Оплата провозных платежей
Подборка наиболее важных документов по запросу Оплата провозных платежей (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 797 "Претензии и иски по перевозкам грузов" ГК РФ"Обязательственные отношения сторон с использованием ЕЛС носят договорный характер и касаются вопросов организации расчетов и уплаты провозных платежей, следовательно, они регулируются положениями пункта 3 статьи 797 ГК РФ и статьи 125 Устава."
Перспективы и риски арбитражного спора: Споры, связанные с перевозкой для государственных и муниципальных нужд: Заказчик хочет взыскать неосновательное обогащение в связи с излишним начислением Перевозчиком провозной платы за выполнение воинских и специальных железнодорожных грузовых перевозок
(КонсультантПлюс, 2025)Заказчик не является грузоотправителем, грузополучателем по договорам перевозки грузов, по которым предъявлены исковые требования о взыскании излишне уплаченной провозной платы
(КонсультантПлюс, 2025)Заказчик не является грузоотправителем, грузополучателем по договорам перевозки грузов, по которым предъявлены исковые требования о взыскании излишне уплаченной провозной платы
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по сделкам. Перевозка груза. Перевозчик1. Условие договора перевозки о возмещении ущерба, вызванного несохранностью груза, в стоимость которого включена провозная плата, уплаченная в порядке предоплаты (авансом) (информация для перевозчика)
Вопрос: Разъясните порядок возврата уплаченной пассажиром провозной платы при отмене рейса. Законна ли выдача авиакомпанией сертификата на последующий полет вместо денежных средств?
("Официальный сайт Ространснадзора", 2020)"Официальный сайт Ространснадзора https://www.rostransnadzor.ru", 2020
("Официальный сайт Ространснадзора", 2020)"Официальный сайт Ространснадзора https://www.rostransnadzor.ru", 2020
Нормативные акты
"Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 3"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.02.2021)
(ред. от 29.05.2024)Вопросы, связанные с применением постановления Правительства Российской Федерации от 6 июля 2020 г. N 991 "Об утверждении Положения об особенностях исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе о праве перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также о порядке и сроках возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части" (далее - Положение об особенностях исполнения договора воздушной перевозки пассажира)
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.02.2021)
(ред. от 29.05.2024)Вопросы, связанные с применением постановления Правительства Российской Федерации от 6 июля 2020 г. N 991 "Об утверждении Положения об особенностях исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе о праве перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также о порядке и сроках возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части" (далее - Положение об особенностях исполнения договора воздушной перевозки пассажира)
"Обзор судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2017)По смыслу изложенных норм отношения контрагентов, связанные с организацией расчетов и оплатой провозных платежей и сборов, являются неотъемлемой частью процесса по организации перевозок, а плательщики, имеющие единые лицевые счета в Центре фирменного транспортного обслуживания, являются участниками отношений, предусмотренных статьей 1 Устава железнодорожного транспорта.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2017)По смыслу изложенных норм отношения контрагентов, связанные с организацией расчетов и оплатой провозных платежей и сборов, являются неотъемлемой частью процесса по организации перевозок, а плательщики, имеющие единые лицевые счета в Центре фирменного транспортного обслуживания, являются участниками отношений, предусмотренных статьей 1 Устава железнодорожного транспорта.
Ситуация: Можно ли вернуть полную стоимость авиа- или железнодорожного билета?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)О возможности и условиях возврата уплаченной провозной платы (стоимости авиабилета) перевозчик или уполномоченное им лицо обязаны информировать пассажира до заключения договора воздушной перевозки (п. п. 1, 1.1 ст. 103 ВК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)О возможности и условиях возврата уплаченной провозной платы (стоимости авиабилета) перевозчик или уполномоченное им лицо обязаны информировать пассажира до заключения договора воздушной перевозки (п. п. 1, 1.1 ст. 103 ВК РФ).
"НДС: практика исчисления и уплаты"
(9-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)Например, между двумя российскими организациями заключен договор транспортной экспедиции на оказание услуг, связанных с транспортировкой товаров от границы РФ по территории Республики Казахстан и Республики Узбекистан. Договор предусматривает оказание финансово-платежных услуг, связанных с оплатой провозных платежей за транспортировку товаров между пунктами отправления и назначения, расположенными за пределами Российской Федерации. Местом реализации таких услуг территория Российской Федерации не признается, поэтому они не являются объектом налогообложения по НДС в Российской Федерации (Письма Минфина России от 16.11.2021 N 03-07-13/1/92479, от 26.02.2013 N 03-07-08/5469).
(9-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)Например, между двумя российскими организациями заключен договор транспортной экспедиции на оказание услуг, связанных с транспортировкой товаров от границы РФ по территории Республики Казахстан и Республики Узбекистан. Договор предусматривает оказание финансово-платежных услуг, связанных с оплатой провозных платежей за транспортировку товаров между пунктами отправления и назначения, расположенными за пределами Российской Федерации. Местом реализации таких услуг территория Российской Федерации не признается, поэтому они не являются объектом налогообложения по НДС в Российской Федерации (Письма Минфина России от 16.11.2021 N 03-07-13/1/92479, от 26.02.2013 N 03-07-08/5469).
Готовое решение: Как грузоотправителю составить претензию к перевозчику о возмещении ущерба и возврате провозной платы
(КонсультантПлюс, 2025)Размер провозной платы, согласно п. 3.1 договора, составил 90 000 (девяносто тысяч) руб., в том числе НДС. Провозная плата уплачена перевозчику грузоотправителем 18.10.2024 платежным поручением N 345.
(КонсультантПлюс, 2025)Размер провозной платы, согласно п. 3.1 договора, составил 90 000 (девяносто тысяч) руб., в том числе НДС. Провозная плата уплачена перевозчику грузоотправителем 18.10.2024 платежным поручением N 345.
Статья: Понятие, правовая природа договора на организацию перевозок грузов железнодорожным транспортом (транспортной экспедиции)
(Григорян А.А.)
("Хозяйство и право", 2022, N 5)Рассмотрим пример из судебной практики. Третьего апреля 2018 г. между истцом как экспедитором и ответчиком как заказчиком заключен договор транспортной экспедиции АО-ДД/ФВлд/ТЭО-58/18. Под услугами транспортной экспедиции подразумеваются: предоставление вагонов; обеспечение наличия на станции пригодных в техническом и коммерческом отношении вагонов; предоставление дополнительных услуг, связанных с этими перевозками, включая оплату провозных платежей <4>.
(Григорян А.А.)
("Хозяйство и право", 2022, N 5)Рассмотрим пример из судебной практики. Третьего апреля 2018 г. между истцом как экспедитором и ответчиком как заказчиком заключен договор транспортной экспедиции АО-ДД/ФВлд/ТЭО-58/18. Под услугами транспортной экспедиции подразумеваются: предоставление вагонов; обеспечение наличия на станции пригодных в техническом и коммерческом отношении вагонов; предоставление дополнительных услуг, связанных с этими перевозками, включая оплату провозных платежей <4>.
"НДС: практика исчисления и уплаты"
(8-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2023)Например, между двумя российскими организациями заключен договор транспортной экспедиции на оказание услуг, связанных с транспортировкой товаров от границы РФ по территории Республики Казахстан и Республики Узбекистан. Договор предусматривает оказание финансово-платежных услуг, связанных с оплатой провозных платежей за транспортировку товаров между пунктами отправления и назначения, расположенными за пределами Российской Федерации. Местом реализации таких услуг территория Российской Федерации не признается, поэтому они не являются объектом налогообложения по НДС в Российской Федерации (письма Минфина России от 16.11.2021 N 03-07-13/1/92479, от 26.02.2013 N 03-07-08/5469).
(8-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2023)Например, между двумя российскими организациями заключен договор транспортной экспедиции на оказание услуг, связанных с транспортировкой товаров от границы РФ по территории Республики Казахстан и Республики Узбекистан. Договор предусматривает оказание финансово-платежных услуг, связанных с оплатой провозных платежей за транспортировку товаров между пунктами отправления и назначения, расположенными за пределами Российской Федерации. Местом реализации таких услуг территория Российской Федерации не признается, поэтому они не являются объектом налогообложения по НДС в Российской Федерации (письма Минфина России от 16.11.2021 N 03-07-13/1/92479, от 26.02.2013 N 03-07-08/5469).
Статья: Антикоррупционная оговорка в государственном контракте как средство профилактики коррупции в сфере закупок товаров, работ и услуг для нужд военных организаций
(Иванов Р.В., Трубицына В.А.)
("Право в Вооруженных Силах", 2021, N 3)<5> Распоряжение ОАО "РЖД" от 5 августа 2013 г. N 1685р "Об утверждении Положения о порядке взаимодействия между ОАО "РЖД" и пользователем услуг железнодорожного транспорта при организации расчетов и оплате провозных платежей, сборов, штрафов, иных причитающихся ОАО "РЖД" платежей с использованием Единого лицевого счета (ЕЛС) клиента при перевозках грузов и/или порожних вагонов, а также Соглашения об организации расчетов".
(Иванов Р.В., Трубицына В.А.)
("Право в Вооруженных Силах", 2021, N 3)<5> Распоряжение ОАО "РЖД" от 5 августа 2013 г. N 1685р "Об утверждении Положения о порядке взаимодействия между ОАО "РЖД" и пользователем услуг железнодорожного транспорта при организации расчетов и оплате провозных платежей, сборов, штрафов, иных причитающихся ОАО "РЖД" платежей с использованием Единого лицевого счета (ЕЛС) клиента при перевозках грузов и/или порожних вагонов, а также Соглашения об организации расчетов".
"Комментарий к Федеральному закону от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Как говорилось выше (см. введение), разработчиками проекта комментируемого Закона отмечалось, что исходя из характера ТЭУ, экспедитор должен обладать правом удержания груза до уплаты вознаграждения и возмещения расходов. Здесь же следует отметить, что рассматриваемое положение закреплено по аналогии с п. 4 ст. 790 "Провозная плата" гл. 40 "Перевозка" части второй ГК РФ, согласно которому перевозчик имеет право удерживать переданные ему для перевозки грузы и багаж в обеспечение причитающихся ему провозной платы и других платежей по перевозке (статьи 359 "Основания удержания", 360 "Удовлетворение требований за счет удерживаемой вещи" части первой ГК РФ), если иное не установлено законом, иными правовыми актами, договором перевозки или не вытекает из существа обязательства.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Как говорилось выше (см. введение), разработчиками проекта комментируемого Закона отмечалось, что исходя из характера ТЭУ, экспедитор должен обладать правом удержания груза до уплаты вознаграждения и возмещения расходов. Здесь же следует отметить, что рассматриваемое положение закреплено по аналогии с п. 4 ст. 790 "Провозная плата" гл. 40 "Перевозка" части второй ГК РФ, согласно которому перевозчик имеет право удерживать переданные ему для перевозки грузы и багаж в обеспечение причитающихся ему провозной платы и других платежей по перевозке (статьи 359 "Основания удержания", 360 "Удовлетворение требований за счет удерживаемой вещи" части первой ГК РФ), если иное не установлено законом, иными правовыми актами, договором перевозки или не вытекает из существа обязательства.
"Справочник по доказыванию в арбитражном процессе"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. И.В. Решетниковой)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2022)При обнаружении перечисленных обстоятельств перевозчиком составляются акт общей формы и коммерческий акт в соответствии с правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом. В некоторых случаях грузоотправитель может переложить обязанность по уплате неустоек и провозных платежей на третье лицо, которое указывается отправителем в накладной в качестве плательщика, имеет соответствующий договор с перевозчиком и производит оплату провозных платежей. В таких случаях именно плательщик будет являться надлежащим ответчиком по вышеуказанным спорам <1>.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. И.В. Решетниковой)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2022)При обнаружении перечисленных обстоятельств перевозчиком составляются акт общей формы и коммерческий акт в соответствии с правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом. В некоторых случаях грузоотправитель может переложить обязанность по уплате неустоек и провозных платежей на третье лицо, которое указывается отправителем в накладной в качестве плательщика, имеет соответствующий договор с перевозчиком и производит оплату провозных платежей. В таких случаях именно плательщик будет являться надлежащим ответчиком по вышеуказанным спорам <1>.
Статья: Take or Pay в договорах: гарантия стабильности или скрытые риски?
(Матрон О., Калинова Т., Казакова Е.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 31)- обязанности грузоотправителей предъявлять грузы к перевозке в согласованном сторонами объеме и уплачивать провозные платежи за перевозку всего согласованного объема грузов независимо от того, был ли согласованный объем грузов фактически предъявлен к перевозке, за исключением случаев непредъявления грузов по причинам, зависящим от перевозчика, либо вследствие обстоятельств непреодолимой силы;
(Матрон О., Калинова Т., Казакова Е.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 31)- обязанности грузоотправителей предъявлять грузы к перевозке в согласованном сторонами объеме и уплачивать провозные платежи за перевозку всего согласованного объема грузов независимо от того, был ли согласованный объем грузов фактически предъявлен к перевозке, за исключением случаев непредъявления грузов по причинам, зависящим от перевозчика, либо вследствие обстоятельств непреодолимой силы;