Оплата штрафа субъектом малого предпринимательства
Подборка наиболее важных документов по запросу Оплата штрафа субъектом малого предпринимательства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность за непредставление резидентом форм учета и отчетности по валютным операциям
(КонсультантПлюс, 2025)...положения части 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ ограничивают размер подлежащего уплате... малыми предприятиями... административного штрафа, предусмотренного санкциями соответствующих статей (частей статей) раздела II КоАП РФ (закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях), размером административного штрафа, который установлен в таких санкциях для индивидуальных предпринимателей, а если для индивидуальных предпринимателей в этих санкциях назначение административного наказания в виде административного штрафа не предусмотрено - размером административного штрафа, который не может составлять более 1/2 максимального размера и менее 1/2 минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридического лица (при наличии в санкции административного штрафа для должностного лица - не менее его минимального размера).
(КонсультантПлюс, 2025)...положения части 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ ограничивают размер подлежащего уплате... малыми предприятиями... административного штрафа, предусмотренного санкциями соответствующих статей (частей статей) раздела II КоАП РФ (закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях), размером административного штрафа, который установлен в таких санкциях для индивидуальных предпринимателей, а если для индивидуальных предпринимателей в этих санкциях назначение административного наказания в виде административного штрафа не предусмотрено - размером административного штрафа, который не может составлять более 1/2 максимального размера и менее 1/2 минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридического лица (при наличии в санкции административного штрафа для должностного лица - не менее его минимального размера).
Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2023 N 11АП-12021/2023 по делу N А65-8237/2023
Требование: Об отмене актов о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ.
Решение: Судом первой инстанции в удовлетворении требования отказано. Решение первой инстанции отменено в части. В этой части в удовлетворении требования отказано.Довод заявителя о нахождении организации в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, возможности снижения размера штрафа, отклонен судом первой инстанции с изложением мотивов в обжалуемом решении и указанием, что нахождение организации в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, наличие статуса малого предприятия не умаляет факта совершенного правонарушения, не свидетельствует о невозможности оплаты наложенного штрафа, так как отнесение организации к малому предприятию происходит не из-за финансовых проблем организации, а в соответствии с определенными критериями, прямо указанными в законе, а нахождение организации в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства не свидетельствует о финансовых проблемах предприятия, препятствующих уплате наложенного штрафа.
Требование: Об отмене актов о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ.
Решение: Судом первой инстанции в удовлетворении требования отказано. Решение первой инстанции отменено в части. В этой части в удовлетворении требования отказано.Довод заявителя о нахождении организации в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, возможности снижения размера штрафа, отклонен судом первой инстанции с изложением мотивов в обжалуемом решении и указанием, что нахождение организации в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, наличие статуса малого предприятия не умаляет факта совершенного правонарушения, не свидетельствует о невозможности оплаты наложенного штрафа, так как отнесение организации к малому предприятию происходит не из-за финансовых проблем организации, а в соответствии с определенными критериями, прямо указанными в законе, а нахождение организации в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства не свидетельствует о финансовых проблемах предприятия, препятствующих уплате наложенного штрафа.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Вправе ли арендатор - субъект малого или среднего предпринимательства приобрести в собственность имущество, переданное по договору аренды
(КонсультантПлюс, 2025)Судами также установлено и обоснованно принято во внимание, что заявитель имеет долгосрочные правоотношения на основании договора аренды (более двух лет), у него отсутствует задолженность по арендной плате, пеням и штрафам, общество является субъектом малого и среднего предпринимательства, следовательно, имеет преимущественное право на приобретение спорного имущества.
Вправе ли арендатор - субъект малого или среднего предпринимательства приобрести в собственность имущество, переданное по договору аренды
(КонсультантПлюс, 2025)Судами также установлено и обоснованно принято во внимание, что заявитель имеет долгосрочные правоотношения на основании договора аренды (более двух лет), у него отсутствует задолженность по арендной плате, пеням и штрафам, общество является субъектом малого и среднего предпринимательства, следовательно, имеет преимущественное право на приобретение спорного имущества.
Статья: Антикризисные меры поддержки малого бизнеса в современных условиях
(Борисовская Т.А.)
("Хозяйство и право", 2022, N 6)- субъектам малого предпринимательства было разрешено платить штраф в течение 180 дней со дня вступления в законную силу самого постановления о штрафе. Однако это не распространяется на штрафы, связанные с нарушением антиковидных мер <5>.
(Борисовская Т.А.)
("Хозяйство и право", 2022, N 6)- субъектам малого предпринимательства было разрешено платить штраф в течение 180 дней со дня вступления в законную силу самого постановления о штрафе. Однако это не распространяется на штрафы, связанные с нарушением антиковидных мер <5>.
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)1.3-2. При уплате административного штрафа юридическим лицом, являющимся субъектом малого или среднего предпринимательства, привлеченным к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частями 1 - 4 статьи 14.32 настоящего Кодекса, не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа административный штраф может быть уплачен в размере половины суммы наложенного административного штрафа. В случае, если копия постановления о назначении административного штрафа, направленная юридическому лицу, привлеченному к административной ответственности, по почте заказным почтовым отправлением, поступила в его адрес после истечения двадцати дней со дня вынесения такого постановления, указанный срок подлежит восстановлению судьей, органом, должностным лицом, вынесшими такое постановление, по ходатайству юридического лица, привлеченного к административной ответственности. Определение об отклонении указанного ходатайства может быть обжаловано в соответствии с правилами, установленными главой 30 настоящего Кодекса. В случае, если исполнение постановления о назначении административного штрафа было отсрочено либо рассрочено судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, административный штраф уплачивается в полном размере.
(ред. от 04.11.2025)1.3-2. При уплате административного штрафа юридическим лицом, являющимся субъектом малого или среднего предпринимательства, привлеченным к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частями 1 - 4 статьи 14.32 настоящего Кодекса, не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа административный штраф может быть уплачен в размере половины суммы наложенного административного штрафа. В случае, если копия постановления о назначении административного штрафа, направленная юридическому лицу, привлеченному к административной ответственности, по почте заказным почтовым отправлением, поступила в его адрес после истечения двадцати дней со дня вынесения такого постановления, указанный срок подлежит восстановлению судьей, органом, должностным лицом, вынесшими такое постановление, по ходатайству юридического лица, привлеченного к административной ответственности. Определение об отклонении указанного ходатайства может быть обжаловано в соответствии с правилами, установленными главой 30 настоящего Кодекса. В случае, если исполнение постановления о назначении административного штрафа было отсрочено либо рассрочено судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, административный штраф уплачивается в полном размере.
"Обзор судебной практики по отдельным вопросам применения статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.06.2024)Таким образом, часть 1 статьи 4.1.2 КоАП РФ содержит прямое указание на то, что упомянутой категории лиц административный штраф назначается в размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и не содержит каких-либо исключений, позволяющих в целях применения предусмотренных частью 1 статьи 4.1.2 КоАП РФ правил назначения административного штрафа учитывать примечание к статье 2.4 КоАП РФ. Вместе с тем положения части 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ ограничивают размер подлежащего уплате юридическими лицами - социально ориентированными некоммерческими организациями, а также малыми предприятиями, в том числе микропредприятиями, административного штрафа, предусмотренного санкциями соответствующих статей (частей статей) раздела II КоАП РФ (закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях), размером административного штрафа, который установлен в таких санкциях для индивидуальных предпринимателей, а если для индивидуальных предпринимателей в этих санкциях назначение административного наказания в виде административного штрафа не предусмотрено - размером административного штрафа, который не может составлять более 1/2 максимального размера и менее 1/2 минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридического лица (при наличии в санкции административного штрафа для должностного лица - не менее его минимального размера).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.06.2024)Таким образом, часть 1 статьи 4.1.2 КоАП РФ содержит прямое указание на то, что упомянутой категории лиц административный штраф назначается в размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и не содержит каких-либо исключений, позволяющих в целях применения предусмотренных частью 1 статьи 4.1.2 КоАП РФ правил назначения административного штрафа учитывать примечание к статье 2.4 КоАП РФ. Вместе с тем положения части 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ ограничивают размер подлежащего уплате юридическими лицами - социально ориентированными некоммерческими организациями, а также малыми предприятиями, в том числе микропредприятиями, административного штрафа, предусмотренного санкциями соответствующих статей (частей статей) раздела II КоАП РФ (закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях), размером административного штрафа, который установлен в таких санкциях для индивидуальных предпринимателей, а если для индивидуальных предпринимателей в этих санкциях назначение административного наказания в виде административного штрафа не предусмотрено - размером административного штрафа, который не может составлять более 1/2 максимального размера и менее 1/2 минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридического лица (при наличии в санкции административного штрафа для должностного лица - не менее его минимального размера).
Готовое решение: Какие субсидии предоставляются субъектам малого и среднего предпринимательства и как их получить
(КонсультантПлюс, 2025)Гранты предоставляются малым предприятиям, соответствующим требованиям, установленным п. 9 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.05.2019 N 554. В частности, у малого предприятия не должно быть задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате по законодательству РФ о налогах и сборах, его руководитель и главный бухгалтер не являются дисквалифицированными лицами. К получателям грантов могут быть установлены дополнительные требования (п. 10 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.05.2019 N 554).
(КонсультантПлюс, 2025)Гранты предоставляются малым предприятиям, соответствующим требованиям, установленным п. 9 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.05.2019 N 554. В частности, у малого предприятия не должно быть задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате по законодательству РФ о налогах и сборах, его руководитель и главный бухгалтер не являются дисквалифицированными лицами. К получателям грантов могут быть установлены дополнительные требования (п. 10 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.05.2019 N 554).
Статья: Об уменьшении убытка за счет взноса учредителя
(Давыдова О.В.)
("Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)- доходы в виде имущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выявленных в ходе проведенной налогоплательщиком инвентаризации имущества и имущественных прав (пп. 3.6). Данная норма применяется в отношении имущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выявленных в ходе инвентаризации, проведенной налогоплательщиком с 01.01.2018 по 31.12.2019 включительно и с 01.01.2022 по 31.12.2024 включительно (по 31.12.2026 - если налогоплательщик по состоянию на 01.01.2022 входит в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства);
(Давыдова О.В.)
("Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)- доходы в виде имущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выявленных в ходе проведенной налогоплательщиком инвентаризации имущества и имущественных прав (пп. 3.6). Данная норма применяется в отношении имущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выявленных в ходе инвентаризации, проведенной налогоплательщиком с 01.01.2018 по 31.12.2019 включительно и с 01.01.2022 по 31.12.2024 включительно (по 31.12.2026 - если налогоплательщик по состоянию на 01.01.2022 входит в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства);
Статья: Об административной ответственности за нарушение сроков оплаты по договору, заключенному по результатам закупки с субъектом МСП
(Беляева О.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 12)2021 год ознаменовался среди прочего появлением нового административного состава, предусматривающего штрафы за нарушение сроков оплаты по договорам в сфере корпоративных закупок. Но не любых, а только тех, которые заключены с субъектами малого или среднего бизнеса.
(Беляева О.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 12)2021 год ознаменовался среди прочего появлением нового административного состава, предусматривающего штрафы за нарушение сроков оплаты по договорам в сфере корпоративных закупок. Но не любых, а только тех, которые заключены с субъектами малого или среднего бизнеса.
Статья: Ретроспективный анализ института оплаты за жилищные и коммунальные услуги: практический аспект в условиях пандемии
(Шахова Е.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 3)По нашему мнению, было бы логичным в качестве продолжения мер государственной поддержки малого и среднего бизнеса, а также моратория на установление штрафных санкций в сфере оплаты услуг жилищно-коммунального комплекса временно "декриминализировать" административные правонарушения, связанные с просрочкой платежей по договорам с ресурсоснабжающими организациями, и обязать ресурсоснабжающие организации по аналогии с арендными отношениями заключить дополнительные соглашения, предусматривающие отсрочки и рассрочки платежей.
(Шахова Е.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 3)По нашему мнению, было бы логичным в качестве продолжения мер государственной поддержки малого и среднего бизнеса, а также моратория на установление штрафных санкций в сфере оплаты услуг жилищно-коммунального комплекса временно "декриминализировать" административные правонарушения, связанные с просрочкой платежей по договорам с ресурсоснабжающими организациями, и обязать ресурсоснабжающие организации по аналогии с арендными отношениями заключить дополнительные соглашения, предусматривающие отсрочки и рассрочки платежей.
Вопрос: Какие штрафы предусмотрены за непроведение СОУТ, неуказание в трудовых договорах условий труда, неустановление дня выдачи зарплаты, неизвещение каждого работника о составных частях зарплаты?
(Консультация эксперта, 2025)Так, нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в частности неуказание конкретной даты выплаты заработной платы в правилах внутреннего трудового распорядка, коллективном договоре или трудовом договоре, невыдача расчетных листков работникам, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц, социально ориентированные некоммерческие организации, а также малые предприятия, в том числе микропредприятия, в размере от 1 000 до 5 000 руб.; на остальных юридических лиц - от 30 000 до 50 000 руб. (ч. 1, 6 ст. 136 ТК РФ, ч. 1 ст. 4.1.2, ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ).
(Консультация эксперта, 2025)Так, нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в частности неуказание конкретной даты выплаты заработной платы в правилах внутреннего трудового распорядка, коллективном договоре или трудовом договоре, невыдача расчетных листков работникам, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц, социально ориентированные некоммерческие организации, а также малые предприятия, в том числе микропредприятия, в размере от 1 000 до 5 000 руб.; на остальных юридических лиц - от 30 000 до 50 000 руб. (ч. 1, 6 ст. 136 ТК РФ, ч. 1 ст. 4.1.2, ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ).
Готовое решение: Облагается ли страховыми взносами оплата отпуска по уходу за ребенком-инвалидом
(КонсультантПлюс, 2025)Если вы не уплатите страховые взносы с рассматриваемых выплат, есть риск, что проверяющие привлекут вас к ответственности в виде штрафа и начислят пени (ст. ст. 75, 122 НК РФ, ст. ст. 26.11, 26.29 Закона N 125-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)Если вы не уплатите страховые взносы с рассматриваемых выплат, есть риск, что проверяющие привлекут вас к ответственности в виде штрафа и начислят пени (ст. ст. 75, 122 НК РФ, ст. ст. 26.11, 26.29 Закона N 125-ФЗ).
Готовое решение: Когда привлекут к ответственности за неисполнение предписания трудовой инспекции (ГИТ)
(КонсультантПлюс, 2025)Если у вас нет отягчающих обстоятельств, есть смягчающие, другие исключительные обстоятельства, в частности, сложное финансовое положение (например, после уплаты штрафа не сможете вести деятельность), рекомендуем вам ходатайствовать о снижении штрафа, например, для организации (не относящейся к социально ориентированным НКО или малым предприятиям, указанным в ч. 1 ст. 4.1.2 КоАП РФ) до 50 тыс. руб. То есть вдвое снизить минимальный размер штрафа, установленный ч. 23 ст. 19.5 КоАП РФ для организаций. Закон это разрешает (ч. 3, 3.2, 3.3 ст. 4.1, ч. 1 ст. 24.4 КоАП РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Если у вас нет отягчающих обстоятельств, есть смягчающие, другие исключительные обстоятельства, в частности, сложное финансовое положение (например, после уплаты штрафа не сможете вести деятельность), рекомендуем вам ходатайствовать о снижении штрафа, например, для организации (не относящейся к социально ориентированным НКО или малым предприятиям, указанным в ч. 1 ст. 4.1.2 КоАП РФ) до 50 тыс. руб. То есть вдвое снизить минимальный размер штрафа, установленный ч. 23 ст. 19.5 КоАП РФ для организаций. Закон это разрешает (ч. 3, 3.2, 3.3 ст. 4.1, ч. 1 ст. 24.4 КоАП РФ).
Вопрос: Какая ответственность для юридических лиц предусмотрена за разглашение конфиденциальной информации?
(Консультация эксперта, 2025)Разглашение коммерческой тайны лицом, получившим к ней доступ, в частности в связи с исполнением профессиональных обязанностей, влечет наложение административного штрафа на малые предприятия, в том числе микропредприятия, - от 50 000 до 100 000 руб.; на иных юридических лиц - от 100 000 до 200 000 руб. (ч. 2 ст. 4.1.2, ст. 13.14 КоАП РФ).
(Консультация эксперта, 2025)Разглашение коммерческой тайны лицом, получившим к ней доступ, в частности в связи с исполнением профессиональных обязанностей, влечет наложение административного штрафа на малые предприятия, в том числе микропредприятия, - от 50 000 до 100 000 руб.; на иных юридических лиц - от 100 000 до 200 000 руб. (ч. 2 ст. 4.1.2, ст. 13.14 КоАП РФ).
Статья: Проблемные вопросы применения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федерального закона от 26.03.2022 N 70-ФЗ) в практике Верховного Суда Российской Федерации
(Ячменев Г.Г.)
("Арбитражные споры", 2024, N 3)При этом согласно пояснительной записке к проекту Закона N 70-ФЗ в настоящее время КоАП РФ предусматривает 1 280 составов административных правонарушений для юридических лиц, а также 327 составов, в которых индивидуальные предприниматели выделены как отдельный субъект. Поэтому для целей назначения административного наказания в виде штрафа недостаточно только приравнять социально ориентированные некоммерческие организации и субъекты малого и среднего предпринимательства, относящиеся к категориям микро- и малых предприятий, к индивидуальным предпринимателям. Необходимо предусмотреть и иные правовые механизмы, позволяющие снизить административную нагрузку на указанные выше субъекты. В связи с этим проектируемой статьей 4.1.2 КоАП РФ предлагается ограничить размер подлежащего уплате юридическими лицами - социально ориентированными некоммерческими организациями, а также малыми предприятиями, в том числе микропредприятиями, административного штрафа, предусмотренного санкциями соответствующих статей (частей статей) раздела II КоАП РФ (закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях), размером административного штрафа, который установлен в таких санкциях для индивидуальных предпринимателей, а если для индивидуальных предпринимателей в этих санкциях назначение административного наказания в виде административного штрафа не предусмотрено - размером штрафа, который не может составлять более 1/2 максимального размера и менее 1/2 минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридического лица (при наличии в санкции штрафа для должностного лица - не менее минимального размера штрафа для такого лица).
(Ячменев Г.Г.)
("Арбитражные споры", 2024, N 3)При этом согласно пояснительной записке к проекту Закона N 70-ФЗ в настоящее время КоАП РФ предусматривает 1 280 составов административных правонарушений для юридических лиц, а также 327 составов, в которых индивидуальные предприниматели выделены как отдельный субъект. Поэтому для целей назначения административного наказания в виде штрафа недостаточно только приравнять социально ориентированные некоммерческие организации и субъекты малого и среднего предпринимательства, относящиеся к категориям микро- и малых предприятий, к индивидуальным предпринимателям. Необходимо предусмотреть и иные правовые механизмы, позволяющие снизить административную нагрузку на указанные выше субъекты. В связи с этим проектируемой статьей 4.1.2 КоАП РФ предлагается ограничить размер подлежащего уплате юридическими лицами - социально ориентированными некоммерческими организациями, а также малыми предприятиями, в том числе микропредприятиями, административного штрафа, предусмотренного санкциями соответствующих статей (частей статей) раздела II КоАП РФ (закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях), размером административного штрафа, который установлен в таких санкциях для индивидуальных предпринимателей, а если для индивидуальных предпринимателей в этих санкциях назначение административного наказания в виде административного штрафа не предусмотрено - размером штрафа, который не может составлять более 1/2 максимального размера и менее 1/2 минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридического лица (при наличии в санкции штрафа для должностного лица - не менее минимального размера штрафа для такого лица).
Статья: Характеристика "льготного" режима уплаты административного штрафа (на примере административных правонарушений в области дорожного движения)
(Цындря В.Н.)
("Административное право и процесс", 2025, N 5)<5> Оплата административного штрафа со скидкой 50%. URL: https://xn----8sbwdbcc3airgw.xn--plai/allnews/oplata-administrativnogo-shtrafa-so-skidkoi-50-2 (дата обращения: 06.12.2024) и др.; КоАПайте глубже: новый кодекс грозит разорением малому бизнесу. URL: https://iz.ru/987476/ekaterina-vinogradova/koapaite-glubzhe-novyi-kodeks-grozit-razoreniem-malomu-biznesu (дата обращения: 06.12.2024) и др.
(Цындря В.Н.)
("Административное право и процесс", 2025, N 5)<5> Оплата административного штрафа со скидкой 50%. URL: https://xn----8sbwdbcc3airgw.xn--plai/allnews/oplata-administrativnogo-shtrafa-so-skidkoi-50-2 (дата обращения: 06.12.2024) и др.; КоАПайте глубже: новый кодекс грозит разорением малому бизнесу. URL: https://iz.ru/987476/ekaterina-vinogradova/koapaite-glubzhe-novyi-kodeks-grozit-razoreniem-malomu-biznesu (дата обращения: 06.12.2024) и др.