Оператор финансовой платформы
Подборка наиболее важных документов по запросу Оператор финансовой платформы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Операторы финансовых платформ
("Официальный сайт Банка России", 2023)"Официальный сайт Банка России www.cbr.ru", 2023
("Официальный сайт Банка России", 2023)"Официальный сайт Банка России www.cbr.ru", 2023
Нормативные акты
Федеральный закон от 20.07.2020 N 211-ФЗ
(ред. от 27.10.2025)
"О совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы"Глава 3. Оператор финансовой платформы
(ред. от 27.10.2025)
"О совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы"Глава 3. Оператор финансовой платформы
Статья: Идентификация выгодоприобретателя
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)9) идентификация клиента - физического лица, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца, упрощенная идентификация клиента - физического лица не проводятся оператором финансовой платформы при заключении с ним договора об оказании услуг оператора финансовой платформы в соответствии с Федеральным законом от 20.07.2020 N 211-ФЗ "О совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы" в целях совершения сделок, не требующих идентификации в соответствии с Законом о противодействии отмыванию доходов (за исключением случая, если у работников оператора финансовой платформы возникают подозрения, что данные сделки осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма);
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)9) идентификация клиента - физического лица, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца, упрощенная идентификация клиента - физического лица не проводятся оператором финансовой платформы при заключении с ним договора об оказании услуг оператора финансовой платформы в соответствии с Федеральным законом от 20.07.2020 N 211-ФЗ "О совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы" в целях совершения сделок, не требующих идентификации в соответствии с Законом о противодействии отмыванию доходов (за исключением случая, если у работников оператора финансовой платформы возникают подозрения, что данные сделки осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма);
Статья: Правовое регулирование применения платформенных решений при осуществлении предпринимательской деятельности
(Бажина М.А.)
("Право и бизнес", 2025, N 1)Кроме того, единые правила выступают залогом обеспечения баланса экономических интересов различных хозяйствующих субъектов, функционирующих в сфере платформенной экономики, а также соблюдения при этом прав и законных интересов физических и юридических лиц. В настоящее время в каждой предметной области есть определенное лицо (оператор), ответственное за функционирование цифровой платформы по правилам, которые устанавливаются ею самостоятельно с учетом отдельных общих правил, закрепленных в действующем законодательстве. В качестве примера можно привести оператора финансовой платформы (Федеральный закон от 20 июля 2020 г. N 211-ФЗ "О совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы" <10> (далее - Федеральный закон о финансовых платформах)). В соответствии с подп. 6 п. 2 ст. 11 Федерального закона о финансовых платформах оператор финансовой платформы самостоятельно определяет содержание правил финансовой платформы, учитывая требования, содержащиеся в ст. 4 указанного Закона. Из анализа данной статьи следует, что оператор ограничен лишь общими правилами, указанными в нормативном правовом акте. Условия в отношении порядка взаимодействия между участниками финансовой платформы и оператора, содержание соглашения об электронном документообороте, а также иные условия, не определенные в императивном порядке в нормативном правовом акте, могут быть в одностороннем порядке указаны в правилах финансовой платформы.
(Бажина М.А.)
("Право и бизнес", 2025, N 1)Кроме того, единые правила выступают залогом обеспечения баланса экономических интересов различных хозяйствующих субъектов, функционирующих в сфере платформенной экономики, а также соблюдения при этом прав и законных интересов физических и юридических лиц. В настоящее время в каждой предметной области есть определенное лицо (оператор), ответственное за функционирование цифровой платформы по правилам, которые устанавливаются ею самостоятельно с учетом отдельных общих правил, закрепленных в действующем законодательстве. В качестве примера можно привести оператора финансовой платформы (Федеральный закон от 20 июля 2020 г. N 211-ФЗ "О совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы" <10> (далее - Федеральный закон о финансовых платформах)). В соответствии с подп. 6 п. 2 ст. 11 Федерального закона о финансовых платформах оператор финансовой платформы самостоятельно определяет содержание правил финансовой платформы, учитывая требования, содержащиеся в ст. 4 указанного Закона. Из анализа данной статьи следует, что оператор ограничен лишь общими правилами, указанными в нормативном правовом акте. Условия в отношении порядка взаимодействия между участниками финансовой платформы и оператора, содержание соглашения об электронном документообороте, а также иные условия, не определенные в императивном порядке в нормативном правовом акте, могут быть в одностороннем порядке указаны в правилах финансовой платформы.
Ситуация: Как получить страховое возмещение по договору ОСАГО?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)с использованием финансовой платформы, обеспечивающей взаимодействие со страховщиком (если по соглашению между оператором финансовой платформы и страховщиком такая финансовая платформа позволяет составить и представить с ее использованием заявление и прилагаемые к нему документы (информацию) в виде электронных копий или электронных документов).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)с использованием финансовой платформы, обеспечивающей взаимодействие со страховщиком (если по соглашению между оператором финансовой платформы и страховщиком такая финансовая платформа позволяет составить и представить с ее использованием заявление и прилагаемые к нему документы (информацию) в виде электронных копий или электронных документов).
Статья: Комментарий к Письму Министерства финансов РФ от 21.04.2025 N 03-07-07/39799 <Об освобождении от НДС услуг операторов инвестиционных платформ>
(Афанасова Д.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 14)Правительство внесло в Госдуму поправки в Налоговый кодекс РФ, которые освобождают услуги операторов финансовых платформ от уплаты НДС, также на финансовые платформы в ряде случаев возлагаются функции налогового агента по НДФЛ.
(Афанасова Д.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 14)Правительство внесло в Госдуму поправки в Налоговый кодекс РФ, которые освобождают услуги операторов финансовых платформ от уплаты НДС, также на финансовые платформы в ряде случаев возлагаются функции налогового агента по НДФЛ.
Статья: Административные правоотношения в области рынка ценных бумаг в условиях цифровизации: проблемы правового регулирования
(Сладкова А.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2024, N 11)а) операторов финансовых платформ - при заполнении физическими лицами, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями заявлений и договоров об оказании услуг операторов финансовых платформ, при заполнении физическими лицами заявлений, необходимых для заключения и (или) исполнения заключенных гражданско-правовых договоров;
(Сладкова А.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2024, N 11)а) операторов финансовых платформ - при заполнении физическими лицами, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями заявлений и договоров об оказании услуг операторов финансовых платформ, при заполнении физическими лицами заявлений, необходимых для заключения и (или) исполнения заключенных гражданско-правовых договоров;
Статья: Платформенная экосистема как финансово-правовой феномен
(Рыбакова С.В.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 1)Законодатель в аспекте финансово-правового регулирования дает определение как минимум двум понятиям, основанным на понятии "платформа": "инвестиционная платформа" и "финансовая платформа". Так, в соответствии с Федеральным законом от 2 августа 2019 г. N 259-ФЗ "О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 259-ФЗ) инвестиционная платформа - информационная система в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, используемая для заключения с помощью информационных технологий и технических средств этой информационной системы договоров инвестирования, доступ к которой предоставляется оператором инвестиционной платформы (ст. 2). В соответствии с Федеральным законом от 20 июля 2020 г. N 211-ФЗ "О совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы" (далее - Закон N 211-ФЗ) финансовая платформа - информационная система, которая обеспечивает взаимодействие финансовых организаций или эмитентов с потребителями финансовых услуг посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет в целях обеспечения возможности совершения финансовых сделок и доступ к которой предоставляется оператором финансовой платформы (ст. 2).
(Рыбакова С.В.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 1)Законодатель в аспекте финансово-правового регулирования дает определение как минимум двум понятиям, основанным на понятии "платформа": "инвестиционная платформа" и "финансовая платформа". Так, в соответствии с Федеральным законом от 2 августа 2019 г. N 259-ФЗ "О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 259-ФЗ) инвестиционная платформа - информационная система в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, используемая для заключения с помощью информационных технологий и технических средств этой информационной системы договоров инвестирования, доступ к которой предоставляется оператором инвестиционной платформы (ст. 2). В соответствии с Федеральным законом от 20 июля 2020 г. N 211-ФЗ "О совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы" (далее - Закон N 211-ФЗ) финансовая платформа - информационная система, которая обеспечивает взаимодействие финансовых организаций или эмитентов с потребителями финансовых услуг посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет в целях обеспечения возможности совершения финансовых сделок и доступ к которой предоставляется оператором финансовой платформы (ст. 2).
Статья: Понятие и объект страхового правоотношения
(Жмулина Д.А.)
("Предпринимательское право", 2025, N 3)Посреднические отношения являются гражданско-правовыми, основаны на равенстве и автономии воли, складываются между страховщиками и лицами, которые оказывают содействие при осуществлении ими страхования, либо между лицами, имеющими намерение защитить определенные интересы, и лицами, которые оказывают содействие страховщикам при осуществлении ими страхования. Они опосредуют не защиту интересов, а помощь в организации защиты интересов. Такие отношения не являются страховыми и, урегулированные нормами права, приобретают форму не страховых правоотношений, а вспомогательных правоотношений по страхованию. Отнесение к страховым отношениям вспомогательных правоотношений по страхованию представляется весьма спорным и противоречит их содержанию. Представляется, что вспомогательное правоотношение по страхованию шире, чем определенное в ст. 2 Закона об организации страхового дела. Субъектами такого правоотношения могут выступать не только страховые брокеры, но и иные лица, оказывающие помощь и содействие в организации защиты интересов на основании гражданско-правовых договоров. К ним относятся страховые агенты, актуарии, операторы финансовых платформ, специализированные депозитарии, оператор автоматизированной информационной системы страхования.
(Жмулина Д.А.)
("Предпринимательское право", 2025, N 3)Посреднические отношения являются гражданско-правовыми, основаны на равенстве и автономии воли, складываются между страховщиками и лицами, которые оказывают содействие при осуществлении ими страхования, либо между лицами, имеющими намерение защитить определенные интересы, и лицами, которые оказывают содействие страховщикам при осуществлении ими страхования. Они опосредуют не защиту интересов, а помощь в организации защиты интересов. Такие отношения не являются страховыми и, урегулированные нормами права, приобретают форму не страховых правоотношений, а вспомогательных правоотношений по страхованию. Отнесение к страховым отношениям вспомогательных правоотношений по страхованию представляется весьма спорным и противоречит их содержанию. Представляется, что вспомогательное правоотношение по страхованию шире, чем определенное в ст. 2 Закона об организации страхового дела. Субъектами такого правоотношения могут выступать не только страховые брокеры, но и иные лица, оказывающие помощь и содействие в организации защиты интересов на основании гражданско-правовых договоров. К ним относятся страховые агенты, актуарии, операторы финансовых платформ, специализированные депозитарии, оператор автоматизированной информационной системы страхования.
Статья: Правовое регулирование деятельности финансовых платформ и маркетплейсов в контексте развития инструментов финансирования бизнеса: отечественный и зарубежный опыт
(Исмаилов И.Ш.)
("Финансовое право", 2022, N 11)В 2020 году с выходом Федерального закона появилось специальное правовое регулирование в сфере создания и функционирования финансовых платформ, а также ведется реестр операторов финансовых платформ <5>. Закон регулирует отношения, возникающие в области оказания операторами финансовых платформ услуг, связанных с обеспечением возможности совершения финансовых сделок между потребителями финансовых услуг и финансовыми организациями или эмитентами с использованием финансовых платформ. Реестр операторов финансовых платформ ведется Центральным банком Российской Федерации, который также устанавливает требования, предъявляемые к юридическим лицам, намеревающимся получить статус оператора финансовой платформы <6>.
(Исмаилов И.Ш.)
("Финансовое право", 2022, N 11)В 2020 году с выходом Федерального закона появилось специальное правовое регулирование в сфере создания и функционирования финансовых платформ, а также ведется реестр операторов финансовых платформ <5>. Закон регулирует отношения, возникающие в области оказания операторами финансовых платформ услуг, связанных с обеспечением возможности совершения финансовых сделок между потребителями финансовых услуг и финансовыми организациями или эмитентами с использованием финансовых платформ. Реестр операторов финансовых платформ ведется Центральным банком Российской Федерации, который также устанавливает требования, предъявляемые к юридическим лицам, намеревающимся получить статус оператора финансовой платформы <6>.
Готовое решение: В каком порядке выплачиваются дивиденды в АО
(КонсультантПлюс, 2025)Общество выплачивает дивиденды физлицам, чьи права на акции учитываются в реестре акционеров общества, путем перечисления на их банковские счета или специальные счета операторов финансовых платформ, реквизиты которых есть у регистратора общества. Общество также может поручить сделать это реестродержателю или банку (п. 8 ст. 42 Закона об АО).
(КонсультантПлюс, 2025)Общество выплачивает дивиденды физлицам, чьи права на акции учитываются в реестре акционеров общества, путем перечисления на их банковские счета или специальные счета операторов финансовых платформ, реквизиты которых есть у регистратора общества. Общество также может поручить сделать это реестродержателю или банку (п. 8 ст. 42 Закона об АО).