Оплата по контракту коронавирус
Подборка наиболее важных документов по запросу Оплата по контракту коронавирус (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 112 "Заключительные положения" Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд""В связи с пандемией, обусловленной коронавирусной инфекцией (COVID-19), в Закон N 44-ФЗ внесена специальная норма. В соответствии с частью 65 статьи 112 Закона N 44-ФЗ в 2020 году по соглашению сторон допускается изменение срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона N 44-ФЗ), и (или) размера аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса), если при его исполнении в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-NCoV, а также в иных случаях, установленных Правительством Российской Федерации, возникли не зависящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Предусмотренное частью 65 статьи 112 Закона N 44-ФЗ изменение осуществляется при наличии в письменной форме обоснования такого изменения на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации (за исключением случая изменения размера аванса в соответствии с настоящей частью) при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно и после предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с Законом N 44-ФЗ обеспечения исполнения контракта, если предусмотренное частью 65 статьи 112 Закона N 44-ФЗ изменение влечет возникновение новых обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя), не обеспеченных ранее предоставленным обеспечением исполнения контракта, и требование обеспечения исполнения контракта было установлено в соответствии со статьей 96 Закона N 44-ФЗ при определении поставщика (подрядчика, исполнителя)."
Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 24.05.2024 по делу N А33-19090/2023
Требование: О признании недействительным в силу ничтожности дополнительного соглашения к государственному контракту на выполнение ремонтно-реставрационных работ в части изменения порядка оплаты.
Решение: Требование удовлетворено.Суд первой инстанции, вопреки доводам апеллянта, справедливо установил, что распространение в 2020 году коронавирусной инфекции 2019-nCoV не является обстоятельством, позволяющим сторонам изменять порядок оплаты работ по контракту. Отсутствие достаточных денежных средств у подрядчика не является обстоятельством непреодолимой силы, не зависящим от сторон контракта. Представленное ООО СК "Георг" заключение Союза "ЦС ТПП" наличия таких обстоятельств не подтверждает.
Требование: О признании недействительным в силу ничтожности дополнительного соглашения к государственному контракту на выполнение ремонтно-реставрационных работ в части изменения порядка оплаты.
Решение: Требование удовлетворено.Суд первой инстанции, вопреки доводам апеллянта, справедливо установил, что распространение в 2020 году коронавирусной инфекции 2019-nCoV не является обстоятельством, позволяющим сторонам изменять порядок оплаты работ по контракту. Отсутствие достаточных денежных средств у подрядчика не является обстоятельством непреодолимой силы, не зависящим от сторон контракта. Представленное ООО СК "Георг" заключение Союза "ЦС ТПП" наличия таких обстоятельств не подтверждает.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Анализ судебной практики применения норм об освобождении от уплаты неустоек, начисленных за неисполнение государственных и муниципальных контрактов
(Курц Н.А.)
("Хозяйство и право", 2022, N 1)В статье проводится исследование специфики применения таких мер государственной поддержки экономики, пострадавшей вследствие пандемии новой коронавирусной инфекции, как освобождение от уплаты неустойки по государственным (муниципальным) контрактам, а также списание начисленной неустойки. В статье приводятся различные подходы судебных органов относительно порядка и условий применения данных мер, делаются выводы о возможности расширительного толкования соответствующих нормативных правовых актов.
(Курц Н.А.)
("Хозяйство и право", 2022, N 1)В статье проводится исследование специфики применения таких мер государственной поддержки экономики, пострадавшей вследствие пандемии новой коронавирусной инфекции, как освобождение от уплаты неустойки по государственным (муниципальным) контрактам, а также списание начисленной неустойки. В статье приводятся различные подходы судебных органов относительно порядка и условий применения данных мер, делаются выводы о возможности расширительного толкования соответствующих нормативных правовых актов.
Статья: Нормативное правовое регулирование государственной закупочной сферы в период пандемии COVID-19
(Габбасова В.В.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 6)В целях обеспечения устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением коронавирусной инфекции был принят Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" <4>, которым внесены изменения в Закон N 44-ФЗ, предусматривающие изменение срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги, и (или) размера аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса), если при его исполнении в связи с распространением коронавирусной инфекции, а также в иных случаях, установленных Правительством Российской Федерации, возникли не зависящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения.
(Габбасова В.В.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 6)В целях обеспечения устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением коронавирусной инфекции был принят Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" <4>, которым внесены изменения в Закон N 44-ФЗ, предусматривающие изменение срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги, и (или) размера аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса), если при его исполнении в связи с распространением коронавирусной инфекции, а также в иных случаях, установленных Правительством Российской Федерации, возникли не зависящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения.
Нормативные акты
"Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 3"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.02.2021)
(ред. от 29.05.2024)Ответ: Категории медицинских и иных работников медицинских и иных организаций (за исключением организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в которых федеральными законами предусмотрена военная или приравненная к ней служба <1>), имеющих право на получение специальной социальной выплаты, а также размеры этой выплаты определены пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 г. N 1762 "О государственной социальной поддержке в 2020 - 2021 годах медицинских и иных работников медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинских работников, контактирующих с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), внесении изменений во Временные правила учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации".
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.02.2021)
(ред. от 29.05.2024)Ответ: Категории медицинских и иных работников медицинских и иных организаций (за исключением организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в которых федеральными законами предусмотрена военная или приравненная к ней служба <1>), имеющих право на получение специальной социальной выплаты, а также размеры этой выплаты определены пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 г. N 1762 "О государственной социальной поддержке в 2020 - 2021 годах медицинских и иных работников медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинских работников, контактирующих с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), внесении изменений во Временные правила учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации".
Федеральный закон от 01.04.2020 N 98-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций""64. До 31 декабря 2020 года при осуществлении закупок в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта, обеспечения гарантийных обязательств в извещении об осуществлении закупки и (или) в проекте контракта, за исключением случая, если контрактом предусмотрена выплата аванса.
(ред. от 08.08.2024)
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций""64. До 31 декабря 2020 года при осуществлении закупок в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта, обеспечения гарантийных обязательств в извещении об осуществлении закупки и (или) в проекте контракта, за исключением случая, если контрактом предусмотрена выплата аванса.
"Участие государства в процессе несостоятельности (банкротства): монография"
(Суходольский И.М.)
("Юстицинформ", 2024)<71> См.: Сухаренко А.Н. "Коронавирусная" экономическая преступность в России: состояние, тенденции и меры борьбы // Безопасность бизнеса. 2021. N 2. С. 44 - 51.
(Суходольский И.М.)
("Юстицинформ", 2024)<71> См.: Сухаренко А.Н. "Коронавирусная" экономическая преступность в России: состояние, тенденции и меры борьбы // Безопасность бизнеса. 2021. N 2. С. 44 - 51.
Статья: Отдельные аспекты разрешения споров, вытекающих из исполнения государственных и муниципальных контрактов: постановка проблемы
(Сабиров М.М., Сабирова Л.Л.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 2)В статье рассматриваются вопросы применения норм об ответственности за ненадлежащее исполнение договорных обязательств по государственному или муниципальному контракту. Особое внимание авторами уделяется взысканию с заказчика задолженности по оплате в рамках процедуры госзакупок, взысканию с исполнителя уплаченных в порядке авансовых платежей денежных средств в случае расторжения контракта, ответственности за ненадлежащее исполнение обязательств по государственному контракту, а также практике применения норм о неустойке, которая должна компенсировать кредитору расходы или уменьшить неблагоприятные последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения государственного или муниципального контракта. Также в рамках исследования отмечается, что признание распространения новой коронавирусной инфекции обстоятельством непреодолимой силы не может быть универсальным для всех категорий должников, независимо от типа их деятельности, условий ее осуществления, в том числе региона, в котором действует организация, в силу чего существование обстоятельств непреодолимой силы должно быть установлено с учетом обстоятельств конкретного дела. В завершение авторами делается вывод о том, что вопросы разрешения споров, вытекающих из исполнения государственных и муниципальных контрактов, являются очень многогранной материей, которая требует научно-практического осмысления для дальнейшего развития законодательства и правоприменительной практики.
(Сабиров М.М., Сабирова Л.Л.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 2)В статье рассматриваются вопросы применения норм об ответственности за ненадлежащее исполнение договорных обязательств по государственному или муниципальному контракту. Особое внимание авторами уделяется взысканию с заказчика задолженности по оплате в рамках процедуры госзакупок, взысканию с исполнителя уплаченных в порядке авансовых платежей денежных средств в случае расторжения контракта, ответственности за ненадлежащее исполнение обязательств по государственному контракту, а также практике применения норм о неустойке, которая должна компенсировать кредитору расходы или уменьшить неблагоприятные последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения государственного или муниципального контракта. Также в рамках исследования отмечается, что признание распространения новой коронавирусной инфекции обстоятельством непреодолимой силы не может быть универсальным для всех категорий должников, независимо от типа их деятельности, условий ее осуществления, в том числе региона, в котором действует организация, в силу чего существование обстоятельств непреодолимой силы должно быть установлено с учетом обстоятельств конкретного дела. В завершение авторами делается вывод о том, что вопросы разрешения споров, вытекающих из исполнения государственных и муниципальных контрактов, являются очень многогранной материей, которая требует научно-практического осмысления для дальнейшего развития законодательства и правоприменительной практики.
Ситуация: Какие льготы и гарантии предусмотрены для военнослужащих и членов их семей?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Выплаты военнослужащим в связи с коронавирусной инфекцией
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Выплаты военнослужащим в связи с коронавирусной инфекцией
Готовое решение: Как рассчитать и взыскать неустойку по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Важно! Если сторона контракта докажет, что нарушение произошло из-за непреодолимой силы, она освобождается от уплаты неустойки (ч. 9 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). Например, если нарушение произошло из-за распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе в связи с мерами, принятыми в РФ и (или) в иностранных государствах для предотвращения ее распространения, поставщик вправе ссылаться на это как на основание, освобождающее от ответственности (п. 3 Письма Минфина России N 24-06-05/26578, МЧС России N 219-АГ-70, ФАС России N МЕ/28039/20 от 03.04.2020).
(КонсультантПлюс, 2025)Важно! Если сторона контракта докажет, что нарушение произошло из-за непреодолимой силы, она освобождается от уплаты неустойки (ч. 9 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). Например, если нарушение произошло из-за распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе в связи с мерами, принятыми в РФ и (или) в иностранных государствах для предотвращения ее распространения, поставщик вправе ссылаться на это как на основание, освобождающее от ответственности (п. 3 Письма Минфина России N 24-06-05/26578, МЧС России N 219-АГ-70, ФАС России N МЕ/28039/20 от 03.04.2020).
Готовое решение: Как списать неустойку по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)В случаях, когда Правила списания неустоек N 783 допускают их списание по неисполненным обязательствам, полагаем, сумму неустойки следует рассчитывать исходя из ключевой ставки, действующей на дату списания, поскольку фактически такую дату можно приравнять к дате уплаты неустойки (ч. 7 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)В случаях, когда Правила списания неустоек N 783 допускают их списание по неисполненным обязательствам, полагаем, сумму неустойки следует рассчитывать исходя из ключевой ставки, действующей на дату списания, поскольку фактически такую дату можно приравнять к дате уплаты неустойки (ч. 7 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).
"Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая"
(Гришаев С.П., Свит Ю.П., Богачева Т.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Соответствующие случаи установлены как общими положениями Кодекса об обязательствах (см. ст. ст. 310, 450, 451 ГК РФ), так и специальными нормами, посвященными государственным (муниципальным) контрактам. Прежде всего, следует отметить положение ч. 65 ст. 112 Закона о контрактной системе, согласно которому в качестве основания изменения контракта предусматриваются обстоятельства, возникшие в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV. В силу названной нормы в 2020 году по соглашению сторон допускается изменение срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы работы, и (или) размера аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса), если при его исполнении в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, а также в иных случаях, установленных Правительством РФ, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения <67>.
(Гришаев С.П., Свит Ю.П., Богачева Т.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Соответствующие случаи установлены как общими положениями Кодекса об обязательствах (см. ст. ст. 310, 450, 451 ГК РФ), так и специальными нормами, посвященными государственным (муниципальным) контрактам. Прежде всего, следует отметить положение ч. 65 ст. 112 Закона о контрактной системе, согласно которому в качестве основания изменения контракта предусматриваются обстоятельства, возникшие в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV. В силу названной нормы в 2020 году по соглашению сторон допускается изменение срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы работы, и (или) размера аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса), если при его исполнении в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, а также в иных случаях, установленных Правительством РФ, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения <67>.
Последние изменения: Неустойка (пени, штрафы) в контракте по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)При неисполнении обязательств по контракту поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе ссылаться на обстоятельства, возникшие в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, как на основание, освобождающее его от уплаты неустойки (пеней, штрафа).
(КонсультантПлюс, 2025)При неисполнении обязательств по контракту поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе ссылаться на обстоятельства, возникшие в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, как на основание, освобождающее его от уплаты неустойки (пеней, штрафа).
Готовое решение: По какому коду КОСГУ и КВР отразить расходы на приобретение продовольственных наборов для школьников, имеющих право на обеспечение бесплатным питанием, в период COVID-19
(КонсультантПлюс, 2025)В связи с мероприятиями по противодействию коронавирусной инфекции COVID-19 могут возникнуть дополнительные расходы в виде приобретения продовольственного набора для выдачи школьникам, имеющим право на обеспечение бесплатным питанием.
(КонсультантПлюс, 2025)В связи с мероприятиями по противодействию коронавирусной инфекции COVID-19 могут возникнуть дополнительные расходы в виде приобретения продовольственного набора для выдачи школьникам, имеющим право на обеспечение бесплатным питанием.
Статья: Проблема исчисления сроков в отношениях, регулируемых законодательством о контрактной системе
(Ефимцева Т.В., Шевлякова И.М.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2021, N 2)Объявленная Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) пандемия коронавируса внесла свои коррективы в исчисление сроков, предусмотренных Законом о контрактной системе.
(Ефимцева Т.В., Шевлякова И.М.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2021, N 2)Объявленная Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) пандемия коронавируса внесла свои коррективы в исчисление сроков, предусмотренных Законом о контрактной системе.