Окончание исполнительного производства по п. 3 ч.1 ст. 46

Подборка наиболее важных документов по запросу Окончание исполнительного производства по п. 3 ч.1 ст. 46 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Определение Верховного Суда РФ от 29.05.2024 N 301-ЭС24-7057 по делу N А11-12890/2022
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о привлечении ответчиков к субсидиарной ответственности и о солидарном взыскании с них долга, образовавшегося в связи с неисполнением судебных актов.
Обжалуемый результат спора: В удовлетворении требования отказано, поскольку право на подачу иска в отношении действующего юридического лица (должника) имеют только само это лицо и его участники, но не его кредиторы; основания для привлечения ответчиков к субсидиарной ответственности по основаниям, предусмотренным ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", и для рассмотрения такого заявления вне рамок дела о банкротстве отсутствуют.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.
Принимая обжалуемые заявителем судебные акты, суды, руководствуясь нормами права, регулирующими спорные правоотношения, исходили из отсутствия совокупности условий, являющейся основанием для привлечения ответчиков к субсидиарной ответственности по обязательствам общества-должника, являющегося действующим юридическим лицом, а также из того, что окончание исполнительного производства по основаниям, предусмотренным пунктом 3 части 1 статьи 46 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", не является препятствием для повторного предъявления исполнительного документа к исполнению в пределах установленного законом срока.
Апелляционное определение Московского городского суда от 08.02.2024 по делу N 33-1924/2024 (УИД 77RS0032-02-2022-007386-71)
Категория спора: Причинение вреда органами власти.
Требования потерпевшего: О взыскании вреда, причиненного в результате незаконного бездействия судебного пристава-исполнителя.
Обстоятельства: Истец указал, что у судебного пристава-исполнителя имелась реальная возможность исполнения требований исполнительного документа за счет реализации имущества должника, однако судебный пристав-исполнитель в нарушение положений закона незаконно окончил исполнительное производство без наличия к тому законных оснований.
Решение: Отказано.
Процессуальные вопросы: О возмещении расходов по уплате государственной пошлины - отказано.
Представитель ФССП России и ГУФССП России по адрес фио в судебном заседании возражала против заявленного иска, по основаниям, изложенным в письменном отзыве, указав, что на исполнении в Черемушкинском ОСП ГУФССП России по адрес находился ряд исполнительных производств в отношении должника фио, возбужденных 24.10.2012 года, которые 20.11.2012 года объединены в сводное исполнительное производство N 35990/12/33/77 на основании ст. 34 Федерального закона от 02.10.2007 года N 229-ФЗ. В рамках сводного исполнительного производства судебным приставом-исполнителем приняты меры, направленные на исполнение требований исполнительных документов, в частности, 17.07.2015 года, 20.08.2015 года, 04.09.2015 года, 18.07.2018 года судебным приставом-исполнителем вынесены постановления об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации, которые направлены для исполнения в ПАО Сбербанк; 16.11.2016 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о запрете действий по регистрации в отношении земельного участка, расположенного по адресу: адрес, общей площадью 1 725 кв. м, и жилого помещения (квартиры). расположенной по адресу: адрес, общей площадью 94 кв. м; 09.12.2017 года вынесено постановление об обращении взыскания на заработную плату, которое направлено на исполнение в ГБОУ ВПО "МГПУ"; 07.11.2018 года вынесено постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации. В последующем на депозитный счет Черемушкинского ОСП ГУФССП России по адрес поступили денежные средства в размере сумма, которые распределены взыскателю в рамках сводного исполнительного производства, что подтверждается реестрами перечисляемых сумм, заявками на кассовый расход от 20.10.2015 года N 4640, N 4641. Постановлением судебного пристава-исполнителя от 13.02.2017 года исполнительное производство N 35990/12/33/77 окончено на основании п. 1 ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 02.10.2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", т.е. фактическим исполнением требований исполнительного документа. Постановлением от 14.11.2018 года исполнительное производство N 35987/12/33/77 окончено на основании п. 3 ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 02.10.2007 года N 229-ФЗ, т.е. в связи с невозможностью установить местонахождение должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в кредитных организациях; оригинал исполнительного документа возвращен взыскателю. Доводы истца о том, что в результате бездействия судебного пристава-исполнителя, выразившегося в не наложении ареста на имущество, должником произведено отчуждение земельного участка и жилого помещения (квартиры) в адрес, в результате чего взыскатель утратил возможность удовлетворения требований исполнительного документа за счет имущества должника, по мнению ответчика, являются необоснованными, поскольку реализация земельного участка, а также жилого помещения, расположенного на данном земельном участке, возможна только при наличии судебного акта, тогда как взыскатель с исковым заявлением об обращении взыскания на земельный участок и жилой дом в суд не обращался. Кроме того, квартира в адрес являлась для должника единственным пригодным для постоянного проживания помещением. Отчуждение вышеуказанного имущества не повлекло возникновение убытков, поскольку, в случае обращения взыскания на указанные объекты недвижимости, должник был бы лишен того минимума, который необходим для проживания. Возвращение взыскателю исполнительного документа не является препятствием для повторного предъявления исполнительного документа к исполнению в пределах срока, установленного ст. 21 Федерального закона "Об исполнительном производстве", тогда как, получив оригинал исполнительного документа после окончания исполнительного производства на основании п. 3 ч. 1 ст. 46, п. 3 ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 02.10.2007 года N 229-ФЗ, взыскатель его повторно в службу судебных приставов не предъявлял. Кроме того, истец имел возможность обратиться в суд с иском о признании сделки (сделок) по отчуждению имущества недействительной, чего им сделано не было. Исполнительные документы были выданы в отношении солидарных должников фио, фио, фио, что подразумевает возможность лица, чьи интересы и права были нарушены несколькими гражданами, взыскать задолженность; сводное исполнительное производство было возбуждено в отношении фио, однако, взыскатель не лишен возможности получить исполнительные документы в отношении остальных должников и проверить их имущественное положение путем возбуждения исполнительных производств. Также, указывает, что определением Арбитражного суда адрес от 19.05.2021 года по делу N А40-52372/21-128-139 признано обоснованным заявление ПАО Банк "ФК Открытие" в отношении должника-гражданина фио введена процедура реструктуризации долгов, требования истца-кредитора включены в реестр на общую сумму сумма основного долга, сумма процентов в третью очередь. Обратившись с заявлением о включении требований в реестр требований кредиторов должника в рамках дела о банкротстве, ПАО Банк "ФК Открытие" не лишило себя процессуальных прав, предоставленных действующим законодательством, в том числе, и возможности обеспечить своими действиями полноценную защиту своих прав, принимать участие в собрании кредиторов, влиять на принимаемые в нем решения в рамках своих полномочий, а также контролировать проведение процедуры банкротства должника, включая деятельность арбитражного управляющего. В настоящее время возможность исполнения требований исполнительного документа за счет должника не утрачена. Данные обстоятельства свидетельствуют об имитации истцом правовой активности в целях облегченного получения удовлетворения своих требований за счет гарантированных выплат из бюджета государства. Постановления, действия (бездействие) должностных лиц Черемушкинского ОСП ГУФССП России по адрес не обжалованы в установленном законом порядке и сроки, соответственно, преюдициальный документ, доказывающий факт незаконности действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов, который мог бы подтвердить факт причинения вреда, в настоящее время отсутствует, следовательно, считает ответчик, отсутствует и необходимый состав для взыскания убытков. Также истец не доказал, что утрачена возможность удовлетворения его требований иным способом.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: О практике применения ограничительных мер на регистрационные действия в Едином государственном реестре юридических лиц при исполнении исполнительного документа
(Гусаков С.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)
Несмотря на то что возможность установления запрета на внесение изменений в ЕГРЮЛ прямо не предусмотрена Законом об исполнительном производстве, применение указанных ограничительных мер учитывается судами при рассмотрении споров, связанных с оценкой полноты принимаемых судебными приставами-исполнителями мер, в том числе при принятии решения об окончании исполнительного производства на основании п. 3, 4 ч. 1 ст. 46 Закона об исполнительном производстве, прекращении исполнительного производства (см., например, Определение Верховного Суда Российской Федерации от 11.07.2019 N 305-ЭС19-10294 по делу N А40-143642/2018, Определение Верховного Суда Российской Федерации от 27.07.2021 N 307-ЭС21-11944 по делу N А21-2410/2018, Определение Верховного Суда Российской Федерации от 12.04.2021 N 305-ЭС21-4094 по делу N А40-987/2020, Постановления Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 12.05.2023 N Ф01-1624/2023 по делу N А11-2668/2022, от 01.11.2018 N Ф01-4385/2018 по делу N А79-14189/2017, Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 05.09.2018 N Ф02-4009/2018 по делу N А33-30040/2017, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 25.01.2023 N Ф05-34454/2022 по делу N А40-86065/2022 и т.д.).
"Комментарий к Федеральному закону от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)
9) сведения об окончании исполнительного производства в случаях, предусмотренных пунктами 3 и 4 ч. 1 ст. 46 комментируемого Закона, или об окончании исполнительного производства в случаях, предусмотренных пунктами 6 и 7 ч. 1 ст. 47 данного Закона (пункт введен Федеральным законом от 12 марта 2014 г. N 34-ФЗ и изменен с 20 июня 2022 г. Федеральным законом от 21 декабря 2021 г. N 417-ФЗ; в прежней (первоначальной) редакции пункта указывалось на сведения о возвращении исполнительного документа взыскателю по основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 4 ч. 1 ст. 46 комментируемого Закона, или об окончании исполнительного производства по основаниям, предусмотренным пунктами 6 и 7 ч. 1 ст. 47 данного Закона.

Нормативные акты

Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ
(ред. от 23.11.2024)
"Об исполнительном производстве"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)
9) сведения об окончании исполнительного производства в случаях, предусмотренных пунктами 3 и 4 части 1 статьи 46 настоящего Федерального закона, или об окончании исполнительного производства в случаях, предусмотренных пунктами 6 и 7 части 1 статьи 47 настоящего Федерального закона.
Приказ ФССП России от 12.05.2012 N 248
(ред. от 18.09.2023)
"Об утверждении Порядка создания и ведения банка данных в исполнительном производстве Федеральной службы судебных приставов в электронном виде"
(Зарегистрировано в Минюсте России 19.06.2012 N 24625)
сведения об окончании исполнительного производства в случаях, предусмотренных пунктами 3, 4 части 1 статьи 46 Федерального закона "Об исполнительном производстве", или об окончании исполнительного производства в случаях, предусмотренных пунктами 6, 7 части 1 статьи 47 Федерального закона "Об исполнительном производстве";