ООПТ регионального значения
Подборка наиболее важных документов по запросу ООПТ регионального значения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 2 "Категории особо охраняемых природных территорий, особенности их создания и развития" Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях""Статьями 2 и 18 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" предусмотрено, что с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий различаются следующие категории указанных территорий: природные парки. Природные парки являются особо охраняемыми природными территориями регионального значения, в границах которых выделяются зоны, имеющие экологическое, культурное или рекреационное назначение, и соответственно этому устанавливаются запреты и ограничения экономической и иной деятельности.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 25 "Особенности согласования проекта генерального плана поселения, проекта генерального плана муниципального округа, проекта генерального плана городского округа" Градостроительного кодекса РФ"При этом суд не может согласиться с позицией представителей административных ответчиков о том, что такое согласование требовалось бы только в том случае, если в результате принятия оспариваемого нормативного правового акта подлежали изменению границы особо охраняемой природной территории памятника природы областного значения "Озеро "Балтым" с окружающими лесами", поскольку исходя из буквального содержания пункта 3 части 2 статьи 25 ГрК (в редакции, действующей на дату принятия оспариваемого нормативного правового акта) следует, что проект генерального плана подлежит согласованию с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находится поселение, муниципальный округ или городской округ, во всех случаях, когда на территориях поселения, муниципального округа, городского округа находятся особо охраняемые природные территории регионального значения (а не только, когда они изменяются)."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Памятники садово-паркового искусства как особо охраняемая природная территория местного значения
(Демичев А.А.)
("Экологическое право", 2025, N 1)Статьей 3 Закона Республики Крым "Об особо охраняемых природных территориях Республики Крым" <12> в качестве категории ООПТ регионального значения вводятся искусственно созданные объекты, в число которых входят парки-памятники садово-паркового искусства и зоологические парки. Причем памятники садово-паркового искусства рассматриваются учеными больше не как ООПТ, а как историко-культурный фактор развития туризма <13>, как эколого-эстетические объекты <14>. Название "парки-памятники садово-паркового искусства" перешло в Закон об ООПТ Республики Крым из ранее действовавшего на этой территории законодательства Украины. В научной литературе даже после возвращения Крыма в состав России иногда встречаются некорректные высказывания о существовании парков-памятников садово-паркового искусства местного значения <15>. То, что отдельные парки-памятники садово-паркового искусства были внесены в природно-заповедный фонд Украины как ООПТ местного значения, вовсе не означает, что они сохраняют этот статус на территории Республики Крым, являющейся неотъемлемой частью Российской Федерации. Напомним, что в соответствии с Законом об ООПТ Республики Крым рассматриваемая категория ООПТ может быть только регионального значения. К ООПТ местного значения здесь относятся исключительно природные территории и природные достопримечательности.
(Демичев А.А.)
("Экологическое право", 2025, N 1)Статьей 3 Закона Республики Крым "Об особо охраняемых природных территориях Республики Крым" <12> в качестве категории ООПТ регионального значения вводятся искусственно созданные объекты, в число которых входят парки-памятники садово-паркового искусства и зоологические парки. Причем памятники садово-паркового искусства рассматриваются учеными больше не как ООПТ, а как историко-культурный фактор развития туризма <13>, как эколого-эстетические объекты <14>. Название "парки-памятники садово-паркового искусства" перешло в Закон об ООПТ Республики Крым из ранее действовавшего на этой территории законодательства Украины. В научной литературе даже после возвращения Крыма в состав России иногда встречаются некорректные высказывания о существовании парков-памятников садово-паркового искусства местного значения <15>. То, что отдельные парки-памятники садово-паркового искусства были внесены в природно-заповедный фонд Украины как ООПТ местного значения, вовсе не означает, что они сохраняют этот статус на территории Республики Крым, являющейся неотъемлемой частью Российской Федерации. Напомним, что в соответствии с Законом об ООПТ Республики Крым рассматриваемая категория ООПТ может быть только регионального значения. К ООПТ местного значения здесь относятся исключительно природные территории и природные достопримечательности.
Статья: Особо охраняемые природные территории местного значения: общая характеристика законодательства и категории
(Демичев А.А.)
("Экологическое право", 2024, N 5)В преамбуле Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" <3> (далее - Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях") дается определение особо охраняемых природных территорий (поскольку оно общеизвестно, здесь мы его не приводим). В части 2 ст. 2 того же нормативного правового акта перечисляются шесть категорий ООПТ. Из них две категории (государственные природные заповедники и национальные парки) относятся только к ООПТ федерального значения, а природные парки - только к ООПТ регионального значения. Остальные категории ООПТ (государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады) могут относиться к ООПТ федерального или регионального значения. Также ст. 28 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" допускает образование дендрологических парков и ботанических садов государственными научными организациями и государственными образовательными организациями высшего образования.
(Демичев А.А.)
("Экологическое право", 2024, N 5)В преамбуле Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" <3> (далее - Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях") дается определение особо охраняемых природных территорий (поскольку оно общеизвестно, здесь мы его не приводим). В части 2 ст. 2 того же нормативного правового акта перечисляются шесть категорий ООПТ. Из них две категории (государственные природные заповедники и национальные парки) относятся только к ООПТ федерального значения, а природные парки - только к ООПТ регионального значения. Остальные категории ООПТ (государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады) могут относиться к ООПТ федерального или регионального значения. Также ст. 28 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" допускает образование дендрологических парков и ботанических садов государственными научными организациями и государственными образовательными организациями высшего образования.
Нормативные акты
Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об особо охраняемых природных территориях"Статья 35. Охрана территорий природных парков, государственных природных заказников и других особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения
(ред. от 31.07.2025)
"Об особо охраняемых природных территориях"Статья 35. Охрана территорий природных парков, государственных природных заказников и других особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения
Статья: Региональный аспект привлечения к административной ответственности за нарушение режима особо охраняемых природных территорий на примере Кировской области
(Луппова М.А., Мухлынин Д.Н.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 4)Особо охраняемые природные территории регионального значения в России также весьма разнообразны и значительны по площади, остановимся на характеристике ООПТ лишь одного субъекта Российской Федерации - Кировской области. Кировская область расположена в центрально-восточной части Европейской России, входит в Приволжский федеральный округ, относится к Волго-Вятскому экономическому району, важно отметить, что основу природно-ресурсного потенциала области составляет лес.
(Луппова М.А., Мухлынин Д.Н.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 4)Особо охраняемые природные территории регионального значения в России также весьма разнообразны и значительны по площади, остановимся на характеристике ООПТ лишь одного субъекта Российской Федерации - Кировской области. Кировская область расположена в центрально-восточной части Европейской России, входит в Приволжский федеральный округ, относится к Волго-Вятскому экономическому району, важно отметить, что основу природно-ресурсного потенциала области составляет лес.
Статья: К вопросу о конкуренции оснований возникновения права собственности субъектов Российской Федерации на землю в аспекте обеспечения их территориальной целостности и защиты особо охраняемых природных территорий
(Левченко О.С.)
("Вестник арбитражной практики", 2021, N 2)При всей значимости категории территориальной целостности в общефедеральном значении в настоящее время не принято говорить о значимости принципа территориальной целостности на региональном уровне, в том числе для целей сохранения особо охраняемых природных территорий регионального значения, обеспечения внутреннего территориального единства субъекта Российской Федерации и эффективности регионального государственного управления.
(Левченко О.С.)
("Вестник арбитражной практики", 2021, N 2)При всей значимости категории территориальной целостности в общефедеральном значении в настоящее время не принято говорить о значимости принципа территориальной целостности на региональном уровне, в том числе для целей сохранения особо охраняемых природных территорий регионального значения, обеспечения внутреннего территориального единства субъекта Российской Федерации и эффективности регионального государственного управления.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Во-вторых, при наличии на территориях муниципального района особо охраняемых природных территорий федерального (регионального) значения проект схемы территориального планирования муниципального района подлежит согласованию в части возможного негативного воздействия планируемых для размещения объектов местного значения муниципального района на такие особо охраняемые природные территории.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Во-вторых, при наличии на территориях муниципального района особо охраняемых природных территорий федерального (регионального) значения проект схемы территориального планирования муниципального района подлежит согласованию в части возможного негативного воздействия планируемых для размещения объектов местного значения муниципального района на такие особо охраняемые природные территории.
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Менее строгий режим охраны, но со значительными ограничениями в отношении осуществления отдельных видов деятельности установлен для национальных парков и других ООПТ федерального значения (ст. 15, 24 Закона об особо охраняемых природных территориях и др.). Что касается режима охраны ООПТ регионального и местного значения, то он, как правило, совместим с реализацией многих видов экономической деятельности, в том числе сопряженной с водопользованием (ст. 21, 24, 27 Закона об особо охраняемых природных территориях и др.).
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Менее строгий режим охраны, но со значительными ограничениями в отношении осуществления отдельных видов деятельности установлен для национальных парков и других ООПТ федерального значения (ст. 15, 24 Закона об особо охраняемых природных территориях и др.). Что касается режима охраны ООПТ регионального и местного значения, то он, как правило, совместим с реализацией многих видов экономической деятельности, в том числе сопряженной с водопользованием (ст. 21, 24, 27 Закона об особо охраняемых природных территориях и др.).
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Например, на территории города Ханты-Мансийска находится природный парк "Самаровский чугас", который является особо охраняемой природной территорией регионального значения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры <1>. При этом часть территории парка составляет урочище "Городские леса" площадью 3 303 га, расположенное в границах Ханты-Мансийска, которое, в свою очередь, входит в состав городских лесов города. Таким образом, получается, что этот лесной массив де-факто имеет двойной статус: особо охраняемой природной территории регионального значения, где государственные контрольно-надзорные функции осуществляются службой по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО-Югры, и городского леса, в отношении которого осуществляется муниципальный лесной контроль. Хотя юридически территория природного парка "Самаровский чугас" не относится к категории городских лесов. Управление этой особо охраняемой природной территорией осуществляет государственное бюджетное учреждение ХМАО-Югры "Природный парк "Самаровский чугас" <2>. Естественно, осуществление муниципального лесного контроля в такой ситуации практически невозможно.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Например, на территории города Ханты-Мансийска находится природный парк "Самаровский чугас", который является особо охраняемой природной территорией регионального значения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры <1>. При этом часть территории парка составляет урочище "Городские леса" площадью 3 303 га, расположенное в границах Ханты-Мансийска, которое, в свою очередь, входит в состав городских лесов города. Таким образом, получается, что этот лесной массив де-факто имеет двойной статус: особо охраняемой природной территории регионального значения, где государственные контрольно-надзорные функции осуществляются службой по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО-Югры, и городского леса, в отношении которого осуществляется муниципальный лесной контроль. Хотя юридически территория природного парка "Самаровский чугас" не относится к категории городских лесов. Управление этой особо охраняемой природной территорией осуществляет государственное бюджетное учреждение ХМАО-Югры "Природный парк "Самаровский чугас" <2>. Естественно, осуществление муниципального лесного контроля в такой ситуации практически невозможно.