Оператор услуг информационного обмена
Подборка наиболее важных документов по запросу Оператор услуг информационного обмена (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)В рамках определения данного ключевого понятия законодательства РФ о НПС в п. 1 комментируемой статьи перечислены субъекты НПС - это операторы по переводу денежных средств (включая операторов электронных денежных средств), банковских платежных агентов (субагентов), платежные агенты, организации федеральной почтовой связи при оказании ими платежных услуг в соответствии с законодательством РФ, операторы платежных систем, операторы услуг платежной инфраструктуры, операторы услуг информационного обмена, иностранные поставщики платежных услуг, операторы ИПС (указание на операторов услуг информационного обмена, иностранных поставщиков платежных услуг и операторов ИПС включено Законом 2019 г. N 264-ФЗ, принятым в части уточнения требований к деятельности ИПС и иностранных поставщиков платежных услуг), поставщики платежных приложений (указание на данных субъектов НПС включено Законом 2019 г. N 173-ФЗ, принятым в части регулирования сферы платежных сервисов), операторы электронных платформ (указание на данных субъектов НПС включено Законом 2022 г. N 331-ФЗ, принятым в части регулирования оборота цифровых финансовых активов и утилитарных цифровых прав), оператор платформы цифрового рубля, участники платформы цифрового рубля (указание на оператора платформы цифрового рубля и участников платформы цифрового рубля включено Законом 2023 г. N 340-ФЗ, принятым в части формирования правовых основ для внедрения цифрового рубля).
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)В рамках определения данного ключевого понятия законодательства РФ о НПС в п. 1 комментируемой статьи перечислены субъекты НПС - это операторы по переводу денежных средств (включая операторов электронных денежных средств), банковских платежных агентов (субагентов), платежные агенты, организации федеральной почтовой связи при оказании ими платежных услуг в соответствии с законодательством РФ, операторы платежных систем, операторы услуг платежной инфраструктуры, операторы услуг информационного обмена, иностранные поставщики платежных услуг, операторы ИПС (указание на операторов услуг информационного обмена, иностранных поставщиков платежных услуг и операторов ИПС включено Законом 2019 г. N 264-ФЗ, принятым в части уточнения требований к деятельности ИПС и иностранных поставщиков платежных услуг), поставщики платежных приложений (указание на данных субъектов НПС включено Законом 2019 г. N 173-ФЗ, принятым в части регулирования сферы платежных сервисов), операторы электронных платформ (указание на данных субъектов НПС включено Законом 2022 г. N 331-ФЗ, принятым в части регулирования оборота цифровых финансовых активов и утилитарных цифровых прав), оператор платформы цифрового рубля, участники платформы цифрового рубля (указание на оператора платформы цифрового рубля и участников платформы цифрового рубля включено Законом 2023 г. N 340-ФЗ, принятым в части формирования правовых основ для внедрения цифрового рубля).
Статья: Российское законодательство, обеспечивающее развитие отраслей, использующих информационные и цифровые технологии
(Чердаков О.И.)
("Банковское право", 2023, N 4)Среди отличительных черт нового Положения можно отметить расширение перечня организаций, на которые распространяется его действие. Добавлены операторы услуг информационного обмена и поставщики платежных приложений, для которых указаны требования по защите информации. Базовые требования по защите информации сформулированы по ГОСТ 57580.1 <6>.
(Чердаков О.И.)
("Банковское право", 2023, N 4)Среди отличительных черт нового Положения можно отметить расширение перечня организаций, на которые распространяется его действие. Добавлены операторы услуг информационного обмена и поставщики платежных приложений, для которых указаны требования по защите информации. Базовые требования по защите информации сформулированы по ГОСТ 57580.1 <6>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 27.06.2011 N 161-ФЗ
(ред. от 23.05.2025)
"О национальной платежной системе"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)33) оператор услуг информационного обмена - организация, оказывающая операторам по переводу денежных средств на основании договоров услуги обмена информацией при осуществлении операций с использованием электронных средств платежа между операторами по переводу денежных средств и их клиентами и (или) между операторами по переводу денежных средств и иностранными поставщиками платежных услуг (далее - услуги информационного обмена). При этом оператором услуг информационного обмена не являются операционный центр и оператор связи;
(ред. от 23.05.2025)
"О национальной платежной системе"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)33) оператор услуг информационного обмена - организация, оказывающая операторам по переводу денежных средств на основании договоров услуги обмена информацией при осуществлении операций с использованием электронных средств платежа между операторами по переводу денежных средств и их клиентами и (или) между операторами по переводу денежных средств и иностранными поставщиками платежных услуг (далее - услуги информационного обмена). При этом оператором услуг информационного обмена не являются операционный центр и оператор связи;
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)- в отношении информации, позволяющей в целях неправомерного завладения или создания условий для неправомерного завладения денежными средствами клиентов операторов по переводу денежных средств, банковских платежных агентов (субагентов), операторов услуг информационного обмена, поставщиков платежных приложений, операторов платежных систем, операторов услуг платежной инфраструктуры осуществлять доступ к информационным системам операторов по переводу денежных средств, банковских платежных агентов (субагентов), операторов услуг информационного обмена, поставщиков платежных приложений, операторов платежных систем, операторов услуг платежной инфраструктуры, электронным средствам платежа или программному обеспечению, которое применяется указанными клиентами с использованием технического устройства, подключенного к информационно-телекоммуникационной сети Интернет, и используется при предоставлении (получении) услуг операторов по переводу денежных средств, банковских платежных агентов (субагентов), операторов услуг информационного обмена, поставщиков платежных приложений, операторов платежных систем, операторов услуг платежной инфраструктуры, а также к базам данных, содержащим полученную с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, информацию об указанных клиентах;
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)- в отношении информации, позволяющей в целях неправомерного завладения или создания условий для неправомерного завладения денежными средствами клиентов операторов по переводу денежных средств, банковских платежных агентов (субагентов), операторов услуг информационного обмена, поставщиков платежных приложений, операторов платежных систем, операторов услуг платежной инфраструктуры осуществлять доступ к информационным системам операторов по переводу денежных средств, банковских платежных агентов (субагентов), операторов услуг информационного обмена, поставщиков платежных приложений, операторов платежных систем, операторов услуг платежной инфраструктуры, электронным средствам платежа или программному обеспечению, которое применяется указанными клиентами с использованием технического устройства, подключенного к информационно-телекоммуникационной сети Интернет, и используется при предоставлении (получении) услуг операторов по переводу денежных средств, банковских платежных агентов (субагентов), операторов услуг информационного обмена, поставщиков платежных приложений, операторов платежных систем, операторов услуг платежной инфраструктуры, а также к базам данных, содержащим полученную с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, информацию об указанных клиентах;
Статья: Понятие "банковская экосистема"
(Узденов Ш.Ш.)
("Банковское право", 2022, N 3)Г. Учитывая сферу функционирования организаторов банковских экосистем (кредитных организаций), следует в качестве следующего элемента указать являющийся центральной сферой осуществления хозяйственной деятельности банковских экосистем рынок банковских услуг. В связи с этим отметим, что в рамках банковских экосистем кредитные организации взаимодействуют с иными организациями (например, с профессиональными участниками рынка ценных бумаг, операторами услуг информационного обмена, операторами услуг платежной инфраструктуры, банковскими платежными агентами, поставщиками платежных приложений и т.д.) для совместного предоставления услуг клиентам.
(Узденов Ш.Ш.)
("Банковское право", 2022, N 3)Г. Учитывая сферу функционирования организаторов банковских экосистем (кредитных организаций), следует в качестве следующего элемента указать являющийся центральной сферой осуществления хозяйственной деятельности банковских экосистем рынок банковских услуг. В связи с этим отметим, что в рамках банковских экосистем кредитные организации взаимодействуют с иными организациями (например, с профессиональными участниками рынка ценных бумаг, операторами услуг информационного обмена, операторами услуг платежной инфраструктуры, банковскими платежными агентами, поставщиками платежных приложений и т.д.) для совместного предоставления услуг клиентам.
Статья: Ответы Банка России на вопросы (предложения) банков, поступившие в рамках ежегодной встречи кредитных организаций с руководством регулятора (Приложение к Письму Банка России от 24.07.2023 N 03-23-16/6611)
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)Вопрос 41: В настоящее время многие операторы по переводам денежных средств при осуществлении переводов с использованием электронного средства платежа прибегают к услугам операторов услуг информационного обмена, которые фактически осуществляют все технологическое обеспечение осуществления перевода. При этом на рынке наблюдается тенденция к ужесточению требований к операторам по переводу денежных средств, в том числе введение административной ответственности за обеспечение требований информационной безопасности при осуществлении перевода, работе с персональными данными. Вместе с тем в отношении операторов услуг платежной инфраструктуры таких отдельных требований нет, все риски в отношении переводов, если будет определено, что они осуществлены с нарушением установленных требований, в любом случае возлагаются на операторов по переводу денежных средств (даже если такие нарушения возникли вследствие недостатка работы операторов услуг платежной инфраструктуры).
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)Вопрос 41: В настоящее время многие операторы по переводам денежных средств при осуществлении переводов с использованием электронного средства платежа прибегают к услугам операторов услуг информационного обмена, которые фактически осуществляют все технологическое обеспечение осуществления перевода. При этом на рынке наблюдается тенденция к ужесточению требований к операторам по переводу денежных средств, в том числе введение административной ответственности за обеспечение требований информационной безопасности при осуществлении перевода, работе с персональными данными. Вместе с тем в отношении операторов услуг платежной инфраструктуры таких отдельных требований нет, все риски в отношении переводов, если будет определено, что они осуществлены с нарушением установленных требований, в любом случае возлагаются на операторов по переводу денежных средств (даже если такие нарушения возникли вследствие недостатка работы операторов услуг платежной инфраструктуры).
Статья: Влияние небанковских поставщиков платежных услуг на правовой механизм функционирования платежных систем
(Ларионова Е.С.)
("Банковское право", 2022, N 3)Однако в России уже есть субъекты НПС, не являющиеся кредитными организациями, наделенные правом оказывать платежные услуги и не являющиеся при этом банками: банковские платежные агенты, операторы услуг информационного обмена, поставщики платежных приложений и др., появление которых связано с цифровизацией НПС <4>.
(Ларионова Е.С.)
("Банковское право", 2022, N 3)Однако в России уже есть субъекты НПС, не являющиеся кредитными организациями, наделенные правом оказывать платежные услуги и не являющиеся при этом банками: банковские платежные агенты, операторы услуг информационного обмена, поставщики платежных приложений и др., появление которых связано с цифровизацией НПС <4>.
Статья: Принципы регулирования платежных систем как инструмент снижения правового риска их функционирования
(Ларионова Е.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 2)<8> Операторы услуг информационного обмена, иностранные поставщики платежных услуг, платежные агрегаторы, поставщики платежных приложений.
(Ларионова Е.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 2)<8> Операторы услуг информационного обмена, иностранные поставщики платежных услуг, платежные агрегаторы, поставщики платежных приложений.