Оплата за поверку счетчиков
Подборка наиболее важных документов по запросу Оплата за поверку счетчиков (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 13 "Поверка средств измерений" Федерального закона "Об обеспечении единства измерений""Последствием истечения срока межповерочного интервала является применение расчетного способа определения платы за потребленный энергетический ресурс ретроспективно с даты истечения срока поверки и до подтверждения соответствия прибора учета (системы учета) метрологическим требованиям или их замены."
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Споры, связанные с платой за жилое помещение: Собственник (Наниматель) хочет исключить из платежных документов отдельные платежи (задолженность) и/или произвести перерасчет
(КонсультантПлюс, 2025)Собственник (Наниматель) не обеспечил своевременную поверку прибора учета, в связи с чем плата за услуги обоснованно определена расчетным способом (по нормативу)
(КонсультантПлюс, 2025)Собственник (Наниматель) не обеспечил своевременную поверку прибора учета, в связи с чем плата за услуги обоснованно определена расчетным способом (по нормативу)
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Что нужно знать о поверке приборов учета
(КонсультантПлюс, 2025)обратитесь к аккредитованному лицу. Заключите договор на оказание услуг по поверке приборов учета и оплатите услуги в соответствии с договором (ст. ст. 779, 781 ГК РФ);
(КонсультантПлюс, 2025)обратитесь к аккредитованному лицу. Заключите договор на оказание услуг по поверке приборов учета и оплатите услуги в соответствии с договором (ст. ст. 779, 781 ГК РФ);
Ситуация: Правомерно ли взимание платы за пломбировку индивидуальных приборов учета?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Так, первичная установка пломбы на месте присоединения прибора учета газа к газопроводу осуществляется за счет поставщика газа, последующие оплачиваются абонентом, в том числе при восстановлении прибора учета газа после проведения поверки или ремонта (пп. "б" п. 22 Порядка, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 N 549).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Так, первичная установка пломбы на месте присоединения прибора учета газа к газопроводу осуществляется за счет поставщика газа, последующие оплачиваются абонентом, в том числе при восстановлении прибора учета газа после проведения поверки или ремонта (пп. "б" п. 22 Порядка, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 N 549).
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по спорам об оплате неучтенного потребления воды, тепловой и электрической энергии, поставленной по присоединенной сети"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.12.2021)За период с даты проведения проверки сетевой организацией по дату получения свидетельства о поверке гарантирующий поставщик определил объем поставленной электроэнергии расчетным способом в связи с нарушением абонентом срока поверки прибора учета. Отказ абонента от оплаты исчисленной таким образом задолженности послужил основанием для обращения гарантирующего поставщика в арбитражный суд с соответствующим иском.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.12.2021)За период с даты проведения проверки сетевой организацией по дату получения свидетельства о поверке гарантирующий поставщик определил объем поставленной электроэнергии расчетным способом в связи с нарушением абонентом срока поверки прибора учета. Отказ абонента от оплаты исчисленной таким образом задолженности послужил основанием для обращения гарантирующего поставщика в арбитражный суд с соответствующим иском.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2020)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020)Последствием истечения срока межповерочного интервала является применение расчетного способа определения платы за электрическую энергию ретроспективно с даты истечения срока поверки по правилам безучетного потребления, а также с момента проверки до подтверждения соответствия прибора учета (системы учета) метрологическим требованиям или их замены (пп. 166, 179 и 180 Основных положений N 442).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020)Последствием истечения срока межповерочного интервала является применение расчетного способа определения платы за электрическую энергию ретроспективно с даты истечения срока поверки по правилам безучетного потребления, а также с момента проверки до подтверждения соответствия прибора учета (системы учета) метрологическим требованиям или их замены (пп. 166, 179 и 180 Основных положений N 442).
Ситуация: Когда пересчитывают плату за коммунальные услуги (газоснабжение, электроснабжение, отопление и др.)?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Отметим, что в случае истечения межповерочного интервала прибор учета считается вышедшим из строя, поэтому пересчет платы за коммунальные услуги за период между датой окончания межповерочного интервала до даты фактической поверки такого прибора учета не осуществляется. Исключение составляет несоответствие метрологическим требованиям прибора учета электроэнергии, показания которого в установленных случаях используются для определения объемов потребления электроэнергии после истечения межповерочного интервала (пп. "а" п. 59, п. 80(1), пп. "д" п. 81(12) Правил N 354).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Отметим, что в случае истечения межповерочного интервала прибор учета считается вышедшим из строя, поэтому пересчет платы за коммунальные услуги за период между датой окончания межповерочного интервала до даты фактической поверки такого прибора учета не осуществляется. Исключение составляет несоответствие метрологическим требованиям прибора учета электроэнергии, показания которого в установленных случаях используются для определения объемов потребления электроэнергии после истечения межповерочного интервала (пп. "а" п. 59, п. 80(1), пп. "д" п. 81(12) Правил N 354).
Ситуация: Как гражданину заключить договор поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)тип установленного прибора учета газа, место его присоединения к входящему в состав внутридомового или внутриквартирного газового оборудования газопроводу, дату опломбирования прибора учета газа заводом-изготовителем или организацией, осуществлявшей последнюю поверку прибора учета газа, установленный срок проведения очередной поверки (при наличии такого прибора);
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)тип установленного прибора учета газа, место его присоединения к входящему в состав внутридомового или внутриквартирного газового оборудования газопроводу, дату опломбирования прибора учета газа заводом-изготовителем или организацией, осуществлявшей последнюю поверку прибора учета газа, установленный срок проведения очередной поверки (при наличии такого прибора);
Вопрос: О включении с 01.01.2025 НДС в цены коммунальных услуг и работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, выполняемых (оказываемых) управляющими организациями, применяющими УСН.
(Письмо Минфина России от 03.02.2025 N 03-07-11/9151)Размер платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в МКД, определяется исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов также по истечении трех расчетных периодов (календарных месяцев) со дня выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета либо истечения срока его эксплуатации или истечения межповерочного интервала поверки коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса (пп. "а" п. 29(2) Правил N 491).
(Письмо Минфина России от 03.02.2025 N 03-07-11/9151)Размер платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в МКД, определяется исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов также по истечении трех расчетных периодов (календарных месяцев) со дня выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета либо истечения срока его эксплуатации или истечения межповерочного интервала поверки коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса (пп. "а" п. 29(2) Правил N 491).
Статья: Обзор правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации по вопросам частного права за май 2024 года
(Гуна А.Н., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 7)1. Оплата абонентом фактически потребленной холодной воды производится на основании данных коммерческого учета воды, осуществляемого путем измерения ее количества приборами учета (средствами измерения), соответствующими метрологическим требованиям, что подтверждается данными периодической поверки в процессе их эксплуатации. В случае истечения интервала поверки прибора учета такой прибор считается вышедшим из строя (неисправным), что, в свою очередь, является основанием для определения объема потребленной воды расчетным способом. Вместе с тем истечение межповерочного интервала само по себе не свидетельствует о несоответствии прибора учета метрологическим требованиям и абонент, пропустивший дату очередной поверки, не лишен возможности представить доказательства в опровержение презумпции технической и коммерческой непригодности прибора учета с истекшим межповерочным интервалом.
(Гуна А.Н., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 7)1. Оплата абонентом фактически потребленной холодной воды производится на основании данных коммерческого учета воды, осуществляемого путем измерения ее количества приборами учета (средствами измерения), соответствующими метрологическим требованиям, что подтверждается данными периодической поверки в процессе их эксплуатации. В случае истечения интервала поверки прибора учета такой прибор считается вышедшим из строя (неисправным), что, в свою очередь, является основанием для определения объема потребленной воды расчетным способом. Вместе с тем истечение межповерочного интервала само по себе не свидетельствует о несоответствии прибора учета метрологическим требованиям и абонент, пропустивший дату очередной поверки, не лишен возможности представить доказательства в опровержение презумпции технической и коммерческой непригодности прибора учета с истекшим межповерочным интервалом.
Статья: Проблемы ЖКХ в условиях пандемии
(Климентьева С.В.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2021, N 2)Следующим послаблением, которое действовало до 1 января 2021 г., являлось то, что управляющая организация (далее - УО) и товарищество собственников жилья (далее - ТСЖ) не имели права начислять плату за коммунальные услуги по среднему показателю в случаях, когда истек срок поверки индивидуальных приборов учета (далее - ИПУ). Это было также закреплено в Постановлении Правительства РФ N 424. На этом основании в указанный период не было необходимости проверять квартирные счетчики, а показания можно подавать и дальше, даже если срок эксплуатации прибора учета истек. Представители Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - Росстандарт) и Федеральной службы по аккредитации (далее - Росаккредитация) выражали опасения, что в данной ситуации будут иметь место неправомерные действия, выражающиеся во введении в заблуждение населения о необходимости замены ИПУ. С целью предотвращения подобных действий было направлено письмо Росстандарта N АА-275/04, Росаккредитации N НС-73 от 21 апреля 2020 г. "Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, выполняющим работы в области обеспечения единства измерений по поверке бытовых приборов учета". В данном документе содержались разъяснения по указанному пункту Постановления Правительства РФ N 424 и указание на обязанность информирования граждан о том, что нет необходимости в указанное время производить замену приборов.
(Климентьева С.В.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2021, N 2)Следующим послаблением, которое действовало до 1 января 2021 г., являлось то, что управляющая организация (далее - УО) и товарищество собственников жилья (далее - ТСЖ) не имели права начислять плату за коммунальные услуги по среднему показателю в случаях, когда истек срок поверки индивидуальных приборов учета (далее - ИПУ). Это было также закреплено в Постановлении Правительства РФ N 424. На этом основании в указанный период не было необходимости проверять квартирные счетчики, а показания можно подавать и дальше, даже если срок эксплуатации прибора учета истек. Представители Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - Росстандарт) и Федеральной службы по аккредитации (далее - Росаккредитация) выражали опасения, что в данной ситуации будут иметь место неправомерные действия, выражающиеся во введении в заблуждение населения о необходимости замены ИПУ. С целью предотвращения подобных действий было направлено письмо Росстандарта N АА-275/04, Росаккредитации N НС-73 от 21 апреля 2020 г. "Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, выполняющим работы в области обеспечения единства измерений по поверке бытовых приборов учета". В данном документе содержались разъяснения по указанному пункту Постановления Правительства РФ N 424 и указание на обязанность информирования граждан о том, что нет необходимости в указанное время производить замену приборов.
Статья: Порядок замены приборов учета в многоквартирном доме
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Сетевые организации вправе за отдельную плату осуществлять замену приборов учета до истечения их срока поверки или эксплуатации в случаях, не связанных с утратой, выходом из строя или неисправностью прибора учета, при обращении потребителя, производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке (абз. 15 п. 136 Основных положений).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Сетевые организации вправе за отдельную плату осуществлять замену приборов учета до истечения их срока поверки или эксплуатации в случаях, не связанных с утратой, выходом из строя или неисправностью прибора учета, при обращении потребителя, производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке (абз. 15 п. 136 Основных положений).
Статья: О некоторых особенностях перерасчета платы за коммунальную услугу газоснабжения
(Гареев Н.)
("Жилищное право", 2024, N 5)Таким образом, оплата услуг газоснабжения исходя из фактического потребления объема газа возможна при условии соблюдения указанных условий в совокупности. При этом несоблюдение хотя бы одного из условий не позволяет утверждать о возможности оплаты услуги газоснабжения исходя из показаний прибора учета. Названное правило обосновано тем, что по истечении установленного изготовителем срока поверки индивидуального прибора учета его показания об объеме потребляемых коммунальных услуг не могут считаться достоверными, что позволяет констатировать отсутствие прибора учета, поэтому расчет платы в таких случаях рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
(Гареев Н.)
("Жилищное право", 2024, N 5)Таким образом, оплата услуг газоснабжения исходя из фактического потребления объема газа возможна при условии соблюдения указанных условий в совокупности. При этом несоблюдение хотя бы одного из условий не позволяет утверждать о возможности оплаты услуги газоснабжения исходя из показаний прибора учета. Названное правило обосновано тем, что по истечении установленного изготовителем срока поверки индивидуального прибора учета его показания об объеме потребляемых коммунальных услуг не могут считаться достоверными, что позволяет констатировать отсутствие прибора учета, поэтому расчет платы в таких случаях рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Ситуация: Каков порядок оплаты жилья и коммунальных услуг?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Организации или индивидуальные предприниматели, предоставляющие коммунальные услуги (исполнители), обязаны предоставить потребителю информацию о порядке и форме оплаты коммунальных услуг, сведения о последствиях несвоевременного и (или) неполного внесения платы за коммунальные услуги, отсутствия прибора учета, несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, недопуска исполнителя в помещение для проверки состояния приборов учета и достоверности переданных сведений о показаниях таких приборов учета, недопуска гарантирующего поставщика (сетевой организации), в частности, для поверки прибора учета электроэнергии.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Организации или индивидуальные предприниматели, предоставляющие коммунальные услуги (исполнители), обязаны предоставить потребителю информацию о порядке и форме оплаты коммунальных услуг, сведения о последствиях несвоевременного и (или) неполного внесения платы за коммунальные услуги, отсутствия прибора учета, несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, недопуска исполнителя в помещение для проверки состояния приборов учета и достоверности переданных сведений о показаниях таких приборов учета, недопуска гарантирующего поставщика (сетевой организации), в частности, для поверки прибора учета электроэнергии.
Статья: Порядок установки индивидуальных приборов учета коммунальных ресурсов в многоквартирных домах
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно пп. "б" п. 22 Правил поставки газа поставщик газа обязан осуществлять по заявке абонента установку пломбы на месте присоединения прибора учета газа к газопроводу в течение 5 рабочих дней со дня поступления такой заявки. Первичная установка пломбы осуществляется за счет поставщика газа, последующие (в том числе при восстановлении прибора учета газа после проведения поверки или ремонта) оплачиваются абонентом.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно пп. "б" п. 22 Правил поставки газа поставщик газа обязан осуществлять по заявке абонента установку пломбы на месте присоединения прибора учета газа к газопроводу в течение 5 рабочих дней со дня поступления такой заявки. Первичная установка пломбы осуществляется за счет поставщика газа, последующие (в том числе при восстановлении прибора учета газа после проведения поверки или ремонта) оплачиваются абонентом.
Статья: Обновление концепции антимонопольного регулирования. Научно-практический комментарий к Постановлению Пленума ВС РФ от 4 марта 2021 года N 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства"
(Алексеева А.А., Борзило Е.Ю., Корнеев В.А., Писенко К.А., Разгильдеев А.В., Сафонов В.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, NN 5, 6, 7)Например, одно и то же действие по предложению невыгодного условия договора при разных обстоятельствах (структуре рынка, виде деятельности хозяйствующего субъекта, типе договора, соотношении с иными условиями договора и пр.) может как являться, так и не являться антимонопольным нарушением. Манипулирование ценами, напротив, само по себе ведет к ограничению, устранению конкуренции, а в случае завышения цен - причинению убытков неопределенному кругу потребителей, если не установлено иное. Практике известны случаи, когда ресурсоснабжающая организация производила перерасчет платы конкретному потребителю за холодное/горячее водоснабжение с применением повышающего коэффициента 1,5 ввиду истечения срока для поверки приборов учета. В действительности такой перерасчет был проведен ранее истечения срока поверки. Если подобные действия совершены в отношении конкретного потребителя, однократны, то с большой степенью вероятности преждевременно говорить о злоупотреблении доминирующим положением. Вместе с тем если такие действия неоднократны или вовсе носят системный характер, можно ставить вопрос о причинении вреда потребителям как категории участников рынка.
(Алексеева А.А., Борзило Е.Ю., Корнеев В.А., Писенко К.А., Разгильдеев А.В., Сафонов В.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, NN 5, 6, 7)Например, одно и то же действие по предложению невыгодного условия договора при разных обстоятельствах (структуре рынка, виде деятельности хозяйствующего субъекта, типе договора, соотношении с иными условиями договора и пр.) может как являться, так и не являться антимонопольным нарушением. Манипулирование ценами, напротив, само по себе ведет к ограничению, устранению конкуренции, а в случае завышения цен - причинению убытков неопределенному кругу потребителей, если не установлено иное. Практике известны случаи, когда ресурсоснабжающая организация производила перерасчет платы конкретному потребителю за холодное/горячее водоснабжение с применением повышающего коэффициента 1,5 ввиду истечения срока для поверки приборов учета. В действительности такой перерасчет был проведен ранее истечения срока поверки. Если подобные действия совершены в отношении конкретного потребителя, однократны, то с большой степенью вероятности преждевременно говорить о злоупотреблении доминирующим положением. Вместе с тем если такие действия неоднократны или вовсе носят системный характер, можно ставить вопрос о причинении вреда потребителям как категории участников рынка.