Оплата нотариальных действий
Подборка наиболее важных документов по запросу Оплата нотариальных действий (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 35 "Нотариальные действия, совершаемые нотариусами" Основ законодательства Российской Федерации о нотариате"Довод кассационной жалобы о том, что суд апелляционной инстанции не учел тот факт, что в силу положений статьей 35 и 71 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате выдача свидетельства о праве на наследство является нотариальным действием, для которого действующим законодательством предусмотрена обязательная нотариальная форма, в связи с чем за данное нотариальное действие уплачивается только государственная пошлина, которая заявителем была оплачена, не может повлечь отмены состоявшихся по делу судебных актов, поскольку основан на неверном толковании норм материального права."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Типовая ситуация: Офисные расходы: бухгалтерский и налоговый учет
(Издательство "Главная книга", 2025)Проводки по учету нотариальных расходов
(Издательство "Главная книга", 2025)Проводки по учету нотариальных расходов
Нормативные акты
"Основы законодательства Российской Федерации о нотариате"
(утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1)
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 24.11.2025)Статья 22. Оплата нотариальных действий
(утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1)
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 24.11.2025)Статья 22. Оплата нотариальных действий
Приказ Минфина России от 29.11.2017 N 209н
(ред. от 04.10.2024)
"Об утверждении Порядка применения классификации операций сектора государственного управления"
(Зарегистрировано в Минюсте России 12.02.2018 N 50003)- нотариальные услуги (взимание нотариального тарифа за совершение нотариальных действий), за исключением случаев, когда за совершение нотариальных действий предусмотрено взимание государственной пошлины;
(ред. от 04.10.2024)
"Об утверждении Порядка применения классификации операций сектора государственного управления"
(Зарегистрировано в Минюсте России 12.02.2018 N 50003)- нотариальные услуги (взимание нотариального тарифа за совершение нотариальных действий), за исключением случаев, когда за совершение нотариальных действий предусмотрено взимание государственной пошлины;
Ситуация: Как завещать квартиру?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Нотариальное удостоверение завещания необходимо оплатить. Размер оплаты за удостоверение завещаний, за принятие закрытого завещания составляет 100 руб. При обращении к частному нотариусу дополнительно потребуется уплатить региональный тариф. При этом для определенных категорий лиц законодательством установлены льготы по оплате нотариальных действий (п. 2 ст. 333.38 НК РФ; ч. 1, 3, 4, 7 ст. 22 Основ законодательства РФ о нотариате; п. п. 1, 2 Приложения N 2 к Приказу Минюста России от 12.09.2023 N 253).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Нотариальное удостоверение завещания необходимо оплатить. Размер оплаты за удостоверение завещаний, за принятие закрытого завещания составляет 100 руб. При обращении к частному нотариусу дополнительно потребуется уплатить региональный тариф. При этом для определенных категорий лиц законодательством установлены льготы по оплате нотариальных действий (п. 2 ст. 333.38 НК РФ; ч. 1, 3, 4, 7 ст. 22 Основ законодательства РФ о нотариате; п. п. 1, 2 Приложения N 2 к Приказу Минюста России от 12.09.2023 N 253).
Статья: Нотариальный тариф: проблемы обеспечения конституционного равновесия при определении параметров
(Кустова М.В., Рассказова Н.Ю.)
("Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Право", 2024, N 3)В статье анализируются проблемы определения порядка финансирования нотариальной деятельности в контексте конституционного требования достижения баланса частных и публичных интересов. Обращаясь в историко-правовом ключе к развитию подходов, касающихся формирования стоимости нотариальных действий, авторы усматривают нацеленность формального пересмотра нормативных правил установления нотариальных тарифов лишь на поддержание уже сложившихся в рамках прежнего регулирования подходов к определению уровня соответствующих взиманий. В статье отмечается назревшая необходимость концептуального пересмотра подходов к построению системы самофинансирования нотариальной деятельности. Не отрицая самой допустимости участия в определении ее параметров нотариальных органов, авторы, исходя из природы нотариального тарифа, акцентируют внимание на необходимости действенного государственного надзора за его экономической обоснованностью. При этом следование подходу о выведении формирования оплаты нотариальных действий в какой-либо части на подзаконный уровень усиливает требования по обеспечению экономической доказанности ее размера. В конечном счете речь идет о нацеленности на достижение конституционного баланса между ожидаемым на соответствующем этапе развития общества уровнем организации нотариальной деятельности и платежеспособностью вынужденных обращаться за совершением нотариальных действий лиц. Отмечается, что предложенная ныне система демонстрирует на региональном уровне как значительные отклонения от предельного размера тарифа, так и существенные различия в определении порядка расчета регионального тарифа за конкретное нотариальное действие, при том что объективные тому причины не очевидны. Это свидетельствует о необходимости анализа соответствующих отклонений с позиций обеспечения принципа равенства, предполагающего среди прочего дифференциацию размера тарифа на основании конституционно оправданных критериев.
(Кустова М.В., Рассказова Н.Ю.)
("Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Право", 2024, N 3)В статье анализируются проблемы определения порядка финансирования нотариальной деятельности в контексте конституционного требования достижения баланса частных и публичных интересов. Обращаясь в историко-правовом ключе к развитию подходов, касающихся формирования стоимости нотариальных действий, авторы усматривают нацеленность формального пересмотра нормативных правил установления нотариальных тарифов лишь на поддержание уже сложившихся в рамках прежнего регулирования подходов к определению уровня соответствующих взиманий. В статье отмечается назревшая необходимость концептуального пересмотра подходов к построению системы самофинансирования нотариальной деятельности. Не отрицая самой допустимости участия в определении ее параметров нотариальных органов, авторы, исходя из природы нотариального тарифа, акцентируют внимание на необходимости действенного государственного надзора за его экономической обоснованностью. При этом следование подходу о выведении формирования оплаты нотариальных действий в какой-либо части на подзаконный уровень усиливает требования по обеспечению экономической доказанности ее размера. В конечном счете речь идет о нацеленности на достижение конституционного баланса между ожидаемым на соответствующем этапе развития общества уровнем организации нотариальной деятельности и платежеспособностью вынужденных обращаться за совершением нотариальных действий лиц. Отмечается, что предложенная ныне система демонстрирует на региональном уровне как значительные отклонения от предельного размера тарифа, так и существенные различия в определении порядка расчета регионального тарифа за конкретное нотариальное действие, при том что объективные тому причины не очевидны. Это свидетельствует о необходимости анализа соответствующих отклонений с позиций обеспечения принципа равенства, предполагающего среди прочего дифференциацию размера тарифа на основании конституционно оправданных критериев.
Статья: Бесплатная юридическая помощь в Российской Федерации: система, субъекты и финансирование. Часть 2
(Новопашина У.С.)
("Нотариус", 2024, N 4)И только в июле 2023 г. принят Федеральный закон N 325-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" и статью 44 Федерального закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" <11>, которым предусмотрена компенсация оплаты нотариальных действий, совершенных нотариусами бесплатно в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи. Такая компенсация отнесена к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
(Новопашина У.С.)
("Нотариус", 2024, N 4)И только в июле 2023 г. принят Федеральный закон N 325-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" и статью 44 Федерального закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" <11>, которым предусмотрена компенсация оплаты нотариальных действий, совершенных нотариусами бесплатно в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи. Такая компенсация отнесена к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Интервью: Нотариат: реформа или антиреформа?
("Нотариус", 2024, N 4)- Совершенно верно. Государственных нотариусов, в Основах они называются иначе - нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе, в стране нет уже много лет, их никто не упразднял, все произошло, как говорится, само собой. Минюст не поднимал эту тему, вероятно, надеялся его возродить. Федеральная нотариальная палата за счет средств нотариусов по своей инициативе организовала в этих местах, оставшихся без нотариальной помощи, нотариальную деятельность частнопрактикующих нотариусов. И Минюст это устраивало. Не вызывал вопросов и правовой нонсенс определения размера оплаты нотариальных действий сразу двумя законами: Налоговым кодексом РФ и Основами. Причем говорю об этом подробно, поскольку это единственное "устаревшее" положение Основ, которое давно нужно было исправить.
("Нотариус", 2024, N 4)- Совершенно верно. Государственных нотариусов, в Основах они называются иначе - нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе, в стране нет уже много лет, их никто не упразднял, все произошло, как говорится, само собой. Минюст не поднимал эту тему, вероятно, надеялся его возродить. Федеральная нотариальная палата за счет средств нотариусов по своей инициативе организовала в этих местах, оставшихся без нотариальной помощи, нотариальную деятельность частнопрактикующих нотариусов. И Минюст это устраивало. Не вызывал вопросов и правовой нонсенс определения размера оплаты нотариальных действий сразу двумя законами: Налоговым кодексом РФ и Основами. Причем говорю об этом подробно, поскольку это единственное "устаревшее" положение Основ, которое давно нужно было исправить.
Ситуация: Как супругам определить долю каждого из них в праве совместной собственности на квартиру?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Справка. Размер оплаты нотариальных действий
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Справка. Размер оплаты нотариальных действий
Готовое решение: Как получить выписку из реестра уведомлений о залоге движимого имущества
(КонсультантПлюс, 2025)Выписку вы должны получить в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью нотариуса, не позднее чем через пять рабочих дней со дня получения нотариусом информации об оплате нотариального действия (ч. 9 ст. 44.3 Основ законодательства РФ о нотариате, п. 26 Порядка, утвержденного Приказом Минюста России от 30.09.2020 N 232).
(КонсультантПлюс, 2025)Выписку вы должны получить в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью нотариуса, не позднее чем через пять рабочих дней со дня получения нотариусом информации об оплате нотариального действия (ч. 9 ст. 44.3 Основ законодательства РФ о нотариате, п. 26 Порядка, утвержденного Приказом Минюста России от 30.09.2020 N 232).
Статья: Квалифицированная юридическая помощь: классификация субъектов ее предоставления и эффективность их работы
(Аулов В.К.)
("Право в Вооруженных Силах", 2024, N 10)Субъекты Российской Федерации регулируют размер и порядок оплаты труда адвокатов, оказывающих бесплатную юридическую помощь, возмещения расходов адвокатов на оказание такой помощи. В компетенции субъекта находится материально-техническое и финансовое обеспечение оказания юридической помощи в труднодоступных и малонаселенных местностях, компенсация оплаты нотариальных действий, совершенных бесплатно в рамках той же системы.
(Аулов В.К.)
("Право в Вооруженных Силах", 2024, N 10)Субъекты Российской Федерации регулируют размер и порядок оплаты труда адвокатов, оказывающих бесплатную юридическую помощь, возмещения расходов адвокатов на оказание такой помощи. В компетенции субъекта находится материально-техническое и финансовое обеспечение оказания юридической помощи в труднодоступных и малонаселенных местностях, компенсация оплаты нотариальных действий, совершенных бесплатно в рамках той же системы.
Вопрос: Что является документом, подтверждающим оплату услуг нотариуса?
("Официальный сайт Минюста России", 2021)"Официальный сайт Минюста России minjust.gov.ru", 2021
("Официальный сайт Минюста России", 2021)"Официальный сайт Минюста России minjust.gov.ru", 2021
"Обзоры судебной практики за период с 1 января 2018 г. по 31 декабря 2024 г., представленные в Классификаторе постановлений президиума Суда по интеллектуальным правам"
(Кольздорф М.А., Осадчая О.А., Куликова (Ульянова) Е.В., Оганесян А.Н., Алимурадова И.К., Капырина Н.И., Аристова Я.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Статьей 22 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации 11.02.1993 N 4462-I (далее - Основы законодательства о нотариате), регламентирована оплата нотариальных действий.
(Кольздорф М.А., Осадчая О.А., Куликова (Ульянова) Е.В., Оганесян А.Н., Алимурадова И.К., Капырина Н.И., Аристова Я.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Статьей 22 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации 11.02.1993 N 4462-I (далее - Основы законодательства о нотариате), регламентирована оплата нотариальных действий.