Оплата электроэнергии физическим лицом
Подборка наиболее важных документов по запросу Оплата электроэнергии физическим лицом (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 546 "Изменение и расторжение договора энергоснабжения" ГК РФ"По смыслу ст. 546 ГК РФ, в силу публичного характера договора энергоснабжения, заключенного с потребителем-гражданином, энергоснабжающая организация не вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора. Отсутствие письменного договора в данном случае не свидетельствует о наличии бездоговорного потребления электроэнергии - договор энергоснабжения с гарантирующим поставщиком считается заключенным на условиях, предусмотренных действующим законодательством, с даты, соответствующей дате начала периода, за который гражданином произведена первая оплата электроэнергии гарантирующему поставщику."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 540 "Заключение и продление договора энергоснабжения" ГК РФ"Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении исковых требований, исследовав и оценив доводы сторон и собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями статей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом правильного распределения бремени доказывания, руководствуясь положениями статей 540, 1102, 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, пунктом 50 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, принимая во внимание, что после прекращения действия договора энергоснабжения с СНТ, потребителями электрической энергии стали граждане - бывшие члены товарищества, следовательно, в спорный период истец должен был получать плату за электрическую энергию от потребителей - физических лиц, и оплачивать услуги по передаче электрической энергии оказанные ответчиком, учитывая, что истцом в материалы дела не представлено доказательств уведомления ответчика о расторжении договора энергоснабжения с потребителем, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о недоказанности истцом факта наличия на стороне ответчика неосновательного обогащения в виде стоимости излишне оплаченных услуг по передаче электрической энергии и неразрывно связанной с этим задолженности по оплате электроэнергии в целях компенсации потерь, поскольку между гражданами и энергосбытовой компанией сложились фактические договорные отношения по поставке электрической энергии, что исключает отнесение спорного объема на потери."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О некоторых вопросах, связанных с рассмотрением споров о взыскании платы за бездоговорное потребление электрической энергии
(Старченкова В.В.)
("Арбитражные споры", 2021, N 1)В связи с этим примечательным является дело Арбитражного суда Республики Карелия по спору между сетевой организацией и учреждением, владеющим на праве оперативного управления жилым домом, судебными актами по которому с ответчика была взыскана стоимость бездоговорного потребления электрической энергии, рассчитанная в соответствии с Основными положениями. Отменяя судебные акты и направляя дело на новое рассмотрение, суд кассационной инстанции указал, что при доказанности факта использования в спорный период жилого дома по назначению (для проживания граждан) электрическая энергия, оплаты которой требует истец в качестве бездоговорно потребленной, будет представлять собой коммунальный ресурс и по своему содержанию спорные отношения подпадут под действие жилищного законодательства (подпункт 10 пункта 1 статьи 4 ЖК РФ). В этом случае в силу прямого указания пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты станут применяться постольку, поскольку они не противоречат ЖК РФ. Следовательно, положения пункта 84 Основных положений необходимо будет применять к спорным отношениям в части, не противоречащей ЖК РФ, а размер платы определять исходя из положений пункта 1 статьи 157 ЖК РФ (на основании показаний регистрирующих фактическое потребление приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг). В этом случае суду следует учесть, что ввиду невозможности в силу пункта 1 статьи 540 ГК РФ и положений жилищного законодательства бездоговорного потребления коммунальных услуг гражданами сетевая организация не вправе взыскивать стоимость соответствующего коммунального ресурса. Следовательно, истцу потребуется представить доказательства наличия у нее полномочий действовать от имени ресурсоснабжающей организации. В то же время при непредставлении учреждением доказательств использования жилого дома по назначению расчет платы за бездоговорное потребление электрической энергии следует производить по правилам, установленным Основными положениями (Постановление АС СЗО от 06.12.2017 по делу N А26-8517/2016).
(Старченкова В.В.)
("Арбитражные споры", 2021, N 1)В связи с этим примечательным является дело Арбитражного суда Республики Карелия по спору между сетевой организацией и учреждением, владеющим на праве оперативного управления жилым домом, судебными актами по которому с ответчика была взыскана стоимость бездоговорного потребления электрической энергии, рассчитанная в соответствии с Основными положениями. Отменяя судебные акты и направляя дело на новое рассмотрение, суд кассационной инстанции указал, что при доказанности факта использования в спорный период жилого дома по назначению (для проживания граждан) электрическая энергия, оплаты которой требует истец в качестве бездоговорно потребленной, будет представлять собой коммунальный ресурс и по своему содержанию спорные отношения подпадут под действие жилищного законодательства (подпункт 10 пункта 1 статьи 4 ЖК РФ). В этом случае в силу прямого указания пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты станут применяться постольку, поскольку они не противоречат ЖК РФ. Следовательно, положения пункта 84 Основных положений необходимо будет применять к спорным отношениям в части, не противоречащей ЖК РФ, а размер платы определять исходя из положений пункта 1 статьи 157 ЖК РФ (на основании показаний регистрирующих фактическое потребление приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг). В этом случае суду следует учесть, что ввиду невозможности в силу пункта 1 статьи 540 ГК РФ и положений жилищного законодательства бездоговорного потребления коммунальных услуг гражданами сетевая организация не вправе взыскивать стоимость соответствующего коммунального ресурса. Следовательно, истцу потребуется представить доказательства наличия у нее полномочий действовать от имени ресурсоснабжающей организации. В то же время при непредставлении учреждением доказательств использования жилого дома по назначению расчет платы за бездоговорное потребление электрической энергии следует производить по правилам, установленным Основными положениями (Постановление АС СЗО от 06.12.2017 по делу N А26-8517/2016).
"Жилищный кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий: учебное пособие"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)Законодательством субъекта РФ могут быть предусмотрены льготы по оплате электроэнергии и иным категориям граждан.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)Законодательством субъекта РФ могут быть предусмотрены льготы по оплате электроэнергии и иным категориям граждан.
Нормативные акты
Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ
(ред. от 25.10.2024)
"Об электроэнергетике"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)принимает меры социальной защиты отдельных категорий граждан, в том числе в форме утверждения порядка предоставления таким гражданам обеспечения обязательств по оплате электрической энергии в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;
(ред. от 25.10.2024)
"Об электроэнергетике"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)принимает меры социальной защиты отдельных категорий граждан, в том числе в форме утверждения порядка предоставления таким гражданам обеспечения обязательств по оплате электрической энергии в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;
"Обзор по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.03.2016)В рассмотренном деле судом установлено, что работа насосной станции связана с удовлетворением коммунально-бытовых нужд граждан и, соответственно, оплата электрической энергии, используемой для ее работы, должна осуществляться по тарифу для группы потребителей "население".
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.03.2016)В рассмотренном деле судом установлено, что работа насосной станции связана с удовлетворением коммунально-бытовых нужд граждан и, соответственно, оплата электрической энергии, используемой для ее работы, должна осуществляться по тарифу для группы потребителей "население".
Статья: Учет у РСО при предоставлении льгот по оплате электроэнергии
(Герасимова Н.В.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 4)С 01.01.2023 гарантирующий поставщик на основании регионального правового акта обязан предоставлять льготы на оплату электроэнергии Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации, полным кавалерам ордена Славы и членам семей погибших (умерших) Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы (граждане указанных категорий полностью освобождаются от оплаты электроэнергии). В связи с этим между гарантирующим поставщиком и центром социальной поддержки населения заключается договор о возмещении доходов от предоставления льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг гражданам отдельных категорий. Предметом договора является возмещение доходов от предоставления льгот по оплате коммунальных услуг в виде освобождения от внесения платы за электрическую энергию, потребляемую при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также платы за коммунальные услуги, а именно за электрическую энергию, гражданам соответствующих категорий. Таким образом, отдельные граждане полностью освобождаются от оплаты электроэнергии (предоставление льгот в натуральной форме), а гарантирующий поставщик будет получать на свой расчетный счет денежные средства (субсидию из областного бюджета) на оплату услуг, реализуемых по государственным регулируемым ценам. Какие записи в описанной ситуации производятся в бухгалтерском учете гарантирующего поставщика? Являются ли получаемые субсидии целевым финансированием, которое отражается в бухучете с использованием счета 86? Каков порядок признания получаемых субсидий в целях налогообложения прибыли? Нужно ли их включать в облагаемую базу по НДС?
(Герасимова Н.В.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 4)С 01.01.2023 гарантирующий поставщик на основании регионального правового акта обязан предоставлять льготы на оплату электроэнергии Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации, полным кавалерам ордена Славы и членам семей погибших (умерших) Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы (граждане указанных категорий полностью освобождаются от оплаты электроэнергии). В связи с этим между гарантирующим поставщиком и центром социальной поддержки населения заключается договор о возмещении доходов от предоставления льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг гражданам отдельных категорий. Предметом договора является возмещение доходов от предоставления льгот по оплате коммунальных услуг в виде освобождения от внесения платы за электрическую энергию, потребляемую при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также платы за коммунальные услуги, а именно за электрическую энергию, гражданам соответствующих категорий. Таким образом, отдельные граждане полностью освобождаются от оплаты электроэнергии (предоставление льгот в натуральной форме), а гарантирующий поставщик будет получать на свой расчетный счет денежные средства (субсидию из областного бюджета) на оплату услуг, реализуемых по государственным регулируемым ценам. Какие записи в описанной ситуации производятся в бухгалтерском учете гарантирующего поставщика? Являются ли получаемые субсидии целевым финансированием, которое отражается в бухучете с использованием счета 86? Каков порядок признания получаемых субсидий в целях налогообложения прибыли? Нужно ли их включать в облагаемую базу по НДС?
Статья: Обзор правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации по вопросам частного права за август 2022 года
(Автонова Е.Д., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 10)Если гражданином в собственность от юридического лица, в котором он является генеральным директором, приобретен коровник, гражданин обратился к энергоснабжающей организации для заключения договора энергоснабжения, организация отказалась заключить договор со ссылкой на то обстоятельство, что гражданину необходимо погасить имеющуюся задолженность по оплате электроэнергии по указанной точке учета, а также предоставить ряд документов, то при рассмотрении требования гражданина о понуждении энергоснабжающей организации к заключению договора энергоснабжения следовало учесть, что при смене собственника по общему правилу не требуется повторное технологическое присоединение энергопринимающего устройства, которое ранее в надлежащем порядке было технологически присоединено, а действиями истца и ответчика подтверждается фактическое переоформление документов о технологическом присоединении (составление соответствующего акта). Кроме того, судам следовало исследовать предоставленный истцом в адрес ответчика набор документов, которые могли быть достаточными для заключения нового договора энергоснабжения, а также оценить довод истца о том, что им погашена ранее имеющаяся задолженность.
(Автонова Е.Д., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 10)Если гражданином в собственность от юридического лица, в котором он является генеральным директором, приобретен коровник, гражданин обратился к энергоснабжающей организации для заключения договора энергоснабжения, организация отказалась заключить договор со ссылкой на то обстоятельство, что гражданину необходимо погасить имеющуюся задолженность по оплате электроэнергии по указанной точке учета, а также предоставить ряд документов, то при рассмотрении требования гражданина о понуждении энергоснабжающей организации к заключению договора энергоснабжения следовало учесть, что при смене собственника по общему правилу не требуется повторное технологическое присоединение энергопринимающего устройства, которое ранее в надлежащем порядке было технологически присоединено, а действиями истца и ответчика подтверждается фактическое переоформление документов о технологическом присоединении (составление соответствующего акта). Кроме того, судам следовало исследовать предоставленный истцом в адрес ответчика набор документов, которые могли быть достаточными для заключения нового договора энергоснабжения, а также оценить довод истца о том, что им погашена ранее имеющаяся задолженность.
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Поэтому договоры энергоснабжения, заключаемые между юридическими лицами между собой, должны облекаться в простую письменную форму. Наличие заключенного с гражданином - потребителем договора подтверждается документом об оплате гражданином потребленной им электрической энергии, в котором указаны наименование и платежные реквизиты гарантирующего поставщика, осуществляющего энергоснабжение данного потребителя.
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Поэтому договоры энергоснабжения, заключаемые между юридическими лицами между собой, должны облекаться в простую письменную форму. Наличие заключенного с гражданином - потребителем договора подтверждается документом об оплате гражданином потребленной им электрической энергии, в котором указаны наименование и платежные реквизиты гарантирующего поставщика, осуществляющего энергоснабжение данного потребителя.
Статья: Обзор правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации по вопросам частного права за декабрь 2020 г.
(Автонова Е.Д., Карапетов А.Г., Матвиенко С.В., Мороз А.И., Сафонова М.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 2)1. Между гражданином, имеющим нежилые помещения в многоквартирном доме, и ТСЖ в 2013 г. был заключен договор о предоставлении электроэнергии, гражданину установлены индивидуальные приборы учета после приборов учета самого ТСЖ. В свою очередь, ТСЖ получало электроэнергию от сетевой организации по договору о купле-продаже электроэнергии, но в 2016 г. последний договор был расторгнут, дома населенного пункта были подключены к сетям другой организации, выделившей ТСЖ мощность, в то время как гражданин продолжал платить за электроэнергию в пользу ТСЖ по договору с ним. В связи с этим суду при рассмотрении иска от новой сетевой организации к гражданину об оплате бездоговорного потребления электроэнергии необходимо установить, кто должен был довести до гражданина сведения о смене поставщика электроэнергии, о необходимости заключить новый договор и производить оплату новому поставщику. Кроме того, суду следует учесть, что обязанность собственников нежилых помещений в многоквартирном доме заключать договоры ресурсоснабжения непосредственно с ресурсоснабжающей организацией возникла только с 1 января 2017 г.
(Автонова Е.Д., Карапетов А.Г., Матвиенко С.В., Мороз А.И., Сафонова М.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 2)1. Между гражданином, имеющим нежилые помещения в многоквартирном доме, и ТСЖ в 2013 г. был заключен договор о предоставлении электроэнергии, гражданину установлены индивидуальные приборы учета после приборов учета самого ТСЖ. В свою очередь, ТСЖ получало электроэнергию от сетевой организации по договору о купле-продаже электроэнергии, но в 2016 г. последний договор был расторгнут, дома населенного пункта были подключены к сетям другой организации, выделившей ТСЖ мощность, в то время как гражданин продолжал платить за электроэнергию в пользу ТСЖ по договору с ним. В связи с этим суду при рассмотрении иска от новой сетевой организации к гражданину об оплате бездоговорного потребления электроэнергии необходимо установить, кто должен был довести до гражданина сведения о смене поставщика электроэнергии, о необходимости заключить новый договор и производить оплату новому поставщику. Кроме того, суду следует учесть, что обязанность собственников нежилых помещений в многоквартирном доме заключать договоры ресурсоснабжения непосредственно с ресурсоснабжающей организацией возникла только с 1 января 2017 г.