Опасное вождение это
Подборка наиболее важных документов по запросу Опасное вождение это (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Казнить нельзя и помиловать тоже
(Шмарко И.К.)
("Закон", 2021, N 11)Первый зампред Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Ирина Рукавишникова решила развить тему и рассказала о планируемом введении в КоАП РФ ответственности за опасное вождение - это стиль вождения, при котором на регулярной основе совершаются такие действия, как резкое перестроение сразу через две полосы; несоблюдение дистанции; отказ уступить дорогу автомобилю, пользующемуся преимуществом; препятствование обгону; нарушение скоростного режима <3>. Предполагается, что эти нарушения будут наказываться штрафом в размере 3 000 руб. <4>. То есть один резко перестроился, другие в результате столкнулись - штраф 3 000 руб. Действительно ли создаваемая такими действиями опасность будет предотвращена угрозой столь мелкого штрафа? Между тем законодателям стоило бы озаботиться вопросом об электросамокатах, которые пока беспрепятственно носятся по тротуарам.
(Шмарко И.К.)
("Закон", 2021, N 11)Первый зампред Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Ирина Рукавишникова решила развить тему и рассказала о планируемом введении в КоАП РФ ответственности за опасное вождение - это стиль вождения, при котором на регулярной основе совершаются такие действия, как резкое перестроение сразу через две полосы; несоблюдение дистанции; отказ уступить дорогу автомобилю, пользующемуся преимуществом; препятствование обгону; нарушение скоростного режима <3>. Предполагается, что эти нарушения будут наказываться штрафом в размере 3 000 руб. <4>. То есть один резко перестроился, другие в результате столкнулись - штраф 3 000 руб. Действительно ли создаваемая такими действиями опасность будет предотвращена угрозой столь мелкого штрафа? Между тем законодателям стоило бы озаботиться вопросом об электросамокатах, которые пока беспрепятственно носятся по тротуарам.
Статья: Квалификация "опасного вождения": от нарушений Правил дорожного движения до преступлений, совершаемых из хулиганских побуждений
(Баранчикова М.В.)
("Безопасность дорожного движения", 2025, N 2)Уточнение конкретного вида ответственности за него станет возможным при внесении соответствующих изменений в административное или уголовное законодательство. До этих изменений квалификация опасного вождения может происходить при наличии всех конструктивных признаков по ст. 213 УК РФ "Хулиганство" или ст. 267.1 УК РФ "Действия, угрожающие безопасной эксплуатации транспортных средств".
(Баранчикова М.В.)
("Безопасность дорожного движения", 2025, N 2)Уточнение конкретного вида ответственности за него станет возможным при внесении соответствующих изменений в административное или уголовное законодательство. До этих изменений квалификация опасного вождения может происходить при наличии всех конструктивных признаков по ст. 213 УК РФ "Хулиганство" или ст. 267.1 УК РФ "Действия, угрожающие безопасной эксплуатации транспортных средств".
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090
(ред. от 16.07.2025)
"О Правилах дорожного движения"
(вместе с "Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения")
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)опасное вождение, выражающееся в неоднократном совершении одного или совершении нескольких следующих друг за другом действий, заключающихся в невыполнении при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения, перестроении при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия, несоблюдении безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства, несоблюдении бокового интервала, резком торможении, если такое торможение не требуется для предотвращения дорожно-транспортного происшествия, препятствовании обгону, если указанные действия повлекли создание водителем в процессе дорожного движения ситуации, при которой его движение и (или) движение иных участников дорожного движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения иного материального ущерба.
(ред. от 16.07.2025)
"О Правилах дорожного движения"
(вместе с "Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения")
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)опасное вождение, выражающееся в неоднократном совершении одного или совершении нескольких следующих друг за другом действий, заключающихся в невыполнении при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения, перестроении при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия, несоблюдении безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства, несоблюдении бокового интервала, резком торможении, если такое торможение не требуется для предотвращения дорожно-транспортного происшествия, препятствовании обгону, если указанные действия повлекли создание водителем в процессе дорожного движения ситуации, при которой его движение и (или) движение иных участников дорожного движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения иного материального ущерба.
Статья: Ключевые законопроектные инициативы в сфере страхования. Взгляд страховщика
(Чуб А.)
("Современные страховые технологии", 2024, N 6)В соответствии с законопроектом, который уже принят в первом чтении, предполагается предусмотреть самостоятельный состав административного правонарушения за "опасное вождение". Речь идет о несоблюдении ПДД, что в большинстве случаев как раз и является причиной наступления ДТП: резкое торможение, несоблюдение безопасной дистанции, перестроение при интенсивном движении и др.
(Чуб А.)
("Современные страховые технологии", 2024, N 6)В соответствии с законопроектом, который уже принят в первом чтении, предполагается предусмотреть самостоятельный состав административного правонарушения за "опасное вождение". Речь идет о несоблюдении ПДД, что в большинстве случаев как раз и является причиной наступления ДТП: резкое торможение, несоблюдение безопасной дистанции, перестроение при интенсивном движении и др.
Статья: Мотивы и детерминанты криминализации и декриминализации в России и Китае
(Литовченко Т.А.)
("Российский судья", 2025, N 8)Чжан Вэйке рассуждает о мотивах криминализации. Автор классифицирует их на три группы: политические мотивы, социальные мотивы и нормативные мотивы <5>. Политические мотивы он обосновывает как необходимость поддержания национальной безопасности и политической стабильности, являющихся фундаментальной гарантией социального развития общества. Кроме того, правовая система КНР характеризуется влиянием Коммунистической партии Китая <6>, которая, в свою очередь, проводит политику по обеспечению общественной безопасности (в том числе антитеррористической), поддержке жизнедеятельности населения и защите экологической среды. Социальные мотивы, по мнению автора, связаны с развитием и трансформацией общества, которые влекут и законодательные изменения в уголовном праве. При этом ученый выделяет два уровня социальных мотивов: формальный и содержательный. Формальный уровень социальных мотивов означает реакцию государства на вносимые изменения в перечень преступных деяний в результате требований общества (общественный резонанс). Примерами могут служить криминализация в КНР опасного вождения, отказ в выплате заработной платы, вождение в нетрезвом виде, бросание предметов с высоты и др., вызванные обсуждениями в обществе с требованиями установления уголовной ответственности за указанные деяния. Содержательные социальные мотивы обусловлены ожиданиями населения в отношении социальной стабильности. Законодателю необходимо реагировать на общественные настроения, стабилизировав их в том числе поправками в уголовное законодательство, ослабив социальные конфликты. Нормативные мотивы криминализации исходят из необходимости координации и унификации норм права. Пересмотр уголовного законодательства не может осуществляться изолированно от других отраслей права, а должен учитывать общие потребности правовой нормативной системы. В качестве примера автор приводит пересмотр в 2019 г. действующего Закона "О контроле над наркотиками" <7>, в ходе которого изменены административные стандарты идентификации поддельных лекарств, что привело к отсутствию уголовно-правовой оценки продажи неразрешенных импортных лекарств, в том числе содержащих наркотические средства. Данное обстоятельство обусловило криминализацию нового преступления - "Незаконное производство, сбыт, импорт, декларирование лекарственных средств" (ст. 142.1 УК КНР <8>).
(Литовченко Т.А.)
("Российский судья", 2025, N 8)Чжан Вэйке рассуждает о мотивах криминализации. Автор классифицирует их на три группы: политические мотивы, социальные мотивы и нормативные мотивы <5>. Политические мотивы он обосновывает как необходимость поддержания национальной безопасности и политической стабильности, являющихся фундаментальной гарантией социального развития общества. Кроме того, правовая система КНР характеризуется влиянием Коммунистической партии Китая <6>, которая, в свою очередь, проводит политику по обеспечению общественной безопасности (в том числе антитеррористической), поддержке жизнедеятельности населения и защите экологической среды. Социальные мотивы, по мнению автора, связаны с развитием и трансформацией общества, которые влекут и законодательные изменения в уголовном праве. При этом ученый выделяет два уровня социальных мотивов: формальный и содержательный. Формальный уровень социальных мотивов означает реакцию государства на вносимые изменения в перечень преступных деяний в результате требований общества (общественный резонанс). Примерами могут служить криминализация в КНР опасного вождения, отказ в выплате заработной платы, вождение в нетрезвом виде, бросание предметов с высоты и др., вызванные обсуждениями в обществе с требованиями установления уголовной ответственности за указанные деяния. Содержательные социальные мотивы обусловлены ожиданиями населения в отношении социальной стабильности. Законодателю необходимо реагировать на общественные настроения, стабилизировав их в том числе поправками в уголовное законодательство, ослабив социальные конфликты. Нормативные мотивы криминализации исходят из необходимости координации и унификации норм права. Пересмотр уголовного законодательства не может осуществляться изолированно от других отраслей права, а должен учитывать общие потребности правовой нормативной системы. В качестве примера автор приводит пересмотр в 2019 г. действующего Закона "О контроле над наркотиками" <7>, в ходе которого изменены административные стандарты идентификации поддельных лекарств, что привело к отсутствию уголовно-правовой оценки продажи неразрешенных импортных лекарств, в том числе содержащих наркотические средства. Данное обстоятельство обусловило криминализацию нового преступления - "Незаконное производство, сбыт, импорт, декларирование лекарственных средств" (ст. 142.1 УК КНР <8>).
Статья: Искусственный интеллект в деятельности органов прокуратуры: перспективы внедрения и использования
(Спиридонов А.П.)
("Законность", 2024, N 8)В частности, сервис Prometea помогает аргентинской прокуратуре в оформлении решений для суда, чем значительно разгружает работу окружной прокуратуры <11>. Ученые из Китайской академии наук создали "ИИ-прокурора", который может оценить наличие состава преступления по таким распространенным правонарушениям, как кража, мошенничество с кредитными картами и опасное вождение, и предъявить обвинение <12>.
(Спиридонов А.П.)
("Законность", 2024, N 8)В частности, сервис Prometea помогает аргентинской прокуратуре в оформлении решений для суда, чем значительно разгружает работу окружной прокуратуры <11>. Ученые из Китайской академии наук создали "ИИ-прокурора", который может оценить наличие состава преступления по таким распространенным правонарушениям, как кража, мошенничество с кредитными картами и опасное вождение, и предъявить обвинение <12>.
Статья: Особенности привлечения к ответственности за административные правонарушения в Германии
(Кривельская О.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 8)Практика показывает, что по мере изменения общественно-экономических условий отдельные проступки могут утяжеляться по последствиям. Например, нарушения в сфере защиты данных (конфиденциальности) или экологии сегодня могут причинять гораздо больший ущерб, чем несколько десятилетий назад, и штрафы за них достигают миллионов евро. Возникает вопрос: не нужно ли усилить такие санкции вплоть до уголовных? Пока что законодатель решает это путем увеличения размеров административных штрафов. Европейские регламенты (такие как Общий регламент ЕС по защите данных - GDPR) напрямую устанавливают астрономические возможные штрафы для компаний-нарушителей, что уже учтено в немецкой практике. Для физических лиц размеры штрафов обычно ограничены разумными пределами, но и они периодически пересматриваются (например, повышение штрафов за опасное вождение). Таким образом, механизм ответственности за административные правонарушения эволюционирует, адаптируясь к новым вызовам, и грань с уголовной ответственностью требует постоянного внимания и уточнения.
(Кривельская О.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 8)Практика показывает, что по мере изменения общественно-экономических условий отдельные проступки могут утяжеляться по последствиям. Например, нарушения в сфере защиты данных (конфиденциальности) или экологии сегодня могут причинять гораздо больший ущерб, чем несколько десятилетий назад, и штрафы за них достигают миллионов евро. Возникает вопрос: не нужно ли усилить такие санкции вплоть до уголовных? Пока что законодатель решает это путем увеличения размеров административных штрафов. Европейские регламенты (такие как Общий регламент ЕС по защите данных - GDPR) напрямую устанавливают астрономические возможные штрафы для компаний-нарушителей, что уже учтено в немецкой практике. Для физических лиц размеры штрафов обычно ограничены разумными пределами, но и они периодически пересматриваются (например, повышение штрафов за опасное вождение). Таким образом, механизм ответственности за административные правонарушения эволюционирует, адаптируясь к новым вызовам, и грань с уголовной ответственностью требует постоянного внимания и уточнения.
Статья: Размышления о нормативно-правовой основе деятельности, связанной с дорожным движением
(Якимов А.Ю.)
("Административное право и процесс", 2021, N 2)По нашему убеждению, подобные действия применительно к определению обгона (в любом случае маневра сложного и чреватого опасными последствиями) заслуживают только отрицательной оценки. При этом следует учесть, что в последнее время обращено особое внимание на недопустимость опасного вождения.
(Якимов А.Ю.)
("Административное право и процесс", 2021, N 2)По нашему убеждению, подобные действия применительно к определению обгона (в любом случае маневра сложного и чреватого опасными последствиями) заслуживают только отрицательной оценки. При этом следует учесть, что в последнее время обращено особое внимание на недопустимость опасного вождения.