самостоятельно, негативные последствия невозможности осуществления последующего перелета по причинам, не связанным с неправомерными действиями перевозчика, относится к числу рисков пассажира, также нельзя признать состоятельными, поскольку наличие оснований для освобождения ответчика от ответственности за задержку рейса не установлено.
Категория спора: Перевозка.
Требования пассажира: 1) О взыскании убытков; 2) О взыскании неустойки; 3) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истцы ссылаются на ненадлежащее исполнение ответчиком договорных обязательств.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части; 3) Удовлетворено в части.Выводы суда о том, что в данном случае ответчик не может нести ответственность за опоздание истцов на иной рейс, который не является стыковочным в том смысле, который заложен действующим законодательством, и в условиях, когда перевозка пассажиров оформлялась не единым маршрутом следования и состыковка рейсов осуществлялась самостоятельно, негативные последствия невозможности осуществления последующего перелета по причинам, не связанным с неправомерными действиями перевозчика, относится к числу рисков пассажира, также нельзя признать состоятельными, поскольку наличие оснований для освобождения ответчика от ответственности за задержку рейса не установлено.
Подборка судебных решений за 2019 год: Статья 9 "Общие условия формирования, продвижения и реализации туристского продукта" Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"
(ООО юридическая фирма "ЮРИНФОРМ ВМ")Руководствуясь статьей 9 Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в РФ" и установив, что между заказчиком и турагентом заключен договор о реализации туристского продукта, согласно которому заказчиком забронирован круиз, сформированный туроператором (ответчик), туристы - заказчик и истец; также истцом самостоятельно приобретены авиабилеты, чтобы добраться к месту начала туристского продукта и обратно; в связи с опозданием на стыковочный рейс истец не смог воспользоваться и забронированным туристским продуктом, в то время как заказчик по договору воспользовался турпродуктом в полном объеме, суд правомерно отказал во взыскании денежных средств, уплаченных по договору реализации турпродукта, придя к выводу, что истец добровольно отказался от исполнения договора, и невозможность предоставления ему услуги вызвана исключительно его действиями, поскольку у истца имелось достаточное количество времени, чтобы успеть на стыковочный рейс.
(ООО юридическая фирма "ЮРИНФОРМ ВМ")Руководствуясь статьей 9 Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в РФ" и установив, что между заказчиком и турагентом заключен договор о реализации туристского продукта, согласно которому заказчиком забронирован круиз, сформированный туроператором (ответчик), туристы - заказчик и истец; также истцом самостоятельно приобретены авиабилеты, чтобы добраться к месту начала туристского продукта и обратно; в связи с опозданием на стыковочный рейс истец не смог воспользоваться и забронированным туристским продуктом, в то время как заказчик по договору воспользовался турпродуктом в полном объеме, суд правомерно отказал во взыскании денежных средств, уплаченных по договору реализации турпродукта, придя к выводу, что истец добровольно отказался от исполнения договора, и невозможность предоставления ему услуги вызвана исключительно его действиями, поскольку у истца имелось достаточное количество времени, чтобы успеть на стыковочный рейс.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Предмет договора фрахтования: теория и практика
(Филимонов Г.В.)
("Транспортное право", 2021, N 4)В этом смысле весьма показательно решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 5 апреля 2018 г. по делу N А75-13061/2017 <12>. Спор возник в связи с тем, что истцом, являющимся работодателем, были приобретены билеты для воздушной перевозки двух своих сотрудников, возвращающихся из командировки. В связи с несвоевременным вылетом и опозданием на стыковочный рейс возникла необходимость приобрести билеты на рейс другой авиакомпании. Сумму иска составила разница в цене билетов. Представитель авиакомпании (ответчика по делу) указывал на то, что истец, будучи юридическим лицом, не может выступать в качестве истца по делу, так как не является стороной договора перевозки пассажира.
(Филимонов Г.В.)
("Транспортное право", 2021, N 4)В этом смысле весьма показательно решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 5 апреля 2018 г. по делу N А75-13061/2017 <12>. Спор возник в связи с тем, что истцом, являющимся работодателем, были приобретены билеты для воздушной перевозки двух своих сотрудников, возвращающихся из командировки. В связи с несвоевременным вылетом и опозданием на стыковочный рейс возникла необходимость приобрести билеты на рейс другой авиакомпании. Сумму иска составила разница в цене билетов. Представитель авиакомпании (ответчика по делу) указывал на то, что истец, будучи юридическим лицом, не может выступать в качестве истца по делу, так как не является стороной договора перевозки пассажира.
Статья: Компенсация морального вреда потребителям услуг воздушной перевозки (по материалам судебной практики)
(Карпеев О.В., Сторожкова Е.Ч.)
("Транспортное право", 2021, N 4)Довольно частым случаем является предъявление иска в связи с задержкой рейса, повлекшей за собой неблагоприятные последствия (например, опоздание на стыковочный рейс). Так, Определением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 28 мая 2021 г. N 88-7899/2021 <8> оставлены в силе решения судов нижестоящих инстанций, удовлетворивших исковые требования, в том числе в части компенсации морального вреда по иску к воздушному перевозчику. Основанием иска послужила задержка рейса более чем на шесть часов.
(Карпеев О.В., Сторожкова Е.Ч.)
("Транспортное право", 2021, N 4)Довольно частым случаем является предъявление иска в связи с задержкой рейса, повлекшей за собой неблагоприятные последствия (например, опоздание на стыковочный рейс). Так, Определением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 28 мая 2021 г. N 88-7899/2021 <8> оставлены в силе решения судов нижестоящих инстанций, удовлетворивших исковые требования, в том числе в части компенсации морального вреда по иску к воздушному перевозчику. Основанием иска послужила задержка рейса более чем на шесть часов.
Нормативные акты
"Руководство по обслуживанию пассажиров на воздушных линиях Союза ССР. Часть I. Обслуживание пассажиров в аэропорту и в городском аэровокзале"
(утв. МГА СССР 21.11.1985)- если рейс отменен, задержан или при его прибытии с задержкой трансферные пассажиры не успевают пройти регистрацию и пересесть на стыковочные рейсы, где для них забронированы места, информирует сменного начальника аэровокзала о необходимости реализации мест трансферных пассажиров с указанием номеров рейсов и количества мест;
(утв. МГА СССР 21.11.1985)- если рейс отменен, задержан или при его прибытии с задержкой трансферные пассажиры не успевают пройти регистрацию и пересесть на стыковочные рейсы, где для них забронированы места, информирует сменного начальника аэровокзала о необходимости реализации мест трансферных пассажиров с указанием номеров рейсов и количества мест;
Пояснительная записка
"К проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части установления ответственности перевозчика за незаконное прекращение договора воздушной перевозки пассажира)"Вместе с тем, в большинстве случаев отказ в посадке пассажира на рейс сопряжен для него с дополнительными, порой существенными расходами, превосходящими по размеру стоимость билета по несостоявшемуся договору воздушной перевозки, к примеру таким, как: отмена брони гостиницы в пункте назначения и необходимость экстренного поиска иного места для проживания, пропуск стыковочного рейса другого авиаперевозчика, стоимость которого не будет возмещена пассажиру, опоздание на поезд, деловую встречу и т.п. Кроме того, необходимость экстренно изменять собственные планы зачастую сопровождается серьезными эмоциональными переживаниями пассажира.
"К проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части установления ответственности перевозчика за незаконное прекращение договора воздушной перевозки пассажира)"Вместе с тем, в большинстве случаев отказ в посадке пассажира на рейс сопряжен для него с дополнительными, порой существенными расходами, превосходящими по размеру стоимость билета по несостоявшемуся договору воздушной перевозки, к примеру таким, как: отмена брони гостиницы в пункте назначения и необходимость экстренного поиска иного места для проживания, пропуск стыковочного рейса другого авиаперевозчика, стоимость которого не будет возмещена пассажиру, опоздание на поезд, деловую встречу и т.п. Кроме того, необходимость экстренно изменять собственные планы зачастую сопровождается серьезными эмоциональными переживаниями пассажира.
Вопрос: Что делать пассажиру в случае опоздания на авиарейс?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Ответ: При опоздании на авиарейс рекомендуется оперативно, до окончания регистрации на рейс связаться с авиакомпаний (обратиться к представителю перевозчика в аэропорту либо позвонить на линию поддержки), сообщить об опоздании, подтвердить авиакомпании свое намерение воспользоваться обратными билетами или стыковочными рейсами (если имеются), узнать об альтернативных перелетах и предусмотренных тарифом возможностях обменять билет либо при необходимости купить билет на новый рейс.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Ответ: При опоздании на авиарейс рекомендуется оперативно, до окончания регистрации на рейс связаться с авиакомпаний (обратиться к представителю перевозчика в аэропорту либо позвонить на линию поддержки), сообщить об опоздании, подтвердить авиакомпании свое намерение воспользоваться обратными билетами или стыковочными рейсами (если имеются), узнать об альтернативных перелетах и предусмотренных тарифом возможностях обменять билет либо при необходимости купить билет на новый рейс.
Вопрос: В связи с задержкой рейса - опоздание на стыковочный рейс, на какое финансовое возмещение можно рассчитывать?
("Официальный сайт Минтранса России", 2020)"Официальный сайт Минтранса России www.mintrans.ru", 2020
("Официальный сайт Минтранса России", 2020)"Официальный сайт Минтранса России www.mintrans.ru", 2020
Статья: Под крылом самолета: что положено пассажиру, если рейс задержан
(Гладкова М.В.)
("Главная книга", 2021, N 23)Если вы летите самолетом европейской авиакомпании в страну ЕС, из страны ЕС или путешествуете внутри Евросоюза, вы также можете получить компенсацию в случае задержки рейса более чем на 3 часа, отмены рейса или опоздания на стыковочный рейс из-за задержки вылета на любой срок <17>. Аналогичный порядок действует с Турцией (хотя она и не входит в Евросоюз). То есть если вы летите турецким авиаперевозчиком в Турцию, из Турции или внутренним перелетом по Турции - все так же, как с Европой.
(Гладкова М.В.)
("Главная книга", 2021, N 23)Если вы летите самолетом европейской авиакомпании в страну ЕС, из страны ЕС или путешествуете внутри Евросоюза, вы также можете получить компенсацию в случае задержки рейса более чем на 3 часа, отмены рейса или опоздания на стыковочный рейс из-за задержки вылета на любой срок <17>. Аналогичный порядок действует с Турцией (хотя она и не входит в Евросоюз). То есть если вы летите турецким авиаперевозчиком в Турцию, из Турции или внутренним перелетом по Турции - все так же, как с Европой.
"Воздушные перевозки: законодательство, комментарии, судебная практика, образцы документов"
(Елисеев Б.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2012)Требования истца о взыскании морального вреда в размере 3000 рублей подлежит удовлетворению на основании ст. 15 Закона РФ "О защите прав потребителей", согласно которой моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения продавцом прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Судом установлено, что истец испытывал нравственные переживания, связанные с задержкой рейса самолета и опозданием на стыковочный рейс. Однако суд считает, что заявленная сумма 3000 рублей завышена и подлежит удовлетворению частично, в размере 1000 рублей.
(Елисеев Б.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2012)Требования истца о взыскании морального вреда в размере 3000 рублей подлежит удовлетворению на основании ст. 15 Закона РФ "О защите прав потребителей", согласно которой моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения продавцом прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Судом установлено, что истец испытывал нравственные переживания, связанные с задержкой рейса самолета и опозданием на стыковочный рейс. Однако суд считает, что заявленная сумма 3000 рублей завышена и подлежит удовлетворению частично, в размере 1000 рублей.