Опи Якутия
Подборка наиболее важных документов по запросу Опи Якутия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 16.09.2024 N 74-КГ24-1-К9 (УИД 14RS0035-01-2022-019379-90)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: О взыскании невыплаченной суммы пенсии.
Обстоятельства: Гражданка полагает, что она была лишена пенсионного обеспечения длительный период не по своей вине.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, так как суды не учли, что требования по своей сути являются требованием о возмещении вреда, причиненного гражданке, в виде неполученной страховой пенсии по старости, суды не установили, в результате чьих действий - сотрудников органа Пенсионного фонда РФ или органа внутренних дел - гражданка, имеющая право на страховую пенсию по старости, была лишена гарантированного ей пенсионного обеспечения в течение длительного периода.Министерством внутренних дел по Республике Саха (Якутия) Сидоровой О.И. с 1 января 2020 г. назначена пенсия по случаю потери кормильца в соответствии со статьей 28 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей".
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: О взыскании невыплаченной суммы пенсии.
Обстоятельства: Гражданка полагает, что она была лишена пенсионного обеспечения длительный период не по своей вине.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, так как суды не учли, что требования по своей сути являются требованием о возмещении вреда, причиненного гражданке, в виде неполученной страховой пенсии по старости, суды не установили, в результате чьих действий - сотрудников органа Пенсионного фонда РФ или органа внутренних дел - гражданка, имеющая право на страховую пенсию по старости, была лишена гарантированного ей пенсионного обеспечения в течение длительного периода.Министерством внутренних дел по Республике Саха (Якутия) Сидоровой О.И. с 1 января 2020 г. назначена пенсия по случаю потери кормильца в соответствии со статьей 28 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей".
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Конституционно-правовой статус лиц, постоянно проживающих в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов России
(Ирхин И.В.)
("Журнал российского права", 2019, N 5)Законодательство субъектов РФ предусматривает полное и частичное приравнивание правовых статусов рассматриваемых категорий лиц. Например, п. 4 ст. 11 Закона Амурской области от 29 апреля 2003 г. N 208-ОЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов в Амурской области" устанавливает, что лица, не относящиеся к коренным малочисленным народам, но постоянно проживающие в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, имеют равные с коренными малочисленными народами права только в части пользования возобновляемыми природными ресурсами и общераспространенными полезными ископаемыми при ведении традиционной деятельности. В других субъектах РФ (Республика Саха (Якутия), Карачаево-Черкесская Республика) правовые статусы коренных малочисленных народов и лиц, не относящихся к ним, но постоянно проживающих в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, приравнены полностью.
(Ирхин И.В.)
("Журнал российского права", 2019, N 5)Законодательство субъектов РФ предусматривает полное и частичное приравнивание правовых статусов рассматриваемых категорий лиц. Например, п. 4 ст. 11 Закона Амурской области от 29 апреля 2003 г. N 208-ОЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов в Амурской области" устанавливает, что лица, не относящиеся к коренным малочисленным народам, но постоянно проживающие в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, имеют равные с коренными малочисленными народами права только в части пользования возобновляемыми природными ресурсами и общераспространенными полезными ископаемыми при ведении традиционной деятельности. В других субъектах РФ (Республика Саха (Якутия), Карачаево-Черкесская Республика) правовые статусы коренных малочисленных народов и лиц, не относящихся к ним, но постоянно проживающих в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, приравнены полностью.
"Комментарий к главе 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на добычу полезных ископаемых"
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2005)распоряжением МПР России, Госгортехнадзора России и Правительства Республики Саха (Якутия) от 25 сентября 2003 г. N 438-р/24/1202-р - Перечень общераспространенных полезных ископаемых по Республике Саха (Якутия) <*>;
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2005)распоряжением МПР России, Госгортехнадзора России и Правительства Республики Саха (Якутия) от 25 сентября 2003 г. N 438-р/24/1202-р - Перечень общераспространенных полезных ископаемых по Республике Саха (Якутия) <*>;
Нормативные акты
Распоряжение МПР РФ N 438-р, Госгортехнадзора РФ N 24, Правительства Республики Саха (Якутия) N 1202-р от 25.09.2003
"Об утверждении перечня общераспространенных полезных ископаемых по Республике Саха (Якутия)"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 28.01.2004 N 5492)Зарегистрировано в Минюсте РФ 28 января 2004 г. N 5492
"Об утверждении перечня общераспространенных полезных ископаемых по Республике Саха (Якутия)"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 28.01.2004 N 5492)Зарегистрировано в Минюсте РФ 28 января 2004 г. N 5492
Постановление Правительства РФ от 22.09.1993 N 941
(ред. от 14.07.2025)
"О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации"Республика Якутия (кроме местностей, указанных в разделе I настоящего Перечня): для военнослужащих - с 7 августа 1969 г., а для лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы - с 1 января 1970 г., для сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации - с 1 января 2020 г.
(ред. от 14.07.2025)
"О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации"Республика Якутия (кроме местностей, указанных в разделе I настоящего Перечня): для военнослужащих - с 7 августа 1969 г., а для лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы - с 1 января 1970 г., для сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации - с 1 января 2020 г.
"Комментарий к Кодексу внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ"
(постатейный)
(Диканова Т.А., Жеребцов А.Н., Бондарев А.И., Зайкова С.Н., Сивопляс А.В., Темникова Н.А., Ротко С.В., Чернусь Н.Ю., Ястребов В.В., Беляев М.А., Подолян Д.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2019)Пример: Постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) от 16 марта 2007 г. ГС N 2119-Ш было утверждено Положение о порядке пользования участками недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения, а также участками недр местного значения, используемыми для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, на территории Республики Саха (Якутия). Подпунктом 1 п. 4 раздела 4 названного Положения предусмотрено, что не требуется оформления лицензии на пользование участком недр при сооружении и эксплуатации судовых ходов.
(постатейный)
(Диканова Т.А., Жеребцов А.Н., Бондарев А.И., Зайкова С.Н., Сивопляс А.В., Темникова Н.А., Ротко С.В., Чернусь Н.Ю., Ястребов В.В., Беляев М.А., Подолян Д.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2019)Пример: Постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) от 16 марта 2007 г. ГС N 2119-Ш было утверждено Положение о порядке пользования участками недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения, а также участками недр местного значения, используемыми для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, на территории Республики Саха (Якутия). Подпунктом 1 п. 4 раздела 4 названного Положения предусмотрено, что не требуется оформления лицензии на пользование участком недр при сооружении и эксплуатации судовых ходов.
Статья: О праве владельцев земельных участков пользоваться общераспространенными полезными ископаемыми
(Жариков Ю.Г.)
("Право и экономика", N 9, 1999)Положение содержит Перечень общераспространенных полезных ископаемых, находящихся в ведении местных органов самоуправления Саха (Якутия). В их число входят:
(Жариков Ю.Г.)
("Право и экономика", N 9, 1999)Положение содержит Перечень общераспространенных полезных ископаемых, находящихся в ведении местных органов самоуправления Саха (Якутия). В их число входят:
"Комментарий к Закону РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах"
(постатейный)
(Леонтьев И.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2007)4. Весьма актуальна проблема отсутствия достоверной информации о числе ранее выданных лицензий и об условиях пользования недрами: до конца 90-х гг. ряд субъектов Российской Федерации (республики Башкортостан, Саха (Якутия), Татарстан, Удмуртская), опираясь на положения договоров о разграничении предметов ведения и полномочий с федеральным центром, соглашений к этим договорам, осуществляли процесс лицензирования самостоятельно, поэтому автономным образом велись и базы данных по выданным лицензиям. До настоящего времени отсутствует единая система отнесения участков недр к участкам недр местного значения, а также система отнесения видов полезных ископаемых к категории общераспространенных. Инвентаризация лицензий, единственный раз проведенная МПР России согласно распоряжению Председателя Правительства РФ в 1998 - 1999 гг., являлась выборочной, и по ее результатам не было принято кардинальных решений, направленных на улучшение системы лицензирования.
(постатейный)
(Леонтьев И.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2007)4. Весьма актуальна проблема отсутствия достоверной информации о числе ранее выданных лицензий и об условиях пользования недрами: до конца 90-х гг. ряд субъектов Российской Федерации (республики Башкортостан, Саха (Якутия), Татарстан, Удмуртская), опираясь на положения договоров о разграничении предметов ведения и полномочий с федеральным центром, соглашений к этим договорам, осуществляли процесс лицензирования самостоятельно, поэтому автономным образом велись и базы данных по выданным лицензиям. До настоящего времени отсутствует единая система отнесения участков недр к участкам недр местного значения, а также система отнесения видов полезных ископаемых к категории общераспространенных. Инвентаризация лицензий, единственный раз проведенная МПР России согласно распоряжению Председателя Правительства РФ в 1998 - 1999 гг., являлась выборочной, и по ее результатам не было принято кардинальных решений, направленных на улучшение системы лицензирования.
Тематический выпуск: Упрощенная система налогообложения
(Чвыков И., Чумаков А., Крутякова Т., Мешалкин В., Михалычева Ю., Васильева М.)
("Экономико-правовой бюллетень", 2003, N 2)Так, например, Перечень общераспространенных полезных ископаемых на территории Кемеровской области приведен в Приложении 3 к Решению Кемеровского областного Совета народных депутатов (Малый Совет) от 15 января 1993 г. N 279, а в Республике Саха (Якутия) - в Приложении 2 к Постановлению Правительства Республики Саха (Якутия) от 12 мая 1995 г. N 203.
(Чвыков И., Чумаков А., Крутякова Т., Мешалкин В., Михалычева Ю., Васильева М.)
("Экономико-правовой бюллетень", 2003, N 2)Так, например, Перечень общераспространенных полезных ископаемых на территории Кемеровской области приведен в Приложении 3 к Решению Кемеровского областного Совета народных депутатов (Малый Совет) от 15 января 1993 г. N 279, а в Республике Саха (Якутия) - в Приложении 2 к Постановлению Правительства Республики Саха (Якутия) от 12 мая 1995 г. N 203.
"Государственно-правовые основы ускоренного развития Дальнего Востока России: Монография"
(отв. ред. Ю.А. Тихомиров)
(Андриченко Л.В., Баранчикова М.М., Беликова К.М. и др.)
("ИЗиСП", 2018)В законодательных актах субъектов Российской Федерации можно найти примеры определения компетенции муниципальных образований. На уровне конституций субъектов Российской Федерации в большинстве случаев компетенция определена по аналогии с Конституцией Российской Федерации, устанавливая лишь общие начала. Вместе с тем имеется и определенная специфика. Так, Конституция Республики Саха (Якутия) в отличие от федерального регулирования использует словосочетание "компетенция органов местного самоуправления", включая в ее содержание: владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью в интересах населения; формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения; комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования; организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего образования, муниципальных учреждений здравоохранения; обеспечение санитарного благополучия населения; содержание и использование муниципального жилищного фонда и нежилых помещений; охрана общественного порядка; организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью; осуществление контроля за использованием земель на территории муниципального образования; регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения; назначение местных референдумов в порядке, установленном законом; осуществление иных полномочий, предусмотренных законодательством, а также отдельных государственных полномочий, делегированных органами государственной власти Республики Саха (Якутия), с одновременной передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств <1>.
(отв. ред. Ю.А. Тихомиров)
(Андриченко Л.В., Баранчикова М.М., Беликова К.М. и др.)
("ИЗиСП", 2018)В законодательных актах субъектов Российской Федерации можно найти примеры определения компетенции муниципальных образований. На уровне конституций субъектов Российской Федерации в большинстве случаев компетенция определена по аналогии с Конституцией Российской Федерации, устанавливая лишь общие начала. Вместе с тем имеется и определенная специфика. Так, Конституция Республики Саха (Якутия) в отличие от федерального регулирования использует словосочетание "компетенция органов местного самоуправления", включая в ее содержание: владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью в интересах населения; формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения; комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования; организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего образования, муниципальных учреждений здравоохранения; обеспечение санитарного благополучия населения; содержание и использование муниципального жилищного фонда и нежилых помещений; охрана общественного порядка; организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью; осуществление контроля за использованием земель на территории муниципального образования; регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения; назначение местных референдумов в порядке, установленном законом; осуществление иных полномочий, предусмотренных законодательством, а также отдельных государственных полномочий, делегированных органами государственной власти Республики Саха (Якутия), с одновременной передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств <1>.
"Комментарий Закона Российской Федерации "О недрах"
(постатейный)
(Боголюбов С.А., Горкина И.Д., Жариков Ю.Г., Кацман Ю.Е., Краюшкина Е.Г., Шейнин Л.Б.)
("Законодательство и экономика", 1999, NN 4, 5)Субъекты РФ принимают нормативные акты, в которых в развитие ст. 18 устанавливаются подробный порядок и условия добычи общераспространенных полезных ископаемых. Так, Правительство Республики Саха (Якутия) Постановлением от 17 декабря 1993 г. N 520 утвердило Положение о порядке предоставления права недропользования по общераспространенным полезным ископаемым. Приведем его основные нормы, характерные и для других субъектов РФ, принимающих подобные нормативные акты.
(постатейный)
(Боголюбов С.А., Горкина И.Д., Жариков Ю.Г., Кацман Ю.Е., Краюшкина Е.Г., Шейнин Л.Б.)
("Законодательство и экономика", 1999, NN 4, 5)Субъекты РФ принимают нормативные акты, в которых в развитие ст. 18 устанавливаются подробный порядок и условия добычи общераспространенных полезных ископаемых. Так, Правительство Республики Саха (Якутия) Постановлением от 17 декабря 1993 г. N 520 утвердило Положение о порядке предоставления права недропользования по общераспространенным полезным ископаемым. Приведем его основные нормы, характерные и для других субъектов РФ, принимающих подобные нормативные акты.
Вопрос: О невключении золота в перечень видов сельскохозяйственной продукции и продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства, и в перечень общераспространенных полезных ископаемых по Республике Саха (Якутия) в целях уплаты ЕСХН и применения УСН сельскохозяйственным производственным кооперативом.
(Письмо Минэкономразвития РФ от 02.03.2010 N Д05-554)Вопрос: О невключении золота в перечень видов сельскохозяйственной продукции и продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства, и в перечень общераспространенных полезных ископаемых по Республике Саха (Якутия) в целях уплаты ЕСХН и применения УСН сельскохозяйственным производственным кооперативом.
(Письмо Минэкономразвития РФ от 02.03.2010 N Д05-554)Вопрос: О невключении золота в перечень видов сельскохозяйственной продукции и продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства, и в перечень общераспространенных полезных ископаемых по Республике Саха (Якутия) в целях уплаты ЕСХН и применения УСН сельскохозяйственным производственным кооперативом.
Вопрос: Об отсутствии оснований для применения сельскохозяйственным кооперативом - кочевой родовой общиной УСН и системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН) в отношении предпринимательской деятельности по добыче и реализации полезных ископаемых (золота) на территории Республики Саха (Якутия).
(Письмо Минэкономразвития РФ от 22.01.2010 N Д05-140)В соответствии с пп. 8 п. 3 ст. 346.12 Кодекса не вправе применять УСН организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых, региональный перечень которых формируется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти в сфере регулирования отношений недропользования совместно с субъектами Российской Федерации. При этом золото не входит в перечень общераспространенных полезных ископаемых по Республике Саха (Якутия).
(Письмо Минэкономразвития РФ от 22.01.2010 N Д05-140)В соответствии с пп. 8 п. 3 ст. 346.12 Кодекса не вправе применять УСН организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых, региональный перечень которых формируется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти в сфере регулирования отношений недропользования совместно с субъектами Российской Федерации. При этом золото не входит в перечень общераспространенных полезных ископаемых по Республике Саха (Якутия).