Оплата за электроэнергию без приБора учета
Подборка наиболее важных документов по запросу Оплата за электроэнергию без приБора учета (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 540 "Заключение и продление договора энергоснабжения" ГК РФОпределение порядка оплаты за электроэнергию, исходя из долей от общей суммы платежей противоречит ст. ст. 539, 540 ГК РФ, поскольку в спорной квартире отсутствуют отдельные приборы учета, которые фиксируют потребление электрической энергии отдельно каждого лица, квартира не является коммунальной."
Перспективы и риски арбитражного спора: Поставка электроэнергии: Покупатель хочет отменить ограничение режима потребления электроэнергии и обязать Поставщика восстановить ее подачу
(КонсультантПлюс, 2025)Поставщиком доказано, что введение режима ограничения потребления электрической энергии было обоснованно (безучетное потребление электроэнергии было выявлено и зафиксировано надлежащим образом или Покупатель не представил в срок данные приборов учета и не оплатил электроэнергию, рассчитанную расчетным способом, или не погасил всю имеющуюся задолженность и т.п.)
(КонсультантПлюс, 2025)Поставщиком доказано, что введение режима ограничения потребления электрической энергии было обоснованно (безучетное потребление электроэнергии было выявлено и зафиксировано надлежащим образом или Покупатель не представил в срок данные приборов учета и не оплатил электроэнергию, рассчитанную расчетным способом, или не погасил всю имеющуюся задолженность и т.п.)
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Как оплачиваются коммунальные услуги в коммунальной квартире?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Если соответствующее соглашение не достигнуто - расчет платы за коммунальную услугу по электроснабжению осуществляется без учета показаний комнатных приборов учета электрической энергии по формуле, указанной в разд. 1.1.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Если соответствующее соглашение не достигнуто - расчет платы за коммунальную услугу по электроснабжению осуществляется без учета показаний комнатных приборов учета электрической энергии по формуле, указанной в разд. 1.1.
Ситуация: В каких случаях и в каком порядке производится перерасчет платы за электроэнергию?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Перерасчет платы за электроэнергию производится в случае несоответствия показаний прибора учета показаниям, использованным при расчете платы, временного отсутствия потребителя, несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, а также при предоставлении коммунальной услуги ненадлежащего качества или с перерывами.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Перерасчет платы за электроэнергию производится в случае несоответствия показаний прибора учета показаниям, использованным при расчете платы, временного отсутствия потребителя, несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, а также при предоставлении коммунальной услуги ненадлежащего качества или с перерывами.
Нормативные акты
"Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за первый квартал 2025 года"Указанное законоположение являлось предметом рассмотрения в той мере, в какой оно служит основанием для разрешения вопроса о взыскании судом в солидарном порядке с жильцов коммунальной квартиры (собственников, нанимателей комнат, иных лиц), не являющихся членами одной семьи, задолженности по оплате потребленной электрической энергии, если в данной квартире имеется общий (квартирный) прибор учета электрической энергии, но не все комнаты данной квартиры оборудованы (ни одна из комнат не оборудована) комнатным прибором учета электрической энергии, а соглашение между всеми жильцами данной квартиры о солидарном порядке оплаты электрической энергии отсутствует.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2021)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.11.2021)По смыслу пп. 166, 179 Основных положений потребителю предоставляется два расчетных периода "льготного" определения объема оплачиваемой энергии в отсутствие прибора учета для восстановления учета энергии: для 1-го и 2-го расчетных периодов подряд объем потребления электрической энергии, а для потребителя, в расчетах с которым используется ставка за мощность, - также и почасовые объемы потребления электрической энергии производятся исходя из показаний расчетного прибора учета за аналогичный расчетный период предыдущего года, а при отсутствии данных за аналогичный расчетный период предыдущего года - на основании показаний расчетного прибора учета за ближайший расчетный период.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.11.2021)По смыслу пп. 166, 179 Основных положений потребителю предоставляется два расчетных периода "льготного" определения объема оплачиваемой энергии в отсутствие прибора учета для восстановления учета энергии: для 1-го и 2-го расчетных периодов подряд объем потребления электрической энергии, а для потребителя, в расчетах с которым используется ставка за мощность, - также и почасовые объемы потребления электрической энергии производятся исходя из показаний расчетного прибора учета за аналогичный расчетный период предыдущего года, а при отсутствии данных за аналогичный расчетный период предыдущего года - на основании показаний расчетного прибора учета за ближайший расчетный период.
Статья: Машино-место как объект гражданских прав
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с п. 43 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, объем потребляемых в помещении, отведенном в многоквартирном доме под машино-места, электрической энергии, холодной воды и горячей воды, объем отводимых сточных вод определяется исходя из показаний приборов учета соответствующего коммунального ресурса, установленных в целях раздельного учета потребления коммунальных ресурсов в этом помещении, а при их отсутствии исходя из площади указанного помещения и норматива потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. Указанный объем электрической энергии, холодной воды и горячей воды, а также сточных вод распределяется между собственниками машино-мест пропорционально количеству машино-мест, принадлежащих каждому собственнику. При этом при отсутствии приборов учета электрической энергии, холодной воды и горячей воды, установленных в целях раздельного учета потребления коммунальных ресурсов в этом помещении, размер платы для собственников машино-мест определяется с применением повышающего коэффициента к соответствующему нормативу потребления коммунального ресурса, величина которого принимается равной 1,5.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с п. 43 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, объем потребляемых в помещении, отведенном в многоквартирном доме под машино-места, электрической энергии, холодной воды и горячей воды, объем отводимых сточных вод определяется исходя из показаний приборов учета соответствующего коммунального ресурса, установленных в целях раздельного учета потребления коммунальных ресурсов в этом помещении, а при их отсутствии исходя из площади указанного помещения и норматива потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. Указанный объем электрической энергии, холодной воды и горячей воды, а также сточных вод распределяется между собственниками машино-мест пропорционально количеству машино-мест, принадлежащих каждому собственнику. При этом при отсутствии приборов учета электрической энергии, холодной воды и горячей воды, установленных в целях раздельного учета потребления коммунальных ресурсов в этом помещении, размер платы для собственников машино-мест определяется с применением повышающего коэффициента к соответствующему нормативу потребления коммунального ресурса, величина которого принимается равной 1,5.
Статья: Порядок установки индивидуальных приборов учета коммунальных ресурсов в многоквартирных домах
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Действия по вводу приборов учета в эксплуатацию, по установке пломб и (или) знаков визуального контроля по завершении процедуры ввода прибора учета в эксплуатацию совершаются без взимания платы (п. 8 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Действия по вводу приборов учета в эксплуатацию, по установке пломб и (или) знаков визуального контроля по завершении процедуры ввода прибора учета в эксплуатацию совершаются без взимания платы (п. 8 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442).
Ситуация: Каков порядок оплаты жилья и коммунальных услуг?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Организации или индивидуальные предприниматели, предоставляющие коммунальные услуги (исполнители), обязаны предоставить потребителю информацию о порядке и форме оплаты коммунальных услуг, сведения о последствиях несвоевременного и (или) неполного внесения платы за коммунальные услуги, отсутствия прибора учета, несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, недопуска исполнителя в помещение для проверки состояния приборов учета и достоверности переданных сведений о показаниях таких приборов учета, недопуска гарантирующего поставщика (сетевой организации), в частности, для поверки прибора учета электроэнергии.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Организации или индивидуальные предприниматели, предоставляющие коммунальные услуги (исполнители), обязаны предоставить потребителю информацию о порядке и форме оплаты коммунальных услуг, сведения о последствиях несвоевременного и (или) неполного внесения платы за коммунальные услуги, отсутствия прибора учета, несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, недопуска исполнителя в помещение для проверки состояния приборов учета и достоверности переданных сведений о показаниях таких приборов учета, недопуска гарантирующего поставщика (сетевой организации), в частности, для поверки прибора учета электроэнергии.
"Доктринальные основы практики Верховного Суда Российской Федерации: монография"
(Хабриева Т.Я., Ковлер А.И., Курбанов Р.А.)
(отв. ред. Т.Я. Хабриева)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)С множественностью субъектов на стороне абонента связана и проблема оплаты коммунальных ресурсов, потребляемых на содержание общедомового имущества (например, электроэнергия для работы лифтов, освещения лестничных площадок и т.д.). После принятия Правил предоставления коммунальных услуг гражданам <1> порядок оплаты этой части поставляемых энергетических ресурсов при отсутствии в многоквартирном доме общедомового прибора учета не был определен. На основе соотношения норм гражданского и жилищного законодательства, возлагающих бремя содержания общедомового имущества на участников общей долевой собственности, практикой Высшего Арбитражного Суда РФ был выработан подход, на основе которого при отсутствии общедомовых приборов учета количество поставленных в многоквартирный дом энергетических ресурсов определялось на основе норматива потребления соответствующих коммунальных услуг <2>. Предполагалось, что бремя оплаты количества энергетических ресурсов, оставшегося после вычитания из общего объема поставленного в данный дом ресурса (исходя из норматива потребления) - суммарного количества ресурса, потребленного гражданами в жилых помещениях, должно было распределяться между проживающими в доме потребителями пропорционально их доле в праве общей собственности на общее имущество.
(Хабриева Т.Я., Ковлер А.И., Курбанов Р.А.)
(отв. ред. Т.Я. Хабриева)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)С множественностью субъектов на стороне абонента связана и проблема оплаты коммунальных ресурсов, потребляемых на содержание общедомового имущества (например, электроэнергия для работы лифтов, освещения лестничных площадок и т.д.). После принятия Правил предоставления коммунальных услуг гражданам <1> порядок оплаты этой части поставляемых энергетических ресурсов при отсутствии в многоквартирном доме общедомового прибора учета не был определен. На основе соотношения норм гражданского и жилищного законодательства, возлагающих бремя содержания общедомового имущества на участников общей долевой собственности, практикой Высшего Арбитражного Суда РФ был выработан подход, на основе которого при отсутствии общедомовых приборов учета количество поставленных в многоквартирный дом энергетических ресурсов определялось на основе норматива потребления соответствующих коммунальных услуг <2>. Предполагалось, что бремя оплаты количества энергетических ресурсов, оставшегося после вычитания из общего объема поставленного в данный дом ресурса (исходя из норматива потребления) - суммарного количества ресурса, потребленного гражданами в жилых помещениях, должно было распределяться между проживающими в доме потребителями пропорционально их доле в праве общей собственности на общее имущество.
Статья: Квалификация незаконного потребления электроэнергии
(Сабанин С.Н., Бадалян К.О.)
("Современное право", 2022, N 7)В дальнейшем уголовное законодательство 1960 года было дополнено ст. 94.2 - нарушение правил пользования энергией или газом в быту. По указанной статье привлекались к уголовной ответственности в том числе и за действия, которые сводились к самовольному использованию электроэнергии, под которым понималось подключение к энергосетям без соответствующего разрешения от действий, направленных на нарушение правил пользования электроэнергией, т.е. изменение показаний счетчика с целью уклонения от оплаты использованной электроэнергии, изменение схемы электропроводки и т.д. [3, с. 38; 4].
(Сабанин С.Н., Бадалян К.О.)
("Современное право", 2022, N 7)В дальнейшем уголовное законодательство 1960 года было дополнено ст. 94.2 - нарушение правил пользования энергией или газом в быту. По указанной статье привлекались к уголовной ответственности в том числе и за действия, которые сводились к самовольному использованию электроэнергии, под которым понималось подключение к энергосетям без соответствующего разрешения от действий, направленных на нарушение правил пользования электроэнергией, т.е. изменение показаний счетчика с целью уклонения от оплаты использованной электроэнергии, изменение схемы электропроводки и т.д. [3, с. 38; 4].
Вопрос: Об НДС при реализации управляющей компанией, применяющей УСН, коммунальных услуг, определяемых с учетом повышающего коэффициента, и учете в целях УСН денежных средств, полученных в оплату таких услуг.
(Письмо Минфина России от 30.05.2025 N 03-11-06/2/53980)Абзацем третьим пункта 42 Правил N 354 установлено, что при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется по формуле 4(1) приложения N 2 к Правилам N 354 исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с применением повышающего коэффициента, а в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, которое не оснащено такими приборами учета, определяется по формуле 23(1) приложения N 2 к Правилам N 354 исходя из норматива потребления горячей воды с применением повышающего коэффициента.
(Письмо Минфина России от 30.05.2025 N 03-11-06/2/53980)Абзацем третьим пункта 42 Правил N 354 установлено, что при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется по формуле 4(1) приложения N 2 к Правилам N 354 исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с применением повышающего коэффициента, а в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, которое не оснащено такими приборами учета, определяется по формуле 23(1) приложения N 2 к Правилам N 354 исходя из норматива потребления горячей воды с применением повышающего коэффициента.