Оклад помощника судьи
Подборка наиболее важных документов по запросу Оклад помощника судьи (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Мировая юстиция: состояние, проблемы, перспективы
(Момотов В.В.)
("Мировой судья", 2022, N 3)Как показывает практика, во многом успешное решение вопросов финансирования мировой юстиции в регионах зависит от отношений, сложившихся между председателем суда, советом судей и региональными органами власти. Если выстроено конструктивное и хорошее взаимодействие, то будут и положительные результаты в решении вопросов материального обеспечения мировых судей и их помощников. Так, есть примеры регионов, в которых не только не снижается финансирование мировых судей, но и улучшаются условия и повышается оплата труда помощников судей, совершенствуется материально-техническое обеспечение (например, в Амурской и Орловской областях).
(Момотов В.В.)
("Мировой судья", 2022, N 3)Как показывает практика, во многом успешное решение вопросов финансирования мировой юстиции в регионах зависит от отношений, сложившихся между председателем суда, советом судей и региональными органами власти. Если выстроено конструктивное и хорошее взаимодействие, то будут и положительные результаты в решении вопросов материального обеспечения мировых судей и их помощников. Так, есть примеры регионов, в которых не только не снижается финансирование мировых судей, но и улучшаются условия и повышается оплата труда помощников судей, совершенствуется материально-техническое обеспечение (например, в Амурской и Орловской областях).
Статья: Меры судоустройственного характера как один из способов преодоления длительного судопроизводства
(Белякова А.В.)
("Российский судья", 2021, N 7)"Судебные клерки" в США и других зарубежных государствах фактически осуществляют функцию "помощника судьи". Они подготавливают проекты судебных решений на основе судебных прецедентов, для этого ими проводится анализ и подбор судебных актов по данной категории дел. Принципиальным отличием "судебных клерков", осуществляющих свою деятельность за рубежом, от деятельности "помощника судьи" в Российской Федерации является заработная плата и квалификация. Так как на аналогичную должность в США и иных государствах могут претендовать только лучшие выпускники юридических вузов либо профессиональные юристы, имеющие статус адвоката.
(Белякова А.В.)
("Российский судья", 2021, N 7)"Судебные клерки" в США и других зарубежных государствах фактически осуществляют функцию "помощника судьи". Они подготавливают проекты судебных решений на основе судебных прецедентов, для этого ими проводится анализ и подбор судебных актов по данной категории дел. Принципиальным отличием "судебных клерков", осуществляющих свою деятельность за рубежом, от деятельности "помощника судьи" в Российской Федерации является заработная плата и квалификация. Так как на аналогичную должность в США и иных государствах могут претендовать только лучшие выпускники юридических вузов либо профессиональные юристы, имеющие статус адвоката.
Нормативные акты
показать больше документов"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Работу мирового судьи обеспечивает аппарат мирового судьи (помощник и секретарь).
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Работу мирового судьи обеспечивает аппарат мирового судьи (помощник и секретарь).
Статья: "Нагрузка на судей" в контексте институтов трудового права и поиск эффективных путей ее снижения
(Луховская Ю.О.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2021, N 12)Одной из причин высокой судебной нагрузки является острая нехватка квалифицированных кадров в лице помощников и секретарей, выступающих своего рода "трудовым тылом" судьи, во многом определяющих и предопределяющих результативность труда судьи и качество правосудия в целом. Обеспечение благоприятных и справедливых условий труда является целью трудового законодательства и одновременно отраслевым трудоправовым принципом, выступающим необходимым условием эффективности и результативности труда работника. Фигуры помощников и секретарей судьи в некотором смысле (условно) можно рассматривать как элемент "надлежащих условий труда", которые работодатель в лице государства обязан предоставить судье для обеспечения возможности выполнения последним трудовой функции и отсутствие либо недостаточная компетентность которых неизбежным образом отражается на качестве отправляемого судьей правосудия. Судья зависим от качества работы секретаря: не отправленное вовремя одной из сторон уведомление о дате и месте судебного заседания влечет необходимость его отложения - что не только затягивает рассмотрение дела, но и сопряжено с дополнительными временными и энергозатратами судьи (открыть слушание дела, проверить явку сторон, вынести определение об отложении судебного разбирательства - совершение каждого из указанных процессуальных действий занимает рабочее время). Судья также зависим и от профессионализма помощника, который призван брать на себя отписывание существенной (если не сказать большей) части выносимых судебных актов и снижать таким образом нагрузку на судью, труд которого в идеальных условиях не должен выходить за рамки руководства процессом, выслушивания сторон и иных участвующих в деле лиц, изучения материалов дела и представленных доказательств и вынесения резолютивной части решения по нему. Однако в случае, когда помощник недостаточно компетентен для отписывания мотивировочных решений (в том числе по сложным делам), судья вынужден брать данную функцию на себя, оставаться на рабочем месте по окончании процессов, часто - далеко за пределами установленного рабочего времени. Отсутствие у судьи помощника ввиду нехватки кадров еще более усугубляет ситуацию - ему приходится брать на себя труд по написанию всех выносимых судебных актов, то есть, по сути, совмещать выполнение трудовой функции судьи (функции особого рода и особой публичной значимости) с трудовой функцией помощника судьи, что квалифицируется в трудовом законодательстве как совмещение профессий и должностей (ст. 60.2 ТК РФ) и предполагает дополнительные гарантии работнику в виде доплаты за выполнение дополнительной работы (ст. 151 ТК РФ), равно права отказаться от ее выполнения. Применительно к судье как работнику подобных гарантий на нормативном уровне не предусмотрено, что обусловлено особенностями трудовой функции, которую он выполняет: нехватка штата (как административно-организационной составляющей деятельности суда) не может и не должна влечь за собой нарушение установленных законом процессуальных сроков судопроизводства, включающих в себя в том числе сроки изготовления мотивировочных решений по рассмотренным судьей делам. В этой связи отказ судьи от выполнения работы отсутствующего помощника (реализация права на отказ от выполнения дополнительной работы) является объективно невозможным. Вместе с тем необходимость выполнения данной работы влечет за собой и увеличение продолжительности рабочего времени судьи - выход за пределы нормальной продолжительности рабочего времени (выполнение работы, квалифицируемой трудовым законодательством как сверхурочная). И вновь приходится констатировать отсутствие в отношении судей правовых гарантий, предоставляемых всем прочим работникам: невозможность реализации права на отказ от выполнения дополнительной работы (совмещения профессий и должностей), отсутствие доплат за ее выполнение, отсутствие доплат за выполнение сверхурочной работы за пределами нормальной продолжительности рабочего времени. Изложенное приводит к выводу, что объем гарантий трудовых прав, обеспечиваемых трудовым законодательством в отношении судей, уже объема гарантий, предоставленных всем прочим работникам; компенсационные механизмы повышенной нагрузки на судей де-юре отсутствуют.
(Луховская Ю.О.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2021, N 12)Одной из причин высокой судебной нагрузки является острая нехватка квалифицированных кадров в лице помощников и секретарей, выступающих своего рода "трудовым тылом" судьи, во многом определяющих и предопределяющих результативность труда судьи и качество правосудия в целом. Обеспечение благоприятных и справедливых условий труда является целью трудового законодательства и одновременно отраслевым трудоправовым принципом, выступающим необходимым условием эффективности и результативности труда работника. Фигуры помощников и секретарей судьи в некотором смысле (условно) можно рассматривать как элемент "надлежащих условий труда", которые работодатель в лице государства обязан предоставить судье для обеспечения возможности выполнения последним трудовой функции и отсутствие либо недостаточная компетентность которых неизбежным образом отражается на качестве отправляемого судьей правосудия. Судья зависим от качества работы секретаря: не отправленное вовремя одной из сторон уведомление о дате и месте судебного заседания влечет необходимость его отложения - что не только затягивает рассмотрение дела, но и сопряжено с дополнительными временными и энергозатратами судьи (открыть слушание дела, проверить явку сторон, вынести определение об отложении судебного разбирательства - совершение каждого из указанных процессуальных действий занимает рабочее время). Судья также зависим и от профессионализма помощника, который призван брать на себя отписывание существенной (если не сказать большей) части выносимых судебных актов и снижать таким образом нагрузку на судью, труд которого в идеальных условиях не должен выходить за рамки руководства процессом, выслушивания сторон и иных участвующих в деле лиц, изучения материалов дела и представленных доказательств и вынесения резолютивной части решения по нему. Однако в случае, когда помощник недостаточно компетентен для отписывания мотивировочных решений (в том числе по сложным делам), судья вынужден брать данную функцию на себя, оставаться на рабочем месте по окончании процессов, часто - далеко за пределами установленного рабочего времени. Отсутствие у судьи помощника ввиду нехватки кадров еще более усугубляет ситуацию - ему приходится брать на себя труд по написанию всех выносимых судебных актов, то есть, по сути, совмещать выполнение трудовой функции судьи (функции особого рода и особой публичной значимости) с трудовой функцией помощника судьи, что квалифицируется в трудовом законодательстве как совмещение профессий и должностей (ст. 60.2 ТК РФ) и предполагает дополнительные гарантии работнику в виде доплаты за выполнение дополнительной работы (ст. 151 ТК РФ), равно права отказаться от ее выполнения. Применительно к судье как работнику подобных гарантий на нормативном уровне не предусмотрено, что обусловлено особенностями трудовой функции, которую он выполняет: нехватка штата (как административно-организационной составляющей деятельности суда) не может и не должна влечь за собой нарушение установленных законом процессуальных сроков судопроизводства, включающих в себя в том числе сроки изготовления мотивировочных решений по рассмотренным судьей делам. В этой связи отказ судьи от выполнения работы отсутствующего помощника (реализация права на отказ от выполнения дополнительной работы) является объективно невозможным. Вместе с тем необходимость выполнения данной работы влечет за собой и увеличение продолжительности рабочего времени судьи - выход за пределы нормальной продолжительности рабочего времени (выполнение работы, квалифицируемой трудовым законодательством как сверхурочная). И вновь приходится констатировать отсутствие в отношении судей правовых гарантий, предоставляемых всем прочим работникам: невозможность реализации права на отказ от выполнения дополнительной работы (совмещения профессий и должностей), отсутствие доплат за ее выполнение, отсутствие доплат за выполнение сверхурочной работы за пределами нормальной продолжительности рабочего времени. Изложенное приводит к выводу, что объем гарантий трудовых прав, обеспечиваемых трудовым законодательством в отношении судей, уже объема гарантий, предоставленных всем прочим работникам; компенсационные механизмы повышенной нагрузки на судей де-юре отсутствуют.
Статья: О необходимости повышения процессуальной роли помощников судей
(Шевченко И.М.)
("Российский судья", 2024, N 1)Должность помощника судьи в чем-то романтическая. С одной стороны, эта должность - это пот и слезы: тяжелая рутинная работа с не самой высокой заработной платой. Это во многом нахождение в тени судьи, который подписывает судебные акты и в глазах широкой публики остается единственным лицом, стоящим за всеми действиями, от него исходящими, хотя, конечно, значительную долю этих действий в той или иной степени может совершать помощник.
(Шевченко И.М.)
("Российский судья", 2024, N 1)Должность помощника судьи в чем-то романтическая. С одной стороны, эта должность - это пот и слезы: тяжелая рутинная работа с не самой высокой заработной платой. Это во многом нахождение в тени судьи, который подписывает судебные акты и в глазах широкой публики остается единственным лицом, стоящим за всеми действиями, от него исходящими, хотя, конечно, значительную долю этих действий в той или иной степени может совершать помощник.
Статья: Современные проблемы и перспективы развития правового регулирования прохождения государственной гражданской службы в органах судебной власти
(Мартиросян П.Г.)
("Legal Bulletin", 2025, N 1)Совершенно очевидно, что в настоящее время особенно остро стоит вопрос, касающийся осуществления укомплектования кадров аппаратов органов судебной власти профессиональными кадрами, т.к. текучка служащих в данной сфере попросту огромна, по оценке бывшего Председателя Верховного Суда Российской Федерации В.М. Лебедева, в некоторых судах текучка кадров (помощников и секретарей судей) достигает 400% <4>, при этом во многом указанная ситуация обуславливается низкой заработной платой и несоответствием социальных гарантий тем объемам работы, которую в настоящее время осуществляют служащие аппаратов судов. Указанную ситуацию необходимо в скорейшем времени разрешить, в том числе посредством дополнения ФЗ-79 главой о государственной службе в органах судебной власти, которая не только должна повысить уровень материального и социального обеспечения работников аппаратов судов, но и также должна сама по себе поднять престиж работы в аппарате суда.
(Мартиросян П.Г.)
("Legal Bulletin", 2025, N 1)Совершенно очевидно, что в настоящее время особенно остро стоит вопрос, касающийся осуществления укомплектования кадров аппаратов органов судебной власти профессиональными кадрами, т.к. текучка служащих в данной сфере попросту огромна, по оценке бывшего Председателя Верховного Суда Российской Федерации В.М. Лебедева, в некоторых судах текучка кадров (помощников и секретарей судей) достигает 400% <4>, при этом во многом указанная ситуация обуславливается низкой заработной платой и несоответствием социальных гарантий тем объемам работы, которую в настоящее время осуществляют служащие аппаратов судов. Указанную ситуацию необходимо в скорейшем времени разрешить, в том числе посредством дополнения ФЗ-79 главой о государственной службе в органах судебной власти, которая не только должна повысить уровень материального и социального обеспечения работников аппаратов судов, но и также должна сама по себе поднять престиж работы в аппарате суда.
Статья: О подготовке кандидатов в судьи
(Горюнов В.В.)
("Российский судья", 2022, N 11)В заключение хотелось бы затронуть еще один аспект рассматриваемой проблемы. Имеет место точка зрения, согласно которой институт стажера судьи (кандидата в судьи) является излишним, поскольку кадровые потребности судебной системы вполне успешно удовлетворяются путем заполнения судейских вакансий за счет помощников судей, успешно сдавших квалификационный экзамен и прошедших соответствующий отбор. Опыт работы в судебной системе для претендента в судьи, безусловно, является хорошим подспорьем, предоставляющим эмпирическую базу для будущей профессиональной деятельности. Вместе с тем разделяем мнение В.В. Ершова о том, что "смысл трудовой функции помощника судьи состоит не в обучении на должность судьи, а в оказании помощи в выполнении им его профессиональных обязанностей. Кандидат же в судьи должен прежде всего учиться стать судьей, получая при этом заработную плату и зарабатывая трудовой стаж" <15>. Таким образом, наличие возможности пополнения судейских кадров за счет работников аппаратов судов позволяет частично решать вопросы заполнения вакансий в судах, но в целом не снимает кустарный характер с процесса формирования судейского корпуса России.
(Горюнов В.В.)
("Российский судья", 2022, N 11)В заключение хотелось бы затронуть еще один аспект рассматриваемой проблемы. Имеет место точка зрения, согласно которой институт стажера судьи (кандидата в судьи) является излишним, поскольку кадровые потребности судебной системы вполне успешно удовлетворяются путем заполнения судейских вакансий за счет помощников судей, успешно сдавших квалификационный экзамен и прошедших соответствующий отбор. Опыт работы в судебной системе для претендента в судьи, безусловно, является хорошим подспорьем, предоставляющим эмпирическую базу для будущей профессиональной деятельности. Вместе с тем разделяем мнение В.В. Ершова о том, что "смысл трудовой функции помощника судьи состоит не в обучении на должность судьи, а в оказании помощи в выполнении им его профессиональных обязанностей. Кандидат же в судьи должен прежде всего учиться стать судьей, получая при этом заработную плату и зарабатывая трудовой стаж" <15>. Таким образом, наличие возможности пополнения судейских кадров за счет работников аппаратов судов позволяет частично решать вопросы заполнения вакансий в судах, но в целом не снимает кустарный характер с процесса формирования судейского корпуса России.
Статья: О перспективах перераспределения судебной компетенции по делам приказного производства
(Фокин Е.А.)
("Журнал российского права", 2023, N 7)Уяснение идеологического аспекта в статусе помощника судьи помогает понять, возможно ли концептуальное переосмысление сложившихся подходов. Как верно подчеркивает А.В. Сорокопуд, помощники судей остаются вспомогательным персоналом судов, который выполняет преимущественно организационные и технические задачи по обеспечению работы судьи <18>. Определяющая черта статуса помощника судьи состоит в его подчиненном характере. Если на судей распространяются конституционный и международно-правовой стандарты независимости, то работники аппарата суда таких гарантий не имеют. Напротив, в реальности сегодняшнего дня указания помощнику судьи могут дать судья, председатель судебного состава, заместитель председателя суда, администратор суда, руководитель секретариата председателя суда, председатель суда. Добавим к этому проблему запредельно низкого уровня оплаты труда сотрудников аппарата суда. При таком положении вещей наделение помощников судей функциями по выдаче судебных приказов, как представляется, лишь повлечет дальнейший отток кадров из судебной системы, а не наделит приказное производство какими-либо новыми концептуальными смыслами.
(Фокин Е.А.)
("Журнал российского права", 2023, N 7)Уяснение идеологического аспекта в статусе помощника судьи помогает понять, возможно ли концептуальное переосмысление сложившихся подходов. Как верно подчеркивает А.В. Сорокопуд, помощники судей остаются вспомогательным персоналом судов, который выполняет преимущественно организационные и технические задачи по обеспечению работы судьи <18>. Определяющая черта статуса помощника судьи состоит в его подчиненном характере. Если на судей распространяются конституционный и международно-правовой стандарты независимости, то работники аппарата суда таких гарантий не имеют. Напротив, в реальности сегодняшнего дня указания помощнику судьи могут дать судья, председатель судебного состава, заместитель председателя суда, администратор суда, руководитель секретариата председателя суда, председатель суда. Добавим к этому проблему запредельно низкого уровня оплаты труда сотрудников аппарата суда. При таком положении вещей наделение помощников судей функциями по выдаче судебных приказов, как представляется, лишь повлечет дальнейший отток кадров из судебной системы, а не наделит приказное производство какими-либо новыми концептуальными смыслами.
Статья: Некоторые проблемы обеспечения независимости судьи
(Полянский В.В.)
("Российский судья", 2025, N 10)Одной из важнейших гарантий независимости судей является установленное ст. 124 Конституции РФ правило, согласно которому "финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом". Отсюда следует, что финансовая гарантия независимости судей признается государством в качестве приоритетной. Однако содействующий судьям в реализации их полномочий аппарат имеет весьма скромный уровень оплаты труда, не обеспечивает должной мотивации для закрепления квалифицированных кадров во всей судебной системе, которая испытывает кадровый голод в части замещения должностей секретарей, помощников судей, других работников аппарата. Такая ситуация не способствует обеспечению независимости судей, финансирование которых в виде вознаграждения также не самое высокое. Следует возвратиться к рассмотрению ранее предлагавшегося законопроекта о финансово-материальном обеспечении судей и аппарата судов на достойном уровне. В этом контексте обоснована инициатива Совета судей России по принятию закона о повышении уровня оплаты труда судей <10>.
(Полянский В.В.)
("Российский судья", 2025, N 10)Одной из важнейших гарантий независимости судей является установленное ст. 124 Конституции РФ правило, согласно которому "финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом". Отсюда следует, что финансовая гарантия независимости судей признается государством в качестве приоритетной. Однако содействующий судьям в реализации их полномочий аппарат имеет весьма скромный уровень оплаты труда, не обеспечивает должной мотивации для закрепления квалифицированных кадров во всей судебной системе, которая испытывает кадровый голод в части замещения должностей секретарей, помощников судей, других работников аппарата. Такая ситуация не способствует обеспечению независимости судей, финансирование которых в виде вознаграждения также не самое высокое. Следует возвратиться к рассмотрению ранее предлагавшегося законопроекта о финансово-материальном обеспечении судей и аппарата судов на достойном уровне. В этом контексте обоснована инициатива Совета судей России по принятию закона о повышении уровня оплаты труда судей <10>.
Статья: Доклад Счетной палаты Российской Федерации "Анализ реализации мер государственной политики, направленных на поддержку женщин, обеспечение их равных возможностей для развития и включения в общественный процесс"
(Изотова Г., Штогрин С.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 3)Наибольшая доля женщин отмечается в органах судебной власти и прокуратуры как на должностях помощников и секретарей судей, так и в судейском корпусе. Однако и в данной области сохраняется гендерно окрашенная вертикальная сегрегация, при которой наиболее престижные должности занимают мужчины (рисунок 29).
(Изотова Г., Штогрин С.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 3)Наибольшая доля женщин отмечается в органах судебной власти и прокуратуры как на должностях помощников и секретарей судей, так и в судейском корпусе. Однако и в данной области сохраняется гендерно окрашенная вертикальная сегрегация, при которой наиболее престижные должности занимают мужчины (рисунок 29).
Статья: Фальсификация доказательств
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)По ч. 4 ст. 303 УК РФ фальсификация результатов оперативно-разыскной деятельности лицом, уполномоченным на проведение оперативно-разыскных мероприятий, в целях уголовного преследования лица, заведомо непричастного к совершению преступления, либо в целях причинения вреда чести, достоинству и деловой репутации наказывается штрафом в размере до 300 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 12 месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет, либо лишением свободы на срок до 4 лет.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)По ч. 4 ст. 303 УК РФ фальсификация результатов оперативно-разыскной деятельности лицом, уполномоченным на проведение оперативно-разыскных мероприятий, в целях уголовного преследования лица, заведомо непричастного к совершению преступления, либо в целях причинения вреда чести, достоинству и деловой репутации наказывается штрафом в размере до 300 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 12 месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет, либо лишением свободы на срок до 4 лет.
Статья: Тенденции развития законодательства об административной ответственности в России в современный период
(Панкова О.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 7)Что касается проекта ПКоАП РФ, то в концептуальном плане, пожалуй, самым большим достижением его разработчиков явилась дифференциация в нем норм, регулирующих порядок рассмотрения административно-деликтных дел в судах общей юрисдикции и несудебных органах, включение в число субъектов административной юрисдикции не судей, а судов, принимающих решения именем Российской Федерации, и более подробное изложение процессуальных принципов административной ответственности <6>. В целом же за основу проекта ПКоАП РФ его авторы взяли положения раздела IV КоАП РФ 2001 г., уточнив и расширив структуру последнего, а также дополнив и конкретизировав содержание его норм с учетом накопленного опыта правоприменения <7>. В частности, позитивного отношения заслуживают: адекватное нормативное закрепление стадий административно-деликтного производства, уточнение правил пересмотра постановлений и решений по делам об административных правонарушениях, углубление видовой классификации процессуальных документов, принимаемых на отдельных стадиях прохождения дела в суде. Определенное развитие в проекте ПКоАП РФ получила система электронного правосудия, предполагающего использование участниками административно-юрисдикционного процесса электронных документов в их взаимоотношениях с судами. Кроме того, авторы проекта ПКоАП РФ включили в число участников производства по делам об административных правонарушениях представителей государственных органов, уполномоченных составлять протоколы по административно-деликтным делам, секретаря судебного заседания и помощника судьи; предусмотрели возможность назначения бесплатного защитника; закрепили обязанность суда вести протокол судебного заседания и право участников производства по делу приносить на него замечания; предоставили суду возможность объединять несколько дел в одно производство и регламентировали порядок такого объединения; включили в состав издержек по делу об административном правонарушении расходы на оплату труда защитника, подлежащие возмещению в пользу лица, привлекаемого к административной ответственности, в случае прекращения производства по административно-деликтному делу в связи с отсутствием события или состава административного правонарушения. Значительное место в проекте ПКоАП РФ отводится порядку проведения судебного заседания и обеспечению правил поведения в нем путем применения к нарушителям мер административной ответственности.
(Панкова О.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 7)Что касается проекта ПКоАП РФ, то в концептуальном плане, пожалуй, самым большим достижением его разработчиков явилась дифференциация в нем норм, регулирующих порядок рассмотрения административно-деликтных дел в судах общей юрисдикции и несудебных органах, включение в число субъектов административной юрисдикции не судей, а судов, принимающих решения именем Российской Федерации, и более подробное изложение процессуальных принципов административной ответственности <6>. В целом же за основу проекта ПКоАП РФ его авторы взяли положения раздела IV КоАП РФ 2001 г., уточнив и расширив структуру последнего, а также дополнив и конкретизировав содержание его норм с учетом накопленного опыта правоприменения <7>. В частности, позитивного отношения заслуживают: адекватное нормативное закрепление стадий административно-деликтного производства, уточнение правил пересмотра постановлений и решений по делам об административных правонарушениях, углубление видовой классификации процессуальных документов, принимаемых на отдельных стадиях прохождения дела в суде. Определенное развитие в проекте ПКоАП РФ получила система электронного правосудия, предполагающего использование участниками административно-юрисдикционного процесса электронных документов в их взаимоотношениях с судами. Кроме того, авторы проекта ПКоАП РФ включили в число участников производства по делам об административных правонарушениях представителей государственных органов, уполномоченных составлять протоколы по административно-деликтным делам, секретаря судебного заседания и помощника судьи; предусмотрели возможность назначения бесплатного защитника; закрепили обязанность суда вести протокол судебного заседания и право участников производства по делу приносить на него замечания; предоставили суду возможность объединять несколько дел в одно производство и регламентировали порядок такого объединения; включили в состав издержек по делу об административном правонарушении расходы на оплату труда защитника, подлежащие возмещению в пользу лица, привлекаемого к административной ответственности, в случае прекращения производства по административно-деликтному делу в связи с отсутствием события или состава административного правонарушения. Значительное место в проекте ПКоАП РФ отводится порядку проведения судебного заседания и обеспечению правил поведения в нем путем применения к нарушителям мер административной ответственности.