Оперативное сопровождение уголовного дела
Подборка наиболее важных документов по запросу Оперативное сопровождение уголовного дела (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Особенности использования результатов оперативно-разыскной деятельности и финансовых расследований по уголовным делам о налоговых преступлениях
(Ефимова В.В.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 4)Практика диагностирует проблему использования результатов ОРД и финансовых расследований в качестве доказательств по уголовным делам, организации оперативно-разыскного обеспечения выявления и расследования налоговых преступлений. На практике оперативно-разыскное обеспечение может осуществляться по нескольким направлениям в зависимости от поставленных перед ним целевых задач: сбор и проверка первичной информации о событии налогового преступления и лицах, причастных к его совершению; оперативное сопровождение возбужденного уголовного дела о налоговом преступлении, связанное преимущественно со сбором доказательств события налогового преступления на первоначальном этапе его расследования; сопровождение следствия на последующих этапах его расследования с акцентом на сборе доказательств причастности и виновности лиц, его совершивших. Использование результатов ОРД в сфере налогообложения способствует выявлению события налогового преступления и установлению его схемы, а также лиц, причастных к его совершению и вовлеченных в преступный процесс. Кроме того, результаты оперативной работы позволяют выявить смежные преступления, сопутствующие налоговому.
(Ефимова В.В.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 4)Практика диагностирует проблему использования результатов ОРД и финансовых расследований в качестве доказательств по уголовным делам, организации оперативно-разыскного обеспечения выявления и расследования налоговых преступлений. На практике оперативно-разыскное обеспечение может осуществляться по нескольким направлениям в зависимости от поставленных перед ним целевых задач: сбор и проверка первичной информации о событии налогового преступления и лицах, причастных к его совершению; оперативное сопровождение возбужденного уголовного дела о налоговом преступлении, связанное преимущественно со сбором доказательств события налогового преступления на первоначальном этапе его расследования; сопровождение следствия на последующих этапах его расследования с акцентом на сборе доказательств причастности и виновности лиц, его совершивших. Использование результатов ОРД в сфере налогообложения способствует выявлению события налогового преступления и установлению его схемы, а также лиц, причастных к его совершению и вовлеченных в преступный процесс. Кроме того, результаты оперативной работы позволяют выявить смежные преступления, сопутствующие налоговому.
Статья: Разграничение получения взятки и мошенничества: изменение позиции Пленума не повлекло изменений в судебной практике
(Яни П.С.)
("Законность", 2025, NN 8, 9)"Незаконные действия и бездействия заключались в обещании Х.Э.МА., данном Ф.И.О.11, не принимать меры к розыску и доставлению Ф.И.О.10 в СО МО МВД России "<данные изъяты>", качественному оперативному сопровождению уголовного дела, а также выполнению следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий в виде допросов свидетелей по уголовному делу в рамках предоставленных ему, как органу дознания, полномочий с целью создания условий к непривлечению Ф.И.О.10 к установленной законом ответственности за совершенное преступление... Принимая решение о переквалификации действий осужденного на ч. 3 ст. 30, ч. 4 ст. 159 УК РФ, суд первой инстанции в приговоре при описании преступного деяния, признанного судом доказанным, указал, что Х.Э.МА. сообщил Ф.И.О.11 о необходимости передачи ему денежных средств в сумме 1 600 000 рублей за вынесение компетентным должностным лицом МО МВД России "<данные изъяты>" процессуального решения о прекращении уголовного преследования Ф.И.О.10 по уголовному делу... суд первой инстанции значительным образом сузил объем предъявленного Х.Э.МА. обвинения в части тех действий и бездействия, за которые он намеревался получить денежные средства от Ф.И.О.11, и, проявив избирательность, не привел в приговоре мотивов, по которым исключил иные незаконные действия и бездействия, за которые Х.Э.МА. намеревался получить денежные средства согласно предъявленному обвинению. В результате такого сужения обвинения произошла подмена вмененных осужденному незаконных действий и бездействия установленным судом действием, которое как таковое ему не вменялось и как не входящее в его полномочия привело к ошибочному выводу суда первой инстанции о неправильности квалификации действий осужденного стороной обвинения" <4>.
(Яни П.С.)
("Законность", 2025, NN 8, 9)"Незаконные действия и бездействия заключались в обещании Х.Э.МА., данном Ф.И.О.11, не принимать меры к розыску и доставлению Ф.И.О.10 в СО МО МВД России "<данные изъяты>", качественному оперативному сопровождению уголовного дела, а также выполнению следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий в виде допросов свидетелей по уголовному делу в рамках предоставленных ему, как органу дознания, полномочий с целью создания условий к непривлечению Ф.И.О.10 к установленной законом ответственности за совершенное преступление... Принимая решение о переквалификации действий осужденного на ч. 3 ст. 30, ч. 4 ст. 159 УК РФ, суд первой инстанции в приговоре при описании преступного деяния, признанного судом доказанным, указал, что Х.Э.МА. сообщил Ф.И.О.11 о необходимости передачи ему денежных средств в сумме 1 600 000 рублей за вынесение компетентным должностным лицом МО МВД России "<данные изъяты>" процессуального решения о прекращении уголовного преследования Ф.И.О.10 по уголовному делу... суд первой инстанции значительным образом сузил объем предъявленного Х.Э.МА. обвинения в части тех действий и бездействия, за которые он намеревался получить денежные средства от Ф.И.О.11, и, проявив избирательность, не привел в приговоре мотивов, по которым исключил иные незаконные действия и бездействия, за которые Х.Э.МА. намеревался получить денежные средства согласно предъявленному обвинению. В результате такого сужения обвинения произошла подмена вмененных осужденному незаконных действий и бездействия установленным судом действием, которое как таковое ему не вменялось и как не входящее в его полномочия привело к ошибочному выводу суда первой инстанции о неправильности квалификации действий осужденного стороной обвинения" <4>.
Нормативные акты
Приказ Генпрокуратуры России N 133, СК России N 25, МВД России N 107, МИД России N 3575, Минюста России N 33, ФСБ России N 100, Росфинмониторинга N 45, ФТС России N 144, ФНС России N ЕД-7-18/137, ФССП России N 106, Росимущества N 40, Банка России N ОД-326, ГК "Агентство по страхованию вкладов" N 22/1/2802 от 28.02.2023
"Об утверждении Инструкции о порядке организации работы по возвращению из-за рубежа активов, полученных в результате совершения преступлений и иных правонарушений"9. Росфинмониторингу при получении сведений о наличии за рубежом денежных средств или иных активов, принадлежащих фигурантам уголовного дела (подозреваемым, обвиняемым), а также их родственникам или подконтрольным лицам, направлять в установленном порядке соответствующую информацию и материалы в органы прокуратуры Российской Федерации, а также правоохранительные органы Российской Федерации, осуществляющие производство по уголовному делу и (или) оперативное сопровождение уголовного дела.
"Об утверждении Инструкции о порядке организации работы по возвращению из-за рубежа активов, полученных в результате совершения преступлений и иных правонарушений"9. Росфинмониторингу при получении сведений о наличии за рубежом денежных средств или иных активов, принадлежащих фигурантам уголовного дела (подозреваемым, обвиняемым), а также их родственникам или подконтрольным лицам, направлять в установленном порядке соответствующую информацию и материалы в органы прокуратуры Российской Федерации, а также правоохранительные органы Российской Федерации, осуществляющие производство по уголовному делу и (или) оперативное сопровождение уголовного дела.
Указание Генпрокуратуры России N 275/36, СК России 1/206, МВД России N 2/5443, МЧС России N 195, ФССП России N 1-у, ФСБ России N 21, ФСКН России N 4, ФТС России N 1081 от 03.06.2015
(ред. от 11.04.2024)
"Об организации прокурорского надзора и ведомственного контроля за исполнением требований закона о соблюдении разумного срока на досудебных стадиях уголовного судопроизводства"В случае нарушения должностными лицами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, требований законодательства об оперативно-розыскной деятельности и норм УПК РФ при осуществлении оперативного сопровождения расследования уголовного дела направлять информацию прокурору для рассмотрения вопроса о принятии мер прокурорского реагирования.
(ред. от 11.04.2024)
"Об организации прокурорского надзора и ведомственного контроля за исполнением требований закона о соблюдении разумного срока на досудебных стадиях уголовного судопроизводства"В случае нарушения должностными лицами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, требований законодательства об оперативно-розыскной деятельности и норм УПК РФ при осуществлении оперативного сопровождения расследования уголовного дела направлять информацию прокурору для рассмотрения вопроса о принятии мер прокурорского реагирования.
"Уголовно-правовая охрана финансово-бюджетной сферы: научно-практическое пособие"
(отв. ред. И.И. Кучеров, О.А. Зайцев, С.Л. Нудель)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)Это особая организационно-тактическая форма ОРД, в рамках которой оперативным подразделением реализуется возложенная на него функция, заключающаяся в оперативном сопровождении уголовных дел.
(отв. ред. И.И. Кучеров, О.А. Зайцев, С.Л. Нудель)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)Это особая организационно-тактическая форма ОРД, в рамках которой оперативным подразделением реализуется возложенная на него функция, заключающаяся в оперативном сопровождении уголовных дел.
Статья: Рассмотрение и разрешение прокурором жалоб и иных обращений в связи с действиями и решениями органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность
(Никитин Е.Л.)
("Законность", 2025, N 3)Следует учитывать, что заинтересованными субъектами могут быть также обжалованы факты бездействия либо волокиты, допускаемой оперативными подразделениями правоохранительных органов. Например, периодически в прокуратуры поступают заявления по фактам отказов в регистрации заявлений о пропавших без вести гражданах, несвоевременного проведения первоначальных розыскных мероприятий, а также незаведения розыскных дел либо некачественной работы, которая не приносит положительных результатов в течение длительного времени. Кроме того, в отдельных обращениях заявителей содержится информация о неактивной работе оперативных подразделений по выявлению и раскрытию отдельных категорий преступлений, оперативному сопровождению расследования по уголовным делам. В этом случае проверка таких обращений предполагает обязательное истребование и изучение всех необходимых учетно-регистрационных и оперативно-служебных документов, включая ДОУ и иные ОСМ. Оценка прокурором качества и полноты принятия всех необходимых оперативно-розыскных мер и выполнения задач ОРД (согласно ст. 2 и 14 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности") должна основываться на изучении планов ОРД (работы по ДОУ), в том числе предполагающих последовательную реализацию конкретных ОРМ. Факты их длительного непроведения при наличии явной необходимости <11> по соответствующему ДОУ или ОСМ следует расценивать как серьезное нарушение указанных норм Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности".
(Никитин Е.Л.)
("Законность", 2025, N 3)Следует учитывать, что заинтересованными субъектами могут быть также обжалованы факты бездействия либо волокиты, допускаемой оперативными подразделениями правоохранительных органов. Например, периодически в прокуратуры поступают заявления по фактам отказов в регистрации заявлений о пропавших без вести гражданах, несвоевременного проведения первоначальных розыскных мероприятий, а также незаведения розыскных дел либо некачественной работы, которая не приносит положительных результатов в течение длительного времени. Кроме того, в отдельных обращениях заявителей содержится информация о неактивной работе оперативных подразделений по выявлению и раскрытию отдельных категорий преступлений, оперативному сопровождению расследования по уголовным делам. В этом случае проверка таких обращений предполагает обязательное истребование и изучение всех необходимых учетно-регистрационных и оперативно-служебных документов, включая ДОУ и иные ОСМ. Оценка прокурором качества и полноты принятия всех необходимых оперативно-розыскных мер и выполнения задач ОРД (согласно ст. 2 и 14 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности") должна основываться на изучении планов ОРД (работы по ДОУ), в том числе предполагающих последовательную реализацию конкретных ОРМ. Факты их длительного непроведения при наличии явной необходимости <11> по соответствующему ДОУ или ОСМ следует расценивать как серьезное нарушение указанных норм Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности".
Статья: Профилактика и расследование преступлений в сфере миграции: проблемные вопросы, пути решения
(Гасак А.А., Зуева А.С., Макаренко М.М.)
("Миграционное право", 2024, N 4)Среди основных проблем при расследовании преступлений в сфере миграции следует назвать также недостаточное оперативное сопровождение уголовных дел, выражающееся в отсутствии либо формализме совместного планирования следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, а также заслушиваний результатов работы.
(Гасак А.А., Зуева А.С., Макаренко М.М.)
("Миграционное право", 2024, N 4)Среди основных проблем при расследовании преступлений в сфере миграции следует назвать также недостаточное оперативное сопровождение уголовных дел, выражающееся в отсутствии либо формализме совместного планирования следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, а также заслушиваний результатов работы.
Статья: Некоторые особенности криминалистической характеристики способов совершения взяточничества в условиях цифровизации общественных отношений
(Фарахиев Д.М.)
("Вестник Российской правовой академии", 2025, N 3)Одной из ключевых задач органов внутренних дел Российской Федерации является создание комплексного подхода к выявлению и документированию фактов взяточничества, а также оперативному сопровождению расследования уголовных дел, включая взаимосвязь между информационно-телекоммуникационными технологиями и уголовным правом. Разработка специализированных инструментов для анализа цифровых (виртуальных) следов, оставленных после совершения транзакций, а также повышение квалификации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации в исследуемой сфере становятся важной задачей. В свою очередь, под цифровым (виртуальным) следом следует понимать "зафиксированный компьютерной системой на цифровом материальном носителе результат отражения реального (физического) процесса или действия иной компьютерной системы, связанный с преступлением (имеющий уголовно-релевантное значение), в виде цифрового образа формальной модели этого процесса" [4, с. 13].
(Фарахиев Д.М.)
("Вестник Российской правовой академии", 2025, N 3)Одной из ключевых задач органов внутренних дел Российской Федерации является создание комплексного подхода к выявлению и документированию фактов взяточничества, а также оперативному сопровождению расследования уголовных дел, включая взаимосвязь между информационно-телекоммуникационными технологиями и уголовным правом. Разработка специализированных инструментов для анализа цифровых (виртуальных) следов, оставленных после совершения транзакций, а также повышение квалификации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации в исследуемой сфере становятся важной задачей. В свою очередь, под цифровым (виртуальным) следом следует понимать "зафиксированный компьютерной системой на цифровом материальном носителе результат отражения реального (физического) процесса или действия иной компьютерной системы, связанный с преступлением (имеющий уголовно-релевантное значение), в виде цифрового образа формальной модели этого процесса" [4, с. 13].
Статья: Криминалистические аспекты взаимодействия дознавателей таможенных органов Российской Федерации при расследовании криминальных валютных операций, предусмотренных ст. 193.1 Уголовного кодекса РФ: цели и субъекты взаимодействия
(Тимченко Н.Н.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2024, N 4)Необходимо иметь в виду, что полученные из Росфинмониторинга материалы и сведения не подлежат использованию в качестве доказательств по уголовному делу. Информация, полученная от подразделения финансовой разведки иностранного государства, может быть использована исключительно в целях оперативной проверки или оперативного сопровождения по уголовному делу и в дальнейшем без надлежащего оформления и предварительного получения согласия соответствующего подразделения финансовой разведки иностранного государства не может быть приобщена к материалам уголовного дела и использована в суде в качестве доказательства. Легализация указанной информации осуществляется путем направления соответствующих запросов об оказании международной правовой помощи. Разрешение на использование информации запрашивается Росфинмониторингом в подразделении финансовой разведки иностранного государства при наличии соответствующей заинтересованности правоохранительного органа - инициатора запроса. Результатом взаимодействия выступает получение информации о том, что иностранные юридические лица, указанные в контрактах как контрагенты, являются компаниями-"однодневками" либо содержат признаки аффилированности, т.е. среди учредителей, руководителей или бенефициаров установлены российские граждане. Данная информация имеет высокое ориентирующее значение и позволяет четко определить складывающуюся следственную ситуацию и с ее учетом организовать дальнейшее планирование расследования.
(Тимченко Н.Н.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2024, N 4)Необходимо иметь в виду, что полученные из Росфинмониторинга материалы и сведения не подлежат использованию в качестве доказательств по уголовному делу. Информация, полученная от подразделения финансовой разведки иностранного государства, может быть использована исключительно в целях оперативной проверки или оперативного сопровождения по уголовному делу и в дальнейшем без надлежащего оформления и предварительного получения согласия соответствующего подразделения финансовой разведки иностранного государства не может быть приобщена к материалам уголовного дела и использована в суде в качестве доказательства. Легализация указанной информации осуществляется путем направления соответствующих запросов об оказании международной правовой помощи. Разрешение на использование информации запрашивается Росфинмониторингом в подразделении финансовой разведки иностранного государства при наличии соответствующей заинтересованности правоохранительного органа - инициатора запроса. Результатом взаимодействия выступает получение информации о том, что иностранные юридические лица, указанные в контрактах как контрагенты, являются компаниями-"однодневками" либо содержат признаки аффилированности, т.е. среди учредителей, руководителей или бенефициаров установлены российские граждане. Данная информация имеет высокое ориентирующее значение и позволяет четко определить складывающуюся следственную ситуацию и с ее учетом организовать дальнейшее планирование расследования.
Статья: Административно-правовые механизмы противодействия экстремизму и терроризму в России
(Ефимов А.А.)
("Российский следователь", 2022, N 8)- оперативное сопровождение расследуемых уголовных дел.
(Ефимов А.А.)
("Российский следователь", 2022, N 8)- оперативное сопровождение расследуемых уголовных дел.
Статья: Модель противодействия экстремизму: опыт Республики Казахстан
(Искаков А.К., Биекенов Н.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 3)Ключевую роль в этом направлении выполняет Комитет национальной безопасности, являющийся центральным органом, координирующим усилия в сфере разведывательной и контрразведывательной деятельности. КНБ осуществляет выявление и нейтрализацию угроз на ранней стадии, организует и проводит специальные оперативно-разыскные мероприятия, сопровождение уголовных дел по признакам терроризма, а также взаимодействует с зарубежными партнерами в рамках международных антиэкстремистских и антитеррористических соглашений.
(Искаков А.К., Биекенов Н.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 3)Ключевую роль в этом направлении выполняет Комитет национальной безопасности, являющийся центральным органом, координирующим усилия в сфере разведывательной и контрразведывательной деятельности. КНБ осуществляет выявление и нейтрализацию угроз на ранней стадии, организует и проводит специальные оперативно-разыскные мероприятия, сопровождение уголовных дел по признакам терроризма, а также взаимодействует с зарубежными партнерами в рамках международных антиэкстремистских и антитеррористических соглашений.