ООПТ Лунежские горы
Подборка наиболее важных документов по запросу ООПТ Лунежские горы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Развитие российского законодательства о геопарках
(Лунева Е.В.)
("Журнал российского права", 2025, N 3)В Законе Республики Башкортостан "О геопарках в Республике Башкортостан" под геопарком понимается территория, включающая объекты, имеющие особую геологическую, биологическую, экологическую ценность, представляющую научный, образовательный, культурный, исторический и туристский интерес. К сожалению, в документе имеются лишь декларативные положения о создании и развитии геопарков без бланкетных отсылок к региональным нормативным правовым актам об ООПТ и о недрах <47>. Несмотря на отсутствие упоминания об ООПТ в легальном определении термина "геопарк", содержащиеся в нем термины ("научный", "образовательный", "культурный", "исторический" и "туристский") позволяют прийти к выводу о наличии в границах геопарка ООПТ объектов культурного и природного наследия. Действительно, в геопарке "Янган-Тау" расположены девять ООПТ регионального значения (памятники природы: гора Янгантау, геологический разрез "Мечетлино", Лагеревское болото, Лаклинская пещера и др. <48>), объекты культурного наследия - "Великая" Яхинская стена, Писаница возле Идрисовской пещеры <49>.
(Лунева Е.В.)
("Журнал российского права", 2025, N 3)В Законе Республики Башкортостан "О геопарках в Республике Башкортостан" под геопарком понимается территория, включающая объекты, имеющие особую геологическую, биологическую, экологическую ценность, представляющую научный, образовательный, культурный, исторический и туристский интерес. К сожалению, в документе имеются лишь декларативные положения о создании и развитии геопарков без бланкетных отсылок к региональным нормативным правовым актам об ООПТ и о недрах <47>. Несмотря на отсутствие упоминания об ООПТ в легальном определении термина "геопарк", содержащиеся в нем термины ("научный", "образовательный", "культурный", "исторический" и "туристский") позволяют прийти к выводу о наличии в границах геопарка ООПТ объектов культурного и природного наследия. Действительно, в геопарке "Янган-Тау" расположены девять ООПТ регионального значения (памятники природы: гора Янгантау, геологический разрез "Мечетлино", Лагеревское болото, Лаклинская пещера и др. <48>), объекты культурного наследия - "Великая" Яхинская стена, Писаница возле Идрисовской пещеры <49>.
Статья: К вопросу о правовом режиме земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов
(Лунева Е.В.)
("Закон", 2023, N 10)Ключевые слова: правовой режим, земли особо охраняемых территорий, лечебно-оздоровительные местности, курорты, особо охраняемые природные территории, округ санитарной (горно-санитарной) охраны, государственная экологическая экспертиза.
(Лунева Е.В.)
("Закон", 2023, N 10)Ключевые слова: правовой режим, земли особо охраняемых территорий, лечебно-оздоровительные местности, курорты, особо охраняемые природные территории, округ санитарной (горно-санитарной) охраны, государственная экологическая экспертиза.
Статья: Экологический конституционализм в современной юриспруденции: от доктрины к практике
(Бондарь Н.С.)
("Российская юстиция", 2023, N 6)Особенную часть экологического конституционализма составляют институты правовой охраны земель, недр, вод, лесов и иной растительности, животного мира, особо охраняемых природных территорий и объектов, атмосферного воздуха, являющиеся одновременно институтами отраслей экологического, земельного, горного, водного, лесного, воздушного, природно-заповедного, других отраслей и институтов природоресурсного права. При этом регулирование природоохранительных отношений осуществляется преимущественно с помощью методов административной, уголовной, гражданско-правовой ответственности.
(Бондарь Н.С.)
("Российская юстиция", 2023, N 6)Особенную часть экологического конституционализма составляют институты правовой охраны земель, недр, вод, лесов и иной растительности, животного мира, особо охраняемых природных территорий и объектов, атмосферного воздуха, являющиеся одновременно институтами отраслей экологического, земельного, горного, водного, лесного, воздушного, природно-заповедного, других отраслей и институтов природоресурсного права. При этом регулирование природоохранительных отношений осуществляется преимущественно с помощью методов административной, уголовной, гражданско-правовой ответственности.
"Комментарий к Федеральному закону от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"
(постатейный)
(под ред. О.Л. Дубовик)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2015)Округа санитарной и горно-санитарной охраны имеют режим, отличный от охранных зон. Если последние не имеют статус особо охраняемых природных территорий, то округа санитарной (горно-санитарной) охраны являются таковыми в силу статьи 1 Федерального закона от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" <943>.
(постатейный)
(под ред. О.Л. Дубовик)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2015)Округа санитарной и горно-санитарной охраны имеют режим, отличный от охранных зон. Если последние не имеют статус особо охраняемых природных территорий, то округа санитарной (горно-санитарной) охраны являются таковыми в силу статьи 1 Федерального закона от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" <943>.
Статья: О некоторых теоретических проблемах деления земельного фонда на категории и осуществления функций земельного управления
(Чаркин С.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2012, N 3)Зарубежный опыт и современная практика охраны земель обусловливают необходимость дополнения существующей структуры категорий земель землями горного фонда. Специфика таких горных земель заключается в том, что они более, чем остальные, экологически уязвимы, вне зависимости от того, строят ли там курорты или осуществляют промышленное строительство. Защита таких экологически уязвимых территорий невозможна посредством включения всех горных массивов в состав особо охраняемых природных территорий, поскольку такая мера сильно снизит доходы местного населения.
(Чаркин С.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2012, N 3)Зарубежный опыт и современная практика охраны земель обусловливают необходимость дополнения существующей структуры категорий земель землями горного фонда. Специфика таких горных земель заключается в том, что они более, чем остальные, экологически уязвимы, вне зависимости от того, строят ли там курорты или осуществляют промышленное строительство. Защита таких экологически уязвимых территорий невозможна посредством включения всех горных массивов в состав особо охраняемых природных территорий, поскольку такая мера сильно снизит доходы местного населения.
"Комментарий к Закону Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах"
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Бергер Е.В., Борисов А.А., Ведышева Н.О., Гаевская Е.Ю., Иванова Ж.Б., Камынина Н.Р., Коновальчикова С.С., Левочко В.В., Марьин Е.В., Налетов К.И., Чернусь Н.Ю., Вагина (Шихалева) О.В., Бабич А.А., Котухов С.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Согласимся с позицией И.Б. Ибрагимова, который также обосновывает необходимость включения в определение понятия "особо охраняемые природные территории" дефиниции "участки недр", что позволит избежать разночтений в горном законодательстве и законодательстве, регулирующем отношения по поводу особо охраняемых природных территорий <40>.
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Бергер Е.В., Борисов А.А., Ведышева Н.О., Гаевская Е.Ю., Иванова Ж.Б., Камынина Н.Р., Коновальчикова С.С., Левочко В.В., Марьин Е.В., Налетов К.И., Чернусь Н.Ю., Вагина (Шихалева) О.В., Бабич А.А., Котухов С.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Согласимся с позицией И.Б. Ибрагимова, который также обосновывает необходимость включения в определение понятия "особо охраняемые природные территории" дефиниции "участки недр", что позволит избежать разночтений в горном законодательстве и законодательстве, регулирующем отношения по поводу особо охраняемых природных территорий <40>.
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)а) ст. 7.2 "Уничтожение или повреждение специальных знаков", предусматривающая административную ответственность за уничтожение или повреждение... специальных информационных знаков: определяющих границы прибрежных защитных полос и водоохранных зон водных объектов, в том числе прибрежных полос внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации; знаков, информирующих граждан об ограничении водопользования на водных объектах общего пользования; знаков, обозначающих границы санитарно-защитных зон и иных зон с особыми условиями использования территорий; знаков, обозначающих границы рыболовных участков, указывающих на их принадлежность пользователю; знаков санитарных (горно-санитарных) зон и округов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов, особо охраняемых природных территорий, лесоустроительных или лесохозяйственных знаков; знаков, устанавливаемых пользователями животным миром, уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, государственными органами, осуществляющими функции по контролю и надзору в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания, а также зданий и других сооружений, принадлежащих указанным пользователям и органам (ч. 2);
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)а) ст. 7.2 "Уничтожение или повреждение специальных знаков", предусматривающая административную ответственность за уничтожение или повреждение... специальных информационных знаков: определяющих границы прибрежных защитных полос и водоохранных зон водных объектов, в том числе прибрежных полос внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации; знаков, информирующих граждан об ограничении водопользования на водных объектах общего пользования; знаков, обозначающих границы санитарно-защитных зон и иных зон с особыми условиями использования территорий; знаков, обозначающих границы рыболовных участков, указывающих на их принадлежность пользователю; знаков санитарных (горно-санитарных) зон и округов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов, особо охраняемых природных территорий, лесоустроительных или лесохозяйственных знаков; знаков, устанавливаемых пользователями животным миром, уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, государственными органами, осуществляющими функции по контролю и надзору в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания, а также зданий и других сооружений, принадлежащих указанным пользователям и органам (ч. 2);
"Постатейный научно-практический комментарий Земельного кодекса Российской Федерации"
(Волков Г.А., Голиченков А.К., Козырь О.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2002)3. Понятие "зонирование" не является новым для российского земельного законодательства, особенно применительно к регулированию использования земель поселений. Зонирование территории как метод установления ограничений по использованию земель ранее уже применялось в российском законодательстве не только в отношении земель поселений, включая в том числе установление зон охраны памятников истории и культуры, историко-культурных комплексов и объектов, зон особо охраняемых природных территорий, в том числе округов санитарной (горно-санитарной) охраны; санитарных, защитных и санитарно-защитных зон; водоохранных зон и прибрежных защитных полос; зон санитарной охраны источников водоснабжения; зон чрезвычайных экологических ситуаций и экологического бедствия и иных зон в соответствии с действующим санитарным, водным, экологическим законодательством, законодательством об охране памятников истории и культуры. На территории поселения и за его чертой наличие указанных зон приводит к установлению дополнительных ограничений на использование земельных участков, влияющих на размещение, назначение, виды, конструктивные особенности строительства и т.п. <*>.
(Волков Г.А., Голиченков А.К., Козырь О.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2002)3. Понятие "зонирование" не является новым для российского земельного законодательства, особенно применительно к регулированию использования земель поселений. Зонирование территории как метод установления ограничений по использованию земель ранее уже применялось в российском законодательстве не только в отношении земель поселений, включая в том числе установление зон охраны памятников истории и культуры, историко-культурных комплексов и объектов, зон особо охраняемых природных территорий, в том числе округов санитарной (горно-санитарной) охраны; санитарных, защитных и санитарно-защитных зон; водоохранных зон и прибрежных защитных полос; зон санитарной охраны источников водоснабжения; зон чрезвычайных экологических ситуаций и экологического бедствия и иных зон в соответствии с действующим санитарным, водным, экологическим законодательством, законодательством об охране памятников истории и культуры. На территории поселения и за его чертой наличие указанных зон приводит к установлению дополнительных ограничений на использование земельных участков, влияющих на размещение, назначение, виды, конструктивные особенности строительства и т.п. <*>.
Статья: Базы отдыха и туристические базы
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Таким образом, туристские базы и базы отдыха представляют собой тип средства размещения, в которых предоставляются услуги средств размещения, услуги по организации досуга и отдыха и которые используются для временного размещения и обеспечения временного проживания физических лиц в отдельных зданиях, строениях и сооружениях, расположенных на едином земельном участке или смежных земельных участках. Они располагаются в сельской местности, в горной местности, в лесу (в том числе на земельных участках в пределах особо охраняемых природных территорий и охранных зон особо охраняемых природных территорий в соответствии с законодательством РФ об особо охраняемых природных территориях), на берегу водоема (Апелляционное определение Верховного суда Республики Дагестан от 20.06.2024 N 33-4877/2024 (УИД 05RS0024-01-2023-000379-05) (Определением Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 28.01.2025 по делу N 88-534/2025 данное Определение оставлено без изменения)). При этом на них распространяется действие Положения о классификации средств размещения и Правила предоставления гостиничных услуг.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Таким образом, туристские базы и базы отдыха представляют собой тип средства размещения, в которых предоставляются услуги средств размещения, услуги по организации досуга и отдыха и которые используются для временного размещения и обеспечения временного проживания физических лиц в отдельных зданиях, строениях и сооружениях, расположенных на едином земельном участке или смежных земельных участках. Они располагаются в сельской местности, в горной местности, в лесу (в том числе на земельных участках в пределах особо охраняемых природных территорий и охранных зон особо охраняемых природных территорий в соответствии с законодательством РФ об особо охраняемых природных территориях), на берегу водоема (Апелляционное определение Верховного суда Республики Дагестан от 20.06.2024 N 33-4877/2024 (УИД 05RS0024-01-2023-000379-05) (Определением Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 28.01.2025 по делу N 88-534/2025 данное Определение оставлено без изменения)). При этом на них распространяется действие Положения о классификации средств размещения и Правила предоставления гостиничных услуг.
Вопрос: О ставке НДС 0% при оказании услуг по предоставлению мест для временного проживания на базе отдыха, которой присвоена соответствующая категория гостиницы.
(Письмо Минфина России от 16.06.2023 N 03-07-11/55585)Подпунктом "з" пункта 5 Положения предусмотрено, что база отдыха - это вид гостиницы, расположенной в сельской местности, в горной местности, в лесу (в том числе на земельных участках в пределах особо охраняемых природных территорий и охранных зон особо охраняемых природных территорий в соответствии с законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях), на берегу водоема, не относящихся к лечебно-оздоровительным местностям или курортам.
(Письмо Минфина России от 16.06.2023 N 03-07-11/55585)Подпунктом "з" пункта 5 Положения предусмотрено, что база отдыха - это вид гостиницы, расположенной в сельской местности, в горной местности, в лесу (в том числе на земельных участках в пределах особо охраняемых природных территорий и охранных зон особо охраняемых природных территорий в соответствии с законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях), на берегу водоема, не относящихся к лечебно-оздоровительным местностям или курортам.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Федеральным законом от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" предусмотрено, что муниципальный контроль в области обеспечения санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления при осуществлении в пределах своей компетенции муниципального контроля в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий местного значения в соответствии с законодательством РФ (ч. 2 ст. 20).
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Федеральным законом от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" предусмотрено, что муниципальный контроль в области обеспечения санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления при осуществлении в пределах своей компетенции муниципального контроля в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий местного значения в соответствии с законодательством РФ (ч. 2 ст. 20).
Статья: К вопросу о понятии и видах зон с особыми условиями использования территорий
(Золотова О.А.)
("Экологическое право", 2020, N 3)Вместе с тем, согласно Приказу Росреестра от 12 октября 2011 г. N П/389 <21>, для единообразного ведения ЕГРН определены два типа зон: территориальные зоны и ЗОУИТ. ЗОУИТ делятся на 5 групп: зоны охраны природных объектов, зоны охраны искусственных объектов, зоны защиты населения, прочие ЗОУИТ и иные ЗОУИТ. К первой группе в том числе относятся территория особо охраняемого природного объекта и особо ценные земли; ко второй - территория объекта культурного наследия; к третьей - загрязненные земли; к четвертой - зона публичного сервитута, зона резервирования земель, горный отвод, пригородная зона, зеленая зона, особая экономическая зона, пограничная зона, территория традиционного природопользования. Во-первых, очевидно, что при составлении указанного классификатора допущена логическая ошибка: в группы объединены и охранно-защитные зоны, и территории охраняемых объектов. Во-вторых, была осуществлена пусть и не самая удачная попытка систематизировать все территории с особым режимом использования и охранно-защитные зоны. В-третьих, нужно учитывать специфическую задачу классификатора - единообразие ведения ЕГРН. Однако при анализе данного Приказа становится ясно, что на самом деле ЗОУИТ не ограничиваются охранно-защитными целями, могут иметь иные конфигурации и правовой режим, но иметь особые условия осуществления хозяйственной деятельности.
(Золотова О.А.)
("Экологическое право", 2020, N 3)Вместе с тем, согласно Приказу Росреестра от 12 октября 2011 г. N П/389 <21>, для единообразного ведения ЕГРН определены два типа зон: территориальные зоны и ЗОУИТ. ЗОУИТ делятся на 5 групп: зоны охраны природных объектов, зоны охраны искусственных объектов, зоны защиты населения, прочие ЗОУИТ и иные ЗОУИТ. К первой группе в том числе относятся территория особо охраняемого природного объекта и особо ценные земли; ко второй - территория объекта культурного наследия; к третьей - загрязненные земли; к четвертой - зона публичного сервитута, зона резервирования земель, горный отвод, пригородная зона, зеленая зона, особая экономическая зона, пограничная зона, территория традиционного природопользования. Во-первых, очевидно, что при составлении указанного классификатора допущена логическая ошибка: в группы объединены и охранно-защитные зоны, и территории охраняемых объектов. Во-вторых, была осуществлена пусть и не самая удачная попытка систематизировать все территории с особым режимом использования и охранно-защитные зоны. В-третьих, нужно учитывать специфическую задачу классификатора - единообразие ведения ЕГРН. Однако при анализе данного Приказа становится ясно, что на самом деле ЗОУИТ не ограничиваются охранно-защитными целями, могут иметь иные конфигурации и правовой режим, но иметь особые условия осуществления хозяйственной деятельности.