Оплата ТБО собственником жилого помещения



Подборка наиболее важных документов по запросу Оплата ТБО собственником жилого помещения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 23.09.2024 N 88-28568/2024 (УИД 50MS0191-01-2023-003500-43)
Категория спора: Возмездное оказание услуг.
Требования исполнителя: 1) О взыскании долга; 2) О взыскании неустойки.
Обстоятельства: В силу закона собственник, не проживающий в жилом помещении на постоянной основе, не освобождается от внесения платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено в части.
При этом суд первой инстанции учел, что постоянное непроживание собственника в жилом помещении не тождественно понятию "временное отсутствие потребителя", применяемому в Правилах в целях проведения соответствующего перерасчета, и не является основанием для освобождения истца, как не проживающего в жилом помещении собственника, от оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
показать больше документов

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Мусорное дело
(Алистархов В., Соколова В.)
("Жилищное право", 2021, N 12)
Верховный Суд РФ отказался признать незаконным подход к оплате услуг по вывозу твердых коммунальных отходов (ТКО) для собственников, в квартирах или домах которых никто не живет и по факту услуга не оказывается.
Ситуация: Когда пересчитывают плату за коммунальные услуги (газоснабжение, электроснабжение, отопление и др.)?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)
Отметим, что неиспользование собственником принадлежащего ему жилого помещения для постоянного проживания не является основанием для перерасчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами (п. 18 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023).
показать больше документов

Нормативные акты

Постановление Конституционного Суда РФ от 02.12.2022 N 52-П
"По делу о проверке конституционности части 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также пунктов 56(2) и 148(36) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в связи с жалобой гражданки Т.В. Фирсовой"
Однако апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 21 июля 2021 года, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 16 декабря 2021 года, решение суда первой инстанции было отменено и принято новое решение об отказе в удовлетворении требований Т.В. Фирсовой в полном объеме. Суды, ссылаясь в том числе на оспариваемые заявительницей нормативные положения, пришли к выводу, что неиспользование собственником жилого помещения (непроживание его в данном помещении) не тождественно понятию "временное отсутствие потребителя", применяемому в Правилах для целей проведения перерасчета платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами. К тому же, поскольку перерасчет указанной платы, начисляемой собственнику жилого помещения, который в нем постоянно не проживает, при отсутствии иных постоянно и временно проживающих в данном помещении граждан, действующим законодательством не предусмотрен, такой собственник, по мнению судов, обязан нести расходы по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами и права на перерасчет за период его временного отсутствия в этом жилом помещении не имеет.
"Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2022 года"Предусмотренный абзацем вторым пункта 148(30) Правил во взаимосвязи с формулой 9(2) Приложения N 2 к Правилам способ расчета платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, основанный на применении такого объективного параметра, как общая площадь жилого помещения, и утвержденного в установленном порядке норматива накопления твердых коммунальных отходов, учитывает специфику данной коммунальной услуги, исключающую возможность точного установления как факта, так и объема ее индивидуального потребления, и - сообразно конституционному принципу равенства (статья 19, часть 1, Конституции Российской Федерации) - призван обеспечить равный подход ко всем собственникам и пользователям жилых помещений многоквартирного дома при исчислении размера соответствующей платы, а также баланс интересов потребителей и исполнителей коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, который, в свою очередь, является необходимым условием бесперебойного функционирования формирующейся системы обращения с твердыми коммунальными отходами.
показать больше документов