Операции бюджетные процедуры
Подборка наиболее важных документов по запросу Операции бюджетные процедуры (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Публичный аудит сферы закупок в системе национального аудита
(Кикавец В.В.)
("Финансовое право", 2025, N 3)Объектами внутреннего финансового аудита являются бюджетные процедуры (операции) главного администратора (администратора) бюджетных средств, что не подразумевает проведение выездных проверок финансово-хозяйственной деятельности подведомственных этому главному администратору (администратору) бюджетных средств учреждений в рамках осуществления внутреннего финансового аудита <16>.
(Кикавец В.В.)
("Финансовое право", 2025, N 3)Объектами внутреннего финансового аудита являются бюджетные процедуры (операции) главного администратора (администратора) бюджетных средств, что не подразумевает проведение выездных проверок финансово-хозяйственной деятельности подведомственных этому главному администратору (администратору) бюджетных средств учреждений в рамках осуществления внутреннего финансового аудита <16>.
Статья: Внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- определение влияния прикладных программных средств, информационных ресурсов на результат выполнения бюджетной процедуры, на операцию (действие) по выполнению бюджетной процедуры;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- определение влияния прикладных программных средств, информационных ресурсов на результат выполнения бюджетной процедуры, на операцию (действие) по выполнению бюджетной процедуры;
Нормативные акты
"Методические рекомендации по бухгалтерскому учету затрат и выхода продукции в растениеводстве"
(утв. Минсельхозом РФ 22.10.2008)152. При ведении управленческого учета в растениеводстве его важнейшим инструментом является бюджетное планирование (бюджетирование), которое позволяет "смоделировать" деятельность отрасли через особый экономический механизм - бюджеты. Этот процесс может рассматриваться как бухгалтерский и как управленческий одновременно. С точки зрения бухгалтерского учета, процедуры, используемые при формировании производственного и главного бюджета, аналогичны тем, что используются при записи фактических операций. Принципиальное различие состоит в том, что, во-первых, бюджетные суммы отражают запланированную деятельность в будущем, а не прошедшие события; во-вторых, запись компонентов бюджетов ведется, как правило, внесистемным методом.
(утв. Минсельхозом РФ 22.10.2008)152. При ведении управленческого учета в растениеводстве его важнейшим инструментом является бюджетное планирование (бюджетирование), которое позволяет "смоделировать" деятельность отрасли через особый экономический механизм - бюджеты. Этот процесс может рассматриваться как бухгалтерский и как управленческий одновременно. С точки зрения бухгалтерского учета, процедуры, используемые при формировании производственного и главного бюджета, аналогичны тем, что используются при записи фактических операций. Принципиальное различие состоит в том, что, во-первых, бюджетные суммы отражают запланированную деятельность в будущем, а не прошедшие события; во-вторых, запись компонентов бюджетов ведется, как правило, внесистемным методом.
"Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2025 год и период 2026 и 2027 годов"
(утв. Банком России)Зеркалирование операций Минфина России со средствами ФНБ нейтрализует эффект этих операций для ликвидности банковского сектора. В 2022 - 2024 годах операции расходования средств ФНБ вне бюджетного правила и инвестирования внутри экономики России стали достаточно масштабными (суммарно около 10 трлн рублей за 3 года). Они обеспечивали серьезный вклад в рост рублевой денежной массы и баланса ликвидности банковского сектора. Переход с 2024 года к полному зеркалированию всех бюджетных операций Минфина России со средствами ФНБ снижает их долгосрочное влияние на ликвидность банковского сектора. При этом сохранение лага в зеркалировании части операций (полгода для инвестирования средств ФНБ и год для операций сверх бюджетного правила) на коротком горизонте приводит к временным притокам и оттокам средств из банков <7>.
(утв. Банком России)Зеркалирование операций Минфина России со средствами ФНБ нейтрализует эффект этих операций для ликвидности банковского сектора. В 2022 - 2024 годах операции расходования средств ФНБ вне бюджетного правила и инвестирования внутри экономики России стали достаточно масштабными (суммарно около 10 трлн рублей за 3 года). Они обеспечивали серьезный вклад в рост рублевой денежной массы и баланса ликвидности банковского сектора. Переход с 2024 года к полному зеркалированию всех бюджетных операций Минфина России со средствами ФНБ снижает их долгосрочное влияние на ликвидность банковского сектора. При этом сохранение лага в зеркалировании части операций (полгода для инвестирования средств ФНБ и год для операций сверх бюджетного правила) на коротком горизонте приводит к временным притокам и оттокам средств из банков <7>.
Статья: Правовое регулирование санкционирования операций
(Логвенчева А.О.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 1)Федеральным законом от 26.07.2019 N 199-ФЗ в Бюджетный кодекс РФ были внесены многочисленные изменения с целью совершенствования бюджетного контроля. Представленное исследование посвящено одной из законодательных поправок - реформированию правового регулирования процедуры санкционирования операций. В начале статьи рассмотрены особенности, присущие санкционированию согласно предшествующей редакции Бюджетного кодекса РФ. В частности, особое внимание уделено сравнению видов санкционирования и установлению соотношения между названной категорией и видами бюджетного контроля. Далее проанализированы первоначальная и окончательная редакции законопроекта, определявшего соответствующие изменения, в результате чего установлено, что в настоящее время в БК РФ отсутствует легальное закрепление методов предварительного контроля. В заключение предложены два способа решения указанной проблемы. С учетом того что санкционирование сохранило в себе характерные особенности контрольной деятельности, приоритетным вариантом считается возвращение в БК РФ норм, определяющих санкционирование как метод контроля.
(Логвенчева А.О.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 1)Федеральным законом от 26.07.2019 N 199-ФЗ в Бюджетный кодекс РФ были внесены многочисленные изменения с целью совершенствования бюджетного контроля. Представленное исследование посвящено одной из законодательных поправок - реформированию правового регулирования процедуры санкционирования операций. В начале статьи рассмотрены особенности, присущие санкционированию согласно предшествующей редакции Бюджетного кодекса РФ. В частности, особое внимание уделено сравнению видов санкционирования и установлению соотношения между названной категорией и видами бюджетного контроля. Далее проанализированы первоначальная и окончательная редакции законопроекта, определявшего соответствующие изменения, в результате чего установлено, что в настоящее время в БК РФ отсутствует легальное закрепление методов предварительного контроля. В заключение предложены два способа решения указанной проблемы. С учетом того что санкционирование сохранило в себе характерные особенности контрольной деятельности, приоритетным вариантом считается возвращение в БК РФ норм, определяющих санкционирование как метод контроля.
Вопрос: О перечислении целевых средств для оплаты накладных расходов с лицевого счета участника казначейского сопровождения на счета юрлиц - исполнителей по контрактам (договорам) в кредитных организациях.
(Письмо Минфина России от 01.08.2025 N 02-12-08/74920)Согласно пунктам 2 и 4 статьи 242.23 Бюджетного кодекса операции с целевыми средствами осуществляются на казначейских счетах, открытых в территориальных органах Федерального казначейства, и отражаются на лицевых счетах участников казначейского сопровождения после проведения территориальным органом Федерального казначейства процедур санкционирования в соответствии с Порядком N 214н <1> (далее - Порядок N 214н).
(Письмо Минфина России от 01.08.2025 N 02-12-08/74920)Согласно пунктам 2 и 4 статьи 242.23 Бюджетного кодекса операции с целевыми средствами осуществляются на казначейских счетах, открытых в территориальных органах Федерального казначейства, и отражаются на лицевых счетах участников казначейского сопровождения после проведения территориальным органом Федерального казначейства процедур санкционирования в соответствии с Порядком N 214н <1> (далее - Порядок N 214н).
Статья: Санкционирование операций как казначейская контрольная процедура
(Артюхин Р.Е.)
("Финансовое право", 2025, N 10)На наш взгляд, санкционирование операций можно отнести к категории процессуальных процедур, направленных на реализацию охранительного правоотношения - выявление признаков нецелевого использования бюджетных средств путем проверки законности принятия бюджетных и денежных обязательств при осуществлении кассового расхода из бюджета. Как отмечал В.Н. Протасов, "смысл существования охранительных правоотношений в системе правового регулирования состоит в том, что в их рамках реализуется обязанность (и право) государства обеспечивать нормальное действие правового механизма" <18>.
(Артюхин Р.Е.)
("Финансовое право", 2025, N 10)На наш взгляд, санкционирование операций можно отнести к категории процессуальных процедур, направленных на реализацию охранительного правоотношения - выявление признаков нецелевого использования бюджетных средств путем проверки законности принятия бюджетных и денежных обязательств при осуществлении кассового расхода из бюджета. Как отмечал В.Н. Протасов, "смысл существования охранительных правоотношений в системе правового регулирования состоит в том, что в их рамках реализуется обязанность (и право) государства обеспечивать нормальное действие правового механизма" <18>.
Статья: Реформирование внутреннего государственного финансового контроля: цели, задачи и правовые вызовы
(Ялбулганов А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 11)- объект внутреннего финансового аудита - бюджетная процедура и (или) составляющие эту процедуру операции (действия) по выполнению бюджетной процедуры;
(Ялбулганов А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 11)- объект внутреннего финансового аудита - бюджетная процедура и (или) составляющие эту процедуру операции (действия) по выполнению бюджетной процедуры;
Статья: Сравнительный анализ положений нормативно-правовых и методических документов по организации внутреннего финансового аудита у органов исполнительной власти Москвы и утвержденных федеральных стандартов внутреннего финансового аудита
(Андреев С.А.)
("Финансовое право", 2021, N 7)Объектами внутреннего финансового аудита являются бюджетные процедуры (операции) главного администратора (администратора) бюджетных средств, что не подразумевает проведения выездных проверок финансово-хозяйственной деятельности подведомственных этому главному администратору (администратору) бюджетных средств учреждений (администраторов бюджетных средств) в рамках осуществления внутреннего финансового аудита.
(Андреев С.А.)
("Финансовое право", 2021, N 7)Объектами внутреннего финансового аудита являются бюджетные процедуры (операции) главного администратора (администратора) бюджетных средств, что не подразумевает проведения выездных проверок финансово-хозяйственной деятельности подведомственных этому главному администратору (администратору) бюджетных средств учреждений (администраторов бюджетных средств) в рамках осуществления внутреннего финансового аудита.
Статья: Проблемы правового регулирования внутреннего финансового контроля на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований
(Антропцева И.О.)
("Финансовое право", 2023, N 10)Аналогичная ситуация обстоит и с определением предмета ВФК, к сожалению, не во всех актах он определен. Предметом ВФК являются бюджетные процедуры и составляющие их процессы, операции и действия должностных лиц. Единицы ГАБС детально указывают, какие именно внутренние бюджетные процедуры составляют предмет ВФК. Представляется, что четкое определение предмета ВФК непосредственно связано с качеством и результатов осуществления такого контроля, поскольку в таком случае участники бюджетного процесса целенаправленно выполняют свои должностные обязанности, осознавая, какой результат должен быть получен.
(Антропцева И.О.)
("Финансовое право", 2023, N 10)Аналогичная ситуация обстоит и с определением предмета ВФК, к сожалению, не во всех актах он определен. Предметом ВФК являются бюджетные процедуры и составляющие их процессы, операции и действия должностных лиц. Единицы ГАБС детально указывают, какие именно внутренние бюджетные процедуры составляют предмет ВФК. Представляется, что четкое определение предмета ВФК непосредственно связано с качеством и результатов осуществления такого контроля, поскольку в таком случае участники бюджетного процесса целенаправленно выполняют свои должностные обязанности, осознавая, какой результат должен быть получен.
Статья: Машиночитаемое право в сфере публичных финансов: перспективы и риски
(Омелехина Н.В.)
("Финансовое право", 2025, N 4)Процесс работы над бюджетом 2025 финансового года и планового периода 2026 и 2027 гг. выглядит еще более технологичным. В 2024 г. Минфин РФ впервые использовал искусственный интеллект в бюджетном процессе. Запущенная совместно со "Сбером" нейросеть пока помогает автоматизировать сопоставление данных и прочие рутинные процессы с точностью попадания выше 80%. Технологии помогают в сопоставлении кодов бюджетной классификации (обозначают статьи доходов и расходов федерального бюджета) и привязанных к ним результатов. Минфин подготовил базу данных, на основании чего была обучена система - AI-агент (Artificial Intelligence - искусственный интеллект). По мнению специалистов, занимающихся бюджетным планированием и исполнением бюджета, большинство этапов бюджетного процесса может быть со временем автоматизировано и часть операций полностью переведена на искусственный интеллект. Уровень цифровой трансформации и перспективы использования искусственного интеллекта будут зависеть от того, насколько получится стандартизировать бюджетные процедуры. В целом же видится значительный потенциал использования искусственного интеллекта в бюджетном прогнозировании, в оценке влияния принимаемых решений и соответствующих бюджетных расходов на экономику и благосостояние граждан, в финансировании государственных программ, в чем важна привязка этапов расходов и сроков выполнения проектов, что позволит не только контролировать заложенные параметры в бюджете, но и оценивать их эффективность в реальном времени. Одно из направлений развития нейросетей видится в генерации образов, альтернативных сценариев. Полагают, что в будущем искусственный интеллект сможет предлагать новые прорывные стратегии и выявлять определенные риски, помочь в управлении дефицитом бюджета, обнаруживая расходы, не принесшие желаемого результата, а также предлагая новые направления экономики и социальной политики, которые, напротив, недофинансированы, но потенциально способны принести отдачу казне в виде роста налоговых доходов <1>.
(Омелехина Н.В.)
("Финансовое право", 2025, N 4)Процесс работы над бюджетом 2025 финансового года и планового периода 2026 и 2027 гг. выглядит еще более технологичным. В 2024 г. Минфин РФ впервые использовал искусственный интеллект в бюджетном процессе. Запущенная совместно со "Сбером" нейросеть пока помогает автоматизировать сопоставление данных и прочие рутинные процессы с точностью попадания выше 80%. Технологии помогают в сопоставлении кодов бюджетной классификации (обозначают статьи доходов и расходов федерального бюджета) и привязанных к ним результатов. Минфин подготовил базу данных, на основании чего была обучена система - AI-агент (Artificial Intelligence - искусственный интеллект). По мнению специалистов, занимающихся бюджетным планированием и исполнением бюджета, большинство этапов бюджетного процесса может быть со временем автоматизировано и часть операций полностью переведена на искусственный интеллект. Уровень цифровой трансформации и перспективы использования искусственного интеллекта будут зависеть от того, насколько получится стандартизировать бюджетные процедуры. В целом же видится значительный потенциал использования искусственного интеллекта в бюджетном прогнозировании, в оценке влияния принимаемых решений и соответствующих бюджетных расходов на экономику и благосостояние граждан, в финансировании государственных программ, в чем важна привязка этапов расходов и сроков выполнения проектов, что позволит не только контролировать заложенные параметры в бюджете, но и оценивать их эффективность в реальном времени. Одно из направлений развития нейросетей видится в генерации образов, альтернативных сценариев. Полагают, что в будущем искусственный интеллект сможет предлагать новые прорывные стратегии и выявлять определенные риски, помочь в управлении дефицитом бюджета, обнаруживая расходы, не принесшие желаемого результата, а также предлагая новые направления экономики и социальной политики, которые, напротив, недофинансированы, но потенциально способны принести отдачу казне в виде роста налоговых доходов <1>.
Статья: Методические рекомендации по консультированию субъектов бюджетных процедур
(Суворова Т.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 11)- при формировании данных для составления проекта плана проведения аудиторских мероприятий с точки зрения отсутствия необходимости (необходимости) проведения аудиторских мероприятий в отношении бюджетных процедур (операций), по которым осуществлялось консультирование в годы, предшествующие году составления проекта плана проведения аудиторских мероприятий (1 - 2 года). Например, в 2023 году после получения итогов консультирования по предложениям субъекта ВФА приняты меры по минимизации бюджетных рисков, повлиявшие на снижение значимости бюджетных рисков в части реализации полномочий по взысканию дебиторской задолженности по платежам в бюджет, пеням и штрафам по ним. В связи с этим в 2025 году и периоде до срока представления консолидированной (индивидуальной) годовой бюджетной отчетности за 2025 год проведение аудиторских мероприятий по таким операциям не планируется;
(Суворова Т.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 11)- при формировании данных для составления проекта плана проведения аудиторских мероприятий с точки зрения отсутствия необходимости (необходимости) проведения аудиторских мероприятий в отношении бюджетных процедур (операций), по которым осуществлялось консультирование в годы, предшествующие году составления проекта плана проведения аудиторских мероприятий (1 - 2 года). Например, в 2023 году после получения итогов консультирования по предложениям субъекта ВФА приняты меры по минимизации бюджетных рисков, повлиявшие на снижение значимости бюджетных рисков в части реализации полномочий по взысканию дебиторской задолженности по платежам в бюджет, пеням и штрафам по ним. В связи с этим в 2025 году и периоде до срока представления консолидированной (индивидуальной) годовой бюджетной отчетности за 2025 год проведение аудиторских мероприятий по таким операциям не планируется;
Готовое решение: Какие методы применять при проведении внутреннего финансового аудита
(КонсультантПлюс, 2025)мониторинг процедур внутреннего финансового контроля - регулярный процесс изучения контрольных действий и их результатов с целью оценки влияния ВФК на минимизацию бюджетных рисков, включая оценку организации, применения и достаточности контрольных действий, а также в целях формирования и ведения реестра бюджетных рисков. Метод применяется, если длительность аудиторского мероприятия составляет не менее четырех месяцев или соответствует периоду выполнения бюджетных процедур, операций (действий) по их выполнению в течение текущего финансового года.
(КонсультантПлюс, 2025)мониторинг процедур внутреннего финансового контроля - регулярный процесс изучения контрольных действий и их результатов с целью оценки влияния ВФК на минимизацию бюджетных рисков, включая оценку организации, применения и достаточности контрольных действий, а также в целях формирования и ведения реестра бюджетных рисков. Метод применяется, если длительность аудиторского мероприятия составляет не менее четырех месяцев или соответствует периоду выполнения бюджетных процедур, операций (действий) по их выполнению в течение текущего финансового года.