Операции подлежащие валютному контролю
Подборка наиболее важных документов по запросу Операции подлежащие валютному контролю (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Тематический выпуск: Основные изменения в Налоговом кодексе РФ в 2024 году
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 1)Валютному контролю подлежат те операции между ними, которые Закон N 173-ФЗ относит к числу валютных операций (п. 9 ч. 1 ст. 1 Закона N 173-ФЗ). В частности:
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 1)Валютному контролю подлежат те операции между ними, которые Закон N 173-ФЗ относит к числу валютных операций (п. 9 ч. 1 ст. 1 Закона N 173-ФЗ). В частности:
Вопрос: По какой ставке НДС облагается реализация спортивного оборудования по договору с иностранным покупателем, зарегистрированным в ОАЭ (Дубай), занимающимся строительством спорткомплекса в РФ, при этом оборудование не вывозится с территории РФ? Является ли такая операция экспортом? Подлежит ли сделка валютному контролю?
(Консультация эксперта, 2023)Вопрос: По какой ставке НДС облагается реализация спортивного оборудования по договору с иностранным покупателем, зарегистрированным в ОАЭ (Дубай), занимающимся строительством спорткомплекса в РФ, при этом оборудование не вывозится с территории РФ? Является ли такая операция экспортом? Подлежит ли сделка валютному контролю?
(Консультация эксперта, 2023)Вопрос: По какой ставке НДС облагается реализация спортивного оборудования по договору с иностранным покупателем, зарегистрированным в ОАЭ (Дубай), занимающимся строительством спорткомплекса в РФ, при этом оборудование не вывозится с территории РФ? Является ли такая операция экспортом? Подлежит ли сделка валютному контролю?
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по отдельным вопросам применения статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.06.2024)Таким образом, в случае нарушения порядка перевода контракта из банка, принявшего его на учет, в другой уполномоченный банк документы, представленные органам и агентам валютного контроля, не будут подтверждать законность валютных операций, совершенных резидентом, а резидент подлежит привлечению к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.06.2024)Таким образом, в случае нарушения порядка перевода контракта из банка, принявшего его на учет, в другой уполномоченный банк документы, представленные органам и агентам валютного контроля, не будут подтверждать законность валютных операций, совершенных резидентом, а резидент подлежит привлечению к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 31.05.1999 N 41
"Обзор практики применения арбитражными судами законодательства, регулирующего особенности налогообложения банков"Арбитражный суд в удовлетворении иска отказал, согласившись со следующими доводами налоговой инспекции. Перечень банковских операций, установленный статьей 5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", является исчерпывающим и в целях освобождения от налога на добавленную стоимость расширительному толкованию не подлежит. При этом был отклонен довод банка о том, что услуги по оформлению и подписанию паспортов сделок не облагаются налогом на добавленную стоимость, поскольку оказывались им как агентом валютного контроля в соответствии с Законом Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле".
"Обзор практики применения арбитражными судами законодательства, регулирующего особенности налогообложения банков"Арбитражный суд в удовлетворении иска отказал, согласившись со следующими доводами налоговой инспекции. Перечень банковских операций, установленный статьей 5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", является исчерпывающим и в целях освобождения от налога на добавленную стоимость расширительному толкованию не подлежит. При этом был отклонен довод банка о том, что услуги по оформлению и подписанию паспортов сделок не облагаются налогом на добавленную стоимость, поскольку оказывались им как агентом валютного контроля в соответствии с Законом Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле".
Путеводитель по судебной практике: Банковский вклад.
Можно ли открыть вклад на третье лицо
(КонсультантПлюс, 2025)Примечание: С 14.07.2022 операция с денежными средствами подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна 1 млн руб. (сумме в иностранной валюте, эквивалентной 1 млн руб.) или превышает ее (абз. 1 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма").
Можно ли открыть вклад на третье лицо
(КонсультантПлюс, 2025)Примечание: С 14.07.2022 операция с денежными средствами подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна 1 млн руб. (сумме в иностранной валюте, эквивалентной 1 млн руб.) или превышает ее (абз. 1 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма").
Вопрос: О вопросах, связанных с обязательным контролем операций по счетам юрлиц или ИП, осуществляющих куплю-продажу драгоценных металлов и камней, ювелирных и других изделий из них, лома таких изделий.
(Письмо Банка России от 11.06.2025 N 43-7-2/13724)<3> Сумма которой равна или превышает 1 миллион рублей (эквивалент в иностранной валюте).
(Письмо Банка России от 11.06.2025 N 43-7-2/13724)<3> Сумма которой равна или превышает 1 миллион рублей (эквивалент в иностранной валюте).
Статья: Некоторые вопросы применения общих положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в практике Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации (2019 - 2021 годы)
(Ячменев Г.Г.)
("Арбитражные споры", 2022, N 2)В этом же решении КС РФ констатировал, что установление иностранным государством в ненадлежащей международной процедуре и в противоречии с многосторонними международными договорами, в которых участвует Россия, ограничительных мер против нее и ее хозяйствующих субъектов - достаточно распространенное в настоящее время явление. Затрагивает оно и сферу валютных операций, в ходе которых резидент может претерпеть неблагоприятные последствия не только в случае введения санкций непосредственно в его отношении, но и в случае их введения в отношении кредитной организации, куда или откуда денежные средства, номинированные в иностранной валюте, подлежат перечислению. В результате санкций валютная операция, соответствующая требованиям российского законодательства, может быть прервана, а резидент может потерять, с неясными перспективами восстановления, контроль за своими деньгами.
(Ячменев Г.Г.)
("Арбитражные споры", 2022, N 2)В этом же решении КС РФ констатировал, что установление иностранным государством в ненадлежащей международной процедуре и в противоречии с многосторонними международными договорами, в которых участвует Россия, ограничительных мер против нее и ее хозяйствующих субъектов - достаточно распространенное в настоящее время явление. Затрагивает оно и сферу валютных операций, в ходе которых резидент может претерпеть неблагоприятные последствия не только в случае введения санкций непосредственно в его отношении, но и в случае их введения в отношении кредитной организации, куда или откуда денежные средства, номинированные в иностранной валюте, подлежат перечислению. В результате санкций валютная операция, соответствующая требованиям российского законодательства, может быть прервана, а резидент может потерять, с неясными перспективами восстановления, контроль за своими деньгами.
Вопрос: О вопросах, связанных с обязательным контролем операций по купле-продаже драгоценных металлов и камней, ювелирных и других изделий и по счетам организаций и ИП, осуществляющих такую куплю-продажу.
(Письмо Банка России от 11.06.2025 N 43-7-2/13723)1. Верно ли банк понимает, что обязательному контролю будут подлежать все операции, сумма которых составляет или превышает 1 млн руб. (эквивалент в иностранной валюте), по счету юридического лица (индивидуального предпринимателя), осуществляющего деятельность по купле-продаже драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, лома таких изделий, независимо от того, связаны они непосредственно с проведением сделок купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, лома таких изделий или нет?
(Письмо Банка России от 11.06.2025 N 43-7-2/13723)1. Верно ли банк понимает, что обязательному контролю будут подлежать все операции, сумма которых составляет или превышает 1 млн руб. (эквивалент в иностранной валюте), по счету юридического лица (индивидуального предпринимателя), осуществляющего деятельность по купле-продаже драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, лома таких изделий, независимо от того, связаны они непосредственно с проведением сделок купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, лома таких изделий или нет?
"Комментарий к Федеральному закону от 19 июля 2007 г. N 196-ФЗ "О ломбардах"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Ломбарды отнесены положением абз. 7 ч. 1 ст. 5 названного Закона в его целях к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом. Помещение драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, лома таких изделий или иных ценностей в ломбард предусмотрено в подп. 4 п. 1 ст. 6 названного Закона (в ред. Федерального закона от 29 декабря 2022 г. N 607-ФЗ <101>) среди "иных" операций с движимым имуществом, подлежащих обязательному контролю. Согласно указанному пункту операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 1 миллион рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 1 миллиону рублей, или превышает ее;
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Ломбарды отнесены положением абз. 7 ч. 1 ст. 5 названного Закона в его целях к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом. Помещение драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, лома таких изделий или иных ценностей в ломбард предусмотрено в подп. 4 п. 1 ст. 6 названного Закона (в ред. Федерального закона от 29 декабря 2022 г. N 607-ФЗ <101>) среди "иных" операций с движимым имуществом, подлежащих обязательному контролю. Согласно указанному пункту операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 1 миллион рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 1 миллиону рублей, или превышает ее;
Статья: Международные транзакции в России и за рубежом
(Кордюкова Н.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 3)Любая операция, связанная с транзакцией любых финансовых средств из Российской Федерации, подлежит контролю со стороны задействованного в операции банка, который проверяет соответствие операции "антиотмывочному" законодательству России <22> и правилам валютного регулирования и контроля <23>.
(Кордюкова Н.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 3)Любая операция, связанная с транзакцией любых финансовых средств из Российской Федерации, подлежит контролю со стороны задействованного в операции банка, который проверяет соответствие операции "антиотмывочному" законодательству России <22> и правилам валютного регулирования и контроля <23>.
Статья: Правовые основы и перспективы использования цифровых финансовых активов и цифровой валюты в трансграничных операциях
(Исмаилов И.Ш.)
("Финансовое право", 2024, N 10)В условиях санкционных ограничений и попытки обеспечения вовлеченности отечественных экспортеров и импортеров в мировую торговлю в России были приняты соответствующие поправки в законодательство, признавшие валютными ценностями и позволившие использовать в качестве средства платежа цифровые финансовые активы, цифровые права и утилитарные цифровые права, но только во внешнеэкономической деятельности, а такие операции будут подлежать обязательному контролю <11>.
(Исмаилов И.Ш.)
("Финансовое право", 2024, N 10)В условиях санкционных ограничений и попытки обеспечения вовлеченности отечественных экспортеров и импортеров в мировую торговлю в России были приняты соответствующие поправки в законодательство, признавшие валютными ценностями и позволившие использовать в качестве средства платежа цифровые финансовые активы, цифровые права и утилитарные цифровые права, но только во внешнеэкономической деятельности, а такие операции будут подлежать обязательному контролю <11>.
"Комментарий к Федеральному закону от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Часть 13 комментируемой статьи изложена с 15 июля 2016 г. полностью в новой редакции Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 285-ФЗ, принятым в рамках изменения состава органов и агентов валютного контроля. Новым является также отсылка к перечню документов, предусмотренному частью 4 данной статьи. В прежней (первоначальной) редакции ч. 13 данной статьи непосредственно устанавливался перечень документов, копии которых, заверенные надлежащим образом, подлежали передаче уполномоченными банками и ВЭБ как агентами валютного контроля таможенным и налоговым органам по их запросам в целях осуществления валютного контроля за проводимыми резидентами валютными операциями, открытием и ведением счетов.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Часть 13 комментируемой статьи изложена с 15 июля 2016 г. полностью в новой редакции Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 285-ФЗ, принятым в рамках изменения состава органов и агентов валютного контроля. Новым является также отсылка к перечню документов, предусмотренному частью 4 данной статьи. В прежней (первоначальной) редакции ч. 13 данной статьи непосредственно устанавливался перечень документов, копии которых, заверенные надлежащим образом, подлежали передаче уполномоченными банками и ВЭБ как агентами валютного контроля таможенным и налоговым органам по их запросам в целях осуществления валютного контроля за проводимыми резидентами валютными операциями, открытием и ведением счетов.
Вопрос: Об отдельных вопросах, касающихся обязательного контроля операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями.
(Письмо Банка России от 07.08.2025 N 43-7-2/18277)Из содержания пп. 1 п. 4 ст. 6 Закона N 115-ФЗ можно сделать вывод о том, что обязательному контролю подлежат только операции клиентов банка. Иными словами, по общему правилу если в соответствующей операции с драгоценными металлами или драгоценными камнями не участвует клиент, то такая операция не будет подлежать обязательному контролю.
(Письмо Банка России от 07.08.2025 N 43-7-2/18277)Из содержания пп. 1 п. 4 ст. 6 Закона N 115-ФЗ можно сделать вывод о том, что обязательному контролю подлежат только операции клиентов банка. Иными словами, по общему правилу если в соответствующей операции с драгоценными металлами или драгоценными камнями не участвует клиент, то такая операция не будет подлежать обязательному контролю.
Вопрос: Организацией заключен договор с международной организацией, зарегистрированной в ЕГРЮЛ в связи с изменением иностранной организацией личного закона в порядке редомициляции. Признается ли организация налоговым агентом по НДС и/или налогу на прибыль при выплате дохода такой организации?
(Консультация эксперта, 2024)Для целей валютного законодательства международные организации отнесены к валютным нерезидентам, поэтому операции по оплате организацией услуг, оказываемых международной организацией, будут подлежать валютному контролю.
(Консультация эксперта, 2024)Для целей валютного законодательства международные организации отнесены к валютным нерезидентам, поэтому операции по оплате организацией услуг, оказываемых международной организацией, будут подлежать валютному контролю.