Описание бюджетного риска
Подборка наиболее важных документов по запросу Описание бюджетного риска (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Сравнительный анализ положений нормативно-правовых и методических документов по организации внутреннего финансового аудита у органов исполнительной власти Москвы и утвержденных федеральных стандартов внутреннего финансового аудита
(Андреев С.А.)
("Финансовое право", 2021, N 7)В соответствии с нормативно-правовыми и методическими документами по организации и осуществлению внутреннего финансового аудита главными администраторами (администраторами) бюджетных средств г. Москвы результаты аудиторской проверки оформлялись актом, а результаты аудиторской проверки достоверности бюджетной отчетности главного администратора (администратора) бюджетных средств, подведомственных казенных учреждений оформлялись заключением. После введения в действие федеральных стандартов внутреннего финансового аудита документом, отражающим результаты проведения аудиторского мероприятия, включая описание выявленных нарушений и (или) недостатков, бюджетных рисков, и содержащим выводы, предложения и рекомендации, в том числе предложения по мерам минимизации (устранения) бюджетных рисков и по организации внутреннего финансового контроля, является заключение, подписанное руководителем субъекта внутреннего финансового аудита.
(Андреев С.А.)
("Финансовое право", 2021, N 7)В соответствии с нормативно-правовыми и методическими документами по организации и осуществлению внутреннего финансового аудита главными администраторами (администраторами) бюджетных средств г. Москвы результаты аудиторской проверки оформлялись актом, а результаты аудиторской проверки достоверности бюджетной отчетности главного администратора (администратора) бюджетных средств, подведомственных казенных учреждений оформлялись заключением. После введения в действие федеральных стандартов внутреннего финансового аудита документом, отражающим результаты проведения аудиторского мероприятия, включая описание выявленных нарушений и (или) недостатков, бюджетных рисков, и содержащим выводы, предложения и рекомендации, в том числе предложения по мерам минимизации (устранения) бюджетных рисков и по организации внутреннего финансового контроля, является заключение, подписанное руководителем субъекта внутреннего финансового аудита.
"Руководство по рассмотрению заявок в соответствии с Законом N 44-ФЗ"
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Правовая оценка УФАС: принимая решение об отклонении заявки в связи с наличием неустранимых противоречий в представленной участником закупки информации о характеристиках товара, закупочная комиссия реализует принцип ответственности за результат осуществления закупки, недопустимости заключения контракта с участником закупки на условиях, отличных от потребности заказчика, препятствует возникновению споров на этапе исполнения контракта, а также снижению эффективности расходования бюджетных средств и повышению риска неудовлетворения нужд муниципального образования в установленные сроки. Наличие в заявке участника внутренних противоречий и характеристик, отличных от описания объекта закупки, позволяет сделать вывод, что указанный участник намеревается заключить контракт на иных условиях, чем те, которые предусмотрены извещением о закупке, что в силу требований Закона N 44-ФЗ недопустимо <94>.
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Правовая оценка УФАС: принимая решение об отклонении заявки в связи с наличием неустранимых противоречий в представленной участником закупки информации о характеристиках товара, закупочная комиссия реализует принцип ответственности за результат осуществления закупки, недопустимости заключения контракта с участником закупки на условиях, отличных от потребности заказчика, препятствует возникновению споров на этапе исполнения контракта, а также снижению эффективности расходования бюджетных средств и повышению риска неудовлетворения нужд муниципального образования в установленные сроки. Наличие в заявке участника внутренних противоречий и характеристик, отличных от описания объекта закупки, позволяет сделать вывод, что указанный участник намеревается заключить контракт на иных условиях, чем те, которые предусмотрены извещением о закупке, что в силу требований Закона N 44-ФЗ недопустимо <94>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"8) описание рисков (при их наличии), связанных с реализацией проекта;
(ред. от 31.07.2025)
"О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"8) описание рисков (при их наличии), связанных с реализацией проекта;
"Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2025 год и период 2026 и 2027 годов"
(утв. Банком России)<2> Здесь и далее (в том числе на схеме) характеризуется наиболее общая логика экономических процессов. Наряду с описанными выше причинно-следственными связями, имеются более специфические, действующие лишь при определенных условиях или в краткосрочной перспективе. К примеру, на доходность облигаций могут влиять изменения нормативов банковского регулирования (в частности, на конъюнктуру рынка ОФЗ в 2023 году влияли изменения в регулировании банковской ликвидности, см. врезку 9 "Влияние НКЛ на операции банков и ситуацию на денежном рынке"), ожидания относительно бюджетной политики (как через оценку инфляционных рисков, так и через ожидания роста предложения гособлигаций, см. врезку 7 "Бюджетная политика в 2024 - 2027 годах в базовом сценарии и ее влияние на экономику") и инфляция (инвесторы не заинтересованы в размещении средств по ставке, не компенсирующей инфляционное обесценение их вложений, что может сдерживать снижение доходности облигаций при чрезмерно мягкой денежно-кредитной политике).
(утв. Банком России)<2> Здесь и далее (в том числе на схеме) характеризуется наиболее общая логика экономических процессов. Наряду с описанными выше причинно-следственными связями, имеются более специфические, действующие лишь при определенных условиях или в краткосрочной перспективе. К примеру, на доходность облигаций могут влиять изменения нормативов банковского регулирования (в частности, на конъюнктуру рынка ОФЗ в 2023 году влияли изменения в регулировании банковской ликвидности, см. врезку 9 "Влияние НКЛ на операции банков и ситуацию на денежном рынке"), ожидания относительно бюджетной политики (как через оценку инфляционных рисков, так и через ожидания роста предложения гособлигаций, см. врезку 7 "Бюджетная политика в 2024 - 2027 годах в базовом сценарии и ее влияние на экономику") и инфляция (инвесторы не заинтересованы в размещении средств по ставке, не компенсирующей инфляционное обесценение их вложений, что может сдерживать снижение доходности облигаций при чрезмерно мягкой денежно-кредитной политике).
Статья: Современные проблемы правового регулирования муниципального долга
(Санченко И.Д.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 4)В данной статье автор исследует современное состояние правового регулирования муниципального долга в Российской Федерации, принимая во внимание проблему закредитованности муниципальных образований. На основании анализа некоторых местных бюджетов делается вывод о доминировании коммерческих кредитов в структуре муниципального долга. Данный факт представляет собой риск неплатежеспособности муниципальных заемщиков. Автор также исследует причины и последствия принятия поправок в Бюджетный кодекс Российской Федерации, направленных на решение описанной проблемы. Отмечается негативный эффект, связанный с установлением лимита по средствам, направляемым на выплату и обслуживание муниципального долга. Автор предлагает скорректировать положения ст. 107 БК РФ, а также выступает за развитие использования риск-ориентированного подхода в регулировании осуществления муниципальных заимствований.
(Санченко И.Д.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 4)В данной статье автор исследует современное состояние правового регулирования муниципального долга в Российской Федерации, принимая во внимание проблему закредитованности муниципальных образований. На основании анализа некоторых местных бюджетов делается вывод о доминировании коммерческих кредитов в структуре муниципального долга. Данный факт представляет собой риск неплатежеспособности муниципальных заемщиков. Автор также исследует причины и последствия принятия поправок в Бюджетный кодекс Российской Федерации, направленных на решение описанной проблемы. Отмечается негативный эффект, связанный с установлением лимита по средствам, направляемым на выплату и обслуживание муниципального долга. Автор предлагает скорректировать положения ст. 107 БК РФ, а также выступает за развитие использования риск-ориентированного подхода в регулировании осуществления муниципальных заимствований.
Готовое решение: Как оформляют итоги аудиторского мероприятия внутреннего финансового аудита
(КонсультантПлюс, 2025)описание значимых бюджетных рисков.
(КонсультантПлюс, 2025)описание значимых бюджетных рисков.
Статья: Оценка качества управления бюджетными рисками субъектов Российской Федерации
(Сухова А.Ю.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 11)С точки зрения первого подхода оценка бюджетных рисков реализуется посредством применения математического и статистического инструментария. В работе А.В. Галухина, Т.В. Усковой сформулирован метод оценки бюджетного риска субъекта Федерации на основании расчета интегрального значения для трех рисков [1], что ограничивает рассмотрение дополнительной рисковой нагрузки на бюджет. Д.В. Горохова применяет статистический инструментарий для расчета уровня бюджетного риска, описывая его как "наиболее точный": автор основывает свою методику на теории экономических циклов Китчина, применяя поправочный коэффициент к результатам расчета дисперсии и коэффициента вариации показателей бюджета субъекта Федерации [2]. С.В. Богомолов использовал для оценки бюджетных рисков Нижегородской области статистический инструментарий, указав на необходимость учета при формировании проектного бюджета "нормативных значений, зависящих от интегрального уровня бюджетного риска" [3], аналогичный подход и инструментарий отражен в работе О.И. Тишутиной <1>. Т.Ю. Ткачева, Л.В. Афанасьева, С.Н. Белоусова реализуют оценку бюджетных рисков региона на основании расчета энтропии расходов бюджета [4]. В работе Н.П. Паздниковой реализована оценка бюджетного риска Пермского края путем расчета коэффициентов вариации для каждого муниципального образования региона по фактическим показателям бюджета [5]. Таким образом, несмотря на разнообразие применяемых показателей и методов их сопоставления, оценка бюджетного риска при данном подходе представляет собой количественную констатацию последствий наступившего бюджетного риска. Оценка бюджетных рисков утрачивает самостоятельность как процесс и позволяет интегрировать ее в последовательность мероприятий внутреннего финансового контроля.
(Сухова А.Ю.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 11)С точки зрения первого подхода оценка бюджетных рисков реализуется посредством применения математического и статистического инструментария. В работе А.В. Галухина, Т.В. Усковой сформулирован метод оценки бюджетного риска субъекта Федерации на основании расчета интегрального значения для трех рисков [1], что ограничивает рассмотрение дополнительной рисковой нагрузки на бюджет. Д.В. Горохова применяет статистический инструментарий для расчета уровня бюджетного риска, описывая его как "наиболее точный": автор основывает свою методику на теории экономических циклов Китчина, применяя поправочный коэффициент к результатам расчета дисперсии и коэффициента вариации показателей бюджета субъекта Федерации [2]. С.В. Богомолов использовал для оценки бюджетных рисков Нижегородской области статистический инструментарий, указав на необходимость учета при формировании проектного бюджета "нормативных значений, зависящих от интегрального уровня бюджетного риска" [3], аналогичный подход и инструментарий отражен в работе О.И. Тишутиной <1>. Т.Ю. Ткачева, Л.В. Афанасьева, С.Н. Белоусова реализуют оценку бюджетных рисков региона на основании расчета энтропии расходов бюджета [4]. В работе Н.П. Паздниковой реализована оценка бюджетного риска Пермского края путем расчета коэффициентов вариации для каждого муниципального образования региона по фактическим показателям бюджета [5]. Таким образом, несмотря на разнообразие применяемых показателей и методов их сопоставления, оценка бюджетного риска при данном подходе представляет собой количественную констатацию последствий наступившего бюджетного риска. Оценка бюджетных рисков утрачивает самостоятельность как процесс и позволяет интегрировать ее в последовательность мероприятий внутреннего финансового контроля.
Статья: Принципы регулирования платежных систем как инструмент снижения правового риска их функционирования
(Ларионова Е.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 2)Этап 1. Принципы регулирования ПС должны быть установлены на законодательном уровне. В этом случае их применение будет обязательным в силу того, что принципы будут выражены в виде норм права. Для этого Федеральный закон "О национальной платежной системе" необходимо дополнить статьей, устанавливающей принципы регулирования ПС. Такая статья должна содержать перечень принципов и их описание, подобно тому, как введены принципы бюджетной системы (гл. 5 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Кроме того, в статье необходимо прописать механизм действия принципов, в частности указать лицо, которое обязано их применять, и сферу деятельности, на которую принципы распространяются. Сфера деятельности и классификация лиц, для которых соблюдение принципов является обязательным, должна соответствовать представленной выше классификации источников рисков по видам деятельности, влияющей на деятельность ПС (см. таблицу).
(Ларионова Е.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 2)Этап 1. Принципы регулирования ПС должны быть установлены на законодательном уровне. В этом случае их применение будет обязательным в силу того, что принципы будут выражены в виде норм права. Для этого Федеральный закон "О национальной платежной системе" необходимо дополнить статьей, устанавливающей принципы регулирования ПС. Такая статья должна содержать перечень принципов и их описание, подобно тому, как введены принципы бюджетной системы (гл. 5 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Кроме того, в статье необходимо прописать механизм действия принципов, в частности указать лицо, которое обязано их применять, и сферу деятельности, на которую принципы распространяются. Сфера деятельности и классификация лиц, для которых соблюдение принципов является обязательным, должна соответствовать представленной выше классификации источников рисков по видам деятельности, влияющей на деятельность ПС (см. таблицу).
"Ревизии и проверки государственных (муниципальных) учреждений - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)- описание выявленных бюджетных рисков, в том числе не включенных ранее в реестр бюджетных рисков, причин и возможных последствий реализации этих бюджетных рисков, а также значимых бюджетных рисков, остающихся после реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков и по организации внутреннего финансового контроля (далее - значимые остаточные бюджетные риски);
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)- описание выявленных бюджетных рисков, в том числе не включенных ранее в реестр бюджетных рисков, причин и возможных последствий реализации этих бюджетных рисков, а также значимых бюджетных рисков, остающихся после реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков и по организации внутреннего финансового контроля (далее - значимые остаточные бюджетные риски);
Статья: Правовые средства обеспечения бюджетной безопасности стратегического характера
(Долматова Н.Г.)
("Финансовое право", 2021, N 9)С целью обеспечения бюджетной безопасности и совершенствования ее правового механизма предлагаем закрепить в Бюджетном кодексе Российской Федерации правовые основы предупреждения, выявления, квалификации и устранения угроз и рисков бюджетной системы и бюджетного процесса. Также необходимо предусматривать в правовых документах, носящих стратегический характер, перечень конкретных угроз, возникающих в бюджетной сфере, и меры обеспечения бюджетной безопасности. Содержание правовых средств обеспечения бюджетной безопасности в стратегиях национальной и экономической безопасности позволит субъектам бюджетных правоотношений более оперативно реагировать на актуальные вызовы и принимать решения, отвечающие современному состоянию бюджетной системы Российской Федерации.
(Долматова Н.Г.)
("Финансовое право", 2021, N 9)С целью обеспечения бюджетной безопасности и совершенствования ее правового механизма предлагаем закрепить в Бюджетном кодексе Российской Федерации правовые основы предупреждения, выявления, квалификации и устранения угроз и рисков бюджетной системы и бюджетного процесса. Также необходимо предусматривать в правовых документах, носящих стратегический характер, перечень конкретных угроз, возникающих в бюджетной сфере, и меры обеспечения бюджетной безопасности. Содержание правовых средств обеспечения бюджетной безопасности в стратегиях национальной и экономической безопасности позволит субъектам бюджетных правоотношений более оперативно реагировать на актуальные вызовы и принимать решения, отвечающие современному состоянию бюджетной системы Российской Федерации.
Статья: Рекомендации Минфина по определению критериев признания (непризнания) заключений субъектами ВФА
(Мухин С.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 10)в) описание значимых бюджетных рисков, их причин и возможных последствий реализации;
(Мухин С.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 10)в) описание значимых бюджетных рисков, их причин и возможных последствий реализации;
Статья: Изменение правового регулирования осуществления внутреннего финансового аудита
(Галина Е.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2023, N 11)Необходимо приводить в заключении описание только значимых бюджетных рисков, в том числе остающихся после реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков, а также предложения и рекомендации о повышении качества финансового менеджмента, в том числе по мерам по минимизации (устранению) бюджетных рисков.
(Галина Е.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2023, N 11)Необходимо приводить в заключении описание только значимых бюджетных рисков, в том числе остающихся после реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков, а также предложения и рекомендации о повышении качества финансового менеджмента, в том числе по мерам по минимизации (устранению) бюджетных рисков.