Оплата услуг иностранной компании
Подборка наиболее важных документов по запросу Оплата услуг иностранной компании (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Доказательства и доказывание в арбитражном суде: Споры о привлечении к налоговой ответственности по гл. 16 НК РФ: Налоговый агент оспаривает штраф за представление документов с недостоверными сведениями
(КонсультантПлюс, 2025)Например, когда Налоговый агент оплатил работы (услуги) иностранной организации, не имеющей постоянного представительства в РФ (п. 2 ст. 309 НК РФ), можно представить заключенные с ней договоры, заявления на перевод валюты и т.п. >>>
(КонсультантПлюс, 2025)Например, когда Налоговый агент оплатил работы (услуги) иностранной организации, не имеющей постоянного представительства в РФ (п. 2 ст. 309 НК РФ), можно представить заключенные с ней договоры, заявления на перевод валюты и т.п. >>>
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 312 "Специальные положения" главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению общества, ему неправомерно доначислен налог с доходов иностранной организации, т.к. оплата услуг незаконно переквалифицирована в дивиденды на основании признания части оплаченных услуг не оказанными. Кроме того, если оплата услуг переквалифицирована в дивиденды, то эти средства подлежат налогообложению по правилам дивидендов.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению общества, ему неправомерно доначислен налог с доходов иностранной организации, т.к. оплата услуг незаконно переквалифицирована в дивиденды на основании признания части оплаченных услуг не оказанными. Кроме того, если оплата услуг переквалифицирована в дивиденды, то эти средства подлежат налогообложению по правилам дивидендов.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как налоговый агент уплачивает налог на прибыль
(КонсультантПлюс, 2025)Например, если для целей налогообложения прибыли оплата услуг нерезиденту относится к доходам от источников в РФ и не связана с предпринимательской деятельностью иностранного исполнителя через его постоянное представительство в РФ, то налоговым агентом при приобретении услуг у иностранной организации признается российская организация.
(КонсультантПлюс, 2025)Например, если для целей налогообложения прибыли оплата услуг нерезиденту относится к доходам от источников в РФ и не связана с предпринимательской деятельностью иностранного исполнителя через его постоянное представительство в РФ, то налоговым агентом при приобретении услуг у иностранной организации признается российская организация.
Типовая ситуация: Налог на прибыль при выплате доходов иностранной организации: уплата и отчетность
(Издательство "Главная книга", 2025)Российская организация будет налоговым агентом по налогу на прибыль при выплате иностранной организации доходов, указанных в ст. 309 НК РФ, в частности при покупке недвижимости или аренде имущества в России, оплате международной перевозки, перечислении дивидендов и процентов. Не надо удерживать налог, если иностранная организация сообщит свой ИНН и письменно подтвердит, что ее доход относится к деятельности постоянного представительства (ст. 310 НК РФ, Письмо Минфина от 29.04.2021 N 03-08-05/32988).
(Издательство "Главная книга", 2025)Российская организация будет налоговым агентом по налогу на прибыль при выплате иностранной организации доходов, указанных в ст. 309 НК РФ, в частности при покупке недвижимости или аренде имущества в России, оплате международной перевозки, перечислении дивидендов и процентов. Не надо удерживать налог, если иностранная организация сообщит свой ИНН и письменно подтвердит, что ее доход относится к деятельности постоянного представительства (ст. 310 НК РФ, Письмо Минфина от 29.04.2021 N 03-08-05/32988).
Нормативные акты
Федеральный закон от 27.06.2011 N 161-ФЗ
(ред. от 23.05.2025)
"О национальной платежной системе"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)32) иностранный поставщик платежных услуг - иностранная организация, имеющая право в соответствии с законодательством иностранного государства, на территории которого она зарегистрирована, на основании лицензии или иного разрешения оказывать услуги по переводу денежных средств по банковским счетам и (или) без открытия банковских счетов и (или) осуществлять операции с использованием электронных средств платежа;
(ред. от 23.05.2025)
"О национальной платежной системе"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)32) иностранный поставщик платежных услуг - иностранная организация, имеющая право в соответствии с законодательством иностранного государства, на территории которого она зарегистрирована, на основании лицензии или иного разрешения оказывать услуги по переводу денежных средств по банковским счетам и (или) без открытия банковских счетов и (или) осуществлять операции с использованием электронных средств платежа;
Постановление Правительства РФ от 15.02.2008 N 72
(ред. от 07.03.2016)
"О порядке направления средств федерального бюджета на оплату расходов, связанных с лечением граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации"а) оплаты в иностранной валюте услуг иностранных организаций, связанных с лечением граждан Российской Федерации;
(ред. от 07.03.2016)
"О порядке направления средств федерального бюджета на оплату расходов, связанных с лечением граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации"а) оплаты в иностранной валюте услуг иностранных организаций, связанных с лечением граждан Российской Федерации;
Путеводитель по сделкам. Возмездное оказание услуг. Заказчик1.1. НДС при перечислении оплаты за оказанные услуги иностранной организации, в том числе резиденту государства - члена ЕАЭС
Статья: Трансграничная уступка прав требования в условиях санкций: налоговые аспекты
(Семенова М.В., Ковалева Е.Е.)
("Закон", 2024, N 11)Однако механизм налогообложения трансграничной уступки может быть усовершенствован с учетом специфики осуществляемых операций. Так, для целей НДС в НК РФ следует предусмотреть правила определения места реализации имущественных прав, включая денежные требования. Для целей исчисления налога на доход в отношении платы за работы (услуги), которые иностранная взаимозависимая компания выполняет (оказывает) российской компании, следует установить порядок определения налоговой базы для ситуаций, когда российская компания погашает долг перед взаимозависимой иностранной компанией за выполненные работы (оказанные услуги) путем перевода денежных средств в адрес иностранного лица, которое не является взаимозависимым. Исходя из того, что в действующем налоговом законодательстве отсутствует механизм, позволяющий российскому налоговому агенту исчислить и удержать налог у источника выплаты непосредственно с доходов цедента, можно предложить следующее: признать российскую компанию - должника налоговым агентом для всех случаев выплаты дохода в адрес цессионария, при этом расходы, понесенные цедентом при уступке в адрес невзаимозависимого лица, разрешить принимать в уменьшение налоговой базы как налоговый вычет. Для документального подтверждения вычета цедент может передать российскому должнику информацию о дисконте, который получил цессионарий при приобретении права требования. Такой порядок расчета налоговой базы позволит исчислить налог с суммы реально полученного дохода взаимозависимого цедента.
(Семенова М.В., Ковалева Е.Е.)
("Закон", 2024, N 11)Однако механизм налогообложения трансграничной уступки может быть усовершенствован с учетом специфики осуществляемых операций. Так, для целей НДС в НК РФ следует предусмотреть правила определения места реализации имущественных прав, включая денежные требования. Для целей исчисления налога на доход в отношении платы за работы (услуги), которые иностранная взаимозависимая компания выполняет (оказывает) российской компании, следует установить порядок определения налоговой базы для ситуаций, когда российская компания погашает долг перед взаимозависимой иностранной компанией за выполненные работы (оказанные услуги) путем перевода денежных средств в адрес иностранного лица, которое не является взаимозависимым. Исходя из того, что в действующем налоговом законодательстве отсутствует механизм, позволяющий российскому налоговому агенту исчислить и удержать налог у источника выплаты непосредственно с доходов цедента, можно предложить следующее: признать российскую компанию - должника налоговым агентом для всех случаев выплаты дохода в адрес цессионария, при этом расходы, понесенные цедентом при уступке в адрес невзаимозависимого лица, разрешить принимать в уменьшение налоговой базы как налоговый вычет. Для документального подтверждения вычета цедент может передать российскому должнику информацию о дисконте, который получил цессионарий при приобретении права требования. Такой порядок расчета налоговой базы позволит исчислить налог с суммы реально полученного дохода взаимозависимого цедента.
Готовое решение: Как налоговому агенту рассчитать и уплатить НДС при сделках с нерезидентами
(КонсультантПлюс, 2025)при покупке (продаже в качестве посредника) электронных услуг иностранной организации уплаты НДС. В этом случае вы платите "налог на Google";
(КонсультантПлюс, 2025)при покупке (продаже в качестве посредника) электронных услуг иностранной организации уплаты НДС. В этом случае вы платите "налог на Google";
Статья: Классификация налоговых обязанностей: развитие в условиях цифровизации
(Лютова О.И.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 5)Помимо этого, представленная классификация актуальна по причине появления "налога на Гугл", то есть установления с 1 января 2019 г. обязанности исчисления и уплаты НДС при реализации электронных услуг иностранными организациями на территории Российской Федерации. Само по себе правило "неразрывности" постановки на налоговый учет и уплаты налогов не является абсолютным даже в отношении электронных услуг для иностранных организаций. Как отмечает К.А. Пономарева, законодательство не позволяет в полной мере взимать налоги с доходов цифровых транснациональных компаний от услуг, связанных с российскими пользователями <12>. Иностранные поставщики электронных услуг не уплачивают в российский бюджет налог на прибыль, получаемую за счет пользователей, находящихся на территории Российской Федерации. Отчасти для компенсации ситуации неравенства российских и иностранных налогоплательщиков, являющихся поставщиками электронных услуг, были разработаны налоговые льготные механизмы для организаций IT-сектора, которые, как отмечает В.В. Громов, достаточно ограничены по налоговому периметру <13>, в том числе из-за отсутствия четкой концепции предоставления таких льгот по сегментам экономики, несоблюдения принципа вертикальной налоговой справедливости, предполагающей возможность уменьшить налоги при увеличении доходности или иных показателей бизнеса, а также из-за неоднозначного с точки зрения эффективности выбора критериев (численность работников) для предоставления льгот.
(Лютова О.И.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 5)Помимо этого, представленная классификация актуальна по причине появления "налога на Гугл", то есть установления с 1 января 2019 г. обязанности исчисления и уплаты НДС при реализации электронных услуг иностранными организациями на территории Российской Федерации. Само по себе правило "неразрывности" постановки на налоговый учет и уплаты налогов не является абсолютным даже в отношении электронных услуг для иностранных организаций. Как отмечает К.А. Пономарева, законодательство не позволяет в полной мере взимать налоги с доходов цифровых транснациональных компаний от услуг, связанных с российскими пользователями <12>. Иностранные поставщики электронных услуг не уплачивают в российский бюджет налог на прибыль, получаемую за счет пользователей, находящихся на территории Российской Федерации. Отчасти для компенсации ситуации неравенства российских и иностранных налогоплательщиков, являющихся поставщиками электронных услуг, были разработаны налоговые льготные механизмы для организаций IT-сектора, которые, как отмечает В.В. Громов, достаточно ограничены по налоговому периметру <13>, в том числе из-за отсутствия четкой концепции предоставления таких льгот по сегментам экономики, несоблюдения принципа вертикальной налоговой справедливости, предполагающей возможность уменьшить налоги при увеличении доходности или иных показателей бизнеса, а также из-за неоднозначного с точки зрения эффективности выбора критериев (численность работников) для предоставления льгот.
Готовое решение: Как облагаются НДС консультационные услуги с участием иностранной компании
(КонсультантПлюс, 2025)При приобретении электронных услуг у иностранной организации НДС исчисляется и уплачивается в особом порядке.
(КонсультантПлюс, 2025)При приобретении электронных услуг у иностранной организации НДС исчисляется и уплачивается в особом порядке.
Статья: 10 ответов на "учебные" вопросы помогут работодателю не допустить ошибок
(Катаева Н.Н.)
("Главная книга", 2024, N 14)Нужно ли удерживать налоги с оплаты
(Катаева Н.Н.)
("Главная книга", 2024, N 14)Нужно ли удерживать налоги с оплаты
Вопрос: Об НДС при оплате услуг иностранной организации посредством перевода денежных средств на ее банковский счет, если местом реализации является территория РФ.
(Письмо ФНС России от 05.06.2024 N ЗГ-2-3/8469)Вопрос: Об НДС при оплате услуг иностранной организации посредством перевода денежных средств на ее банковский счет, если местом реализации является территория РФ.
(Письмо ФНС России от 05.06.2024 N ЗГ-2-3/8469)Вопрос: Об НДС при оплате услуг иностранной организации посредством перевода денежных средств на ее банковский счет, если местом реализации является территория РФ.
Ситуация: Каковы особенности перевода электронных денежных средств?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Иностранный поставщик платежных услуг - иностранная организация, имеющая право в соответствии с законодательством иностранного государства, на территории которого она зарегистрирована, на основании лицензии или иного разрешения оказывать услуги по переводу денежных средств по банковским счетам и (или) без открытия банковских счетов и (или) осуществлять операции с использованием электронных средств платежа (п. 32 ст. 3 Закона N 161-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Иностранный поставщик платежных услуг - иностранная организация, имеющая право в соответствии с законодательством иностранного государства, на территории которого она зарегистрирована, на основании лицензии или иного разрешения оказывать услуги по переводу денежных средств по банковским счетам и (или) без открытия банковских счетов и (или) осуществлять операции с использованием электронных средств платежа (п. 32 ст. 3 Закона N 161-ФЗ).
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)иностранный поставщик платежных услуг - иностранная организация, имеющая право оказывать услуги по переводу денежных средств по законодательству иностранного государства, на территории которого она зарегистрирована, и обеспечивающая прием предоставляемых своим клиентам-нерезидентам электронных средств платежа на территории России;
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)иностранный поставщик платежных услуг - иностранная организация, имеющая право оказывать услуги по переводу денежных средств по законодательству иностранного государства, на территории которого она зарегистрирована, и обеспечивающая прием предоставляемых своим клиентам-нерезидентам электронных средств платежа на территории России;
Вопрос: Об учете расходов филиала российской организации со статусом постоянного представительства по оплате услуг, оказанных в Боливии иностранной взаимозависимой организацией, в целях налога на прибыль.
(Письмо Минфина России от 13.12.2024 N 03-08-09/126209)Вопрос: Об учете расходов филиала российской организации со статусом постоянного представительства по оплате услуг, оказанных в Боливии иностранной взаимозависимой организацией, в целях налога на прибыль.
(Письмо Минфина России от 13.12.2024 N 03-08-09/126209)Вопрос: Об учете расходов филиала российской организации со статусом постоянного представительства по оплате услуг, оказанных в Боливии иностранной взаимозависимой организацией, в целях налога на прибыль.