Оператор персональных данных это
Подборка наиболее важных документов по запросу Оператор персональных данных это (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 13.11 "Нарушение законодательства Российской Федерации в области персональных данных" КоАП РФТолько в том случае, если утечка данных произошла по вине пользователя, то оператор освобождается от ответственности. Таковых сведений ответчик суду не предоставил. При этом использование и распространение персональных данных субъекта осуществляется оператором только с согласия субъекта, а истец такового согласия не давал."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Каковы обязанности оператора персональных данных
(КонсультантПлюс, 2025)1.1. Кто является оператором персональных данных
(КонсультантПлюс, 2025)1.1. Кто является оператором персональных данных
Готовое решение: Какие меры по защите персональных данных работников должны приниматься при обработке этих данных
(КонсультантПлюс, 2025)Соискатель является субъектом персональных данных (по смыслу п. 1 ст. 3 Закона о персональных данных). В процессе подбора персонала работодатель запрашивает персональные данные соискателя (Ф.И.О., возраст, образование, адрес и другие) и таким образом становится оператором этих персональных данных (п. 2 ст. 3 Закона о персональных данных). Поэтому в организации необходимо принимать меры по защите персональных данных соискателей, в том числе принимать направленные на это акты (п. 2 ч. 1 ст. 18.1 Закона о персональных данных).
(КонсультантПлюс, 2025)Соискатель является субъектом персональных данных (по смыслу п. 1 ст. 3 Закона о персональных данных). В процессе подбора персонала работодатель запрашивает персональные данные соискателя (Ф.И.О., возраст, образование, адрес и другие) и таким образом становится оператором этих персональных данных (п. 2 ст. 3 Закона о персональных данных). Поэтому в организации необходимо принимать меры по защите персональных данных соискателей, в том числе принимать направленные на это акты (п. 2 ч. 1 ст. 18.1 Закона о персональных данных).
Нормативные акты
Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)
"О персональных данных"2) оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными;
(ред. от 24.06.2025)
"О персональных данных"2) оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными;
<Информация> Роскомнадзора
"Ответы на вопросы в сфере защиты прав субъектов персональных данных"2. Кто может являться оператором персональных данных?
"Ответы на вопросы в сфере защиты прав субъектов персональных данных"2. Кто может являться оператором персональных данных?
Статья: Утечка персональных данных из компании в Сеть - чем это ей грозит?
(Олифирова И.)
("Делопроизводство", 2025, N 1)Необходимо отметить, что законодательство Российской Федерации прямо обязывает операторов персональных данных (а это практически все компании, индивидуальные предприниматели и даже плательщики налога на профессиональный доход) применять правовые, организационные и технические меры по обеспечению безопасности обрабатываемых персональных данных. Но реально данную обязанность исполняют лишь единицы.
(Олифирова И.)
("Делопроизводство", 2025, N 1)Необходимо отметить, что законодательство Российской Федерации прямо обязывает операторов персональных данных (а это практически все компании, индивидуальные предприниматели и даже плательщики налога на профессиональный доход) применять правовые, организационные и технические меры по обеспечению безопасности обрабатываемых персональных данных. Но реально данную обязанность исполняют лишь единицы.
"Правовые аспекты разработки и коммерциализации программного обеспечения"
(Савельев А.И.)
("Статут", 2024)Однако есть один вид нарушений, который может представлять собой достаточно серьезный риск как для заказчика, так и для провайдера SaaS. Речь идет об утечках персональных данных, к которым последнее время привлечено достаточно большое внимание со стороны государства. В одном из последних законопроектов по данной тематике предлагается серьезное увеличение административных штрафов за такие утечки <1>. Как отмечается в Пояснительной записке к законопроекту, это делается "с целью стимулирования операторов персональных данных инвестировать в развитие инфраструктуры информационной безопасности и защиту персональных данных своих пользователей". В этой связи предлагается дополнить ст. 13.11 КоАП РФ новыми составами административных правонарушений, предусматривающими установление административной ответственности за утечки баз данных, содержащих персональные данные. Так, размер ответственности будет зависеть от объема "утекшей" информации, а также степени чувствительности данных. За повторные правонарушения, выражающиеся в серьезной утечке персональных данных, предусматриваются санкции в виде оборотных штрафов (процентов совокупного размера суммы выручки, полученной от реализации всех товаров (работ, услуг), за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение). Максимальный размер фиксированного штрафа за утечку может составлять 15 млн руб. Оборотный штраф может составить 3% от оборота за предшествующий год и не может составлять менее 15 млн руб. и более 500 млн руб.
(Савельев А.И.)
("Статут", 2024)Однако есть один вид нарушений, который может представлять собой достаточно серьезный риск как для заказчика, так и для провайдера SaaS. Речь идет об утечках персональных данных, к которым последнее время привлечено достаточно большое внимание со стороны государства. В одном из последних законопроектов по данной тематике предлагается серьезное увеличение административных штрафов за такие утечки <1>. Как отмечается в Пояснительной записке к законопроекту, это делается "с целью стимулирования операторов персональных данных инвестировать в развитие инфраструктуры информационной безопасности и защиту персональных данных своих пользователей". В этой связи предлагается дополнить ст. 13.11 КоАП РФ новыми составами административных правонарушений, предусматривающими установление административной ответственности за утечки баз данных, содержащих персональные данные. Так, размер ответственности будет зависеть от объема "утекшей" информации, а также степени чувствительности данных. За повторные правонарушения, выражающиеся в серьезной утечке персональных данных, предусматриваются санкции в виде оборотных штрафов (процентов совокупного размера суммы выручки, полученной от реализации всех товаров (работ, услуг), за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение). Максимальный размер фиксированного штрафа за утечку может составлять 15 млн руб. Оборотный штраф может составить 3% от оборота за предшествующий год и не может составлять менее 15 млн руб. и более 500 млн руб.
Статья: Цифровая трансформация государственного управления в Российской Федерации: особенности совершенствования законодательства о защите персональных данных
(Сапронов Д.Ю.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 6)Теперь оператор персональных данных начиная с 1 марта 2023 г. обязан уведомлять Роскомнадзор о возникшем инциденте, повлекшем утечку персональных данных, через государственную систему обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы (ГосСОПКА), а также определять степень вреда, который может быть причинен утечкой охраняемой информации. Законодатель выделяет три степени потенциального вреда из-за утечки персональных данных: высокий, средний и низкий, в зависимости от того, какие виды охраняемой информации обрабатывались <16>. Важной особенностью рассмотренного правового механизма является то, что оценка производится на основании критериев, представленных в Приказе регулятора, силами сотрудников оператора персональных данных. С одной стороны, такой подход позволяет оператору понимать степень важности хранимых данных. Однако это же может привести к тому, что в случае, если потенциальный ущерб от утечки невелик, у того, кто обрабатывает персональные данные, есть риск возникновения обманчивой иллюзии, что можно уделять меньше внимания обеспечению безопасности охраняемых сведений, чем в случае, когда возможный ущерб более высок. Это противоречит тому, что действующее законодательство требует максимально эффективно подходить к защите любых персональных данных. Такое категорирование возможного вреда от разглашения информации о физических лицах является достаточно неоднозначным и может в будущем спровоцировать увеличение числа утечек персональных данных из-за снижения качества их защиты. Методика определения вреда от утечек информации о физических лиц, безусловно, нужна, но она не должна влиять на мотивацию оператора защищать персональные данные. Эта оценка должна осуществляться профильными сторонними организациями или же регулятором. Такой подход позволит исключить ситуацию с возможным занижением последствий утечки информации со стороны оператора персональных данных. Следовательно, эта правовая новелла требует доработки по причине неоднозначности и возможной неэффективности.
(Сапронов Д.Ю.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 6)Теперь оператор персональных данных начиная с 1 марта 2023 г. обязан уведомлять Роскомнадзор о возникшем инциденте, повлекшем утечку персональных данных, через государственную систему обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы (ГосСОПКА), а также определять степень вреда, который может быть причинен утечкой охраняемой информации. Законодатель выделяет три степени потенциального вреда из-за утечки персональных данных: высокий, средний и низкий, в зависимости от того, какие виды охраняемой информации обрабатывались <16>. Важной особенностью рассмотренного правового механизма является то, что оценка производится на основании критериев, представленных в Приказе регулятора, силами сотрудников оператора персональных данных. С одной стороны, такой подход позволяет оператору понимать степень важности хранимых данных. Однако это же может привести к тому, что в случае, если потенциальный ущерб от утечки невелик, у того, кто обрабатывает персональные данные, есть риск возникновения обманчивой иллюзии, что можно уделять меньше внимания обеспечению безопасности охраняемых сведений, чем в случае, когда возможный ущерб более высок. Это противоречит тому, что действующее законодательство требует максимально эффективно подходить к защите любых персональных данных. Такое категорирование возможного вреда от разглашения информации о физических лицах является достаточно неоднозначным и может в будущем спровоцировать увеличение числа утечек персональных данных из-за снижения качества их защиты. Методика определения вреда от утечек информации о физических лиц, безусловно, нужна, но она не должна влиять на мотивацию оператора защищать персональные данные. Эта оценка должна осуществляться профильными сторонними организациями или же регулятором. Такой подход позволит исключить ситуацию с возможным занижением последствий утечки информации со стороны оператора персональных данных. Следовательно, эта правовая новелла требует доработки по причине неоднозначности и возможной неэффективности.
Статья: Самозанятые: что надо учесть компании при обработке персональных данных?
(Знак И.)
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 11)Шаг N 3. Уведомите Роскомнадзор. Подайте в ведомство уведомление о начале деятельности оператора персональных данных. Это можно сделать на бумаге или в электронном виде на сайте Роскомнадзора. Заявление нужно направить только один раз.
(Знак И.)
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 11)Шаг N 3. Уведомите Роскомнадзор. Подайте в ведомство уведомление о начале деятельности оператора персональных данных. Это можно сделать на бумаге или в электронном виде на сайте Роскомнадзора. Заявление нужно направить только один раз.
Готовое решение: В каких случаях и как оператор должен обезличивать персональные данные
(КонсультантПлюс, 2025)Вы как оператор должны обезличить персональные данные, если эта обязанность возложена на вас федеральными законами, в частности Законом о персональных данных. В иных случаях решение обезличивать персональные данные или нет вы принимаете по своей инициативе (ч. 7 ст. 5, п. п. 9, 9.1 ч. 1 ст. 6, ч. 2.1 ст. 10, ч. 1 ст. 13.1 Закона о персональных данных).
(КонсультантПлюс, 2025)Вы как оператор должны обезличить персональные данные, если эта обязанность возложена на вас федеральными законами, в частности Законом о персональных данных. В иных случаях решение обезличивать персональные данные или нет вы принимаете по своей инициативе (ч. 7 ст. 5, п. п. 9, 9.1 ч. 1 ст. 6, ч. 2.1 ст. 10, ч. 1 ст. 13.1 Закона о персональных данных).
Статья: Что мешает широкому применению электронного голосования при проведении общих собраний в многоквартирных домах?
(Генцлер И.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 12)Означает ли использование инициатором общего собрания сведений из реестра собственников помещений в многоквартирном доме об их фамилии, имени, отчестве для оповещения собственников о проведении общего собрания, что он становится оператором персональных данных? Этот же вопрос относится к лицам, подсчитывающим голоса собственников помещений по вопросам, поставленным на голосование, на основании письменных решений собственников, которые содержат эти же сведения о собственниках.
(Генцлер И.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 12)Означает ли использование инициатором общего собрания сведений из реестра собственников помещений в многоквартирном доме об их фамилии, имени, отчестве для оповещения собственников о проведении общего собрания, что он становится оператором персональных данных? Этот же вопрос относится к лицам, подсчитывающим голоса собственников помещений по вопросам, поставленным на голосование, на основании письменных решений собственников, которые содержат эти же сведения о собственниках.
"Комментарий к Федеральному закону от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)"
(постатейный)
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных", на который сделана ссылка в п. 3 комментируемой статьи, персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных). Оператор персональных данных - это государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, которые самостоятельно или совместно с другими лицами организуют и (или) осуществляют обработку персональных данных, определяют цели такой обработки, состав подлежащих обработке персональных данных, а также перечень совершаемых с ними действий (операций) (п. 2 ст. 3 Закона о персональных данных). К таким сведениям относятся: фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, пол, адрес места жительства, сведения из документа, удостоверяющего личность, идентификационный (регистрационный, учетный) номер налогоплательщика (при наличии), семейное положение, социальное положение, образование, национальность, профессия, доходы, иные сведения, относящиеся к субъекту персональных данных.
(постатейный)
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных", на который сделана ссылка в п. 3 комментируемой статьи, персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных). Оператор персональных данных - это государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, которые самостоятельно или совместно с другими лицами организуют и (или) осуществляют обработку персональных данных, определяют цели такой обработки, состав подлежащих обработке персональных данных, а также перечень совершаемых с ними действий (операций) (п. 2 ст. 3 Закона о персональных данных). К таким сведениям относятся: фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, пол, адрес места жительства, сведения из документа, удостоверяющего личность, идентификационный (регистрационный, учетный) номер налогоплательщика (при наличии), семейное положение, социальное положение, образование, национальность, профессия, доходы, иные сведения, относящиеся к субъекту персональных данных.