Оплата физлицу за медицинские услуги
Подборка наиболее важных документов по запросу Оплата физлицу за медицинские услуги (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 84 "Оплата медицинских услуг" Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"СТАТЬЯ 84 "ОПЛАТА МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ" ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Оплата организацией на УСН оказанных физлицу медицинских услуг
(Самойлова М.Д.)
("Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 6)"Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 6
(Самойлова М.Д.)
("Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 6)"Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 6
Вопрос: Физлицо в 2025 г. оплатило медицинские услуги, которые будут оказываться ему и в 2026 г. Вправе ли физлицо получить социальный налоговый вычет по НДФЛ за 2025 г. со всей суммы расходов на медицинские услуги?
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос: Физлицо в 2025 г. оплатило медицинские услуги, которые будут оказываться ему и в 2026 г. Вправе ли физлицо получить социальный налоговый вычет по НДФЛ за 2025 г. со всей суммы расходов на медицинские услуги?
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос: Физлицо в 2025 г. оплатило медицинские услуги, которые будут оказываться ему и в 2026 г. Вправе ли физлицо получить социальный налоговый вычет по НДФЛ за 2025 г. со всей суммы расходов на медицинские услуги?
Нормативные акты
показать больше документов"Годовой отчет - 2024"
(под ред. В.И. Мещерякова)
("Агентство бухгалтерской информации", 2024)Внимание! С 1 января 2021 года действуют Перечень дорогостоящих видов лечения и Перечень медицинских услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2020 года N 458. Они применяются по расходам физлица на оплату медуслуг и дорогостоящего лечения, произведенным начиная с 1 января 2021 года.
(под ред. В.И. Мещерякова)
("Агентство бухгалтерской информации", 2024)Внимание! С 1 января 2021 года действуют Перечень дорогостоящих видов лечения и Перечень медицинских услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2020 года N 458. Они применяются по расходам физлица на оплату медуслуг и дорогостоящего лечения, произведенным начиная с 1 января 2021 года.
"Вред при медицинском вмешательстве: проблемы компенсации и предотвращения (сравнительно-правовое исследование)"
(Кратенко М.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Второй особенностью медицинского страхования в Швейцарии является уже известный прием софинансирования расходов на медицинскую помощь. Даже применительно к полисам CBSI законом установлена франшиза (deductible) <1> и обязанность застрахованного оплатить 10% расходов на оплату всех медицинских услуг, превысивших франшизу. Реальный объем софинансирования медицинской помощи швейцарскими гражданами оказывается еще выше, поскольку многие страховщики используют условия о франшизах в сочетании с низкими ставками страховых премий для полисов дополнительного медицинского страхования, т.е. как маркетинговый прием.
(Кратенко М.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Второй особенностью медицинского страхования в Швейцарии является уже известный прием софинансирования расходов на медицинскую помощь. Даже применительно к полисам CBSI законом установлена франшиза (deductible) <1> и обязанность застрахованного оплатить 10% расходов на оплату всех медицинских услуг, превысивших франшизу. Реальный объем софинансирования медицинской помощи швейцарскими гражданами оказывается еще выше, поскольку многие страховщики используют условия о франшизах в сочетании с низкими ставками страховых премий для полисов дополнительного медицинского страхования, т.е. как маркетинговый прием.
Статья: Медицинская помощь больше не услуга? (законодательные и правоприменительные проблемы, связанные с введением примечания к ст. 238 УК РФ)
(Крылова Н.Е., Степанов П.П.)
("Уголовное право", 2025, N 8)При толковании медицинской помощи как понятия, охватывающего любые ее виды - как оказываемую в рамках ОМС (учитывая прежнюю практику привлечения к ответственности медиков, оказывающих бесплатную медицинскую помощь, по ст. 238), так и предоставляемую в рамках ДМС, а также в форме платных медицинских услуг, оплачиваемых непосредственно гражданами или организациями, - о декриминализации, т.е. устранении преступности деяния, можно говорить лишь применительно к действиям (бездействию) медицинского работника, которыми не причинен реальный вред, а создана угроза причинения вреда жизни и здоровью пациента, поскольку по ч. 1 ст. 238 УК РФ медики могли быть привлечены к ответственности за само оказание небезопасной медицинской услуги при отсутствии наступивших последствий в виде тяжкого вреда здоровью потерпевшего или его смерти.
(Крылова Н.Е., Степанов П.П.)
("Уголовное право", 2025, N 8)При толковании медицинской помощи как понятия, охватывающего любые ее виды - как оказываемую в рамках ОМС (учитывая прежнюю практику привлечения к ответственности медиков, оказывающих бесплатную медицинскую помощь, по ст. 238), так и предоставляемую в рамках ДМС, а также в форме платных медицинских услуг, оплачиваемых непосредственно гражданами или организациями, - о декриминализации, т.е. устранении преступности деяния, можно говорить лишь применительно к действиям (бездействию) медицинского работника, которыми не причинен реальный вред, а создана угроза причинения вреда жизни и здоровью пациента, поскольку по ч. 1 ст. 238 УК РФ медики могли быть привлечены к ответственности за само оказание небезопасной медицинской услуги при отсутствии наступивших последствий в виде тяжкого вреда здоровью потерпевшего или его смерти.
Готовое решение: Как составить заявление о выдаче справки об оплате медицинских услуг для представления в налоговый орган
(КонсультантПлюс, 2025)Заявление о выдаче справки об оплате медицинских услуг для представления в налоговый орган составляет физическое лицо, которое оплатило медицинские услуги, оказанные ему, его супругу (супруге), родителям, ребенку или подопечному, для получения социального налогового вычета по таким расходам согласно пп. 3 п. 1 ст. 219 НК РФ.
(КонсультантПлюс, 2025)Заявление о выдаче справки об оплате медицинских услуг для представления в налоговый орган составляет физическое лицо, которое оплатило медицинские услуги, оказанные ему, его супругу (супруге), родителям, ребенку или подопечному, для получения социального налогового вычета по таким расходам согласно пп. 3 п. 1 ст. 219 НК РФ.
Статья: Основные модели и подходы к организации здравоохранения (зарубежный и отечественный опыт)
(Исакова Ю.И., Волконская О.А.)
("Медицинское право", 2025, N 1)Российская система здравоохранения представляет собой смешанную модель, включающую элементы бюджетного, страхового и частного финансирования. Основу системы составляет обязательное медицинское страхование (ОМС), финансируемое за счет взносов работодателей и государства, при этом сохраняется бюджетное финансирование государственных медицинских учреждений. Также активно развивается сектор частной медицины и добровольного медицинского страхования (ДМС). Источниками финансирования здравоохранения в России являются государственный бюджет, страховые фонды, добровольные страховые программы и личные платежи граждан за платные медицинские услуги. Однако, несмотря на наличие ОМС, доступность и качество медицинской помощи остаются неравномерными: в регионах наблюдаются нехватка медицинских кадров, длинные очереди и устаревшая инфраструктура больниц.
(Исакова Ю.И., Волконская О.А.)
("Медицинское право", 2025, N 1)Российская система здравоохранения представляет собой смешанную модель, включающую элементы бюджетного, страхового и частного финансирования. Основу системы составляет обязательное медицинское страхование (ОМС), финансируемое за счет взносов работодателей и государства, при этом сохраняется бюджетное финансирование государственных медицинских учреждений. Также активно развивается сектор частной медицины и добровольного медицинского страхования (ДМС). Источниками финансирования здравоохранения в России являются государственный бюджет, страховые фонды, добровольные страховые программы и личные платежи граждан за платные медицинские услуги. Однако, несмотря на наличие ОМС, доступность и качество медицинской помощи остаются неравномерными: в регионах наблюдаются нехватка медицинских кадров, длинные очереди и устаревшая инфраструктура больниц.
"Гражданско-правовое регулирование взаимоотношений в сфере охраны здоровья: проблемные вопросы и судебная практика: научно-практическое пособие"
(Старчиков М.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Представляют интерес выводы некоторых исследователей о том, что в настоящее время государство в пользу граждан формально платит находящимся в публичной собственности учреждениям здравоохранения, доходы которых в последующем изымает в казну, создавая круговорот государственных средств, а фактически - платит гражданам медицинскими услугами, оказываемыми этими учреждениями здравоохранения <19>.
(Старчиков М.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Представляют интерес выводы некоторых исследователей о том, что в настоящее время государство в пользу граждан формально платит находящимся в публичной собственности учреждениям здравоохранения, доходы которых в последующем изымает в казну, создавая круговорот государственных средств, а фактически - платит гражданам медицинскими услугами, оказываемыми этими учреждениями здравоохранения <19>.
Статья: Комментарий к Письму ФНС России от 22.05.2023 N БС-4-11/6374@
(Соловьева А.А.)
("Строительство: акты и комментарии для бухгалтера", 2023, N 6)Как видим, позиция чиновников основана на том, что в силу норм законодательства прохождение обязательных медосмотров должно осуществляться по направлению работодателя и за его счет, то есть путем расчетов работодателя непосредственно с медицинской организацией, а не путем возмещения расходов работника. Соответственно, несоблюдение установленного порядка проведения медосмотра (оплата медуслуг физлицом и выплата ему организацией компенсации) влечет обязанность включить выплаченные сотрудникам суммы возмещения расходов в базу для начисления страховых взносов.
(Соловьева А.А.)
("Строительство: акты и комментарии для бухгалтера", 2023, N 6)Как видим, позиция чиновников основана на том, что в силу норм законодательства прохождение обязательных медосмотров должно осуществляться по направлению работодателя и за его счет, то есть путем расчетов работодателя непосредственно с медицинской организацией, а не путем возмещения расходов работника. Соответственно, несоблюдение установленного порядка проведения медосмотра (оплата медуслуг физлицом и выплата ему организацией компенсации) влечет обязанность включить выплаченные сотрудникам суммы возмещения расходов в базу для начисления страховых взносов.
Статья: Оптимизация административной нагрузки при получении налоговых вычетов за обучение и лечение
(Громов В.В.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 3)В-четвертых, среди документов, от представления которых можно было бы освободить граждан, выделяется справка об оплате медицинских услуг. Этот документ всегда необходим, когда оплачиваются услуги по лечению, и его основное назначение состоит не столько в том, чтобы подтвердить расходы, сколько проинформировать налоговую инспекцию о дорогостоящих видах лечения, которые не лимитируются по сумме вычитаемых расходов. Справка необходима потому, что вид лечения, от которого зависит максимальный размер вычета, устанавливает не налоговая инспекция, а лечебное учреждение <15>. Оно же выдает справку, которую налогоплательщик должен сначала заказать и дождаться оформления, отчего бывают ситуации, когда необходимо повторно приезжать в клинику, но не за лечением, а лишь за справкой. Следовательно, действующий порядок увеличивает издержки получения вычета, а потому нуждается в упрощении. В первую очередь следует предусмотреть цифровой формат справки, чтобы организации и предприниматели имели возможность передавать сведения об оказанной налогоплательщику медицинской услуге напрямую налоговым органам, т.е. по электронным каналам связи без обращения к налогоплательщику. Для того чтобы перейти к информационному обмену, необходимо создать федеральный реестр лиц <16>, которые оказывают медицинские услуги по лицензии, что отменит и необходимость в дополнительной проверке ее наличия налоговыми органами. В качестве переходного этапа целесообразно предусмотреть возможность привязки электронного документа к учетной записи портала "Госуслуги". В этом случае налогоплательщик смог бы отправлять справку в налоговую инспекцию через привязку с личным кабинетом на сайте ФНС РФ без повторных посещений клиники, а также избавился бы от рисков неполучения вычета по причине технических ошибок, допущенных работниками лечебного учреждения при подготовке справки.
(Громов В.В.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 3)В-четвертых, среди документов, от представления которых можно было бы освободить граждан, выделяется справка об оплате медицинских услуг. Этот документ всегда необходим, когда оплачиваются услуги по лечению, и его основное назначение состоит не столько в том, чтобы подтвердить расходы, сколько проинформировать налоговую инспекцию о дорогостоящих видах лечения, которые не лимитируются по сумме вычитаемых расходов. Справка необходима потому, что вид лечения, от которого зависит максимальный размер вычета, устанавливает не налоговая инспекция, а лечебное учреждение <15>. Оно же выдает справку, которую налогоплательщик должен сначала заказать и дождаться оформления, отчего бывают ситуации, когда необходимо повторно приезжать в клинику, но не за лечением, а лишь за справкой. Следовательно, действующий порядок увеличивает издержки получения вычета, а потому нуждается в упрощении. В первую очередь следует предусмотреть цифровой формат справки, чтобы организации и предприниматели имели возможность передавать сведения об оказанной налогоплательщику медицинской услуге напрямую налоговым органам, т.е. по электронным каналам связи без обращения к налогоплательщику. Для того чтобы перейти к информационному обмену, необходимо создать федеральный реестр лиц <16>, которые оказывают медицинские услуги по лицензии, что отменит и необходимость в дополнительной проверке ее наличия налоговыми органами. В качестве переходного этапа целесообразно предусмотреть возможность привязки электронного документа к учетной записи портала "Госуслуги". В этом случае налогоплательщик смог бы отправлять справку в налоговую инспекцию через привязку с личным кабинетом на сайте ФНС РФ без повторных посещений клиники, а также избавился бы от рисков неполучения вычета по причине технических ошибок, допущенных работниками лечебного учреждения при подготовке справки.