Окоф детский игровой комплекс
Подборка наиболее важных документов по запросу Окоф детский игровой комплекс (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Как отразить в бухгалтерском учете оборудование, устанавливаемое на детских игровых площадках?
("Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", 2021, N 3)В данном случае ни о какой специально созданной детской игровой площадке, как о вновь возведенном сооружении, речи не идет. Приобретенное оборудование следует учитывать как отдельные инвентарные объекты. Игровое оборудование может быть представлено в виде разрозненных объектов или целых игровых комплексов, сочетающих в себе несколько снарядов, скрепленных между собой.
("Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", 2021, N 3)В данном случае ни о какой специально созданной детской игровой площадке, как о вновь возведенном сооружении, речи не идет. Приобретенное оборудование следует учитывать как отдельные инвентарные объекты. Игровое оборудование может быть представлено в виде разрозненных объектов или целых игровых комплексов, сочетающих в себе несколько снарядов, скрепленных между собой.
Статья: Бухгалтерский учет расходов на сооружение детских площадок на территории школы
(Плошкина Л.)
("Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 5)Примечание. В соответствии с таблицей 1 ОКОФ детские игровые и спортивные площадки учитываются как сооружения (включая фундаменты и все оборудование, являющееся их неотъемлемой частью).
(Плошкина Л.)
("Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 5)Примечание. В соответствии с таблицей 1 ОКОФ детские игровые и спортивные площадки учитываются как сооружения (включая фундаменты и все оборудование, являющееся их неотъемлемой частью).
Нормативные акты
Решение Пензенского УФАС России от 21.06.2024 по жалобе N 058/06/106-403/2024
Обстоятельства: Поступила жалоба, в которой Заявитель оспаривает положения извещения об осуществлении закупки в части неустановления дополнительных требований в соответствии с п. 9 разд. II Дополнительных требования к участникам закупки в сфере градостроительной деятельности, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 2571.
Решение: Признать жалобу необоснованной.В силу пункта 23 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" сооружение - результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов. При этом Общероссийский классификатор основных фондов, утвержденный приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 2018-ст, относит к сооружениям спортивные сооружения разного рода аттракционы, сооружения спортивных и детских площадок.
Обстоятельства: Поступила жалоба, в которой Заявитель оспаривает положения извещения об осуществлении закупки в части неустановления дополнительных требований в соответствии с п. 9 разд. II Дополнительных требования к участникам закупки в сфере градостроительной деятельности, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 2571.
Решение: Признать жалобу необоснованной.В силу пункта 23 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" сооружение - результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов. При этом Общероссийский классификатор основных фондов, утвержденный приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 2018-ст, относит к сооружениям спортивные сооружения разного рода аттракционы, сооружения спортивных и детских площадок.
Вопрос: Можно ли в целях исчисления налога на имущество организаций отнести детский спортивный игровой комплекс (детскую площадку) к недвижимому имуществу (сооружениям)?
(Консультация эксперта, ФНС России, 2024)В ОКОФ к группировке "Сооружения" относятся инженерно-строительные объекты, возведенные с помощью строительно-монтажных работ. Объектом, выступающим как сооружение, является каждое отдельное сооружение со всеми устройствами, составляющими с ним единое целое. Такие сооружения, как спортивные и детские площадки, учитываются как сооружения, включая фундаменты и все оборудование, являющееся их неотъемлемой частью (Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-2014 (СНС 2008) (принят и введен в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 2018-ст)). Так, детский спортивный игровой комплекс можно отнести по коду ОКОФ 220.42.99.12.120 - объекты и сооружения для отдыха.
(Консультация эксперта, ФНС России, 2024)В ОКОФ к группировке "Сооружения" относятся инженерно-строительные объекты, возведенные с помощью строительно-монтажных работ. Объектом, выступающим как сооружение, является каждое отдельное сооружение со всеми устройствами, составляющими с ним единое целое. Такие сооружения, как спортивные и детские площадки, учитываются как сооружения, включая фундаменты и все оборудование, являющееся их неотъемлемой частью (Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-2014 (СНС 2008) (принят и введен в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 2018-ст)). Так, детский спортивный игровой комплекс можно отнести по коду ОКОФ 220.42.99.12.120 - объекты и сооружения для отдыха.
Статья: Здоровье персонала - "головная боль" работодателя?
(Коновалова В.)
("Кадровик. Кадровый менеджмент", 2010, N 11)С целью обеспечения сотрудников качественным медицинским обслуживанием в компании развивается система коллективного ДМС. В 2009 г. полисами добровольного медицинского страхования были обеспечены более 90 тыс. сотрудников НК "Роснефть". Программа коллективного ДМС включает полное поликлиническое обслуживание, общую и специализированную стоматологическую помощь, организацию плановых и экстренных госпитализаций, а также услуги реабилитационно-восстановительного лечения. Поддержка спорта и пропаганда здорового образа жизни - одни из важнейших приоритетов социальной политики НК "Роснефть". Ежегодно компания арендует для своих сотрудников залы, бассейны, проводит соревнования по различным видам спорта; особое внимание уделяется развитию детского спорта. За счет средств компании ведется строительство крупных спортивных комплексов на Дальнем Востоке, в Сибири и на Юге России. В каждом из них будут бассейн, игровые залы, помещения для фитнеса и тяжелой атлетики. Компания поддерживает и индивидуальные занятия спортом. Среди сотрудников НК "Роснефть" 7 мастеров спорта международного класса, 32 мастера спорта, среди которых чемпионы и призеры России, Европы и мира. Ярким свидетельством приверженности компании ценностям здорового образа жизни служит ежегодная многоэтапная спартакиада. Соревнования проводятся по 8 летним видам спорта (мини-футбол, баскетбол, волейбол, настольный теннис, легкая атлетика, гиревой спорт, шахматы и перетягивание каната), при этом количество участников спартакиады растет из года в год. В 2009 г. в состязаниях с учетом отборочных турниров приняло участие около 17 тыс. чел., на 2 тыс. больше, чем в 2008 г., и на 7 тыс. - по сравнению с 2007 г.
(Коновалова В.)
("Кадровик. Кадровый менеджмент", 2010, N 11)С целью обеспечения сотрудников качественным медицинским обслуживанием в компании развивается система коллективного ДМС. В 2009 г. полисами добровольного медицинского страхования были обеспечены более 90 тыс. сотрудников НК "Роснефть". Программа коллективного ДМС включает полное поликлиническое обслуживание, общую и специализированную стоматологическую помощь, организацию плановых и экстренных госпитализаций, а также услуги реабилитационно-восстановительного лечения. Поддержка спорта и пропаганда здорового образа жизни - одни из важнейших приоритетов социальной политики НК "Роснефть". Ежегодно компания арендует для своих сотрудников залы, бассейны, проводит соревнования по различным видам спорта; особое внимание уделяется развитию детского спорта. За счет средств компании ведется строительство крупных спортивных комплексов на Дальнем Востоке, в Сибири и на Юге России. В каждом из них будут бассейн, игровые залы, помещения для фитнеса и тяжелой атлетики. Компания поддерживает и индивидуальные занятия спортом. Среди сотрудников НК "Роснефть" 7 мастеров спорта международного класса, 32 мастера спорта, среди которых чемпионы и призеры России, Европы и мира. Ярким свидетельством приверженности компании ценностям здорового образа жизни служит ежегодная многоэтапная спартакиада. Соревнования проводятся по 8 летним видам спорта (мини-футбол, баскетбол, волейбол, настольный теннис, легкая атлетика, гиревой спорт, шахматы и перетягивание каната), при этом количество участников спартакиады растет из года в год. В 2009 г. в состязаниях с учетом отборочных турниров приняло участие около 17 тыс. чел., на 2 тыс. больше, чем в 2008 г., и на 7 тыс. - по сравнению с 2007 г.
Статья: Правомерен ли учет для целей налогообложения расходов по хозяйственным операциям, произведенным с нарушением разных законов
(Кузнецов А.Б.)
("Налоговый вестник", 2009, N 7)При планировке территории размер земельного участка, необходимого для эксплуатации дома (подъездные пути, гостевая автостоянка, детская игровая площадка, и т.п.), рассчитывается исходя из бытовых потребностей проживающих в нем граждан (а также коммерческой эксплуатации встроенно-пристроенных нежилых помещений - при их наличии). Коммуникации жилого дома (в первую очередь складирование и вывоз твердых бытовых отходов) тоже не рассчитаны на самовольное изменение целевого использования даже одной квартиры. Поэтому размещение (в обход установленного порядка) в квартире многоквартирного жилого дома офиса предприятия создает дополнительную "нагрузку" на весь эксплуатационный комплекс дома. Правовые нормы ст. 288 ГК РФ и ст. 17 ЖК РФ направлены на защиту прав и охраняемых законом интересов владельцев (собственников, нанимателей, арендаторов и т.п.) жилых и нежилых помещений этого дома.
(Кузнецов А.Б.)
("Налоговый вестник", 2009, N 7)При планировке территории размер земельного участка, необходимого для эксплуатации дома (подъездные пути, гостевая автостоянка, детская игровая площадка, и т.п.), рассчитывается исходя из бытовых потребностей проживающих в нем граждан (а также коммерческой эксплуатации встроенно-пристроенных нежилых помещений - при их наличии). Коммуникации жилого дома (в первую очередь складирование и вывоз твердых бытовых отходов) тоже не рассчитаны на самовольное изменение целевого использования даже одной квартиры. Поэтому размещение (в обход установленного порядка) в квартире многоквартирного жилого дома офиса предприятия создает дополнительную "нагрузку" на весь эксплуатационный комплекс дома. Правовые нормы ст. 288 ГК РФ и ст. 17 ЖК РФ направлены на защиту прав и охраняемых законом интересов владельцев (собственников, нанимателей, арендаторов и т.п.) жилых и нежилых помещений этого дома.
"Комментарий к Федеральному закону от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"
(постатейный)
(Кузнецова О.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2014)- транспортно-пешеходной доступности до 15 минут предприятий розничной торговли основными группами товаров периодического спроса; предприятий, предоставляющих населению основные виды бытовых услуг периодического спроса; объектов культуры и досуга периодического посещения, в том числе кинозалов, публичных библиотек, культурно-досуговых центров, выставочных помещений; физкультурно-оздоровительных комплексов с универсальными спортивно-игровыми залами, отделениями детских и юношеских спортивных школ; территориальных поликлиник, женских консультаций; территориальных центров социального обслуживания населения, центров социальной помощи семьи и детям; центров обслуживания населения и организаций по принципу "одного окна" районного уровня; отделов МВД России по районам города Москвы; территориальных организаций, предприятий, осуществляющих обслуживание, эксплуатацию жилищного фонда, единых информационно-расчетных центров; рекреационных территорий; остановочных пунктов городского скоростного внеуличного общественного транспорта;
(постатейный)
(Кузнецова О.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2014)- транспортно-пешеходной доступности до 15 минут предприятий розничной торговли основными группами товаров периодического спроса; предприятий, предоставляющих населению основные виды бытовых услуг периодического спроса; объектов культуры и досуга периодического посещения, в том числе кинозалов, публичных библиотек, культурно-досуговых центров, выставочных помещений; физкультурно-оздоровительных комплексов с универсальными спортивно-игровыми залами, отделениями детских и юношеских спортивных школ; территориальных поликлиник, женских консультаций; территориальных центров социального обслуживания населения, центров социальной помощи семьи и детям; центров обслуживания населения и организаций по принципу "одного окна" районного уровня; отделов МВД России по районам города Москвы; территориальных организаций, предприятий, осуществляющих обслуживание, эксплуатацию жилищного фонда, единых информационно-расчетных центров; рекреационных территорий; остановочных пунктов городского скоростного внеуличного общественного транспорта;
Статья: Налог на имущество организаций и транспортный налог: что изменилось в 2014 г.
(Гаврилова Н.)
("Новая бухгалтерия", 2014, N 2)Пример 1. На территории Московской области организация имеет торговый центр, полностью используемый для торговой деятельности. Здание включено в Перечень, утвержденный Правительством Московской области. Организация является единственным собственником этого здания. В здании, кроме торговых помещений, имеются комната отдыха, игровые комплексы для детей, технические помещения.
(Гаврилова Н.)
("Новая бухгалтерия", 2014, N 2)Пример 1. На территории Московской области организация имеет торговый центр, полностью используемый для торговой деятельности. Здание включено в Перечень, утвержденный Правительством Московской области. Организация является единственным собственником этого здания. В здании, кроме торговых помещений, имеются комната отдыха, игровые комплексы для детей, технические помещения.
Статья: Государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр в Российской Федерации: от идеи до реализации
(Пошивайлова А.В., Волошин Ф.А.)
("Хозяйство и право", 2024, N 12)Выходит довольно абсурдная ситуация, когда казино или зал игровых автоматов, где вовлеченность в игру в разы выше, а уровень социальной опасности несоразмерен с пунктами приема ставок, могут работать. При этом они не ограничены требованиями об отсутствии в здании казино детских и медицинских организаций. Но для пункта приема ставок букмекерской конторы в этом же развлекательном комплексе, в здании казино такие требования предъявляются.
(Пошивайлова А.В., Волошин Ф.А.)
("Хозяйство и право", 2024, N 12)Выходит довольно абсурдная ситуация, когда казино или зал игровых автоматов, где вовлеченность в игру в разы выше, а уровень социальной опасности несоразмерен с пунктами приема ставок, могут работать. При этом они не ограничены требованиями об отсутствии в здании казино детских и медицинских организаций. Но для пункта приема ставок букмекерской конторы в этом же развлекательном комплексе, в здании казино такие требования предъявляются.
Вопрос: Об учете в целях налога на прибыль расходов при передаче в муниципальную собственность созданного дошкольного образовательного объекта.
(Письмо Минфина России от 26.03.2021 N 03-03-06/1/22048)На основании "ОК 013-2014 (СНС 2008). Общероссийский классификатор основных фондов" детские ясли и сады входят в группировку "прочие здания".
(Письмо Минфина России от 26.03.2021 N 03-03-06/1/22048)На основании "ОК 013-2014 (СНС 2008). Общероссийский классификатор основных фондов" детские ясли и сады входят в группировку "прочие здания".
"Защита интересов школьников и студентов при получении образования"
(Агешкина Н.А.)
("Омега-Л", 2008)В центрах развития ребенка основное внимание уделяется индивидуальному подходу к каждому ребенку. Приоритетными направлениями являются интеллектуальное и художественно-эстетическое развитие детей: развитие мотивации личности к познанию и творчеству; укрепление здоровья и удовлетворение потребности детей в занятиях физкультурой и спортом. Для реализации учебно-воспитательного процесса и укрепления здоровья в настоящих образовательных учреждениях создаются игровые, физкультурно-оздоровительные комплексы, бассейны, компьютерные классы. Могут быть организованы художественные студии, детские театры, различные кружки, секции - и все это в рамках одного центра развития ребенка. Помимо воспитателей с детьми занимаются психологи, логопеды, иные специалисты. В таком учреждении ребенок может находиться как целый день, так и определенное количество часов (посещать какие-либо отдельные занятия) - по усмотрению родителей.
(Агешкина Н.А.)
("Омега-Л", 2008)В центрах развития ребенка основное внимание уделяется индивидуальному подходу к каждому ребенку. Приоритетными направлениями являются интеллектуальное и художественно-эстетическое развитие детей: развитие мотивации личности к познанию и творчеству; укрепление здоровья и удовлетворение потребности детей в занятиях физкультурой и спортом. Для реализации учебно-воспитательного процесса и укрепления здоровья в настоящих образовательных учреждениях создаются игровые, физкультурно-оздоровительные комплексы, бассейны, компьютерные классы. Могут быть организованы художественные студии, детские театры, различные кружки, секции - и все это в рамках одного центра развития ребенка. Помимо воспитателей с детьми занимаются психологи, логопеды, иные специалисты. В таком учреждении ребенок может находиться как целый день, так и определенное количество часов (посещать какие-либо отдельные занятия) - по усмотрению родителей.
Вопрос: ...Основным видом деятельности индивидуального предпринимателя является предоставление услуг по организации досуга посетителей (бильярд, боулинг, детские игровые аттракционы) в торгово-развлекательном комплексе. Какую систему налогообложения - ЕНВД или УСН - должен применять предприниматель? Относятся ли такие услуги к бытовым услугам в соответствии с ОКУН? Если да, то какой код может быть присвоен указанным услугам?
(Письмо Минфина РФ от 31.08.2010 N 03-04-06/3-191)Вопрос: Индивидуальный предприниматель, осуществляющий деятельность в Московской области, арендует в торгово-развлекательном комплексе помещения и оборудование: бильярд, боулинг, детские аттракционы.
(Письмо Минфина РФ от 31.08.2010 N 03-04-06/3-191)Вопрос: Индивидуальный предприниматель, осуществляющий деятельность в Московской области, арендует в торгово-развлекательном комплексе помещения и оборудование: бильярд, боулинг, детские аттракционы.
Статья: О важности популяризации народного искусства, в том числе посредством туристской деятельности
(Михайлова А.С.)
("Туризм: право и экономика", 2022, N 1)Учитывая сказанное, следует заметить, что одним из направлений, которое позволяет не ограничить искусство, в том числе и народное, территориальными рамками, а, напротив, воспользоваться всем многообразием его функций в процессе сложных межкультурных коммуникаций, является арт-туризм. Неслучайно сайт-обозреватель "Ваш досуг" в ушедшем, 2021 г. констатировал: "Самое модное тур-направление сегодня - к искусству" <7>, при этом поясняет, что современные туристы готовы ехать "ради одного яркого события... и, возможно, самое главное... в центре внимания - современность" <8>. Тенденции говорят в пользу изменения подхода к туристскому досугу - важнейшим становится не только посещение музеев и галерей, позволяющих в полной мере ознакомиться с историей культуры и искусства определенного региона, все более востребованными становятся поездки в рекреационных целях с участием в арт-практиках. В частности, все более популярной становится так называемая арт-терапия, активно развивающаяся в рамках современной психологии, смысл которой, по выражению И.В. Сусаниной, заключается в том, что "художественные образы способны помочь нам понять самих себя и через творческое самовыражение сделать свою жизнь более счастливой" <9>. Современный человек, жизнь которого сопряжена с постоянными стрессами, зачастую готов платить за избавление от них. Вторым актуальным направлением становится арт-тур, предполагающий активное участие туриста в непосредственной творческой деятельности (причем группа может быть сформирована как из профессиональных деятелей искусств, так и из любителей). Распространенными становятся путевки, позволяющие не только созерцать прекрасное, но и создавать его, общаясь с такими же заинтересованными искусством личностями, участвовать в пленэрах и аналогичных им мероприятиях. С этим теснейшим образом связана возможность осуществлять образовательные арт-туры, предполагающие как прохождение краткосрочных программ обучения, так и участие в мастер-классах по самым различным направлениям. Часто на первый план выходит возможность посещения фестивалей, арт-ярмарок и, конечно же, различного рода выставок, среди которых все больше выделяются биеннале современного искусства. Говоря о выставочной деятельности, следует обратить внимание и на состояние рынка искусства. Н.Ю. Пузыня, справедливо указывая на его многофункциональность (и рынок произведений, и рынок инвестиций одновременно), отмечает, что в современных мировых экономических условиях наблюдается "стабильный спрос на произведения искусства", что касается структуры продаж, то "наибольшую долю (43%)... составляют работы современного искусства". В качестве ведущих игроков на данном рынке автор называет "США, которые занимают 35 процентов мирового рынка, и Китай, доля которого... выросла до 31 процента", что касается России <10>, то ее "доля... - около 1 процента". К сожалению, можно согласиться с тем, что инфраструктура отечественного рынка хорошо развита только в Москве и Санкт-Петербурге. Следует согласиться и с тем, что "потенциал русского искусства раскрыт не полностью", притом что "существует устойчивый мировой интерес" к его произведениям. Еще в более сложном положении находится народное традиционное искусство. Его промыслы "мало востребованы, особенно в русском. обществе", констатирует Д.А. Шевченко <11>, при этом добавляет: "...с позиций маркетинга... - это сложный рынок, уникальный, разнообразный", соответственно, требующий комплекса мер по его развитию. Следует заметить, что указанный автор неслучайно обращает внимание на то, что во времена СССР "на предприятиях народных промыслов трудились около 100 тысяч мастеров... сейчас меньше 20 тысяч ...предприятия работали по госзаказу... продукция закупалась, развозилась по магазинам, уходила на подарки высоким иностранным гостям" <12>, существовала налаженная система закупок для нужд музеев, образовательных и прочих организаций. Сейчас же деятельность мастеров подчиняется законам рыночной экономики, порой весьма жестким, вследствие чего многим образцам народного творчества становится сложно конкурировать, в том числе ввиду специфики производства. Ручной труд в нем самоценен, он позволяет передать национальный колорит и обеспечить традиционность (преемственность) методов исполнения, в то же время позволяет найти свое отражение руке мастера, его уникальному взгляду на мир, что делает произведение авторским как в широком смысле, когда мы говорим о коллективном авторстве народа, так и в узком, когда за определенной вещью видим индивидуальный почерк конкретного художника. Народное традиционное искусство весьма разнообразно: по территориальной принадлежности, своей генетической связи с той или иной народностью, по видам, используемым материалам, по предназначению и цене. Особенность произведений народного традиционного искусства такова, что в большинстве случаев лишь уникальные образцы, выполненные из дорогостоящих материалов на высочайшем уровне именитыми мастерами (либо имеющие особую историческую и культурную ценность ввиду того, что их коснулась "рука времени"), могут в полной мере восприниматься как средство долгосрочных инвестиций, на прибыльность которых в будущем уверенно можно рассчитывать. Иные образцы носят куда более бытовой характер, при этом не являясь предметами первой необходимости (что не умаляет их нематериальную ценность, но не позволяет рассматривать как средство для стабильных капиталовложений), и именно они становятся наиболее уязвимыми в условиях рыночной экономики. Если вспомнить недавнее прошлое страны, то в силу упомянутого выше госзаказа ассортимент магазинов был регулируемым со стороны государства, что позволяло "органично вписать" произведения народного творчества в линейку разнообразных товаров. Продукция народных художественных промыслов воспринималась как то, что привычно, что всегда под рукой. Тот "провал", который возник начиная с 90-х гг. XX в., сопряженный с вытеснением таких предметов из привычного ассортимента в реализацию в рамках сувенирных лавок, замещение этой части продукции промышленными поточными образцами зачастую зарубежного производства, а иногда и контрафактной продукцией низкого качества, оказался фатальным. В сочетании с такими факторами, как тиражируемость мнения об "устаревании" народных промыслов и их якобы "немодности", с привычным отсутствием их продуктов на прилавках "здесь и сейчас", ценой в сочетании с реальными доходами населения, это привело к тому, что гражданами "берется в корзину то, что под рукой" (растиражировано, доступно, утилитарно). К сожалению, произведения народного искусства оказываются "замкнутыми в рамках" небольших специализированных магазинов, фольклорных фестивалей и ярмарок (что многими определяется как мероприятия и товар "на любителя", и даже если мы заменим этот термин на иной - "на ценителя", то замкнутость распространения таких произведений не исчезнет). Все то, что мы наблюдаем с начала 1990-х гг. в сфере народного искусства, особенно в его ремесленной составляющей, убеждает нас в необходимости существенной корректировки мер государственной поддержки (можно утверждать, что плановая экономика и госзаказ показали себя более эффективными в данном сегменте, по крайней мере, пока это именно так). Мы солидарны с авторами <13>, обосновывающими актуальность государственно-правового регулирования народных промыслов, однако уверены, что "точечных" мер в данном случае недостаточно, нужен культурологический подход, по своей сути интегративный. Невозможно решить проблемы народного искусства, в особенности промыслов, в отрыве от глобальных проблем российской экономики и базирующихся на ее основе социальных, в том числе связанных с существенным расслоением общества по критерию материальной обеспеченности, высоким уровнем бедности, проблемами с невозможностью всех слоев населения одинаково свободно осуществлять накопления, производить инвестирования и проч. Не получится "разъяснить" людям, что с них требуется спрос на народное искусство, для этого спроса должны быть созданы все предпосылки. Необходимо в определенном смысле "устранить прошедшее с 90-х годов время", и одним из действеннейших методов достижения этого является воспитание будущего поколения. Не лишним в этой связи будет вспомнить опыт СССР. Каждый, кто жил в те годы, вспомнит многочисленные примеры того, как народные мотивы были использованы в оформлении детских площадок, поликлиник, детских садов и пионерских лагерей. Часто применялись различные элементы деревянного зодчества (это всевозможные скульптурные композиции, горельефы и барельефы, сказочные терема и избушки, украшенные резными наличниками окон, узорчатые изгороди и элементы национальных росписей в убранстве), помимо этого, использовались детская мебель и игрушки, выполненные мастерами народных промыслов. Герои эпосов и персонажи сказок становились тем, что ребенок видит в окружении других предметов (весьма современных и технологичных). Это и сейчас может более чем успешно применяться, в том числе в сочетании с такими развивающими направлениями, как моделирование, макетирование и даже современная робототехника. Народные образы прекрасно сочетаются с современностью, уже стал известным художник А. Бизяев, предложивший "концепт набора Lego" <14> по мотивам русских народных сказок; однако, полагаем, что и богородские деревянные игрушки могут составить конкуренцию многим разрекламированным зарубежным продуктам при условии государственной поддержки, в том числе маркетинговой, информационной. Важным становится развитие доступных и разнообразных ремесленных кружков. Детская литература и книжная графика, современная мультипликация становятся направлениями, которые следует активно развивать. Такой подход решает сразу множество задач, начиная от обеспечения работой мастеров и экологичности материалов, заканчивая самым главным - помимо того, что создается волшебный мир детства, формируются будущие ассоциации взрослого человека. Почти каждый, встречая в жизни предметы, навевающие теплые воспоминания из детства, склонен реагировать на них с отзывчивостью, таким образом, вкладывая необходимые ресурсы в детские впечатления сейчас, мы формируем будущий спрос, в том числе на народное искусство. Как мы уже говорили выше, развивающееся в обществе профессиональное и самодеятельное искусство не может существовать изолированно. Приведя примеры классиков, на творчестве которых отразилось традиционное искусство, следует назвать и несколько современных имен (не умаляя важности иных авторов): народные русские мотивы характерны для работ художника А.В. Ремнева, а также прослеживаются в работах Д. Коробкова, в том числе графических; восточная философия и бурятская мифология отразились в скульптуре, графике, мелкой пластике Д.Б. Намдакова; народная традиция получила свое развитие в ювелирных украшениях, созданных его земляком Б.Г. Жамбаловым; древние традиции, "звериный стиль" воплощаются в работах ювелира А.А. Еутых. Народное искусство отражается в современном искусстве, в том числе цифровом, оно находит свое место даже в рамках "стрит-арта". Соответственно, с детства необходимо столкновение человека с искусством разнообразным, относящимся ко всем типам и видам, только так можно понять историю культуры, только так можно увидеть сложнейшие взаимосвязи. Чтобы "узнать" мотивы народного искусства в произведениях профессиональных авторов, в том числе современных, необходимо первоначально "познакомиться" с ним самим и его истоками, с наилучшими его образцами, понять, почему оно такое. Это задача воспитательная и образовательная. Чтобы искусство "отвечало" человеку, он должен понимать, что он может его "спросить". В формировании такого подхода одним из важнейших методов организации досуга детей и молодежи становится детский арт-туризм, причем во всех его проявлениях. Необходимо гармоничное насыщение туристской программы образовательными, творческими, игровыми элементами. Важно создание комплексов экскурсий, включающих посещение музеев и галерей, мастерских художников, скульпторов, архитекторов, ювелиров и ремесленников, музыкальных мероприятий, важно организовывать детские и молодежные программы в рамках биеннале. Должна быть обеспечена транспортная и финансовая доступность свободного перемещения по всей стране, ибо только при этом условии можно обеспечить многонациональную общность. Будущее отечественного искусства формируется здесь и сейчас. Какое место в нем будет занимать народное традиционное направление, зависит от нас.
(Михайлова А.С.)
("Туризм: право и экономика", 2022, N 1)Учитывая сказанное, следует заметить, что одним из направлений, которое позволяет не ограничить искусство, в том числе и народное, территориальными рамками, а, напротив, воспользоваться всем многообразием его функций в процессе сложных межкультурных коммуникаций, является арт-туризм. Неслучайно сайт-обозреватель "Ваш досуг" в ушедшем, 2021 г. констатировал: "Самое модное тур-направление сегодня - к искусству" <7>, при этом поясняет, что современные туристы готовы ехать "ради одного яркого события... и, возможно, самое главное... в центре внимания - современность" <8>. Тенденции говорят в пользу изменения подхода к туристскому досугу - важнейшим становится не только посещение музеев и галерей, позволяющих в полной мере ознакомиться с историей культуры и искусства определенного региона, все более востребованными становятся поездки в рекреационных целях с участием в арт-практиках. В частности, все более популярной становится так называемая арт-терапия, активно развивающаяся в рамках современной психологии, смысл которой, по выражению И.В. Сусаниной, заключается в том, что "художественные образы способны помочь нам понять самих себя и через творческое самовыражение сделать свою жизнь более счастливой" <9>. Современный человек, жизнь которого сопряжена с постоянными стрессами, зачастую готов платить за избавление от них. Вторым актуальным направлением становится арт-тур, предполагающий активное участие туриста в непосредственной творческой деятельности (причем группа может быть сформирована как из профессиональных деятелей искусств, так и из любителей). Распространенными становятся путевки, позволяющие не только созерцать прекрасное, но и создавать его, общаясь с такими же заинтересованными искусством личностями, участвовать в пленэрах и аналогичных им мероприятиях. С этим теснейшим образом связана возможность осуществлять образовательные арт-туры, предполагающие как прохождение краткосрочных программ обучения, так и участие в мастер-классах по самым различным направлениям. Часто на первый план выходит возможность посещения фестивалей, арт-ярмарок и, конечно же, различного рода выставок, среди которых все больше выделяются биеннале современного искусства. Говоря о выставочной деятельности, следует обратить внимание и на состояние рынка искусства. Н.Ю. Пузыня, справедливо указывая на его многофункциональность (и рынок произведений, и рынок инвестиций одновременно), отмечает, что в современных мировых экономических условиях наблюдается "стабильный спрос на произведения искусства", что касается структуры продаж, то "наибольшую долю (43%)... составляют работы современного искусства". В качестве ведущих игроков на данном рынке автор называет "США, которые занимают 35 процентов мирового рынка, и Китай, доля которого... выросла до 31 процента", что касается России <10>, то ее "доля... - около 1 процента". К сожалению, можно согласиться с тем, что инфраструктура отечественного рынка хорошо развита только в Москве и Санкт-Петербурге. Следует согласиться и с тем, что "потенциал русского искусства раскрыт не полностью", притом что "существует устойчивый мировой интерес" к его произведениям. Еще в более сложном положении находится народное традиционное искусство. Его промыслы "мало востребованы, особенно в русском. обществе", констатирует Д.А. Шевченко <11>, при этом добавляет: "...с позиций маркетинга... - это сложный рынок, уникальный, разнообразный", соответственно, требующий комплекса мер по его развитию. Следует заметить, что указанный автор неслучайно обращает внимание на то, что во времена СССР "на предприятиях народных промыслов трудились около 100 тысяч мастеров... сейчас меньше 20 тысяч ...предприятия работали по госзаказу... продукция закупалась, развозилась по магазинам, уходила на подарки высоким иностранным гостям" <12>, существовала налаженная система закупок для нужд музеев, образовательных и прочих организаций. Сейчас же деятельность мастеров подчиняется законам рыночной экономики, порой весьма жестким, вследствие чего многим образцам народного творчества становится сложно конкурировать, в том числе ввиду специфики производства. Ручной труд в нем самоценен, он позволяет передать национальный колорит и обеспечить традиционность (преемственность) методов исполнения, в то же время позволяет найти свое отражение руке мастера, его уникальному взгляду на мир, что делает произведение авторским как в широком смысле, когда мы говорим о коллективном авторстве народа, так и в узком, когда за определенной вещью видим индивидуальный почерк конкретного художника. Народное традиционное искусство весьма разнообразно: по территориальной принадлежности, своей генетической связи с той или иной народностью, по видам, используемым материалам, по предназначению и цене. Особенность произведений народного традиционного искусства такова, что в большинстве случаев лишь уникальные образцы, выполненные из дорогостоящих материалов на высочайшем уровне именитыми мастерами (либо имеющие особую историческую и культурную ценность ввиду того, что их коснулась "рука времени"), могут в полной мере восприниматься как средство долгосрочных инвестиций, на прибыльность которых в будущем уверенно можно рассчитывать. Иные образцы носят куда более бытовой характер, при этом не являясь предметами первой необходимости (что не умаляет их нематериальную ценность, но не позволяет рассматривать как средство для стабильных капиталовложений), и именно они становятся наиболее уязвимыми в условиях рыночной экономики. Если вспомнить недавнее прошлое страны, то в силу упомянутого выше госзаказа ассортимент магазинов был регулируемым со стороны государства, что позволяло "органично вписать" произведения народного творчества в линейку разнообразных товаров. Продукция народных художественных промыслов воспринималась как то, что привычно, что всегда под рукой. Тот "провал", который возник начиная с 90-х гг. XX в., сопряженный с вытеснением таких предметов из привычного ассортимента в реализацию в рамках сувенирных лавок, замещение этой части продукции промышленными поточными образцами зачастую зарубежного производства, а иногда и контрафактной продукцией низкого качества, оказался фатальным. В сочетании с такими факторами, как тиражируемость мнения об "устаревании" народных промыслов и их якобы "немодности", с привычным отсутствием их продуктов на прилавках "здесь и сейчас", ценой в сочетании с реальными доходами населения, это привело к тому, что гражданами "берется в корзину то, что под рукой" (растиражировано, доступно, утилитарно). К сожалению, произведения народного искусства оказываются "замкнутыми в рамках" небольших специализированных магазинов, фольклорных фестивалей и ярмарок (что многими определяется как мероприятия и товар "на любителя", и даже если мы заменим этот термин на иной - "на ценителя", то замкнутость распространения таких произведений не исчезнет). Все то, что мы наблюдаем с начала 1990-х гг. в сфере народного искусства, особенно в его ремесленной составляющей, убеждает нас в необходимости существенной корректировки мер государственной поддержки (можно утверждать, что плановая экономика и госзаказ показали себя более эффективными в данном сегменте, по крайней мере, пока это именно так). Мы солидарны с авторами <13>, обосновывающими актуальность государственно-правового регулирования народных промыслов, однако уверены, что "точечных" мер в данном случае недостаточно, нужен культурологический подход, по своей сути интегративный. Невозможно решить проблемы народного искусства, в особенности промыслов, в отрыве от глобальных проблем российской экономики и базирующихся на ее основе социальных, в том числе связанных с существенным расслоением общества по критерию материальной обеспеченности, высоким уровнем бедности, проблемами с невозможностью всех слоев населения одинаково свободно осуществлять накопления, производить инвестирования и проч. Не получится "разъяснить" людям, что с них требуется спрос на народное искусство, для этого спроса должны быть созданы все предпосылки. Необходимо в определенном смысле "устранить прошедшее с 90-х годов время", и одним из действеннейших методов достижения этого является воспитание будущего поколения. Не лишним в этой связи будет вспомнить опыт СССР. Каждый, кто жил в те годы, вспомнит многочисленные примеры того, как народные мотивы были использованы в оформлении детских площадок, поликлиник, детских садов и пионерских лагерей. Часто применялись различные элементы деревянного зодчества (это всевозможные скульптурные композиции, горельефы и барельефы, сказочные терема и избушки, украшенные резными наличниками окон, узорчатые изгороди и элементы национальных росписей в убранстве), помимо этого, использовались детская мебель и игрушки, выполненные мастерами народных промыслов. Герои эпосов и персонажи сказок становились тем, что ребенок видит в окружении других предметов (весьма современных и технологичных). Это и сейчас может более чем успешно применяться, в том числе в сочетании с такими развивающими направлениями, как моделирование, макетирование и даже современная робототехника. Народные образы прекрасно сочетаются с современностью, уже стал известным художник А. Бизяев, предложивший "концепт набора Lego" <14> по мотивам русских народных сказок; однако, полагаем, что и богородские деревянные игрушки могут составить конкуренцию многим разрекламированным зарубежным продуктам при условии государственной поддержки, в том числе маркетинговой, информационной. Важным становится развитие доступных и разнообразных ремесленных кружков. Детская литература и книжная графика, современная мультипликация становятся направлениями, которые следует активно развивать. Такой подход решает сразу множество задач, начиная от обеспечения работой мастеров и экологичности материалов, заканчивая самым главным - помимо того, что создается волшебный мир детства, формируются будущие ассоциации взрослого человека. Почти каждый, встречая в жизни предметы, навевающие теплые воспоминания из детства, склонен реагировать на них с отзывчивостью, таким образом, вкладывая необходимые ресурсы в детские впечатления сейчас, мы формируем будущий спрос, в том числе на народное искусство. Как мы уже говорили выше, развивающееся в обществе профессиональное и самодеятельное искусство не может существовать изолированно. Приведя примеры классиков, на творчестве которых отразилось традиционное искусство, следует назвать и несколько современных имен (не умаляя важности иных авторов): народные русские мотивы характерны для работ художника А.В. Ремнева, а также прослеживаются в работах Д. Коробкова, в том числе графических; восточная философия и бурятская мифология отразились в скульптуре, графике, мелкой пластике Д.Б. Намдакова; народная традиция получила свое развитие в ювелирных украшениях, созданных его земляком Б.Г. Жамбаловым; древние традиции, "звериный стиль" воплощаются в работах ювелира А.А. Еутых. Народное искусство отражается в современном искусстве, в том числе цифровом, оно находит свое место даже в рамках "стрит-арта". Соответственно, с детства необходимо столкновение человека с искусством разнообразным, относящимся ко всем типам и видам, только так можно понять историю культуры, только так можно увидеть сложнейшие взаимосвязи. Чтобы "узнать" мотивы народного искусства в произведениях профессиональных авторов, в том числе современных, необходимо первоначально "познакомиться" с ним самим и его истоками, с наилучшими его образцами, понять, почему оно такое. Это задача воспитательная и образовательная. Чтобы искусство "отвечало" человеку, он должен понимать, что он может его "спросить". В формировании такого подхода одним из важнейших методов организации досуга детей и молодежи становится детский арт-туризм, причем во всех его проявлениях. Необходимо гармоничное насыщение туристской программы образовательными, творческими, игровыми элементами. Важно создание комплексов экскурсий, включающих посещение музеев и галерей, мастерских художников, скульпторов, архитекторов, ювелиров и ремесленников, музыкальных мероприятий, важно организовывать детские и молодежные программы в рамках биеннале. Должна быть обеспечена транспортная и финансовая доступность свободного перемещения по всей стране, ибо только при этом условии можно обеспечить многонациональную общность. Будущее отечественного искусства формируется здесь и сейчас. Какое место в нем будет занимать народное традиционное направление, зависит от нас.