Оплата товара в валюте
Подборка наиболее важных документов по запросу Оплата товара в валюте (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по ИБ "Корреспонденция счетов"Приобретение товаров с оплатой в валюте >>>
Нормативные акты
Федеральный закон от 31.07.2020 N 259-ФЗ
(ред. от 27.10.2025)
"О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"5. Юридические лица, личным законом которых является российское право, филиалы, представительства и иные обособленные подразделения международных организаций и иностранных юридических лиц, компаний и других корпоративных образований, обладающих гражданской правоспособностью, созданные на территории Российской Федерации, физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев, не вправе принимать цифровую валюту в качестве встречного предоставления за передаваемые ими (им) товары, выполняемые ими (им) работы, оказываемые ими (им) услуги или иного способа, позволяющего предполагать оплату цифровой валютой товаров (работ, услуг), за исключением получения цифровой валюты в результате выпуска цифровой валюты и (или) получения лицом, осуществляющим майнинг цифровой валюты (в том числе участником майнинг-пула), лицом, организующим деятельность майнинг-пула, вознаграждения в цифровой валюте за подтверждение записей в информационной системе (в том числе в результате распределения цифровой валюты среди участников майнинг-пула).
(ред. от 27.10.2025)
"О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"5. Юридические лица, личным законом которых является российское право, филиалы, представительства и иные обособленные подразделения международных организаций и иностранных юридических лиц, компаний и других корпоративных образований, обладающих гражданской правоспособностью, созданные на территории Российской Федерации, физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев, не вправе принимать цифровую валюту в качестве встречного предоставления за передаваемые ими (им) товары, выполняемые ими (им) работы, оказываемые ими (им) услуги или иного способа, позволяющего предполагать оплату цифровой валютой товаров (работ, услуг), за исключением получения цифровой валюты в результате выпуска цифровой валюты и (или) получения лицом, осуществляющим майнинг цифровой валюты (в том числе участником майнинг-пула), лицом, организующим деятельность майнинг-пула, вознаграждения в цифровой валюте за подтверждение записей в информационной системе (в том числе в результате распределения цифровой валюты среди участников майнинг-пула).
Статья: Свобода договора и ее пределы в цифровой среде
(Волос А.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2024, N 2)Примеры такого регулирования имеются и в действующем российском законодательстве. Так, в силу части 5 статьи 14 ФЗ о ЦФА ограничено право российских юридических и физических лиц принимать цифровую валюту в качестве встречного предоставления за передаваемые ими (им) товары, выполняемые ими (им) работы, оказываемые ими (им) услуги или иного способа, позволяющего предполагать оплату цифровой валютой товаров (работ, услуг).
(Волос А.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2024, N 2)Примеры такого регулирования имеются и в действующем российском законодательстве. Так, в силу части 5 статьи 14 ФЗ о ЦФА ограничено право российских юридических и физических лиц принимать цифровую валюту в качестве встречного предоставления за передаваемые ими (им) товары, выполняемые ими (им) работы, оказываемые ими (им) услуги или иного способа, позволяющего предполагать оплату цифровой валютой товаров (работ, услуг).
Статья: Как определить налоговую базу по НДС, если оплата в рублях - по фиксированному курсу
(Солнцева М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 6)Применяются ли положения п. 4 ст. 153 НК РФ в случае, если в договоре стоимость товаров определена в иностранной валюте, а оплата производится в рублях по зафиксированному в договоре курсу иностранной валюты к российскому рублю? Ответ на этот вопрос Минфин России дал в письме от 09.11.2023 N 03-07-08/106701.
(Солнцева М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 6)Применяются ли положения п. 4 ст. 153 НК РФ в случае, если в договоре стоимость товаров определена в иностранной валюте, а оплата производится в рублях по зафиксированному в договоре курсу иностранной валюты к российскому рублю? Ответ на этот вопрос Минфин России дал в письме от 09.11.2023 N 03-07-08/106701.
Вопрос: О запрете оплаты товаров, работ, услуг цифровой валютой, регулировании выпуска и оборота цифровых валют, определении понятий, ключевых параметров и порядка расчета рыночной стоимости цифровой валюты.
(Письмо Минфина России от 03.05.2024 N 05-06-11/41356)Вопрос: О запрете оплаты товаров, работ, услуг цифровой валютой, регулировании выпуска и оборота цифровых валют, определении понятий, ключевых параметров и порядка расчета рыночной стоимости цифровой валюты.
(Письмо Минфина России от 03.05.2024 N 05-06-11/41356)Вопрос: О запрете оплаты товаров, работ, услуг цифровой валютой, регулировании выпуска и оборота цифровых валют, определении понятий, ключевых параметров и порядка расчета рыночной стоимости цифровой валюты.
Путеводитель по сделкам. Поставка. Покупатель1.1. НДС у покупателя при перечислении платы за товар, стоимость которого установлена в иностранной валюте (у. е.), а оплата производится в рублях
Статья: Исключения из запрета на совершение сделок с цифровой валютой
(Ионцев М.А.)
("Евразийский юридический журнал", 2024, N 12)Законодатель указывает в запрете на то, что цифровую валюту нельзя принимать в качестве встречного предоставления или иного способа, позволяющего предполагать оплату цифровой валютой товаров, работ или услуг. Данная формулировка представляется тавтологичной. Так любой способ оплаты товаров, работ, и услуг также является встречным предоставлением за указанные переданные товары и предоставленные работы и услуги [7]. Таким образом, представляется, что законодатель дважды повторяет запрет на осуществление встречного предоставления по взаимным договорам в виде цифровой валюты.
(Ионцев М.А.)
("Евразийский юридический журнал", 2024, N 12)Законодатель указывает в запрете на то, что цифровую валюту нельзя принимать в качестве встречного предоставления или иного способа, позволяющего предполагать оплату цифровой валютой товаров, работ или услуг. Данная формулировка представляется тавтологичной. Так любой способ оплаты товаров, работ, и услуг также является встречным предоставлением за указанные переданные товары и предоставленные работы и услуги [7]. Таким образом, представляется, что законодатель дважды повторяет запрет на осуществление встречного предоставления по взаимным договорам в виде цифровой валюты.
"Комментарий к Федеральному закону от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Абзац 3 ч. 2 комментируемой статьи предусматривает, что юридические лица - резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте России по договорам розничной купли-продажи товаров, выплаты в наличной валюте России физическим лицам - нерезидентам в порядке компенсации суммы налога на добавленную стоимость в соответствии со ст. 169.1 части второй НК РФ, а также расчеты в наличной валюте России при оказании физическим лицам - нерезидентам на территории России транспортных, гостиничных и других услуг, оказываемых населению.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Абзац 3 ч. 2 комментируемой статьи предусматривает, что юридические лица - резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте России по договорам розничной купли-продажи товаров, выплаты в наличной валюте России физическим лицам - нерезидентам в порядке компенсации суммы налога на добавленную стоимость в соответствии со ст. 169.1 части второй НК РФ, а также расчеты в наличной валюте России при оказании физическим лицам - нерезидентам на территории России транспортных, гостиничных и других услуг, оказываемых населению.
Статья: Юридическая конструкция налога в контексте взаимосвязи национального и международного права (к юбилею профессора Ильи Ильича Кучерова)
(Хаванова И.А.)
("Финансовое право", 2025, N 9)Особенностью проблем в рассматриваемой сфере является не только новизна технологических решений, но и то, что виртуальное пространство - уникальная среда вне пределов национальных (государственных) границ. Вместе с тем "для целей налогообложения необходимо понимать, что составляет объект налогообложения, в результате каких именно действий с криптовалютой получен доход" <14>. Тот факт, что биткоин не может быть признан деньгами - в юридическом и экономическом смыслах, не исключает налогообложение дохода, выраженного в биткоинах <15>. В 2017 году при исследовании теоретико-правовых аспектов использования альтернативных платежных средств будет сделан вывод о том, что цифровая валюта для целей налогообложения должна рассматриваться как "имущество" <16>. Законодатель закрепит данное положение в НК РФ только в конце 2024 г. (п. 2 ст. 38). Заключение на законопроект Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству, подготовленное в период обсуждения новеллы, отражает опасения, которые и сегодня можно наблюдать в научной дискуссии: квалификация цифровой валюты в качестве имущества вступает в противоречие с подходом ст. 1 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 259-ФЗ <17>, где цифровой валютой признается совокупность электронных данных (цифрового кода или обозначения). Кроме того, в п. 5 ст. 14 указанного Закона содержится ряд ограничений, например: юридические лица, личным законом которых является российское право, физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев, не вправе принимать цифровую валюту в качестве встречного предоставления за передаваемые ими (им) товары, выполняемые ими (им) работы, оказываемые ими (им) услуги или иного способа, позволяющего предполагать оплату цифровой валютой товаров (работ, услуг). По мнению Комитета, "отсутствие определенности в вопросах об объектах ограничений и о допустимых операциях при признании всех цифровых валют "имуществом" для целей налогообложения фактически влечет легализацию всех этих активов" <18>.
(Хаванова И.А.)
("Финансовое право", 2025, N 9)Особенностью проблем в рассматриваемой сфере является не только новизна технологических решений, но и то, что виртуальное пространство - уникальная среда вне пределов национальных (государственных) границ. Вместе с тем "для целей налогообложения необходимо понимать, что составляет объект налогообложения, в результате каких именно действий с криптовалютой получен доход" <14>. Тот факт, что биткоин не может быть признан деньгами - в юридическом и экономическом смыслах, не исключает налогообложение дохода, выраженного в биткоинах <15>. В 2017 году при исследовании теоретико-правовых аспектов использования альтернативных платежных средств будет сделан вывод о том, что цифровая валюта для целей налогообложения должна рассматриваться как "имущество" <16>. Законодатель закрепит данное положение в НК РФ только в конце 2024 г. (п. 2 ст. 38). Заключение на законопроект Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству, подготовленное в период обсуждения новеллы, отражает опасения, которые и сегодня можно наблюдать в научной дискуссии: квалификация цифровой валюты в качестве имущества вступает в противоречие с подходом ст. 1 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 259-ФЗ <17>, где цифровой валютой признается совокупность электронных данных (цифрового кода или обозначения). Кроме того, в п. 5 ст. 14 указанного Закона содержится ряд ограничений, например: юридические лица, личным законом которых является российское право, физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев, не вправе принимать цифровую валюту в качестве встречного предоставления за передаваемые ими (им) товары, выполняемые ими (им) работы, оказываемые ими (им) услуги или иного способа, позволяющего предполагать оплату цифровой валютой товаров (работ, услуг). По мнению Комитета, "отсутствие определенности в вопросах об объектах ограничений и о допустимых операциях при признании всех цифровых валют "имуществом" для целей налогообложения фактически влечет легализацию всех этих активов" <18>.
Статья: Комментарий к Письму Министерства финансов РФ от 04.08.2023 N 03-07-08/73264 <О вычете НДС при приобретении товаров (работ) в счет частичной оплаты в иностранной валюте, если счета-фактуры составлены в рублях>
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 22)"Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 22
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 22)"Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 22
Путеводитель по сделкам. Поставка. Поставщик1.2. НДС у поставщика при получении платы за товар, стоимость которого установлена в иностранной валюте (у. е.), а оплата производится в рублях