ОКОФ ОК
Подборка наиболее важных документов по запросу ОКОФ ОК (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Облагается ли налогом на имущество движимое имущество организации
(КонсультантПлюс, 2026)оно не входит в состав недвижимости согласно ОКОФ ОК 013-2014 и ч. 2 ст. 2 Технического регламента о безопасности зданий и сооружений (Определения ВС РФ от 15.01.2025 N 306-ЭС24-10450 по делу N А12-12954/2023 (включено в Обзор правовых позиций КС РФ и ВС РФ, направленный Письмом ФНС России от 24.06.2025 N БВ-4-7/6081@), от 10.10.2024 N 303-ЭС24-8693 по делу N А73-513/2023 (направлено Письмом ФНС России от 17.10.2024 N БС-4-21/11805@).
(КонсультантПлюс, 2026)оно не входит в состав недвижимости согласно ОКОФ ОК 013-2014 и ч. 2 ст. 2 Технического регламента о безопасности зданий и сооружений (Определения ВС РФ от 15.01.2025 N 306-ЭС24-10450 по делу N А12-12954/2023 (включено в Обзор правовых позиций КС РФ и ВС РФ, направленный Письмом ФНС России от 24.06.2025 N БВ-4-7/6081@), от 10.10.2024 N 303-ЭС24-8693 по делу N А73-513/2023 (направлено Письмом ФНС России от 17.10.2024 N БС-4-21/11805@).
Готовое решение: Как облагается налогом на имущество недвижимость организации
(КонсультантПлюс, 2026)эстакада является сооружением или входит в состав другого сооружения согласно ОКОФ ОК 013-2014 и п. 23 ч. 2 ст. 2 Технического регламента о безопасности зданий и сооружений.
(КонсультантПлюс, 2026)эстакада является сооружением или входит в состав другого сооружения согласно ОКОФ ОК 013-2014 и п. 23 ч. 2 ст. 2 Технического регламента о безопасности зданий и сооружений.
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 381 "Налоговые льготы" главы 30 "Налог на имущество организаций" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил налог на имущество, сделав вывод, что часть объектов необоснованно учтена обществом в качестве самостоятельных единиц движимого имущества, а не в составе единого объекта капитального строительства. Налоговый орган пришел к выводу, что ряд объектов (центробежные компрессоры с электродвигателем, турбины паровые, теплообменники, котлы-утилизаторы, дренажные баки, шкафы и другие) представляют собой один недвижимый объект, не подлежащий льготированию. По мнению налогового органа, несмотря на то, что данные объекты относятся к машинам и оборудованию (код 330) в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-2014 (СНС 2008), введенным Приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 2018-ст, они представляют собой единую сложную вещь, предназначенную для производства электрической и тепловой энергии, обладающую признаками недвижимого имущества. В этой связи применение льготы, установленной подп. 25 ст. 381 НК РФ, неправомерно. Направляя дело на новое рассмотрение, Верховный Суд РФ указал, что ни факт использования имущества по общему назначению, предопределенному технологией производства, ни объединение имущества налогоплательщика в имущественный комплекс для целей совершения сделок с ним (купли-продажи, передачи в залог и т.п.) не являются достаточными основаниями для квалификации всех входящих в такой комплекс вещей, в том числе частей конструктивно-сочлененного объекта, как объектов налогообложения по налогу на имущество организаций. Верховный Суд РФ отметил, что предназначение данного имущества для осуществления именно самого процесса производства - выработки электрической и тепловой энергии, а не для обслуживания зданий и сооружений, налоговым органом не оспаривалось, имущество было поставлено как движимое, в таком же качестве получено налогоплательщиком в собственность по актам сдачи-приемки и товарным накладным как оборудование, требующее монтажа. После монтажа имущество квалифицировано по соответствующим кодам ОКОФ как машины и оборудование, принято в виде конкретных инвентарных объектов по актам (форма N ОС-1) о приемке-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений). Признанные единым недвижимым имуществом инвентарные объекты основных средств имеют разные сроки полезного использования, что подтверждается инвентарными карточками их учета. Верховный Суд РФ отметил, что из того факта, что выработка электрической и иной энергии является результатом сложного технологического процесса, в котором функционально задействованы все виды основных средств (машины и оборудование, здания и сооружения), не следует ни вывод о допустимости их совокупного налогообложения, ни вывод о возможности применения более обременительных условий налогообложения имущества в сфере энергетики в сравнении с иными видами производственной деятельности, в которых электрическая, тепловая и иная энергия используются только в качестве ресурса, но не являются готовой продукцией.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил налог на имущество, сделав вывод, что часть объектов необоснованно учтена обществом в качестве самостоятельных единиц движимого имущества, а не в составе единого объекта капитального строительства. Налоговый орган пришел к выводу, что ряд объектов (центробежные компрессоры с электродвигателем, турбины паровые, теплообменники, котлы-утилизаторы, дренажные баки, шкафы и другие) представляют собой один недвижимый объект, не подлежащий льготированию. По мнению налогового органа, несмотря на то, что данные объекты относятся к машинам и оборудованию (код 330) в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-2014 (СНС 2008), введенным Приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 2018-ст, они представляют собой единую сложную вещь, предназначенную для производства электрической и тепловой энергии, обладающую признаками недвижимого имущества. В этой связи применение льготы, установленной подп. 25 ст. 381 НК РФ, неправомерно. Направляя дело на новое рассмотрение, Верховный Суд РФ указал, что ни факт использования имущества по общему назначению, предопределенному технологией производства, ни объединение имущества налогоплательщика в имущественный комплекс для целей совершения сделок с ним (купли-продажи, передачи в залог и т.п.) не являются достаточными основаниями для квалификации всех входящих в такой комплекс вещей, в том числе частей конструктивно-сочлененного объекта, как объектов налогообложения по налогу на имущество организаций. Верховный Суд РФ отметил, что предназначение данного имущества для осуществления именно самого процесса производства - выработки электрической и тепловой энергии, а не для обслуживания зданий и сооружений, налоговым органом не оспаривалось, имущество было поставлено как движимое, в таком же качестве получено налогоплательщиком в собственность по актам сдачи-приемки и товарным накладным как оборудование, требующее монтажа. После монтажа имущество квалифицировано по соответствующим кодам ОКОФ как машины и оборудование, принято в виде конкретных инвентарных объектов по актам (форма N ОС-1) о приемке-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений). Признанные единым недвижимым имуществом инвентарные объекты основных средств имеют разные сроки полезного использования, что подтверждается инвентарными карточками их учета. Верховный Суд РФ отметил, что из того факта, что выработка электрической и иной энергии является результатом сложного технологического процесса, в котором функционально задействованы все виды основных средств (машины и оборудование, здания и сооружения), не следует ни вывод о допустимости их совокупного налогообложения, ни вывод о возможности применения более обременительных условий налогообложения имущества в сфере энергетики в сравнении с иными видами производственной деятельности, в которых электрическая, тепловая и иная энергия используются только в качестве ресурса, но не являются готовой продукцией.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 374 "Объект налогообложения" главы 30 "Налог на имущество организаций" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил налог на имущество, сделав вывод о неправомерном исключении налогоплательщиком из расчета элементы солнечных электростанций вследствие отнесения их к движимому имуществу. Данное имущество было принято обществом к учету как отдельные инвентарные объекты, им присвоен код Общероссийского классификатора основных фондов (ОКОФ) из раздела "Машины и оборудование", вследствие чего они исключены из расчета налога на имущество организаций. Суд установил, что солнечные электростанции поставлены на кадастровый учет и на них зарегистрированы права собственности в Едином государственном реестре недвижимости как на объекты недвижимого имущества с присвоением кадастровых номеров. Налогоплательщик учитывал в качестве движимого имущества следующие элементы электростанций: генератор (с опорными конструкциями), автоматизированную информационно-измерительную систему коммерческого учета, трансформаторное оборудование, фотоэлектрические модули, инвенторное оборудование, коммутационное оборудование, систему безопасности, кабельные сети. Верховный Суд РФ указал, что ни факт использования имущества по общему назначению, предопределенному технологией производства, ни объединение имущества налогоплательщика в имущественный комплекс для целей совершения сделок с ним (купли-продажи, передачи в залог и т.п.) не являются достаточными основаниями для квалификации всех входящих в такой комплекс вещей, в том числе частей конструктивно сочлененного объекта, как объектов налогообложения по налогу на имущество организаций. Имущество, правомерно учтенное налогоплательщиком в качестве самостоятельных инвентарных объектов движимого имущества (машины и оборудование), в том числе объекты, не являющиеся частями зданий и сооружений либо выступающие частями зданий и сооружений, но не подлежащие учету в составе комплекса конструктивно сочлененных предметов (требующие периодического обновления в силу существенно меньшего срока предполагаемой эксплуатации в сравнении со сроком полезного использования всего здания или сооружения и (или) не вносящие существенного вклада в стоимость соответствующего комплекса), не облагается налогом на имущество организаций. Верховный Суд РФ признал неправомерным доначисление налога на имущество.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил налог на имущество, сделав вывод о неправомерном исключении налогоплательщиком из расчета элементы солнечных электростанций вследствие отнесения их к движимому имуществу. Данное имущество было принято обществом к учету как отдельные инвентарные объекты, им присвоен код Общероссийского классификатора основных фондов (ОКОФ) из раздела "Машины и оборудование", вследствие чего они исключены из расчета налога на имущество организаций. Суд установил, что солнечные электростанции поставлены на кадастровый учет и на них зарегистрированы права собственности в Едином государственном реестре недвижимости как на объекты недвижимого имущества с присвоением кадастровых номеров. Налогоплательщик учитывал в качестве движимого имущества следующие элементы электростанций: генератор (с опорными конструкциями), автоматизированную информационно-измерительную систему коммерческого учета, трансформаторное оборудование, фотоэлектрические модули, инвенторное оборудование, коммутационное оборудование, систему безопасности, кабельные сети. Верховный Суд РФ указал, что ни факт использования имущества по общему назначению, предопределенному технологией производства, ни объединение имущества налогоплательщика в имущественный комплекс для целей совершения сделок с ним (купли-продажи, передачи в залог и т.п.) не являются достаточными основаниями для квалификации всех входящих в такой комплекс вещей, в том числе частей конструктивно сочлененного объекта, как объектов налогообложения по налогу на имущество организаций. Имущество, правомерно учтенное налогоплательщиком в качестве самостоятельных инвентарных объектов движимого имущества (машины и оборудование), в том числе объекты, не являющиеся частями зданий и сооружений либо выступающие частями зданий и сооружений, но не подлежащие учету в составе комплекса конструктивно сочлененных предметов (требующие периодического обновления в силу существенно меньшего срока предполагаемой эксплуатации в сравнении со сроком полезного использования всего здания или сооружения и (или) не вносящие существенного вклада в стоимость соответствующего комплекса), не облагается налогом на имущество организаций. Верховный Суд РФ признал неправомерным доначисление налога на имущество.
Нормативные акты
"ОК 013-2014 (СНС 2008). Общероссийский классификатор основных фондов"
(принят и введен в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 2018-ст)
(ред. от 30.07.2026)ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ
(принят и введен в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 2018-ст)
(ред. от 30.07.2026)ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ
Справочная информация: "Классификаторы, применяемые в Российской Федерации для целей налогообложения"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Общероссийский классификатор основных фондов
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Общероссийский классификатор основных фондов
Готовое решение: Как заполнить форму N 11 (сделка)
(КонсультантПлюс, 2026)В графе 4 приведите код ОКОФ ОК 013-2014 (СНС 2008). Он должен содержать не менее семи знаков. Если объект был приобретен до 01.01.2017 и первоначально классифицирован по ОКОФ ОК 013-94, его необходимо перекодировать по классификатору ОКОФ ОК 013-2014 (СНС 2008) и отразить в графе это значение (п. п. 2.1.3, 2.1.4 Указаний N 162).
(КонсультантПлюс, 2026)В графе 4 приведите код ОКОФ ОК 013-2014 (СНС 2008). Он должен содержать не менее семи знаков. Если объект был приобретен до 01.01.2017 и первоначально классифицирован по ОКОФ ОК 013-94, его необходимо перекодировать по классификатору ОКОФ ОК 013-2014 (СНС 2008) и отразить в графе это значение (п. п. 2.1.3, 2.1.4 Указаний N 162).
Готовое решение: Как облагаются налогом на имущество гидротехнические сооружения
(КонсультантПлюс, 2026)Сооружение - это результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов (п. 23 ч. 2 ст. 2 Технического регламента о безопасности зданий и сооружений, ОКОФ ОК 013-2014).
(КонсультантПлюс, 2026)Сооружение - это результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов (п. 23 ч. 2 ст. 2 Технического регламента о безопасности зданий и сооружений, ОКОФ ОК 013-2014).
Готовое решение: Как облагаются налогом на имущество организаций системы безопасности и слаботочные системы
(КонсультантПлюс, 2026)Смонтированные системы безопасности и слаботочные системы (в частности, видеонаблюдение, пожарная и охранная сигнализации, системы управления отоплением и вентиляцией) в общем случае входят в состав здания (сооружения) и облагаются налогом на имущество организаций. Это связано с тем, что эти системы относятся к системам инженерно-технического обеспечения здания (сооружения). Они, как правило, не являются самостоятельными объектами недвижимости, так как не могут быть отделены от здания (сооружения) без нанесения ему несоразмерного ущерба. Таким образом, обложению подлежит здание (сооружение) с учетом установленных в нем систем безопасности и слаботочных систем. Это следует из анализа п. 1 ст. 374 НК РФ, п. п. 6, 21, 23 ч. 2 ст. 2 Технического регламента о безопасности зданий и сооружений, ОКОФ ОК 013-2014, Письма ФНС России от 25.02.2026 N БС-36-21/1411@ (вместе с Письмом Минфина России от 24.02.2026 N 03-05-04-01/14043), от 08.02.2019 N БС-4-21/2181, N БС-4-21/2179, от 18.07.2014 N БС-4-11/13896@.
(КонсультантПлюс, 2026)Смонтированные системы безопасности и слаботочные системы (в частности, видеонаблюдение, пожарная и охранная сигнализации, системы управления отоплением и вентиляцией) в общем случае входят в состав здания (сооружения) и облагаются налогом на имущество организаций. Это связано с тем, что эти системы относятся к системам инженерно-технического обеспечения здания (сооружения). Они, как правило, не являются самостоятельными объектами недвижимости, так как не могут быть отделены от здания (сооружения) без нанесения ему несоразмерного ущерба. Таким образом, обложению подлежит здание (сооружение) с учетом установленных в нем систем безопасности и слаботочных систем. Это следует из анализа п. 1 ст. 374 НК РФ, п. п. 6, 21, 23 ч. 2 ст. 2 Технического регламента о безопасности зданий и сооружений, ОКОФ ОК 013-2014, Письма ФНС России от 25.02.2026 N БС-36-21/1411@ (вместе с Письмом Минфина России от 24.02.2026 N 03-05-04-01/14043), от 08.02.2019 N БС-4-21/2181, N БС-4-21/2179, от 18.07.2014 N БС-4-11/13896@.
Готовое решение: Как определить амортизационную группу и срок полезного использования основного средства в налоговом учете
(КонсультантПлюс, 2026)В ОКОФ ОК 013-2014 наименование "кулер" также отсутствует. Полагаем, кулер для воды можно отнести к коду ОКОФ 330.28.29 "Машины и оборудование общего назначения прочие, не включенные в другие группировки".
(КонсультантПлюс, 2026)В ОКОФ ОК 013-2014 наименование "кулер" также отсутствует. Полагаем, кулер для воды можно отнести к коду ОКОФ 330.28.29 "Машины и оборудование общего назначения прочие, не включенные в другие группировки".
Готовое решение: Как согласовать условие об объекте договора аренды транспортного средства
(КонсультантПлюс, 2026)транспортные средства - средства передвижения, предназначенные для перемещения людей и грузов, железнодорожные подвижные составы, подвижные составы морского, водного, автомобильного, воздушного и городского электрического транспорта, средства напольного производственного транспорта, иные виды транспортных средств, например автоцистерны, цементовозы и др. (Введение к ОКОФ ОК 013-2014).
(КонсультантПлюс, 2026)транспортные средства - средства передвижения, предназначенные для перемещения людей и грузов, железнодорожные подвижные составы, подвижные составы морского, водного, автомобильного, воздушного и городского электрического транспорта, средства напольного производственного транспорта, иные виды транспортных средств, например автоцистерны, цементовозы и др. (Введение к ОКОФ ОК 013-2014).
Готовое решение: Какой порядок исчисления и уплаты налога на имущество организаций с артезианской скважины
(КонсультантПлюс, 2026)Налог на имущество организаций (авансовые платежи по нему) с артезианской скважины в общем случае рассчитывайте в том же порядке, что и по другим объектам недвижимости, учитываемым на балансе в качестве ОС и облагаемым по среднегодовой стоимости. Это следует из пп. 1 п. 1 ст. 374, п. 1 ст. 375 НК РФ, п. 1 ст. 130 ГК РФ, ОКОФ ОК 013-2014, п. 4 ФСБУ 6/2020 "Основные средства".
(КонсультантПлюс, 2026)Налог на имущество организаций (авансовые платежи по нему) с артезианской скважины в общем случае рассчитывайте в том же порядке, что и по другим объектам недвижимости, учитываемым на балансе в качестве ОС и облагаемым по среднегодовой стоимости. Это следует из пп. 1 п. 1 ст. 374, п. 1 ст. 375 НК РФ, п. 1 ст. 130 ГК РФ, ОКОФ ОК 013-2014, п. 4 ФСБУ 6/2020 "Основные средства".
Готовое решение: Как с отчетности за 2026 г. заполнить форму N 11 (сделка)
(КонсультантПлюс, 2026)В графе 4 приведите код ОКОФ ОК 013-2014 (СНС 2008). Он должен содержать не менее семи знаков. Если объект был приобретен до 01.01.2017 и первоначально классифицирован по ОКОФ ОК 013-94, необходимо перекодировать его по классификатору ОКОФ ОК 013-2014 (СНС 2008) и отразить в графе это значение (п. п. 2.1.3, 2.1.4 Указаний N 370).
(КонсультантПлюс, 2026)В графе 4 приведите код ОКОФ ОК 013-2014 (СНС 2008). Он должен содержать не менее семи знаков. Если объект был приобретен до 01.01.2017 и первоначально классифицирован по ОКОФ ОК 013-94, необходимо перекодировать его по классификатору ОКОФ ОК 013-2014 (СНС 2008) и отразить в графе это значение (п. п. 2.1.3, 2.1.4 Указаний N 370).
"Объекты гражданских прав: научно-практический комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации"
(под ред. Г.А. Гаджиева)
("Статут", 2025)<1> Строительные нормы и правила I-2 "Строительная терминология", утверждены Госстроем СССР 1 июля 1980 г. (введены в действие с 1 июля 1980 г.); Постановление Госстроя России от 17 мая 1994 г. N 18-38 "Об утверждении Строительных норм и правил СНиП 10-01-94 "Система нормативных документов в строительстве. Основные положения"; Инструкция по заполнению форм Федерального государственного статистического наблюдения по капитальному строительству (утверждена Государственным комитетом РФ по статистике 3 октября 1996 г., в настоящее время утратила силу); ОК 013.94 "Общероссийский классификатор основных фондов", утвержден Постановлением Комитета РФ по стандартизации, метрологии и сертификации от 26 декабря 1994 г. N 359 (в настоящее время утратил силу).
(под ред. Г.А. Гаджиева)
("Статут", 2025)<1> Строительные нормы и правила I-2 "Строительная терминология", утверждены Госстроем СССР 1 июля 1980 г. (введены в действие с 1 июля 1980 г.); Постановление Госстроя России от 17 мая 1994 г. N 18-38 "Об утверждении Строительных норм и правил СНиП 10-01-94 "Система нормативных документов в строительстве. Основные положения"; Инструкция по заполнению форм Федерального государственного статистического наблюдения по капитальному строительству (утверждена Государственным комитетом РФ по статистике 3 октября 1996 г., в настоящее время утратила силу); ОК 013.94 "Общероссийский классификатор основных фондов", утвержден Постановлением Комитета РФ по стандартизации, метрологии и сертификации от 26 декабря 1994 г. N 359 (в настоящее время утратил силу).
Готовое решение: Критерии отнесения инженерных сооружений, в том числе инженерных сетей, к объектам обложения налогом на имущество организаций
(КонсультантПлюс, 2026)Сооружение - это результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов (п. 23 ч. 2 ст. 2 Технического регламента о безопасности зданий и сооружений, ОКОФ ОК 013-2014).
(КонсультантПлюс, 2026)Сооружение - это результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов (п. 23 ч. 2 ст. 2 Технического регламента о безопасности зданий и сооружений, ОКОФ ОК 013-2014).
Статья: Транспортный налог: проблемы исчисления, если тип транспортного средства не соответствует общепринятой ему категории
(Солодимова Т.Ю.)
("Налоги" (журнал), 2023, N 1)Следует отметить, что и суды, и Минфин России, и ФНС России при рассмотрении подобных спорных ситуаций, связанных с определением ставки налогообложения, руководствуются следующими документами: Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-2014 <9>, Конвенцией о дорожном движении, ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 апреля 1974 N 5938-VIII <10>, Приказом МВД России от 23 апреля 2019 г. N 267 <11>.
(Солодимова Т.Ю.)
("Налоги" (журнал), 2023, N 1)Следует отметить, что и суды, и Минфин России, и ФНС России при рассмотрении подобных спорных ситуаций, связанных с определением ставки налогообложения, руководствуются следующими документами: Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-2014 <9>, Конвенцией о дорожном движении, ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 апреля 1974 N 5938-VIII <10>, Приказом МВД России от 23 апреля 2019 г. N 267 <11>.