Оплата государственной экологической экспертизы
Подборка наиболее важных документов по запросу Оплата государственной экологической экспертизы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 758 "Договор подряда на выполнение проектных и изыскательских работ" ГК РФ"Из содержания статей 711, 716, 718, 719, 721, 758, 760 ГК РФ следует, что право подрядчика на получение оплаты за ПСД, которая не получила положительные заключения государственной и государственной экологической экспертиз, напрямую связано с соблюдением самим подрядчиком обязанностей, направленных на исключение обстоятельств, которые грозят годности результатов выполняемой для заказчика работы."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 110.2 "Особенности заключения и исполнения контракта, предметом которого является подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, и контрактов, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства" Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд""Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о том, что отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации, не влечет возникновение у истца обязанности по оплате работ, не имеющих для заказчика потребительской ценности, а не прошедшая государственную экспертизу проектная документация в силу части 3 статьи 110.2 Закона N 44-ФЗ не может свидетельствовать о достижении предусмотренного контрактами результата работ."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по судебной практике: Общие положения о подряде.
Свидетельствует ли о ненадлежащем качестве работ, выполненных по договору подряда, отсутствие положительного заключения обязательной государственной экспертизы
(КонсультантПлюс, 2025)Из содержания искового заявления следует, что выполненные обществом работы оплачены администрацией в полном объеме. Однако экспертная комиссия государственной экологической экспертизы дала отрицательное заключение по материалам проекта.
Свидетельствует ли о ненадлежащем качестве работ, выполненных по договору подряда, отсутствие положительного заключения обязательной государственной экспертизы
(КонсультантПлюс, 2025)Из содержания искового заявления следует, что выполненные обществом работы оплачены администрацией в полном объеме. Однако экспертная комиссия государственной экологической экспертизы дала отрицательное заключение по материалам проекта.
Статья: Совершенствование правового обеспечения лицензирования деятельности хозяйствующих субъектов по утилизации отходов
(Берзинь О.А., Шлягина Е.Н., Игнатьева А.В.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 4)Подобный подход уполномоченных органов влечет существенные и не всегда оправданные материальные и временные издержки для бизнеса. Например, для успешного прохождения ГЭЭ в Центральном федеральном округе соискателю лицензии на утилизацию отходов необходимо потратить в совокупности более 7 млн руб. на оплату труда внештатных экспертов, страховых взносов, накладных расходов. Тем самым малый и средний бизнес, который по большей части и является претендентом на получение подобных лицензий, лишается возможности их получения ввиду нехватки финансов. Полагаем, это идет вразрез с государственной политикой, направленной на обеспечение свободы предпринимательства и избавление его от излишнего контроля <15>.
(Берзинь О.А., Шлягина Е.Н., Игнатьева А.В.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 4)Подобный подход уполномоченных органов влечет существенные и не всегда оправданные материальные и временные издержки для бизнеса. Например, для успешного прохождения ГЭЭ в Центральном федеральном округе соискателю лицензии на утилизацию отходов необходимо потратить в совокупности более 7 млн руб. на оплату труда внештатных экспертов, страховых взносов, накладных расходов. Тем самым малый и средний бизнес, который по большей части и является претендентом на получение подобных лицензий, лишается возможности их получения ввиду нехватки финансов. Полагаем, это идет вразрез с государственной политикой, направленной на обеспечение свободы предпринимательства и избавление его от излишнего контроля <15>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 23.11.1995 N 174-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"Об экологической экспертизе"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)7. Оплата труда внештатных экспертов государственной экологической экспертизы производится федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации на договорной (контрактной) основе в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
(ред. от 08.08.2024)
"Об экологической экспертизе"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)7. Оплата труда внештатных экспертов государственной экологической экспертизы производится федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации на договорной (контрактной) основе в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановление Правительства РФ от 11.11.2015 N 1219
(ред. от 24.04.2025)
"Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)5.2.167. порядок оплаты труда внештатных экспертов государственной экологической экспертизы;
(ред. от 24.04.2025)
"Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)5.2.167. порядок оплаты труда внештатных экспертов государственной экологической экспертизы;
"Рекультивация земель: особенности и проблемы правового регулирования"
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Таким образом, производство готового продукта/рекультиванта предполагает наличие не только документов по обращению с отходами, принимаемыми от сторонних организаций (учет, движение, паспорт, отчетность, платежи за негативное воздействие на окружающую среду и пр.), но и документов по производству продукции (например, технологического регламента, технических условий, по общему правилу получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы) и соответствующих документов, подтверждающих качество произведенной продукции (сертификаты, декларации), а также наличие документов, подтверждающих безопасность использования готовой продукции - рекультиванта при рекультивации нарушенных земель (протоколы лабораторных исследований). Кроме того, сама деятельность должна осуществляться в соответствии с требованиями законодательства (внесение объекта в Реестр ОНВОС; наличие лицензии - если, например, при производстве готового продукта/ рекультиванта используются отходы производства и потребления IV класса опасности). Промышленная площадка, на которой осуществляется сбор, обработка и утилизация отходов производства и потребления, должна иметь санитарно-защитную зону, соотноситься с категорией земель и разрешенным использованием земельных участков, учитывать ограничения и обременения, правовой режим использования земельных участков. По общему правилу проект рекультивации с использованием готового продукта/рекультиванта не требует прохождения государственной экологической экспертизы. Между тем, если объектом рекультивации становится объект размещения отходов, либо объект накопленного вреда, либо земли, загрязненные в результате эксплуатации ОПО I и II классов опасности, такой проект рекультивации с использованием готового продукта/рекультиванта должен подлежать государственной экологической экспертизе федерального уровня.
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Таким образом, производство готового продукта/рекультиванта предполагает наличие не только документов по обращению с отходами, принимаемыми от сторонних организаций (учет, движение, паспорт, отчетность, платежи за негативное воздействие на окружающую среду и пр.), но и документов по производству продукции (например, технологического регламента, технических условий, по общему правилу получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы) и соответствующих документов, подтверждающих качество произведенной продукции (сертификаты, декларации), а также наличие документов, подтверждающих безопасность использования готовой продукции - рекультиванта при рекультивации нарушенных земель (протоколы лабораторных исследований). Кроме того, сама деятельность должна осуществляться в соответствии с требованиями законодательства (внесение объекта в Реестр ОНВОС; наличие лицензии - если, например, при производстве готового продукта/ рекультиванта используются отходы производства и потребления IV класса опасности). Промышленная площадка, на которой осуществляется сбор, обработка и утилизация отходов производства и потребления, должна иметь санитарно-защитную зону, соотноситься с категорией земель и разрешенным использованием земельных участков, учитывать ограничения и обременения, правовой режим использования земельных участков. По общему правилу проект рекультивации с использованием готового продукта/рекультиванта не требует прохождения государственной экологической экспертизы. Между тем, если объектом рекультивации становится объект размещения отходов, либо объект накопленного вреда, либо земли, загрязненные в результате эксплуатации ОПО I и II классов опасности, такой проект рекультивации с использованием готового продукта/рекультиванта должен подлежать государственной экологической экспертизе федерального уровня.
"Упрощенка. Практическое пособие для организаций и предпринимателей"
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)Подпункт 30 п. 1 ст. 346.16 НК РФ позволяет лицам, применяющим УСН, уменьшать полученные доходы на расходы на оплату услуг специализированных организаций по проведению экспертизы, обследований, выдаче заключений и предоставлению иных документов, наличие которых обязательно для получения лицензии (разрешения) на осуществление конкретного вида деятельности.
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)Подпункт 30 п. 1 ст. 346.16 НК РФ позволяет лицам, применяющим УСН, уменьшать полученные доходы на расходы на оплату услуг специализированных организаций по проведению экспертизы, обследований, выдаче заключений и предоставлению иных документов, наличие которых обязательно для получения лицензии (разрешения) на осуществление конкретного вида деятельности.
Статья: Правовая охрана вод при морской добыче нефти в полярных условиях (опыт Норвегии и России)
(Папков С.С.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2024, N 3)В России, как и в Норвегии, действует административная разрешительная система, при этом в п. 5 ст. 10.1 Закона РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) предусмотрена возможность получения лицензии посредством участия в аукционе на право пользования участком недр. Критерием выявления победителя при проведении аукциона является наибольший размер разового платежа за пользование участком недр (ст. 13.1 Закона о недрах). Перед получением лицензии необходимо согласовать технический проект. Для этого необходимо получить заключение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и ГЭЭ.
(Папков С.С.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2024, N 3)В России, как и в Норвегии, действует административная разрешительная система, при этом в п. 5 ст. 10.1 Закона РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) предусмотрена возможность получения лицензии посредством участия в аукционе на право пользования участком недр. Критерием выявления победителя при проведении аукциона является наибольший размер разового платежа за пользование участком недр (ст. 13.1 Закона о недрах). Перед получением лицензии необходимо согласовать технический проект. Для этого необходимо получить заключение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и ГЭЭ.
Готовое решение: Какой КБК указывать в платежном поручении при перечислении платежей в Росприроднадзор
(КонсультантПлюс, 2025)048 1 12 01042 01 6000 120 - плата за размещение твердых коммунальных отходов;
(КонсультантПлюс, 2025)048 1 12 01042 01 6000 120 - плата за размещение твердых коммунальных отходов;
"Упрощенка: доходы минус расходы"
(5-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2023)Так, например, налогоплательщику может потребоваться провести государственную экологическую экспертизу материалов, обосновывающих осуществление предпринимательской деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов, а также на профессиональную переподготовку лиц, допущенных к обращению с опасными отходами.
(5-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2023)Так, например, налогоплательщику может потребоваться провести государственную экологическую экспертизу материалов, обосновывающих осуществление предпринимательской деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов, а также на профессиональную переподготовку лиц, допущенных к обращению с опасными отходами.