Оперативный штаб коронавирус Саха
Подборка наиболее важных документов по запросу Оперативный штаб коронавирус Саха (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Законодательство субъектов Российской Федерации по вопросам установления режима повышенной готовности: сравнительный анализ
(Хазанов С.Д., Лифанов Д.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 9)Как уже было отмечено, введение режима повышенной готовности может быть обусловлено угрозой возникновения чрезвычайной ситуации. К таким угрозам относится, например, возможность распространения на территории отдельного субъекта РФ инфекционного заболевания - коронавирусной инфекции (SARS-CoV-2) <11>. Следует отметить, что в правовых актах отдельных субъектов РФ (в частности, Республики Саха (Якутия)) распространение коронавирусной инфекции (SARS-CoV-2) признается чрезвычайным и непредотвратимым обстоятельством, повлекшим введение режима повышенной готовности (п. 17 Указа главы Республики Саха (Якутия) от 28.02.2022 N 2314). Вместе с тем обстоятельство непреодолимой силы как основание для введения режима повышенной готовности не предусмотрено Законом о ЧС <12>, а наличие чрезвычайных обстоятельств и ситуаций является основанием для введения Президентом РФ на территории РФ или в отдельных ее местностях чрезвычайного положения (п. "в" ст. 8 Закона о ЧС). Таким образом, представляется, что вышеуказанный пункт подлежит корректировке ввиду его несоответствия требованиям чрезвычайного законодательства. Однако данная норма оставлена без изменений, а Указ главы Республики Саха (Якутия) от 28.02.2022 N 2314 впоследствии признан утратившим силу в связи с отменой на территории Республики режима повышенной готовности <13>.
(Хазанов С.Д., Лифанов Д.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 9)Как уже было отмечено, введение режима повышенной готовности может быть обусловлено угрозой возникновения чрезвычайной ситуации. К таким угрозам относится, например, возможность распространения на территории отдельного субъекта РФ инфекционного заболевания - коронавирусной инфекции (SARS-CoV-2) <11>. Следует отметить, что в правовых актах отдельных субъектов РФ (в частности, Республики Саха (Якутия)) распространение коронавирусной инфекции (SARS-CoV-2) признается чрезвычайным и непредотвратимым обстоятельством, повлекшим введение режима повышенной готовности (п. 17 Указа главы Республики Саха (Якутия) от 28.02.2022 N 2314). Вместе с тем обстоятельство непреодолимой силы как основание для введения режима повышенной готовности не предусмотрено Законом о ЧС <12>, а наличие чрезвычайных обстоятельств и ситуаций является основанием для введения Президентом РФ на территории РФ или в отдельных ее местностях чрезвычайного положения (п. "в" ст. 8 Закона о ЧС). Таким образом, представляется, что вышеуказанный пункт подлежит корректировке ввиду его несоответствия требованиям чрезвычайного законодательства. Однако данная норма оставлена без изменений, а Указ главы Республики Саха (Якутия) от 28.02.2022 N 2314 впоследствии признан утратившим силу в связи с отменой на территории Республики режима повышенной готовности <13>.
Статья: Особенности бюджетно-правового регулирования деятельности бюджетных и автономных учреждений в условиях пандемии
(Яговкина В.А.)
("Финансовое право", 2021, N 7)<19> См., например: Постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от 29 июля 2020 г. N 143 "О мерах поддержки государственных учреждений Республики Адыгея, подведомственных Министерству культуры Республики Адыгея, в связи с осуществлением мероприятий по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19"; Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 8 мая 2020 г. N 114 "О мерах поддержки государственных учреждений культуры Республики Саха (Якутия) в связи с осуществлением мероприятий по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" и др.
(Яговкина В.А.)
("Финансовое право", 2021, N 7)<19> См., например: Постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от 29 июля 2020 г. N 143 "О мерах поддержки государственных учреждений Республики Адыгея, подведомственных Министерству культуры Республики Адыгея, в связи с осуществлением мероприятий по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19"; Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 8 мая 2020 г. N 114 "О мерах поддержки государственных учреждений культуры Республики Саха (Якутия) в связи с осуществлением мероприятий по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" и др.
Статья: Правовое регулирование труда медицинских работников: отдельные аспекты
(Акатнова М.И.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2023, N 1)В период пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 принимались значительные меры материальной поддержки медицинских работников. В связи со стабилизацией эпидемической ситуации Постановлением Правительства РФ от 15 июля 2022 г. N 1268 "О порядке предоставления компенсационной выплаты отдельным категориям лиц, подвергающихся риску заражения новой коронавирусной инфекцией" с 1 июля 2022 г. установлены компенсационные выплаты в размере 25% оклада (оклада по воинской должности, оклада по занимаемой должности) оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции. К таким категориям относятся врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, средний и младший медицинский персонал, оказывающий специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях; отдельные специалисты-врачи и средний медицинский персонал, работающий с данными врачами, фельдшеры, оказывающие первичную медико-санитарную помощь в амбулаторных условиях; некоторые категории медицинских и иных работников, оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции.
(Акатнова М.И.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2023, N 1)В период пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 принимались значительные меры материальной поддержки медицинских работников. В связи со стабилизацией эпидемической ситуации Постановлением Правительства РФ от 15 июля 2022 г. N 1268 "О порядке предоставления компенсационной выплаты отдельным категориям лиц, подвергающихся риску заражения новой коронавирусной инфекцией" с 1 июля 2022 г. установлены компенсационные выплаты в размере 25% оклада (оклада по воинской должности, оклада по занимаемой должности) оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции. К таким категориям относятся врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, средний и младший медицинский персонал, оказывающий специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях; отдельные специалисты-врачи и средний медицинский персонал, работающий с данными врачами, фельдшеры, оказывающие первичную медико-санитарную помощь в амбулаторных условиях; некоторые категории медицинских и иных работников, оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции.
Статья: Правовые аспекты иммунодиагностики и иммунопрофилактики некоторых заболеваний
(Иванова О.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2020, N 4)Дания приняла закон, позволяющий карать граждан за отказ от медицинского вмешательства и принуждать к вакцинации (коронавирус), впоследствии, правда, отмененный из-за протестов населения <30>. Предлагается в России ужесточить ответственность за отказ от вакцинации. Так, после вспышки кори в Якутии глава Республики Айсен Николаев выразил обеспокоенность, что достаточно большое количество отказников представляют собой потенциальную угрозу населению <31>.
(Иванова О.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2020, N 4)Дания приняла закон, позволяющий карать граждан за отказ от медицинского вмешательства и принуждать к вакцинации (коронавирус), впоследствии, правда, отмененный из-за протестов населения <30>. Предлагается в России ужесточить ответственность за отказ от вакцинации. Так, после вспышки кори в Якутии глава Республики Айсен Николаев выразил обеспокоенность, что достаточно большое количество отказников представляют собой потенциальную угрозу населению <31>.
Статья: Национально-культурная автономия как конституционно-правовая форма самоопределения этнических сообществ (на примере Республики Саха (Якутия))
(Корякин К.Д.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 4)В апреле 2020 г. произошел бунт в вахтовом поселке на Чаядинском нефтегазоконденсатном месторождении в Ленском районе Якутии <13>. Причиной послужило массовое распространение новой коронавирусной инфекции COVID-19 среди рабочих. Вначале привезли вирус "варяги", затем массово заболели рабочие вахтовых поселков. Руководство Республики обратилось к компаниям-работодателям вахтовиков с просьбой о принятии срочных мер. Ответа сразу не последовало. В этот момент рабочие оказались незащищенными и почувствовали себя брошенными. Отношения между местным населением и "гостями" стали напряженными. В российских СМИ пошла информация о неэффективности управления Республикой. На наш взгляд, такой негативный инцидент, как напряженность в межнациональных отношениях, возник вследствие правовой неурегулированности в миграционном законодательстве, в частности отсутствия статуса вахтовых поселков, социальной ответственности недропользователя-работодателя.
(Корякин К.Д.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 4)В апреле 2020 г. произошел бунт в вахтовом поселке на Чаядинском нефтегазоконденсатном месторождении в Ленском районе Якутии <13>. Причиной послужило массовое распространение новой коронавирусной инфекции COVID-19 среди рабочих. Вначале привезли вирус "варяги", затем массово заболели рабочие вахтовых поселков. Руководство Республики обратилось к компаниям-работодателям вахтовиков с просьбой о принятии срочных мер. Ответа сразу не последовало. В этот момент рабочие оказались незащищенными и почувствовали себя брошенными. Отношения между местным населением и "гостями" стали напряженными. В российских СМИ пошла информация о неэффективности управления Республикой. На наш взгляд, такой негативный инцидент, как напряженность в межнациональных отношениях, возник вследствие правовой неурегулированности в миграционном законодательстве, в частности отсутствия статуса вахтовых поселков, социальной ответственности недропользователя-работодателя.
"Комментарий к Федеральному закону от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
(постатейный)
(Батрова Т.А., Жеребцов А.Н., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Например, Постановлением Главного государственного санитарного врача по Республике Саха (Якутия) от 20.04.2020 N 7 вводились ограничительные меры (карантин) по новой коронавирусной инфекции в организациях с круглосуточным пребыванием людей на территории Республики Саха (Якутия). Этим Постановлением (п. 1) предписывалось обеспечить строгий противоэпидемический режим в организациях независимо от организационно-правовых форм собственности с круглосуточным пребыванием (организации, оказывающие деятельность по уходу с обеспечением проживания (дома престарелых и дома-интернаты для лиц с физическими и умственными недостатками), организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого 1, 2 типа (кадетские корпуса, школы, интернаты и др.)), учреждениях УФСИН России по Республике Саха (Якутия) на территории Республики Саха (Якутия).
(постатейный)
(Батрова Т.А., Жеребцов А.Н., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Например, Постановлением Главного государственного санитарного врача по Республике Саха (Якутия) от 20.04.2020 N 7 вводились ограничительные меры (карантин) по новой коронавирусной инфекции в организациях с круглосуточным пребыванием людей на территории Республики Саха (Якутия). Этим Постановлением (п. 1) предписывалось обеспечить строгий противоэпидемический режим в организациях независимо от организационно-правовых форм собственности с круглосуточным пребыванием (организации, оказывающие деятельность по уходу с обеспечением проживания (дома престарелых и дома-интернаты для лиц с физическими и умственными недостатками), организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого 1, 2 типа (кадетские корпуса, школы, интернаты и др.)), учреждениях УФСИН России по Республике Саха (Якутия) на территории Республики Саха (Якутия).
Статья: Участие в заседании арбитражного суда онлайн: некоторые процессуальные вопросы
(Шевченко И.М.)
("Российский судья", 2020, N 10)Кроме того, некоторые регионы Российской Федерации имеют столь большую территорию, что даже поездка в столицу соответствующего субъекта Федерации может составлять более тысячи километров (например, если речь идет о Республике Саха (Якутии), Красноярском крае и т.д.).
(Шевченко И.М.)
("Российский судья", 2020, N 10)Кроме того, некоторые регионы Российской Федерации имеют столь большую территорию, что даже поездка в столицу соответствующего субъекта Федерации может составлять более тысячи километров (например, если речь идет о Республике Саха (Якутии), Красноярском крае и т.д.).
Статья: Коронавирус: когда форс-мажор, а когда - нет?
(Бенедская О.)
("Практическая бухгалтерия", 2020, N 4)Примечание. Регионы, где коронавирус признан форс-мажором: Бурятия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Карелия, Крым, Марий Эл, Якутия, Тыва, Забайкальский Красноярский Пермский и Приморский края, Архангельская, Брянская, Волгоградская, Вологодская, Ивановская, Костромская, Курганская, Курская, Ленинградская, Липецкая, Московская, Нижегородская, Новгородская, Новосибирская, Оренбургская, Пензенская, Псковская, Самарская, Тамбовская, Тверская, Тульская, Тюменская, Ульяновская области, два города федерального значения (Москва и Севастополь) и два автономных округа (Ненецкий и Чукотский). Форс-мажор является объективным фактором и действует вне зависимости от соглашения сторон. Но должник сразу после его возникновения должен письменно сообщить об этом кредитору. Также целесообразно предложить кредитору выход: отсрочку платежей, снижение платежей или другие варианты.
(Бенедская О.)
("Практическая бухгалтерия", 2020, N 4)Примечание. Регионы, где коронавирус признан форс-мажором: Бурятия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Карелия, Крым, Марий Эл, Якутия, Тыва, Забайкальский Красноярский Пермский и Приморский края, Архангельская, Брянская, Волгоградская, Вологодская, Ивановская, Костромская, Курганская, Курская, Ленинградская, Липецкая, Московская, Нижегородская, Новгородская, Новосибирская, Оренбургская, Пензенская, Псковская, Самарская, Тамбовская, Тверская, Тульская, Тюменская, Ульяновская области, два города федерального значения (Москва и Севастополь) и два автономных округа (Ненецкий и Чукотский). Форс-мажор является объективным фактором и действует вне зависимости от соглашения сторон. Но должник сразу после его возникновения должен письменно сообщить об этом кредитору. Также целесообразно предложить кредитору выход: отсрочку платежей, снижение платежей или другие варианты.
Вопрос: Я работаю вахтовым методом в Якутии, и у нас до сих пор требуют ревакцинироваться, хотя указом главного санитарного врача Якутии обязательная вакцинация отменена. Имеет ли право руководство требовать ревакцинацию каждые полгода, хотя сертификаты действительны в течение года?
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2023)Ответ: В случае с COVID-19 обязанность работодателя по отстранению от работы непривитого сотрудника обусловлена правилом абз. 9 ч. 1 ст. 76 ТК РФ, которое является отсылочной нормой и переадресует обязанное лицо к абз. 4 п. 2 ст. 5 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (далее - ФЗ-157), согласно которому отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме граждан на работу или отстранение (далее - отстранение) граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2023)Ответ: В случае с COVID-19 обязанность работодателя по отстранению от работы непривитого сотрудника обусловлена правилом абз. 9 ч. 1 ст. 76 ТК РФ, которое является отсылочной нормой и переадресует обязанное лицо к абз. 4 п. 2 ст. 5 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (далее - ФЗ-157), согласно которому отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме граждан на работу или отстранение (далее - отстранение) граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Статья: "Угроза массового заболевания людей" как признак преступления: новелла уголовного закона в период пандемии COVID-19
(Поспелова С.И.)
("Медицинское право", 2021, N 3)В действиях О. имелась угроза массового заболевания людей коронавирусной инфекцией COVID-19 в Усть-Янском районе Республики Саха (Якутия), так как он нарушил самоизоляцию, предусмотренную постановлением N 291/5 Главного государственного санитарного врача. Таким образом, О. совершил преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 236 УК РФ, - нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности заболевание Г., и создание угрозы наступления массового заболевания коронавирусной инфекцией (COVID-19).
(Поспелова С.И.)
("Медицинское право", 2021, N 3)В действиях О. имелась угроза массового заболевания людей коронавирусной инфекцией COVID-19 в Усть-Янском районе Республики Саха (Якутия), так как он нарушил самоизоляцию, предусмотренную постановлением N 291/5 Главного государственного санитарного врача. Таким образом, О. совершил преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 236 УК РФ, - нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности заболевание Г., и создание угрозы наступления массового заболевания коронавирусной инфекцией (COVID-19).
Статья: Топ-5 грубых ошибок при отстранении от работы
(Каблучков А.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2022, N 6)Судебная практика. Медицинский центр отстранил работника отделения оказания паллиативной медицинской помощи детям от работы без сохранения заработной платы до представления медицинских документов о медотводе от вакцинации от коронавируса либо о получении первого компонента вакцины. Суд отметил, что вакцинация не распространяется на лиц, имеющих противопоказания к профилактической прививке против COVID-19. Противопоказания должны быть подтверждены медицинским заключением. В медицинской книжке работника была запись о постоянном медицинском отводе от прививок. Поэтому требования о вакцинации на него не распространялись. В этом случае работодатель не имел права отстранить сотрудника от работы даже в случае нахождения его специальности в перечне обязательных профессий, подлежащих вакцинации по эпидемическим показаниям. Суд признал незаконным приказ об отстранении от работы (решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 23.09.2021 по делу N 2-8060/2021).
(Каблучков А.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2022, N 6)Судебная практика. Медицинский центр отстранил работника отделения оказания паллиативной медицинской помощи детям от работы без сохранения заработной платы до представления медицинских документов о медотводе от вакцинации от коронавируса либо о получении первого компонента вакцины. Суд отметил, что вакцинация не распространяется на лиц, имеющих противопоказания к профилактической прививке против COVID-19. Противопоказания должны быть подтверждены медицинским заключением. В медицинской книжке работника была запись о постоянном медицинском отводе от прививок. Поэтому требования о вакцинации на него не распространялись. В этом случае работодатель не имел права отстранить сотрудника от работы даже в случае нахождения его специальности в перечне обязательных профессий, подлежащих вакцинации по эпидемическим показаниям. Суд признал незаконным приказ об отстранении от работы (решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 23.09.2021 по делу N 2-8060/2021).