Окончание второй мировой войны
Подборка наиболее важных документов по запросу Окончание второй мировой войны (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Сохранение памяти о Второй мировой войне: проблема соотношения международного и национального правового регулирования
(Дорская А.А., Дорский А.Ю.)
("Журнал российского права", 2025, N 4)Постановка задачи. В 2025 г. отмечается 80-летие окончания Второй мировой войны и разгрома фашизма. Это важное событие имеет огромное значение для мирового сообщества, поскольку, несмотря на все проекты пересмотра, основные принципы и положения послевоенного мироустройства не утратили своего значения до сих пор. Кроме того, Вторая мировая война, за шесть лет которой погибло около 100 млн человек, стала тем уроком для человечества, который должен быть усвоен всеми последующими поколениями. Вместе с тем сохранению памяти о Второй мировой войне на международно-правовом уровне не уделено должного внимания, и в основном все сведено к программам проработки исторических уроков Холокоста.
(Дорская А.А., Дорский А.Ю.)
("Журнал российского права", 2025, N 4)Постановка задачи. В 2025 г. отмечается 80-летие окончания Второй мировой войны и разгрома фашизма. Это важное событие имеет огромное значение для мирового сообщества, поскольку, несмотря на все проекты пересмотра, основные принципы и положения послевоенного мироустройства не утратили своего значения до сих пор. Кроме того, Вторая мировая война, за шесть лет которой погибло около 100 млн человек, стала тем уроком для человечества, который должен быть усвоен всеми последующими поколениями. Вместе с тем сохранению памяти о Второй мировой войне на международно-правовом уровне не уделено должного внимания, и в основном все сведено к программам проработки исторических уроков Холокоста.
Статья: Эволюция датского конституционализма: от абсолютизма к современному социальному государству
(Мошин В.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 7)Действующая Конституция Дании 1953 г. (дат. Danmarks Riges Grundlov) <9> была разработана конституционной комиссией, учрежденной после окончания Второй мировой войны. По результатам ее семилетней работы был представлен проект, получивший одобрение обеих палат парламента, а затем вынесенный на референдум. Набрав необходимое количество голосов избирателей - 45%, Конституция была подписана королем Фредериком IX 5 июня 1953 г. Примечательно, что это случилось в тот же день, когда была принята первая Конституция 1849 г.
(Мошин В.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 7)Действующая Конституция Дании 1953 г. (дат. Danmarks Riges Grundlov) <9> была разработана конституционной комиссией, учрежденной после окончания Второй мировой войны. По результатам ее семилетней работы был представлен проект, получивший одобрение обеих палат парламента, а затем вынесенный на референдум. Набрав необходимое количество голосов избирателей - 45%, Конституция была подписана королем Фредериком IX 5 июня 1953 г. Примечательно, что это случилось в тот же день, когда была принята первая Конституция 1849 г.
Нормативные акты
Федеральный закон от 13.03.1995 N 32-ФЗ
(ред. от 17.11.2025)
"О днях воинской славы и памятных датах России"3 сентября - День Победы над милитаристской Японией и окончания Второй мировой войны (1945 год);
(ред. от 17.11.2025)
"О днях воинской славы и памятных датах России"3 сентября - День Победы над милитаристской Японией и окончания Второй мировой войны (1945 год);
Федеральный закон от 15.04.1998 N 64-ФЗ
(ред. от 11.06.2021)
"О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации"Настоящий Федеральный закон основывается на международно-правовых и других актах, которые приняты в период и после окончания Второй мировой войны и сохраняют свое действие для возникших в силу этих актов имущественных отношений: Мирных договорах 1947 года, актах, принятых на основе прав и верховенства оккупационных властей в Германии в 1945 - 1949 годах, Государственном договоре о восстановлении независимой и демократической Австрии от 15 мая 1955 года, Договоре об окончательном урегулировании в отношении Германии от 12 сентября 1990 года, а также на положениях статьи 107 Устава Организации Объединенных Наций и Декларации Объединенных Наций от 5 января 1943 года.
(ред. от 11.06.2021)
"О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации"Настоящий Федеральный закон основывается на международно-правовых и других актах, которые приняты в период и после окончания Второй мировой войны и сохраняют свое действие для возникших в силу этих актов имущественных отношений: Мирных договорах 1947 года, актах, принятых на основе прав и верховенства оккупационных властей в Германии в 1945 - 1949 годах, Государственном договоре о восстановлении независимой и демократической Австрии от 15 мая 1955 года, Договоре об окончательном урегулировании в отношении Германии от 12 сентября 1990 года, а также на положениях статьи 107 Устава Организации Объединенных Наций и Декларации Объединенных Наций от 5 января 1943 года.
Статья: Особенности формирования межсистемных правовых образований для регулирования защиты персональных данных при их трансграничной передаче
(Нефедов Б.И., Истомин Н.А.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 2)Что касается Европы, то, несмотря на то что отдельные составляющие права на неприкосновенность частной жизни (например, неприкосновенность жилища и корреспонденции, ответственность должностных лиц за ее нарушение) были предусмотрены в некоторых конституциях государств этого региона еще в XIX в. <14>, только после окончания Второй мировой войны в их конституциях стало появляться упоминание о праве на охрану частной жизни гражданина <15>.
(Нефедов Б.И., Истомин Н.А.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 2)Что касается Европы, то, несмотря на то что отдельные составляющие права на неприкосновенность частной жизни (например, неприкосновенность жилища и корреспонденции, ответственность должностных лиц за ее нарушение) были предусмотрены в некоторых конституциях государств этого региона еще в XIX в. <14>, только после окончания Второй мировой войны в их конституциях стало появляться упоминание о праве на охрану частной жизни гражданина <15>.
Статья: Экономическая ассоциация Турции с ЕС: проблемы и перспективы
(Стрельцов Р.С.)
("Таможенное дело", 2023, N 3)Международные экономические интеграции, особенно после окончания Второй мировой войны, являются результатом долгосрочных целей установления политического единства на основе ориентации стран на их общие экономические интересы. Таможенные союзы, в которых государства отменяют тарифы между собой и применяют единые тарифы к третьим странам, являются следующей продвинутой стадией международной интеграции после зон свободной торговли <1>. В то время как таможенные союзы отменяют тарифы и связанные с ними налоги в торговле в пределах своей юрисдикции, они устанавливают общий внешний тариф. Это влечет за собой асимметричные меры для стран союза.
(Стрельцов Р.С.)
("Таможенное дело", 2023, N 3)Международные экономические интеграции, особенно после окончания Второй мировой войны, являются результатом долгосрочных целей установления политического единства на основе ориентации стран на их общие экономические интересы. Таможенные союзы, в которых государства отменяют тарифы между собой и применяют единые тарифы к третьим странам, являются следующей продвинутой стадией международной интеграции после зон свободной торговли <1>. В то время как таможенные союзы отменяют тарифы и связанные с ними налоги в торговле в пределах своей юрисдикции, они устанавливают общий внешний тариф. Это влечет за собой асимметричные меры для стран союза.
Статья: Дни великих воинских побед в правовом пространстве России
(Залоило М.В.)
("Журнал российского права", 2025, N 5)Новый статус - дня воинской славы - в 2020 г. обрела дата окончания Второй мировой войны - 3 сентября <37>. Здесь акцент был смещен на соотносимость подвигов советских войск с аналогичными подвигами иностранных военнослужащих. С изменениями Закона о днях воинской славы и памятных датах в 2023 г. <38> особое значение в праздновании этой победной даты придается возвращению в состав нашей страны Южного Сахалина и Курильских островов. На это указывает очередность событий в описании исторической даты, где на первое место поставлена Победа над милитаристской Японией в 1945 г. В результате подписания Японией Акта о безоговорочной капитуляции, подтвердившего условия Потсдамской декларации от 26 июля 1945 г., Курильские острова и южная часть Сахалина отошли под юрисдикцию СССР <39>.
(Залоило М.В.)
("Журнал российского права", 2025, N 5)Новый статус - дня воинской славы - в 2020 г. обрела дата окончания Второй мировой войны - 3 сентября <37>. Здесь акцент был смещен на соотносимость подвигов советских войск с аналогичными подвигами иностранных военнослужащих. С изменениями Закона о днях воинской славы и памятных датах в 2023 г. <38> особое значение в праздновании этой победной даты придается возвращению в состав нашей страны Южного Сахалина и Курильских островов. На это указывает очередность событий в описании исторической даты, где на первое место поставлена Победа над милитаристской Японией в 1945 г. В результате подписания Японией Акта о безоговорочной капитуляции, подтвердившего условия Потсдамской декларации от 26 июля 1945 г., Курильские острова и южная часть Сахалина отошли под юрисдикцию СССР <39>.
Статья: Противодействие антироссийским санкциям в платежной и валютной сферах
(Артемов Н.М., Ситник А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 6)После окончания Второй мировой войны существовало две основные валютные системы - американская (на базе Бреттон-Вудских соглашений МВФ, скорректированных в 1976 г. в ходе Ямайской конференции) и советская (фундаментом которой был СЭВ). После распада СССР Россия присоединилась к числу участников МВФ, начав жить в экономической парадигме Соединенных Штатов Америки. В свою очередь, основой экономического процветания США послужил "нефтедоллар" - американская валюта использовалась для расчетов за углеводородное сырье, постепенно став валютой-монополистом в рамках внешнеэкономических расчетов.
(Артемов Н.М., Ситник А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 6)После окончания Второй мировой войны существовало две основные валютные системы - американская (на базе Бреттон-Вудских соглашений МВФ, скорректированных в 1976 г. в ходе Ямайской конференции) и советская (фундаментом которой был СЭВ). После распада СССР Россия присоединилась к числу участников МВФ, начав жить в экономической парадигме Соединенных Штатов Америки. В свою очередь, основой экономического процветания США послужил "нефтедоллар" - американская валюта использовалась для расчетов за углеводородное сырье, постепенно став валютой-монополистом в рамках внешнеэкономических расчетов.
Статья: Осуществление конституционного правосудия в Люксембурге и Лихтенштейне: зарубежный опыт
(Юн Л.В.)
("Российский судья", 2020, N 12)Впервые о конституционном правосудии в Люксембурге заговорили после окончания Второй мировой войны в 1950 г. <2>.
(Юн Л.В.)
("Российский судья", 2020, N 12)Впервые о конституционном правосудии в Люксембурге заговорили после окончания Второй мировой войны в 1950 г. <2>.
Статья: Проблемы борьбы с незаконной торговлей дикими животными и растениями, находящимися под угрозой уничтожения
(Диканова Т.А.)
("Экологическое право", 2023, N 1)<8> ИАТА - всемирная организация для всех международных авиаперевозчиков, основанная в 1919 г. и реорганизованная по окончании Второй мировой войны в 1945 г.
(Диканова Т.А.)
("Экологическое право", 2023, N 1)<8> ИАТА - всемирная организация для всех международных авиаперевозчиков, основанная в 1919 г. и реорганизованная по окончании Второй мировой войны в 1945 г.
Статья: Трансформация института гражданства Европейского союза в законодательстве ФРГ
(Иксанов И.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2020, N 12)Для раскрытия сущности конституционно-правовой категории "гражданин Германии" следует рассмотреть нормы конституционного законодательства ФРГ, которые регламентируют институт гражданства. Окончание Второй мировой войны и раскол немецкого народа были оформлены посредством формирования двух немецких государств - Федеративной Республики Германии и Германской Демократической Республики (ГДР). Направленность на объединение Германии появилась благодаря ФРГ в 1949 г.: отраженное в Основном Законе ФРГ положение о германском гражданстве выступило как правовая основа последующего объединения Германии <6>. Этот правовой институт единого германского гражданства выступил важнейшим инструментом институциональной связи немцев, поскольку смог обеспечить гарантированное Конституцией право граждан ГДР на такое же обращение с ними в ФРГ, как и с местными жителями <7>.
(Иксанов И.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2020, N 12)Для раскрытия сущности конституционно-правовой категории "гражданин Германии" следует рассмотреть нормы конституционного законодательства ФРГ, которые регламентируют институт гражданства. Окончание Второй мировой войны и раскол немецкого народа были оформлены посредством формирования двух немецких государств - Федеративной Республики Германии и Германской Демократической Республики (ГДР). Направленность на объединение Германии появилась благодаря ФРГ в 1949 г.: отраженное в Основном Законе ФРГ положение о германском гражданстве выступило как правовая основа последующего объединения Германии <6>. Этот правовой институт единого германского гражданства выступил важнейшим инструментом институциональной связи немцев, поскольку смог обеспечить гарантированное Конституцией право граждан ГДР на такое же обращение с ними в ФРГ, как и с местными жителями <7>.
Статья: Особенности содержания и применения принципа законности в международном уголовном праве
(Скуратова А.Ю.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 1)Если на момент окончания Второй мировой войны было общее понимание, что столь чудовищные преступления не должны остаться безнаказанными (даже при известном допущении отхода от принципа законности), то после окончания Нюрнбергского и Токийского процесса принцип законности стал укреплять свои позиции и вскоре был закреплен на международно-правовом уровне.
(Скуратова А.Ю.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 1)Если на момент окончания Второй мировой войны было общее понимание, что столь чудовищные преступления не должны остаться безнаказанными (даже при известном допущении отхода от принципа законности), то после окончания Нюрнбергского и Токийского процесса принцип законности стал укреплять свои позиции и вскоре был закреплен на международно-правовом уровне.
Статья: Теоретико-правовая природа концепции конституционной идентичности
(Белослудцев О.С.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2021, N 3)В замечательной книге "Balancing Constitutional Rights: The Origins and Meanings of Postwar Legal Discourse" Дж. Бомхоффа, посвященной истокам индивидуальности немецкой конституционной идентичности, приводится ряд рассуждений, подтверждающих тезис Якобсона о дисгармонии преемственности и трансформации <92>. Бомхофф, анализируя начальные этапы становления немецкой конституционной идентичности, акцентирует внимание на исторических предпосылках, связанных с окончанием Второй мировой войны. Ученый обращает внимание на то, что борьба за новую немецкую идентичность отчасти была борьбой с собственным прошлым, "с кроличьим страхом перед возвращением в варварство" <93>. Соответственно, потребность "превзойти это прошлое" оказала влияние на немецкую политическую систему в послевоенные десятилетия. Бомхофф отмечает, что на тот момент конституционный проект представлял собой, скорее, стремление к идеалу ("конституционный закон должен был создать существенное препятствие тоталитаризму"), в противовес наследию прошлого ("нацизм был вырван с корнем и не вернулся") <94>.
(Белослудцев О.С.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2021, N 3)В замечательной книге "Balancing Constitutional Rights: The Origins and Meanings of Postwar Legal Discourse" Дж. Бомхоффа, посвященной истокам индивидуальности немецкой конституционной идентичности, приводится ряд рассуждений, подтверждающих тезис Якобсона о дисгармонии преемственности и трансформации <92>. Бомхофф, анализируя начальные этапы становления немецкой конституционной идентичности, акцентирует внимание на исторических предпосылках, связанных с окончанием Второй мировой войны. Ученый обращает внимание на то, что борьба за новую немецкую идентичность отчасти была борьбой с собственным прошлым, "с кроличьим страхом перед возвращением в варварство" <93>. Соответственно, потребность "превзойти это прошлое" оказала влияние на немецкую политическую систему в послевоенные десятилетия. Бомхофф отмечает, что на тот момент конституционный проект представлял собой, скорее, стремление к идеалу ("конституционный закон должен был создать существенное препятствие тоталитаризму"), в противовес наследию прошлого ("нацизм был вырван с корнем и не вернулся") <94>.
Статья: Конституция и Не-Государство
(Романовская О.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 4)Современное либертарианство получило расцвет во второй половине XX века, после окончания Второй мировой войны. Отчасти условием такого возрождения стало осмысление итогов произошедшей катастрофы. В большинстве научных работ ставился глобальный вопрос: как в капиталистическом обществе, в центре которого находятся буржуазные свободы, мог появиться фашизм и национал-социализм? Ответ казался простым: виновато само государство. Политическая система создает условия для разрастания тоталитарных тенденций в силу своих общих принципов деятельности. Гимном новой идеологии можно считать работу Ф. Хайека (лауреат Нобелевской премии по экономике, 1974 год) "Дорога к рабству" <7>, где средством от тоталитаризма провозглашалась личная и экономическая свобода. Позднее Дж. Стиглер (Нобелевский лауреат по экономике 1982 года) отмечал: "Тоталитарные системы являются не принципиально отличной формой правления, а крайней формой демократического "государства всеобщего благоденствия" <8>.
(Романовская О.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 4)Современное либертарианство получило расцвет во второй половине XX века, после окончания Второй мировой войны. Отчасти условием такого возрождения стало осмысление итогов произошедшей катастрофы. В большинстве научных работ ставился глобальный вопрос: как в капиталистическом обществе, в центре которого находятся буржуазные свободы, мог появиться фашизм и национал-социализм? Ответ казался простым: виновато само государство. Политическая система создает условия для разрастания тоталитарных тенденций в силу своих общих принципов деятельности. Гимном новой идеологии можно считать работу Ф. Хайека (лауреат Нобелевской премии по экономике, 1974 год) "Дорога к рабству" <7>, где средством от тоталитаризма провозглашалась личная и экономическая свобода. Позднее Дж. Стиглер (Нобелевский лауреат по экономике 1982 года) отмечал: "Тоталитарные системы являются не принципиально отличной формой правления, а крайней формой демократического "государства всеобщего благоденствия" <8>.