Оплата дополнительных работ по государственному контракту
Подборка наиболее важных документов по запросу Оплата дополнительных работ по государственному контракту (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 743 "Техническая документация и смета" ГК РФ"Исходя из положений статей 709, 743 ГК РФ суды обоснованно указали, что без изменения государственным заказчиком первоначальной цены госконтракта фактическое выполнение истцом дополнительных работ, не предусмотренных условиями этого контракта, не порождает обязанность заказчика по их оплате."
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Участники бюджетного процесса
(КонсультантПлюс, 2025)...Управлением [Управление Федерального казначейства - ред.] указано, что при осуществлении бюджетных полномочий в части обеспечения результативности использования предусмотренных бюджетных ассигнований... заявителем [учреждение - ред.] не соблюден принцип результативности... в части достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств... а именно: за счет средств, полученных на... год, фактически не исполнены (не оплачены) государственные контракты в результате неоказания ООО... услуг... по государственному контракту... невыполнения АО... объемов работ, определенных дополнительным соглашением... к государственному контракту...
(КонсультантПлюс, 2025)...Управлением [Управление Федерального казначейства - ред.] указано, что при осуществлении бюджетных полномочий в части обеспечения результативности использования предусмотренных бюджетных ассигнований... заявителем [учреждение - ред.] не соблюден принцип результативности... в части достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств... а именно: за счет средств, полученных на... год, фактически не исполнены (не оплачены) государственные контракты в результате неоказания ООО... услуг... по государственному контракту... невыполнения АО... объемов работ, определенных дополнительным соглашением... к государственному контракту...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по спорам в сфере госзаказа: Взыскание суммы неосновательного обогащения при отсутствии контракта по Закону N 44-ФЗ.
Можно ли взыскать стоимость работ, услуг, не предусмотренных контрактом, заключенным по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Обстоятельства дела: Заказчик не оплатил дополнительные работы по контракту, выполнение которых не предусмотрено сметой к контракту, но являлось обязательным в соответствии с проектной документацией.
Можно ли взыскать стоимость работ, услуг, не предусмотренных контрактом, заключенным по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Обстоятельства дела: Заказчик не оплатил дополнительные работы по контракту, выполнение которых не предусмотрено сметой к контракту, но являлось обязательным в соответствии с проектной документацией.
Путеводитель по спорам в сфере госзаказа: Споры и обжалования по Закону N 44-ФЗ.
Можно ли взыскать с заказчика стоимость удорожания работ, если нет соглашения об увеличении цены контракта
(КонсультантПлюс, 2025)Подрядчик не доказал, что соблюдены условия п. 2 Постановления N 1315. Обязательства выполнены в полном объеме, заказчик оплатил работы. Нет доказательств, что из бюджета были выделены дополнительные лимиты. Стороны не заключали соглашение об изменении цены контракта. Подрядчик выполнял работы без дополнительного финансирования на свой риск. Не доказано, что при выполнении работ подрядчику недоставало денежных средств и он не мог исполнить контракт из-за удорожания материалов.
Можно ли взыскать с заказчика стоимость удорожания работ, если нет соглашения об увеличении цены контракта
(КонсультантПлюс, 2025)Подрядчик не доказал, что соблюдены условия п. 2 Постановления N 1315. Обязательства выполнены в полном объеме, заказчик оплатил работы. Нет доказательств, что из бюджета были выделены дополнительные лимиты. Стороны не заключали соглашение об изменении цены контракта. Подрядчик выполнял работы без дополнительного финансирования на свой риск. Не доказано, что при выполнении работ подрядчику недоставало денежных средств и он не мог исполнить контракт из-за удорожания материалов.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017)По другому делу суд удовлетворил требование об оплате согласованных с заказчиком дополнительных строительных работ по государственному контракту, отметив, что следует учитывать специфику отношений, складывающихся в сфере строительства, которая уже в силу своего существа создает возможность выявления в ходе исполнения обязательства дополнительных работ и в связи с этим обуславливает приоритетное необходимость применения норм статьи 743 ГК РФ наряду с положениями Закона о контрактной системе.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017)По другому делу суд удовлетворил требование об оплате согласованных с заказчиком дополнительных строительных работ по государственному контракту, отметив, что следует учитывать специфику отношений, складывающихся в сфере строительства, которая уже в силу своего существа создает возможность выявления в ходе исполнения обязательства дополнительных работ и в связи с этим обуславливает приоритетное необходимость применения норм статьи 743 ГК РФ наряду с положениями Закона о контрактной системе.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2020)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020)В п. 12 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28 июня 2017 г. (далее - Обзор по Закону N 44-ФЗ) содержится указание на то, что с учетом положений ст. 8, ч. 5 ст. 24 Закона N 44-ФЗ увеличение объема работ по государственному (муниципальному) контракту, в том числе когда такое увеличение превышает 10 процентов от цены или объема, предусмотренных контрактом, допустимо исключительно в случае, если их невыполнение грозит годности и прочности результата выполняемой работы. К дополнительным работам, подлежащим оплате заказчиком, также могут быть отнесены исключительно те работы, которые исходя из имеющейся информации на момент подготовки документации и заключения контракта объективно не могли быть учтены в технической документации, но должны быть произведены, поскольку без их выполнения подрядчик не может приступать к другим работам или продолжать уже начатые либо ввести объект в эксплуатацию и достичь предусмотренного контрактом результата.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020)В п. 12 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28 июня 2017 г. (далее - Обзор по Закону N 44-ФЗ) содержится указание на то, что с учетом положений ст. 8, ч. 5 ст. 24 Закона N 44-ФЗ увеличение объема работ по государственному (муниципальному) контракту, в том числе когда такое увеличение превышает 10 процентов от цены или объема, предусмотренных контрактом, допустимо исключительно в случае, если их невыполнение грозит годности и прочности результата выполняемой работы. К дополнительным работам, подлежащим оплате заказчиком, также могут быть отнесены исключительно те работы, которые исходя из имеющейся информации на момент подготовки документации и заключения контракта объективно не могли быть учтены в технической документации, но должны быть произведены, поскольку без их выполнения подрядчик не может приступать к другим работам или продолжать уже начатые либо ввести объект в эксплуатацию и достичь предусмотренного контрактом результата.
Статья: Ключевые споры в сфере строительства за 2020 год
(Юрчик В.В.)
("Арбитражные споры", 2021, N 2)Следовательно, подрядчик, который при отсутствии явно выраженного согласия заказчика произвел выполнение дополнительных работ, не вправе требовать их оплаты заказчиком.
(Юрчик В.В.)
("Арбитражные споры", 2021, N 2)Следовательно, подрядчик, который при отсутствии явно выраженного согласия заказчика произвел выполнение дополнительных работ, не вправе требовать их оплаты заказчиком.
Статья: Отчет о результатах контрольного мероприятия "Проверка использования бюджетных средств, направленных на повышение доли автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям, в 2021 - 2024 годах"
(Бойцова Е.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2025, N 10)В рамках государственного контракта N 99 ФКУ Управтодор Москва - Нижний Новгород на основании актов формы N КС-2 приняты и оплачены работы по устройству дополнительного слоя основания из песка мелкого общей площадью 99 122,36 куб. м на сумму 136 807,7 тыс. рублей.
(Бойцова Е.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2025, N 10)В рамках государственного контракта N 99 ФКУ Управтодор Москва - Нижний Новгород на основании актов формы N КС-2 приняты и оплачены работы по устройству дополнительного слоя основания из песка мелкого общей площадью 99 122,36 куб. м на сумму 136 807,7 тыс. рублей.
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Согласно одному из подходов в практике, без изменения заказчиком первоначальной цены государственного контракта фактическое выполнение подрядчиком дополнительных работ, не предусмотренных условиями этого контракта, не может породить обязанность заказчика по их оплате, поскольку в ином случае будут нарушены публичные интересы <1>.
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Согласно одному из подходов в практике, без изменения заказчиком первоначальной цены государственного контракта фактическое выполнение подрядчиком дополнительных работ, не предусмотренных условиями этого контракта, не может породить обязанность заказчика по их оплате, поскольку в ином случае будут нарушены публичные интересы <1>.
Статья: Обзор правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации по вопросам частного права за декабрь 2023 года
(Гуна А.Н., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 2)2. Если заказчик согласовал действия по проведению дополнительных работ, необходимых для завершения технологического цикла и обеспечения годности и прочности их результата, то последующий отказ в оплате дополнительных работ создавал бы возможности для извлечения им преимуществ из своего недобросовестного поведения, что противоречит п. 4 ст. 1 ГК РФ.
(Гуна А.Н., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 2)2. Если заказчик согласовал действия по проведению дополнительных работ, необходимых для завершения технологического цикла и обеспечения годности и прочности их результата, то последующий отказ в оплате дополнительных работ создавал бы возможности для извлечения им преимуществ из своего недобросовестного поведения, что противоречит п. 4 ст. 1 ГК РФ.
Готовое решение: Как поставщику (подрядчику, исполнителю) исполнить государственный (муниципальный) контракт по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Если в ходе исполнения государственного контракта возникла необходимость произвести дополнительные работы, уведомите об этом заказчика и предложите заключить дополнительное соглашение для включения таких работ в контракт. Если ваша ситуация подпадает под случаи, когда допускается менять существенные условия контракта, заказчик вправе заключить с вами такое соглашение.
(КонсультантПлюс, 2025)Если в ходе исполнения государственного контракта возникла необходимость произвести дополнительные работы, уведомите об этом заказчика и предложите заключить дополнительное соглашение для включения таких работ в контракт. Если ваша ситуация подпадает под случаи, когда допускается менять существенные условия контракта, заказчик вправе заключить с вами такое соглашение.
"Справочник по доказыванию в арбитражном процессе"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. И.В. Решетниковой)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2022)Однако в исключительных случаях судебная практика допускает возможность удовлетворения требований об оплате согласованных с заказчиком дополнительных работ по государственному контракту, в том числе и в размере увеличения объема работ по государственному (муниципальному) контракту более чем на 10% от цены контракта.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. И.В. Решетниковой)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2022)Однако в исключительных случаях судебная практика допускает возможность удовлетворения требований об оплате согласованных с заказчиком дополнительных работ по государственному контракту, в том числе и в размере увеличения объема работ по государственному (муниципальному) контракту более чем на 10% от цены контракта.
Статья: Обзор правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации по вопросам частного права за май 2021 г.
(Автонова Е.Д., Карапетов А.Г., Матвиенко С.В., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 7)По общему правилу без изменения заказчиком первоначальной цены государственного контракта фактическое выполнение подрядчиком дополнительных работ, не предусмотренных условиями этого контракта, не может породить обязанность заказчика по их оплате, поскольку в ином случае будут нарушены публичные интересы. Если заказчик правомерно - в соответствии с п. 3 ст. 743 ГК РФ, а также положениями ст. 8 и ч. 5 ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" - согласовал действия по проведению дополнительных работ, необходимых для завершения технологического цикла и обеспечения годности и прочности их результата, последующий отказ в оплате дополнительных работ не допускается. Иное противоречило бы требованию добросовестного исполнения обязательства (п. 3 ст. 1, п. 3 ст. 307 ГК РФ).
(Автонова Е.Д., Карапетов А.Г., Матвиенко С.В., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 7)По общему правилу без изменения заказчиком первоначальной цены государственного контракта фактическое выполнение подрядчиком дополнительных работ, не предусмотренных условиями этого контракта, не может породить обязанность заказчика по их оплате, поскольку в ином случае будут нарушены публичные интересы. Если заказчик правомерно - в соответствии с п. 3 ст. 743 ГК РФ, а также положениями ст. 8 и ч. 5 ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" - согласовал действия по проведению дополнительных работ, необходимых для завершения технологического цикла и обеспечения годности и прочности их результата, последующий отказ в оплате дополнительных работ не допускается. Иное противоречило бы требованию добросовестного исполнения обязательства (п. 3 ст. 1, п. 3 ст. 307 ГК РФ).